Рабочая программа учебного предмета Биология.Человек (8кл)


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«БОЛЬШЕЕЛХОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
ЛЯМБИРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНАРЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
Рассмотрена
и одобрена на заседании кафедры
химии и биологии
Протокол №1от 28.08.2015 г.
Руководитель кафедры
_______ Л.М. Паршина
УТВЕРЖДАЮ
Директор МОУ «Большеелховская средняя общеобразовательная школа»
_________ А.М. АфроськинПриказ №30--Д от 31.08.2015 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса « Биология. Человек»
для 8 класса

Составитель: учитель биологии
МОУ «Большеелховская СОШ»
Паршина Людмила Михайловна
2015
Пояснительная записка
Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
-  овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
-  развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
-  воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
-  использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.
 При изучении курса «Человек и его здоровье» эти цели конкретизируются в рамках рассматриваемого материала:
– освоение знаний о человеке как биосоциальном существе;
– овладение умениями применять биологические знания для объяснения жизнедеятельности собственного организма, влияния факторов здоровья и риска; наблюдения за состоянием собственного организма;
– развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе работы с различными источниками информации;
– воспитание позитивного ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью других людей;
– использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, и по «Программе основного общего образования по биологии для 8 класса общеобразовательных учреждений». Авторы: Н.И.Сонин, М.Р. Сапин.
. Полностью отражающей содержание Примерной программы с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.
Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 8-го класса предусматривает обучение биологии в объёме 68 часов, 2 часа в неделю.
Рабочая программа разработана на основе федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений РФ, в соответствии с которым на изучение курса биологии выделено 68 часов.
Изучение школьниками биологии направлено на достижение следующих личностных результатов:
1) овладение принципами и правилами отношения к живой природе, основами ведения здорового образа жизни и здоровьесберегающими технологиями;
2) сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам.
Метапредметными результатами являются:
1) овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;2) овладение умением работать с разными источниками биологической информации: находить в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать, преобразовывать из одной формы в другую;
3) овладение умением выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, своему и окружающих здоровью;
4) овладение умением адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать собственную точку зрения, отстаивать позицию.
Предметными результатами становятся:
1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:
• выделение существенных признаков биологических объектов   и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах);
• приведение доказательств (аргументация) родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;• классификация – определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
• объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; механизмов наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний у человека, видообразования и приспособленности;
• различение на таблицах частей и органоидов клетки, органов и систем органов человека;
• сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
• овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
• знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;
• анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.
3. В сфере трудовой деятельности:
• знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
• соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами
4. В сфере физической деятельности:
• освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных, простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
 
Тематическое планирование
№ п/п Наименование разделов и тем Максимальная нагрузка учащихся, ч. Из них
Теоретическое обучение, ч. Лабораторные и практические работы, ч. Контрольная работа, ч. Обобщающие уроки Экскурсии, ч. Самостоятельная работа, ч.
Человек как биологический вид 2 2 – – – – Происхождение человека 3 3 – – – – Краткая история развития знаний о человеке. Науки, изучающие организм 1 1 – – – – Общий обзор организма человека 4 1 2 – 1 – Координация и регуляция 13 10 2 1 1 – Опора и движение или опорно-двигательная система 8 6 1 1 – – Внутренняя среда организмов 4 3 1 – – – Транспорт веществ 4 2 1 1 – – Дыхание 5 4 – 1 – – Пищеварение 6 2 2 1 1 – Обмен веществ и энергии 2 2 – – – – Выделение 3 3 – – – – Покровы тела 3 2 – 1 – – Размножение и развитие 2 2 – – – – Нервная деятельность 5 4 – 1 – – Человек и его здоровье 3 1 1 1 Итого 68 50 10 8 3 Содержание учебного предмета «Биология. Человек»
Тема 1. Человек как биологический вид –(2 ч) Человек как часть живой природы, место человека в системе органического мира. Черты сходства человека и животных. Сходство и различия человека и человекообразных обезьян. Человек разумный.
Демонстрация скелетов человека и позвоночных, таблиц, схем, рисунков, раскрывающих черты сходства человека и животных.
Основные понятия: рудименты, атавизмы, систематика человека.
Знать: биологическую терминологию, систематическое положение Человека разумного в царстве Животные: тип, класс, отряд, семейство, род, вид.Уметь: доказывать животное происхождение человека, находить черты сходства у зародышей человека и животных, приводить примеры рудиментов и атавизмов
Тема 2. Происхождение человека (3часа)
Биологические и социальные факторы антропосоциогенеза. Этапы и факторы становления человека. Расы человека, их происхождение и единство.
