Сообщение на педсовете или секции классных руководителей Компетенция классного руководителя

Компетенция классного руководителя.

Термин «компетенция» происходит от латинского слова, что означает – «совместно достигаю, добиваюсь, подхожу» В словаре Ожегова компетентность определяется достаточно широко как «круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлен» (Ожегов, 1968).
В энциклопедическом словаре под компетентностью понимается:
1) круг полномочий, пре6доставленных законом, уставом или иным актом конкретной организации или должностному лицу;
2) знания и опыт в той или иной области (Большой энциклопедический словарь, 1987).
Для работников образования в число компетенций входят: оказание влияния на других людей, развитие других людей, межличностное понимание, уверенность в себе, самоконтроль, личная эффективность, профессиональная экспертиза, сотрудничество.
Компетенция позволяет прогнозировать хорошее или плохое исполнение, которое измеряется с помощью конкретного критерия или стандарта.
Важной задачей образовательного процесса должно стать формирование социальной компетенции, а учащихся следует обучать эффективному поведению в различных ситуациях и в различном социальном окружении.
Потребность в компетентности рассматривается в качестве одной из важнейших предпосылок развития автономности личности. Человеку важно чувствовать себя компетентным во взаимодействии с внешним миром. Компетентность является существенным мотивирующим фактором – основанием направленного устойчивого поведения, внутренней активности личности.
Воспитание – это важнейшая стратегическая задача общеобразовательного учреждения как центрального звена социализации детей. Ключевая роль в решении педагогических задач воспитания отводится классному руководителю.
Для эффективного выполнения своей роли классный руководитель должен уметь решать следующие задачи:
- организация и гармонизация системы межличностных отношений внутри классного коллектива через разнообразные виды совместной деятельности;
- создание благоприятной социальной ситуации развития, необходимой для успешной жизнедеятельности, индивидуального самовыражения и разностороннего развития каждого ребенка, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей, формирования у него нравственных смыслов и духовных ценностей;
- организация учебно-воспитательной деятельности с учетом основных тенденций общественной жизни и актуальной ситуации в обществе;
- формирование толерантной, поликультурной личности учащихся, эффективно функционирующей в системе межэтнических и межконфессиональных отношений.
Эти воспитательные задачи диктуют следующие методологические принципы:
от совместной деятельности в классе к формированию социальной компетенции ученика.
Процесс социализации в школьном возрасте приобретает систематический, контролируемый характер. Важное место в этом процессе занимает комплекс учебно-воспитательных воздействий, реализуемых через совместную деятельность класса и классного руководителя.
Выделяются три основных результата совместной деятельности:
А) создание межличностных отношений ее участников;
Б) подбор методов, посредством которых могут быть преобразованы межличностные отношения;
В) процесс реализации межличностных отношений в ходе совместной деятельности.
Таким образом, эффективная организация совместной деятельности в классе становится основным ресурсом развития как самого класса, так и формирования социально активного и компетентного ученика.
Ведущую роль в психическом развитии и формировании социальной компетентности в школьном возрасте играют учеба и общение со сверстниками. В процессе учебной деятельности происходит интенсивное формирование интеллектуальных способностей ученика.
Таким образом, одна из основных задач классного руководителя – это организация конкретных видов совместной деятельности в классе в ходе обучения и внеклассной работы с учетом возрастных особенностей детей.
Психологи описали основные характеристики поведения « компетентного ученика»:
выполнение учебных заданий;
поведенческий самоконтроль;
зрелый подход к решению проблем;
сотрудничество и взаимоуважение среди сверстников;
включенность во внеклассную работу;
владение навыками эффективного поведения в различных ситуациях.
Эти пункты больше имеют отношение к социальному и развивают и формируют социальный характер ребенка. Но это также является главным в педагогическом воздействии на ребенка, так как школа является частью общества.
Какие умения характеризуют «компетентного классного руководителя»?

Умение создать психологический климат доверия между учителями и учащимися.
Обеспечивать сотрудничество в принятии решений между участниками учебно-воспитательного процесса.
Актуализировать мотивационные ресурсы учебной деятельности.
Обладать личностными установками, наиболее адекватными гуманистическому образованию.
Помогать учащимся в личностном развитии

Есть три установки учителя, которые могут быть рассмотрены как наиболее удачные в организации эффективной совместной деятельности в классе:
подлинность в общении – позволяет учителю вступать в непосредственно личные отношения с учеником, общаться с ним как человек с человеком. Когда ребенок чувствует, что общается не с «безличным воплощением школьных правил», он начинает с гораздо большей охотой включаться в учебно-образовательный процесс и общественную жизнь класса.
эмпатическое понимание – оно обеспечивает атмосферу самостоятельного обучения, основанного на собственном опыте учащихся. Ученики «глубоко чувствуют, когда их просто понимают – не оценивают, не судят, просто понимают с их собственной ( а не с учительской ) точки зрения.
одобрение, принятие и доверие – со стороны учителя они поддерживают чувство внутренней автономии, базового доверия к миру, самоидентичности, ведут к формированию внутреннего контроля, веры в собственные силы и служат базой повышения социальной компетентности ученика.
Социальная компетентность как продукт социальной ситуации развития.
Умения и навыки, которые необходимы социально компетентному классному руководителю:
эффективно организовывать совместную деятельность в целях развития позитивных межличностных отношений в классе и класса как социальной группы, в рамках которой происходит формирование социальной компетентности школьника,
формировать в процессе учебной и воспитательной деятельности адекватную социальную ситуацию развития.
стимулировать и поддерживать гармоничное соотношение адаптивной и неадаптивной активности личности, что обеспечивает не только приспособительного, но и преобразующего уровня компетентности.
формировать многоролевую личность, социокультурное развитие которой происходит на перекрестках разных культур и социальных пространств.

Овладевая такими умениями и навыками, классный руководитель существенно повышает уровень своей социальной компетентности и может эффективно выполнить свою воспитательную функцию, выступая в роли архитектора классного коллектива.
Показатели успешного взаимодействия классного руководителя и классного коллектива:
высокая позитивная мотивация к познанию, учебной и общественно-значимой деятельности;
высокая осознанная активность учащихся в учебной деятельности;
высокая социальная активность, способность к сотрудничеству;
самостоятельность и инициативность;
готовность к профессионально-личностному самоопределению;
удовлетворенность учебным взаимодействием.

Заголовок 115