ОСОБЕННОСТИ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ВОСПИТАННОСТИ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ


УДК 376.112.4
роль музыкального воспитания в эстетическом развитии умственно отсталых старшеклассников
Волкова Т.Г., Евтушенко И.В.
«Московский педагогический государственный университет», Москва, Россия (119992, Москва, ул. Малая Пироговская, 1-1, МПГУ), e-mail: evtivl@rambler.ruСреди проблем отечественного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья выделяется необходимость разработкисовременных подходов к эстетическому воспитанию умственно отсталых обучающихся. Особенностипознавательной деятельности, эмоциональной сферы и поведения, характерные для умственно отсталых детей, препятствующие их успешной социализации и адаптации к образовательному процессу, широко распространены и определяют необходимость создания действенных коррекционно-развивающих технологий, устраняющихсоциальные последствия первичных нарушений развития, дающих возможность педагогамопределять эффективность специального образовательного процесса. Критерии успешности процесса эстетического воспитанияумственно отсталых старшеклассников сравнительно мало изучены отечественнымиспециалистами в области психолого-педагогических наук. Авторами был обобщен и систематизирован наиболее успешный опыт использования музыкальной деятельностидля формирования эстетической культуры умственно отсталых детей. В статье представлены результаты магистерского исследования, посвященного разработке, апробации диагностических процедур и внедрению коррекционно-развивающих занятий, направленных на эстетическое развитие детей старшего школьного возраста с умственной отсталостью.
Ключевые слова:музыкальное воспитание, эстетическое развитие, умственно отсталые обучающиеся.
ROLE OF MUSIC EDUCATION IN aesthetic development of mentally retarded juniors
VolkovaT.G.,Evtushenko I.V.
Moscow State Pedagogical University, Moscow, Russia (119991, Moscow, M. Pirogovskaya, st., 1-1, MSPU), e-mail: evtivl@rambler.ruAmong the problems of national education of persons with disabilities highlighted the need to develop modern approaches to aesthetic education of mentally retarded students. Features of cognitive activity, emotional sphere, and behaviors characteristic of mentally retarded children, hindering their successful socialization and adaptation to the educational process, widespread and determine the need for the creation of effective correctional-developing technologies that eliminate the social consequences of the primary developmental disorders, enabling teachers to determine the effectiveness of the special educational process. Test for success of the process of aesthetic education of mentally retarded juniorsrelatively poorly understood by national experts in the field of psychological and pedagogical sciences. The authors have been generalized and systematized the most successful experience in the use of musical activity for the formation of aesthetic culture of mentally retarded children. The article presents the results of the Master's study on the development, testing and implementation of diagnostic procedures correctional and developmental activities aimed at the aesthetic development of juniorswith mental retardation.
Keywords:music education, aesthetic development, mentally retarded students.
Системаотечественного образования умственно отсталых детей за последние годы претерпела существенные изменения. Произошло усиление теоретических положений специального образования, уточнение психолого-педагогических классификаций, совершенствование диагностики, определение механизмов сопровождения семьи, а также формирование подходов к системе инклюзивного обучения. Тем не менее,сохраняет актуальность потребность в совершенствовании содержанияобразования и направлений воспитательной работы, создании специальных условий, в наибольшей степениспособствующих процессу эффективнойсоциализации умственно отсталых обучающихся.По данным МинобрнаукиРоссии в специальных (коррекционных) и общеобразовательных школах нашей страны обучается около 200 тыс. человек умственно отсталых школьников [7]. Большинствозатруднений, возникающих при формировании положительных личностных качеству умственно отсталых детей, связаны не столько с неразвитостью мотивационных, волевых, познавательных предпосылок к учебной деятельности, сколько с грубыми искажениями эмоциональных качеств личности, структуры опосредованного поведения.