Демонстрация модели «Происхождение человека», моделей остатков материальной первобытной культуры человека, иллюстраций представителей различных рас человека.
Основные понятия: эволюция, расы (негроидная, европеоидная, монголоидная), антропогенез (австралопитек, человек умелый, питекантроп, синантроп, кроманьонец, человек разумный), антропология, этнография.Знать: биологическую терминологию, биологические, социальные, экологические факторы становления человека, характерные особенности предшественников современного человека, представителей рас человека.
Уметь: Отличать представителей разных рас, доказывать, что все представители человека относятся к одному виду, объяснять влияние факторов на эволюцию человека
Тема 3.Краткая история развития знаний о человеке. Науки, изучающие организм(1 час)
Наука о человеке: анатомия, физиология, гигиена. Великие анатомы и физиологи: Гиппократ, Клавдий Гален, Андреас Везалий.
Демонстрация портретов великих ученых — анатомов и физиологов.
Основные понятия:анатомия, физиология, гигиена
Знать:биологическую терминологию, краткую историю
Уметь: описывать методы изучения человека, приводить примеры научных открытий на этапах становления наук о человеке
Тема 4. Общий обзор строения и функций организма человека (4 часа)
Клеточное строение организма. Ткани: эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная. Органы человеческого организма. Системы органов.
Взаимосвязь органов и систем органов как основа гомеостаза.
Демонстрация схем систем органов человека.
Лабораторные и практические работы
Изучение микроскопического строения тканей.
Распознавание на таблицах органов и систем органов.
Основные понятия: клетка, органоиды, межклеточное вещество, ткань, орган, системы органов
Знать:биологическую терминологию, отличия животной клетки от растительной, химический состав клетки, её органоиды, строение тканей (эпителиальных, соединительных, мышечных, нервной), свойства тканей, органы и системы органов человека
Уметь:узнавать на немых таблицах органоиды клетки, виды тканей, называть функции тканей и их структурных компонентов, характеризовать основные виды тканей, работать с микроскопами и готовыми микропрепаратами
5. Координация и регуляция (13 часов)
Гуморальная регуляция
Гуморальная регуляция. Железы внутренней секреции. Гормоны и их роль в обменных процессах. Нервно-гуморальная регуляция.
Демонстрация схем строения эндокринных желез; Таблиц строения, биологической активности и точек приложения гормонов; фотографий больных с различными нарушениями функции эндокринных желез.
Нервная регуляция
Нервная регуляция. Значение нервной системы. Центральная и периферическая нервные системы. Вегетативная и соматическая части нервной системы. Рефлекс; проведение нервного импульса.
Строение и функции спинного мозга, отделов головного мозга. Большие полушария головного мозга. Кора больших полушарий. Значение коры больших полушарий и ее связи с другими отделами мозга.
Органы чувств (анализаторы), их строение, функции. Строение, функции и гигиена органов зрения. Строение и функции органов слуха. Предупреждение нарушений слуха. Органы осязания, вкуса, обоняния. Гигиена органов чувств.
Демонстрация моделей головного мозга, органов чувств; схем рефлекторных дуг безусловных рефлексов; безусловных рефлексов различных отделов мозга.
Лабораторные и практические работы
Изучение головного мозга человека (по муляжам).
Основные понятия: гуморальная регуляция, гормоны, нейрон (чувствительный, вставочный, исполнительный), аксон, дендрит, безусловный рефлекс, условный рефлекс, рефлекторная дуга, рефлекторный центр, рецепторы, анализаторы.Знать: биологическую терминологию, функции вставочных, исполнительных нейронов, функции компонентов рефлекторной дуги, строение нервной системы, строение анализаторов.
Уметь:приводить примеры рефлекторных дуг и рефлексов, чертить схемы рефлекторной дуги безусловного рефлекса, объяснять действия прямых и обратных связей в нервной системе, показывать связующую роль анализаторов между организмом и внешней средой, сравнивать головной мозг человека с головным мозгом других животных
Тема 6. Опора и движение (8 часов)
Скелет человека, его отделы: осевой скелет, скелет поясов конечностей. Особенности скелета человека, связанные с трудовой деятельностью и прямохождением. Состав и строение костей: трубчатые и губчатые кости. Рост костей. Возрастные изменения в строении костей. Типы соединения костей. Заболевания опорно-двигательной системы и их профилактика.
Мышечная система. Строение и развитие мышц. Основные группы мышц, их функции. Работа мышц; статическая и динамическая нагрузка. Роль нервной системы в регуляции работы мышц. Утомление мышц, роль активного отдыха в восстановлении активности мышечной ткани. Значение физической культуры и режим труда в правильном формировании опорно-двигательной системы.
