Анализ работы по теме самообразования Системный подход в процессе обучения математики


Системный подход в процессе обучения математики.
Личным кредо каждого казахстанца должно стать образование в течение жизни.
Н.А. Назарбаев
«Молодёжь – наше будущее». Точнее, молодёжь определяет не будущее, а настоящее. Именно от них зависит осуществление выполнения предложенной Президентом Республики Казахстан инновационно-индустриальной стратегии развития Казахстана. Сегодня перед нами стоит задача дальнейшего повышения качества образования, поэтому Президент говорит о новом наполнении содержания образовательных услуг, о продолжении модернизации образования. Новации предстоят на каждом этапе, начиная с дошкольного обучения, благодаря которому дети смогут более адаптировано переходить на 12-летнюю школьную программу. Так как, вклад в человеческие ресурсы – это источник укрепления всей экономики. Нынешний молодой человек – это конкурентоспособная личность, готовая предлагать амбициозные, прорывные проекты. Поэтому перед нами стоит задача – создать все условия, чтобы молодое поколение осуществили свои планы и построили своё будущее.
«Личное кредо каждого казахстанца должно стать «образование в течение жизни». Нурсултан Абишевич Назарбаев выделяет, что «качественное образование должно стать основной индустриализации и инновационного развития Казахстана».
Поэтому современные преобразования социально-экономической жизни нашего общества, ускоренное развитие экономики и производительных сил требуют адекватного развития опережающего образования и непосредственно учебного процесса.
Реализация социально-экономического и научно-технического прогресса связана в первую очередь с образованием подрастающего поколения и подготовкой квалифицированных специалистов, обладающих глубокими и прочными знаниями, способностью к самостоятельной творческой деятельности, умениями и навыками системного подхода к решению поставленных задач и системного мышления, важного для понимания существующих политических, социальных, экологических и иных систем, а также процессов, протекающих в них.
Реализовать подобные цели в установленные сроки при минимизации затрат, можно путём целенаправленного повышения результативности учебного процесса в каждую единицу времени, т.е. его интенсификация, эффективность которой в системе образования ещё недостаточно высока.
Если интенсификация учебного процесса проектируется на основе системного подхода, то это позволяет рассматривать и осуществлять её как целостную систему, реализующую целесообразную и эффективную взаимосвязь и взаимодействие элементов учебного процесса для обеспечения необходимого качества и эффективности обучения, высокой познавательной активности обучающихся, соответствующих темпов обучения и ускоренного решения поставленных задач при минимизации затрат. Поэтому считаю, что системный подход – это один из инновационных подходов в развитии интеллекта одарённых учащихся.
Уже несколько лет изучаю системный подход по технологии профессора Т.Т. Галиева– д.п.н., профессора ЕАГИ, зав.сектором системных исследований отдела законодательства Мажилиса Парламента РК.
Для уроков математики, считаю, приемлемо использовать карточки-контроль по темам.
Карточки – контроль – инструмент, который позволяет ученику самому делать прогнозы по поводу личного развития и продвижения в учёбе.
Уровни усвоения материала открыты для учащихся, им предоставлено право выбора продвижения по ним. И даёт возможность выявить на раннем этапе обучения одарённых детей и дать им возможность проявить себя на каждом этапе прохождения материала.
Применение карточек – контроль на уроках математики даёт возможность всем учащимся освоить обязательный уровень (стандарт, предусмотренныё единым национальным тестированием). А так же, учащимся, владеющим достаточно хорошо базовыми знаниями попробовать свои силы на уровне по аналогии (стандарт + творческие задания). Учащиеся, которые склонны к точным наукам и проявляют интерес к изучению математики, выполняют, после прохождения предыдущих уровней, уровень олимпиадных задач, нестандартных задач.
Поэтому карточки - контроль создаются трёх уровней сложности:
1 уровень базовый, т.е. обязательный стандарт – по образцу.
2 уровень конструктивный, т.е. по аналогу.
3 уровень творческий, т.е. олимпиадного уровня задачи.
Карточка – контроль имеет вид:
Уровень Содержание
3 уровень
«5» Вопросы, задачи, задания, упражнения повышенной сложности и трудности, по возможности, имеющие два или три уровня их реализации.
2 уровень
«4»
по аналогу Вопросы, задачи, задания, упражнения средней сложности и трудности для решения по аналогу Вопросы, задачи, задания, упражнения средней сложности и трудности, реализуемые «по аналогии»
Сложность и трудность задач на этом уровне может возрастать, например, слева на право.
1 уровень
«3»
по образцу Образец вопросов, задач, заданий, упражнений низкой сложности и трудности Вопросы, задачи, задания, упражнения низкой сложности и трудности, реализуемые «по образцу». На этом уровне также изменяется сложность и трудность задач6 от простых к более сложным и трудным.
Прохождение всех уровней для учащихся не обязательно, но ученик, который проходит все три уровня, подходит к разделу задач, которые в свою очередь делятся на два уровня.
Задачи для одарённых детей:
1 уровень – олимпиадные задачи высокого уровня сложности.
2 уровень – самостоятельное составление, разработка задач, творческих заданий, анализ проблем, выводы по результату решения, решение задач из других предметных курсов на применение знаний из математики.
В итоге, учащиеся подходят к своему мини проекту по теме школьного курса математики. Таким образом, в течение года одарённый ученик может составить проектов по количеству изучаемых тем в том или ином классе.
То есть, виды карточек позволяют ученику подойти к проекту по предмету, как результат высшего этапа деятельности ученика по темам курса математики.
Я работаю над созданием карточек – контроль первого вида.
Атак же, применяю технологические карточки для самостоятельной работы учащихся с элементами самоуправления, которые составляются для каждой темы и определяют уровень активности учащихся по системе Т.Т.Галиева. В этой системе, так же рекомендую журнал учёта результатов по темам для учителя.
Данный вид карточек даёт возможность ученику видеть результат своего труда по изучению темы. Родителям предоставляется возможность проконтролировать этапы освоения темы и получить ученику хороший результат.
Умелое владение учителем различными формами контроля знаний и умений способствует повышению заинтересованности учащихся в изучении предмета, предупреждает отставание, обеспечивает активную работу каждого ученика. Контроль для учащихся должен быть обучающим. В результате проведения нетрадиционных форм контроля знаний и умений раскрываются индивидуальные особенности детей, повышается уровень подготовки к уроку, что позволяет своевременно устранять недостатки и пробелы в знаниях учащихся. И является фрагментом афиширования знаний учащихся для родителей.
В настоящее время главным отличием современных процессов образования и преподавания является их приоритетность в формировании готовности учащихся к практическому использованию имеющихся знаний, помимо формального владения ими, что востребовано в 21-м веке. И новый формат учителя – это учитель, умеющий проявлять компетентность не только в развитии у учащихся знаний и навыков, но и в их личностном становлении, принимая во внимание важность индивидуализации обучения и формирования у учащихся метосознания – навыков обучения тому, как учиться (Schleicher, 2012). Возникает вопрос, – «Каким образом учителя подготовят учащихся к 21 веку?». Ответы на данный вопрос можно найти в «системном подходе» и «Программах курсов повышения квалификации педагогических работников Республики Казахстан».
Учитель математики
школы – гимназии №2 им.Гафу Каирбекова
города Астана Казахстан
высшей квалификационной категории высшего уровня
Величко Е.Д.