Является необходимым направление компенсаторной энергии умственно отсталых детей в процессы, носящие созидательный, социально значимый характер, вовлечение их в тех виды деятельности, которые могут заинтересовать воспитанников, высоко ценятся в молодежной и детской среде и вместе с тем выполняют образовательные функции. Подобные качества присущи художественно-эстетической культуре, способствующей усилению гуманизации специального образования. Преобладающая в настоящее времяв общем образовании технократическая модельформирования личности, ориентированная на развитие сугубо утилитарных интеллектуальных и профессионально-трудовых способностей человека, показала свою нежизнеспособность, в связи с утратой общечеловеческих гуманитарных ценностей (семья, Родина, ответственность, доброта и др.). В современном образовательном процессе эстетическому воспитанию отводится место по «остаточному» принципу, занятия носят характерразвлекательно-досуговой деятельности, и практически вытеснены из процесса обучения. Отсутствие компетентных специалистов и не соответствующая современным методическим требованиям материальная база усугубляют данное положение. Тем не менее, еще в середине позапрошлого века ЭдуардСегенуказывал наэффективность эстетических средств для активизации психических процессов и преодоления нарушений эмоциональной сферы умственно отсталых детей. В современных исследованиях доказывается, что умственно отсталые дети отдают приоритет коллективным играм, спорту, труду, прикладным видам искусства[1-25]. Наиболее востребованной,среди различных направлений творчества для умственно отсталых обучающихся,являетсямузыкальная деятельность, представляющая один из ключевых компонентов эстетического воспитания.
Отражая в художественных звуковых образах действительность, музыка обладает огромной по своему эстетическому воздействию силой, вызывая яркие эмоциональные переживания, способствует развитию воображения, воспитывает художественный вкус. Проблема влияния восприятия музыки на личность ребенка с умственной отсталостью давно интересует дефектологов. Так, по наблюдениям ЭдуардаСегена,ему не встречались умственно отсталые дети, не получавшие удовольствия от слушания музыки, по разному реагируя на нее: дети, с преобладанием реакций заторможенности, услышав музыку, выходили из оцепенения, начинали движения, передвигаясь ближе к источнику музыкального звучания, осуществляли попытки подпеть;гипервозбудимые дети под звуки музыки, особенно фортепианной, успокаивались,у них под влиянием музыкальных звуков, напротив прекращались аффективные состояния.Музыкой у умственно отсталых слушателей можно вызывать различные эмоциональные переживания. От того, насколько полно она опосредуется сознанием, зависит сила воздействия музыки на эмоциональную сферу человека. Понять содержание музыкального произведения и осознать средства музыкальной выразительности, означает обогатить эстетические чувства.
Современные нейропсихологические исследования установили, что музыкальные звуки воздействуют на центры коры больших полушарий головного мозга, мозжечок, таламус и гипоталамус, который выделяет психоактивные вещества, гормоны, оказывающие влияние на весь организм, испытывающий при этом ощущение удовольствия, комфорта. Возбуждение таламуса активизирует кортикальные центры. Различная роль левого и правого полушарий в восприятии музыки («дихотомическое слушание»), дифференцирует характер воздействия музыкального звучания на данные структуры: правое полушарие воспринимает образ музыкального произведения эмоционально целостноокрашенным, левоеполушарие осуществляет аналитико-синтетическую функцию, различая интонации, мелодию, гармонию, динамику, тембр, ритм. Доказано наличие комплексного синхронногообоеполушарного характера музыкального восприятия, обусловленного личностнымиособенностями, образованием и опытом слушателя. Возникновение сильного эмоционального возбуждения оказывает воздействие на центры мозга, продуцирующие патологические влечения,тем самымтормозятся и вытесняются существующиепатодинамические связи и образуются новые положительные переживания и установки. В процессе музыкальнойдеятельности наряду с произвольнымипсихическими актами (зрительными, двигательными, осязательными, слуховыми музыкальными и внемузыкальными представлениями) возникают бессознательные психические реакции (эмоции, эстетические переживания). Данный факт обосновывает необходимостьиспользования в музыкальном воспитании умственно отсталых детей специально подобранных музыкальных произведений, осуществляющих воздействие на аффективную сферу и высшие психические функции: внимание, восприятие, мышление, память, речь.
Активное восприятие произведения искусства – это творческий процесс, в ходе которого не только возникают эмоциональные состояния, но икак результат художественной реакции происходят процессы преодоления, разрешения этих эмоций («катарсис»). Под воздействием музыки упорядочиваются внутренние процессы эмоционального возбуждения, что вызывает значительный расход и уравновешивание нервно-психической энергии. С целью моделирования определенных эмоциональных состояний в качестве совокупности значимых раздражителей можно использовать специально подобранные музыкальные произведения.