Демонстрация скелета человека, отдельных костей, распилов костей; приемов оказания первой помощи при повреждениях (травмах) опорно-двигательной системы.
Основные понятия: надкостница, красный и жёлтый костный мозг, эпифиз, диафиз, губчатое вещество кости, компактное вещество кости, микроскопическое строение кости, соединения костей (сустав, шов, полуподвижое соединение), строение скелета (скелет черепа, туловища и конечностей), строение позвонка, межпозвонковые диски, микроскопическое строение мышц, антагонисты, синергисты, мышцы-сгибатели, мышцы-разгибатели, строение сухожилия, гиподинамия, тренировочный эффект, утомление, осанка, плоскостопие, остеохондрозЗнать: биологическую терминологию, химический состав костей, виды травм, основные группы мышц, последствия гиподинамии
Уметь: объяснять зависимость характера повреждения костей от их химического состава, характеризовать типы соединения костей, узнавать по немому рисунку строение отделов скелета, выявлять особенности строение поперечно-полосатой и гладкой мышечной тканей.
Тема 7. Внутренняя среда организма (4часа)
Понятие «внутренняя среда». Тканевая жидкость. Кровь, ее состав и значение в обеспечении жизнедеятельности организма. Клеточные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Плазма крови. Свертывание крови. Группы крови. Лимфа. Иммунитет. Инфекционные заболевания. Предупредительные прививки. Переливание крови. Донорство.Значение работ Л. Пастера и И.И. Мечникова в области иммунитета.
Демонстрация схем и таблиц, посвященных составу крови, группам крови.
Лабораторная работа Изучение микроскопического строения крови.
Основные понятия: внутренняя среда организма, кровь, лимфа, тканевая жидкость, антиген, антитело, плазма крови, форменные элементы крови (эритроциты, лейкоциты, тромбоциты), фибриноген, фагоцитоз, анемия, естественный и искусственный иммунитет, аллергия, СПИД, резус-фактор, резус-конфликт, вакцина, сывороткаЗнать: биологическую терминологию, процесс свёртывания крови, условия образования тромба: витамин К, соли кальция, значение тканевой жидкости и лимфы, группы крови, правила переливания крови, процессы кроветворения и созревания эритроцитов, иммунную систему человека (костный мозг, вилочковую железу, Т- и В-лимфоциты)
Уметь: устанавливать взаимосвязь между компонентами внутренней среды, объяснять процессы, происходящие в лимфатических узлах, характеризовать процесс свёртывания крови, объяснять механизм различных видов иммунитета, причины нарушения иммунитета
Тема 8. Транспорт веществ (4 часа)
Сердце, его строение и регуляция деятельности, большой и малый круги кровообращения. Лимфообращение. Движение крови по сосудам. Кровяное давление. Заболевания органов кровообращения, их предупреждение.
Демонстрация моделей сердца человека, таблиц и схем строения клеток крови и органов кровообращения.
Лабораторные и практические работы
Определение пульса и подсчет числа сердечных сокращений*.
Основные понятия: замкнутая система кровообращения, аорта, артерии, вены, капилляры, артериальная и венозная кровь, кровообращение, наружный слой сердца, миокард, эпителиальный слой, околосердечная сумка, систола, диастола, адреналин Знать: биологическую терминологию, большой и малый круги кровообращения, образование тканевой жидкости и лимфы, положение сердца в грудной полости, роль парасимпатического и симпатического отделов нервной системы в регуляции работы сердца, оживление крови по А.А. Кулябко, свойства сердечной мышцы, гормоны, влияющие на работу сердца
Уметь: узнавать по немому рисунку структурные компоненты сердца, раскрывать взаимосвязь между строением сердца и механизмом сердечного цикла, характеризовать механизм нервно-гуморальной регуляции работы сердца, измерять давление и пульс, различать венозное, артериальное и капиллярное кровотечение, оказывать первую помощь при кровотечениях.
Тема 9. Дыхание (5часов)
Потребность организма человека в кислороде воздуха. Органы дыхания, их строение. Дыхательные движения. Газообмен в легких, тканях; перенос газов эритроцитами и плазмой крови. Регуляция дыхания. Искусственное дыхание. Голосовой аппарат.
Демонстрация моделей гортани, легких; схем, иллюстрирующих механизм вдоха и выдоха; приемов искусственного дыхания.
Практическая работа
Определение частоты дыхания*.
