Жизнь по собственному выбору


Занятие для подростков по профилактике зависимости от психоактивных веществ (ПАВ) "Жизнь по собственному выбору"
Цель: формирование положительного образа будущего, свободного от употребления ПАВ.
Задачи:
Формирование представлений о том, что употребление ПАВ ограничивает возможность жизненного выбора.
Формирование негативного отношения к употреблению ПАВ.
Материалы: цветные карандаши, вырезки из газет и журналов, ножницы, клей, ватман, листы бумаги, изображение ромашек, смайлики.
Ход занятия.
I. Вводная часть.
Подростки входят в кабинет рассаживаются.
Представление ведущего:
-Здравствуйте ребята. В современном мире существует много проблем. Сегодня мы с вами собрались на нашем занятии чтобы обсудить очень серьезную проблему –наркомания. Тема нашего занятия будет звучать так: «Жизнь по собственному выбору».
Мы все с вами разные не только внешне, но и внутренне, и прежде чем начать обсуждение мне бы хотелось узнать с каким настроением Вы пришли сегодня на занятие. Перед вами смайлики с разными выражениями эмоций (веселый, грустный, задумчивый), каждому из вас предстоит выбрать тот смайл, который соответствует вашему настроению в данный момент.
Улыбка ничего не стоит, но много дает. Подарите друг другу улыбку.
1. Визитка. Установление правил.
На нашем занятии будут установлены правила, которые мы все должны соблюдать:
СЛАЙД Правила занятия:
-Смотреть на того, к кому ты обращаешься;
-Выражать своё мнение, начинать речь со словом «я»;
-Говорить по одному;
-Уважать чужое мнение;
-Внимательно слушать, когда говорят другие;
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. Наркомания, на Ваш взгляд, – проблема? Сегодня мы с вами живем в обществе, где все чаще и чаще, через СМИ мы слышим слова такие как зависимость, психоактивные вещества.
УПРАЖНЕНИЕ «Зависимость, зависимый».
Ребята назовите чувства, которые возникают у вас когда вы слышите слово «зависимость». (ответы фиксируются на доске) Зависимость СЛАЙД– навязчивая потребность подвигающая человека к определенной деятельности. Зависимость и зависимый человек эти понятия пересекаются?
При этом вы должны ответить на ряд вопросов СЛАЙД:
- Как он выглядит;
- Как сложилась семейная жизнь и карьера;
- Каковы его жизненные перспективы и.т.д.
-Назовите чувства, которые вызывает в вас этот человек?
-Что чувствуют по отношению к нему его родственники?
(образ крепится к доске и группа защищает проект)
Люди, употребляющие наркотик болезненно выглядят, их семьи распадаются, не держатся на работе, и что в перспективе …
В юности у человека имеется огромный выбор жизненных дорог. О нём человек начинает задумываться рано. Но среди подростков есть такие, кто уже в начале жизненного пути резко ограничивает свои возможности: это те, кто оказался в зависимости от своих собственных пагубных пристрастий.
Давайте попробуем разобраться в причинах, почему подростки выбирают такой путь (ребята называют причины, а ведущий их записывает на доске)
Наиболее типичные ответы: Любопытство; Давление группы, отсутствие навыка отказа; Попытка решить семейные или школьные проблемы, установить дружеские отношения со сверстниками; Возможность привлечь внимание; Скука, неумение интересно проводить свободное время.
Ребята, я думаю каждый из вас хоть раз задумывался о своем будущем.О том, кем он будет, что с ним будет. Вот сейчас я вам предлагаю помечтать.
УПРАЖНЕНИЕ «А что дальше?» Нарисуйте на листе бумаги линию времени. Представьте перспективу своей жизни в виде линии. Отметьте на линии времени рождение и ваш сегодняшний возраст. А теперь каждый из вас должен подумать и изобразить на данной линии вашу ближайшую цель, т.е. то, к чему вы стремитесь в данный момент. Близко или далеко она от вас находится по вашему мнению. Кто из вас может нам рассказать о своей ближайшей цели?
Спасибо! Молодцы.
Легко ли вам добиваться своей цели? УПРАЖНЕНИЕ «Цель».
Сейчас я предлагаю немного поиграть Упражнение называется «Марионетка» СЛАЙД
Участники выбирают героя, который будет куклой марионеткой, а все остальные кукловодами. Расставляются два стула на расстоянии 1,5 – 3 метра. Цель кукловодов – перевести куклу с одного стула на другой.
Обсуждение:
- Что чувствовали участник во время игры, когда был куклой?
- Понравилось ли тебе быть куклой в чужих руках?
- Хотелось ли что-либо сделать самому?
- Приятно ли быть в зависимости от чужой воли?
- Как всем остальным, понравилось быть в роли кукловодов?
Ребята как вы считаете кукла-марионетка и зависимый человек близкие по своему значению понятия?
Мы с вами сегодня разобрали человека зависимого. Давайте сейчас представим противоположный образ – человек не употребляющий наркотические вещества. Перед вами лежат различные вырезки из газет, журналов. Ваша задача подумать и на чистом листе бумаги, используя вырезки составить образ человека не употребляющего наркотические вещества.
И ответим на те же вопросы, что и в первый раз. СЛАЙД.
- Как он выглядит;
- Как сложилась семейная жизнь и карьера;
- Каковы его жизненные перспективы и.т.д.
-Назовите чувства, которые вызывает в вас этот человек?
-Что чувствуют по отношению к нему его родственники?
(образ крепится к доске и группа защищает проект)
Какой образ более позитивный? Ближе вам?
В начале нашего занятия мы говорили о том, что подростки стоят в начале жизненного пути, они начинают задумываться о том, какая будет их жизнь. Начинают ее постепенно выстраивать. Подросток, становясь наркоманом, отрезает себе этот путь. Предлагаем просмотреть видеофрагмент. ВИДЕО.
III. Заключительная часть.
Рефлексия.
-Наше занятие подходит к концу. Мы выяснили, что люди, ведущие здоровый образ жизни независимые, самостоятельные, свободные. Хочется узнать ответ на следующий вопрос: «В чем преимущество людей, независимых, самостоятельных, свободных?», ответьте каждый по кругу.Теперь давайте посмотрим изменилось ли ваше настроение? Каждый из вас пусть прикрепит смайл с изображением вашего настроения.