Музыкальное воспитаниев специальных (коррекционных) образовательных организациях для умственно отсталых обучающихсяявляетсяодной из составляющихобразовательного процесса, которое в комплексе с другими учебными дисциплинами способствует решению образовательных, воспитательных, коррекционно-развивающих и лечебно-компенсаторных задач. Овладевая различными видами музыкальной активности, обучающиеся самостоятельно применяют их в урочной, внеурочной деятельности, в ситуациях общения со сверстниками с нормативным интеллектуальным развитием. Участие умственно отсталых детей в музыкальной деятельности содействует формированию у них положительной эмоциональнойустановки и мотивации к музыке, обогащению музыкальных представлений, переживаний, эстетического отношения к природе, окружающему миру. Среди видов музыкальной деятельности умственно отсталых старшеклассников: слушание музыки, хоровое и сольное пение,музыкально-ритмические движения,музыкально-дидактические игры, изучение элементарной теории музыки. Содержание музыкальноговоспитания способствует не только эстетическому воздействиюнаобучающихся, но и преодолению недостатков их познавательной деятельности,эмоциональной сферы и поведения. В ходе занятий музыкой отмечаются улучшение мышления учащихся, формирование целенаправленной деятельности и устойчивого внимания, нормализуя общий эмоциональный фон.
Одна из ключевых ролей в музыкально-эстетическом воспитании умственно отсталых детей отводится хоровому пению. Тщательно выбирается песенный репертуар, а также методические приемы и средства вокально-хорового обучения, учитывающие индивидуальное своеобразие каждого ребенка. Разучиванию песнис умственно отсталыми детьми уделяется больше времени, чем в массовой школе, обращая внимание на первое прослушивание, выразительность исполнения, познание эстетической ценности песни. Красивое, слаженное пениепомогает детям лучше понять красоту музыкального произведения, сформировать эстетический вкус. Важная роль в формировании навыка пения отводится правильному выбору репертуара, который должен учитывать требованиядоступности, эстетики, развивающей направленности.
Среди специальных условий музыкального воспитанияумственно обучающихся можно выделить следующие: наличие образовательных программ, учебно-методическихпособий; применение динамического подхода в изучении положительных измененийв эстетической и музыкальной культуре учащихся; применение индивидуальных и фронтальных коррекционно-педагогических технологий, способствующих преодолению, как персональных, так и общих для всех учащихся нарушений; вовлечение в процесс музыкального воспитания всего педагогического коллектива и родителей обучающихся.
Современный этап развития специального образования призван возродить и удовлетворить национально-культурные запросы общества, определяемого национальным самосознанием в содержании музыкального и эстетического воспитания. Именно школа позволяет сформироваться новым носителям национального достояния и творческого продолжения. Специальной школе,открытой для внешнего взаимодействия с организациями общего и дополнительного образования, учреждениями культуры, общественными объединениями,отводится ведущая роль в приобщении и погружении учащихся в родную национальную культуру, историю, обычаи и традиции своего народа, что и составляет суть эстетического воспитания.
Список литературы
1. Артемова Е.Э., Евтушенко И.В., Тишина Л.А. К проблеме модернизации программ подготовки бакалавров по направлению «Специальное (дефектологическое) образование»//Современные проблемы науки и образования. 2015. № 6; URL: http://www.science-education.ru/130-22994 (дата обращения: 19.11.2015).
2. Дистанционное образование: педагогу о школьниках с ограниченными возможностями здоровья/Евтушенко И.В., Жигорева М.В., Левченко И.Ю. и др. М., 2013.
3. Евтушенко Е.А. Театрализованная деятельность детей-сирот//Среднее профессиональное образование. 2010. № 3. С.23-25.
4. Евтушенко Е.А., Артемова Е.Э., Евтушенко И.В., Тишина Л.А. Проектирование модели реализации основной профессиональной образовательной программы подготовки бакалавров по направлению «специальное (дефектологическое) образование» в условиях сетевого взаимодействия//Современные проблемы науки и образования. 2015. № 6; URL: http://www.science-education.ru/130-23919 (дата обращения: 03.12.2015).
5. Евтушенко Е.А., Евтушенко И.В. К оценке уровня нравственной воспитанности обучающихся с умственной отсталостью//Современные проблемы науки и образования. 2016. № 2; URL: http://www.science-education.ru/article/view?id=24421 (дата обращения: 28.04.2016).
6. Евтушенко И.В. Использование регулятивной функции музыки в воспитании детей с легкой умственной отсталостью//Современные проблемы науки и образования. 2013. № 6; URL: http://www.science-education.ru/113-10919 (дата обращения: 27.11.2013).