Основные понятия: дыхание, лёгкие, бронхи, альвеолы, трахея, гортань, канцерогены, защитные рефлексы – кашель, чихание, флюорография, жизненная емкость легкихЗнать: биологические понятия, процесс дыхания, роль кислорода в организме, механизм газообмена в лёгких и тканях, заболевания органов дыхания – гайморит, тонзиллит, пневмония и др., факторы, влияющие на дыханиеУметь: узнавать по немым рисункам органы дыхания, устанавливать взаимосвязь между строением органов дыхания и функциями, характеризовать изменения состава вдыхаемого и выдыхаемого воздуха, объяснять действия защитных барьеров, преграждающих вход инфекции в лёгкие, оказывать первую медицинскую помощь
Тема 10. Пищеварение (6часов)
Питательные вещества и пищевые продукты. Потребность человека в пище и питательных веществах. Витамины. Пищеварение. Строение и функции органов пищеварения. Пищеварительные железы: печень и поджелудочная железа. Этапы процессов пищеварения. Исследования И. П. Павлова в области пищеварения.
Демонстрация модели торса человека, муляжей внутренних органов.
Лабораторные и практические работы
Воздействие желудочного сока на белки, слюны на крахмал.
Основные понятия: пищеварение, питательные и балластные вещества, органы пищеварения, рецепторы вкуса, пищеварительные ферменты: пепсин, трипсин, желчь, роль печени: синтез кислот, выработка желчи, барьерная функция, поддержание постоянного состава, аппендицит, перитонитЗнать: основные биологические понятия, значение питания, функции пищи: пластическая и энергетическая, значение кулинарной обработки пищи, процесс механической и химической обработки пищи, функции языка, зубов и слюнных желёз, состав желудочного сока, механизм действия ферментов, строение кишечной ворсинки, механизм всасывания, образование гликогена, работы Павлова, правила приема пищи, симптомы протекания желудочно-кишечных заболеванийУметь: приводить примеры пищи животного и растительного происхождения, называть и описывать этапы пищеварения, приводить примеры безусловных и условных пищеварительных рефлексов, по немым рисункам определять органы пищеварения
Тема 11. Обмен веществ и энергии (2 часа)
Общая характеристика обмена веществ и энергии. Пластический и энергетический обмен, их взаимосвязь.
Витамины. Их роль в обмене веществ. Гиповитаминоз. Гипервитаминоз.
Основные понятия: пластический и энергетический обмен, микро- и макроэлементы, витамины (водо- и жирорастворимые), авитаминоз, гиповитаминозЗнать: основные биологические понятия, основные группы витаминов: С, А, В, Д, К, Е и т.д., основные виды авитаминозов: цинга, бери-бери, рахит, роль органов дыхания, кровообращения, пищеварения и выделения в обмене веществ, содержание различных витаминов в различных продуктах питанияУметь: характеризовать виды обмена веществ, группы витаминов, рассчитывать нормы питания
Тема 12. Выделение (3 часа)
Конечные продукты обмена веществ. Органы выделения. Почки, их строение и функции. Образование мочи. Роль кожи в выделении из организма продуктов обмена веществ.
Демонстрация модели почек.
Основные понятия: почка, мочеточник, мочеиспускательный канал, ворота почек, корковое и мозговое вещество почек, нефрон: капсулы, канальцы, собирательные канальцыЗнать: основные биологические понятия, процесс фильтрации и образование первичной и вторичной мочи, функции выделения, строение и функции нефрона, факторы, влияющие на работу почек, предупреждение почечных заболеваний
Уметь: называть и показывать по таблице органы выделительной системы, узнавать по немому рисунку структурные компоненты почки, устанавливать взаимосвязь между строением и функциями системы мочевыделения
13. Покровы тела (4часа)
Строение и функции кожи. Роль кожи в теплорегуляции. Закаливание. Гигиенические требования к одежде, обуви. Заболевания кожи и их предупреждение.
Демонстрация схем строения кожных покровов человека. Производные кожи.
Основные понятия: эпидермис, дерма, гиподерма, производные кожи – волосы и ногти, теплорегуляция, закаливание, грибковые и паразитарные заболевания кожи, гормональные и гиповитаминозные нарушения кожи, угревая сыпь.Знать: основные биологические понятия, строение и функции кожи, процессы теплопроведения и теплоизлучения, способы закаливания, приёмы оказания первой помощи при ожогах и обморожениях, уход за кожей, волосами и ногтями, причины кожных заболеваний
Уметь: на немом рисунке показывать и называть структурные компоненты кожи, показывать взаимосвязь между строением и функциями кожи, определять тип кожи
Тема 14. Размножение и развитие (2часа)
Система органов размножения; строение и гигиена. Оплодотворение. Внутриутробное развитие, роды. Лактация. Рост и развитие ребенка. Планирование семьи.