7. Евтушенко И.В. Методологические основы музыкального воспитания умственно отсталых школьников//Фундаментальные исследования. 2013. № 10 (часть 13). С. 2963-2966.
8. Евтушенко И.В. Модель музыкального воспитания умственно отсталых школьников в системе специального образования//Межотраслевые подходы в организации обучения и воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья. М., 2014.
9. Евтушенко И.В. Музыкальное воспитание умственно отсталых детей-сирот. М., 2003.
10. Евтушенко И.В. Некоторые аспекты формирования нравственной культуры детей с интеллектуальным недоразвитием//Вестник Университета Российской академии образования. 2008. №2(40). C. 113-115.
11. Евтушенко И.В. Современные подходы к разработке модели социализации умственно отсталых детей//Особые дети в обществе: Сб. науч. докладов и тезисов выступл. участников I Всеросс. съезда дефектологов. 26-28 октября 2015 г. М., 2015. С. 68-75.
12. Евтушенко И.В. Формирование основ музыкальной культуры умственно отсталых школьников в системе специального образования: дис… д-ра пед. наук. М., 2009.
13. Евтушенко И.В. Формирование профессионально-правовой компетентности учителя-дефектолога//Коррекционная педагогика. 2008. №1 (25). С.57-66.
14. Евтушенко И.В., Готовцев Н.Г., Слепцов А.И., Сергеев В.М. Проблемы формирования толерантного отношения к лицам с инвалидностью и с ограниченными возможностями здоровья глазами инвалидов//Современные наукоемкие технологии. 2015. № 12 (часть 3). С. 492-496.
15. Евтушенко И.В., Евтушенко Е.А., Левченко И.Ю. Профессиональный стандарт педагога-дефектолога: проблемы разработки содержания//Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. М., 2015. № 4. С. 684-690.
16. Евтушенко И.В., Евтушенко И.И. Основы формирования гуманных межличностных отношений в классном коллективе старшеклассников в условиях инклюзивного образования//Актуальные проблемы обучения и воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья: материалы IV Междунар. науч.-практич. конференции, Москва, 26-27 июня 2014 г. / Под ред. И.В. Евтушенко, В.В. Ткачевой. М., 2014. С.130-136.
17. Евтушенко И.В., Казючиц М.И., Чернышкова Е.В. Музыкальное сочинительство как профилактика профессиональной деформации личности педагога-дефектолога // Современные наукоемкие технологии. 2016. №8 (часть 1). С. 111-115.
18. Евтушенко И.В., Левченко И.Ю. К проблеме разработки профессионального стандарта «Педагог-дефектолог»//Современные проблемы науки и образования. 2015. № 4; URL: http://www.science-education.ru/127-20910 (дата обращения: 29.07.2015).
19. Евтушенко И.В., Левченко И.Ю. К разработке компетенций специалистов в сфере ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и детям группы риска//Современные проблемы науки и образования. 2016. № 2; URL: http://www.science-education.ru/article/view?id=24279 (дата обращения: 04.04.2016).
20. Евтушенко И.И. Внеучебная деятельность как фактор формирования правовой культуры старшеклассников//Современные проблемы науки и образования. 2013. №5. URL: http://www.science-education.ru/111-10104
21. Евтушенко И.И. Формирование правовой культуры старшеклассников во внеучебной деятельности//Социально-гуманитарные знания. 2011. №4. С.356-361.
22. Казючиц М.И., Евтушенко И.В. Использование современной авторской песни в музыкальном воспитании умственно отсталых обучающихся//Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. №5-5. С. 790-794.
23. Олигофренопедагогика/Алышева Т.В., Васенков Г.В., Воронкова В.В., Грошенков И.А., Евтушенко И.В. и др. М., 2009.
24. Орлова О.С., Левченко И.Ю., Евтушенко И.В. Вопросы содержания профессионального стандарта «Педагог-дефектолог»//Современные проблемы науки и образования. 2015. № 6; URL: http://www.science-education.ru/130-23294 (дата обращения: 30.11.2015).
25. Ткачева В.В., Евтушенко И.В. К проблеме организации профессиональной ориентации и социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья со сложным дефектом//Современные проблемы науки и образования. 2015. № 2; URL: www.science-education.ru/129-22142 (дата обращения: 11.11.2015).