Основные понятия: оплодотворение, онтогенез, органы размножения человека, менструальный цикл, поллюции, филогенез, плацента, беременность, наследственные заболевания, врождённые заболевания, индивид, личность.Знать: биологическую терминологию, стадии оплодотворения, этапы жизненного цикла особи, процесс развития плода, режим беременной, закон индивидуального развития, профилактика заболеваний, передаваемых половым путём
Уметь: характеризовать процесс оплодотворения, перечислять рефлексы новорожденного, использовать эмбриологические данные для доказательства эволюции, находить черты сходства и отличия в размножении и развитии зародыша
Тема 15. Высшая нервная деятельность (5часов)
Рефлекс — основа нервной деятельности. Исследования И. М. Сеченова, И. П. Павлова, А. А. Ухтомского, П. К. Анохина. Виды рефлексов. Формы поведения. Особенности высшей нервной деятельности и поведения человека. Познавательные процессы. Торможение. Типы нервной системы. Речь. Мышление. Сознание. Биологические ритмы. Сон, его значение и гигиена. Гигиена умственного труда. Память. Эмоции. Особенности психики человека.
Основныепонятия: высшая нервная деятельность, инстинкт, положительные и отрицательные приобретённые рефлексы, сон, мышление, память (логическая и механическая, оперативная и длительная), речь, внимание (произвольное и непроизвольное), аффект, воля, рассеянность, темперамент (сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик), экстраверт, интроверт, волевые качестваЗнать: процесс торможения условного рефлекса, стадии сна (быстрый и медленный сон), гигиена сна, свойства мышления, процесс запоминания, виды эмоций, роль речи в труде, приёмы запоминания, свойства вниманияУметь: приводить примеры врождённых и приобретённых рефлексов, программ поведения, характеризовать формы поведения человека
Тема 16. Человек и его здоровье (3 часа)
Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Оказание первой доврачебной помощи при кровотечении, отравлении угарным газом, спасении утопающего, травмах, ожогах, обморожении. Укрепление здоровья: двигательная активность, закаливание. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление. Вредные привычки, их влияние на здоровье человека.
Человек и окружающая среда. Окружающая среда как источник веществ и энергии. Среда обитания. Правила поведения человека в окружающей среде.
Основные понятия: санитарно-гигиенические нормы, здоровый образ жизни, стресс, гиподинамия, переутомление, вредные привычки, окружающая среда как источник энергии и веществ
Знать: основные понятия, методы укрепления здоровья, влияния вредных привычек на здоровье человека, правила поведения человека в окружающей среде
Уметь: оказывать первую медицинскую помощь при кровотечении, отравлении угарным газом, травмах, спасении утопающего, ожогах, обморожении
Календарно-тематическое планирование «Биология. Человек»
№ п/п Наименование раздела и тем Вид занятия Количество часов Виды самостоятельной работы Дата проведения занятия
Тема 1. Человек как биологический вид –(2 ч) План. Факт.
1 1.1 Место человека в системе органического мира. Объяснение 1 Задание № 1,2 в тетрадях на печатной основе 2 1.2 Особенности человека Объяснение 1 Составление таблицы Тема 2. Происхождение человека(3ч)
3 2.1. Происхождение человека и его эволюция Объяснение 1 Составление таблицы 4 2.2 Этапы становления человека. Входная контрольная работа. Беседа 1 Работа в группах – составление схемы 5 2.3 Расы человека, их происхождение и единство. Объяснение 1 Заполнение таблицы « Сравнительная характеристика рас» Тема 3. Краткая история развития знаний о человеке. Науки, изучающие организм человека (1 ч.)
6 3.1 История развития знаний о строении функциях организма человека Беседа 1
Поиск в учебнике информации для составления таблицы. Выполнение упр. в раб. тетради Тема 4. Общий обзор организма человека (4 ч)
7 4.1 Клеточное строение организма. Лабораторная работа № 1 «Строение животной клетки». Практическое занятие 1
Лабораторная работа № 1 «Строение животной клетки». 8 4.2
Покровные и соединительные ткани. Практическое занятие 1
Биологический диктант 9 4.3 Мышечная и нервная ткань Лабораторная работа № 2 «Изучение микроскопического строения тканей». Практическое занятие 1 Лабораторная работа № 2 «Изучение микроскопического строения тканей». 10 4.4 Органы. Система органов. Организм. Объяснение 1
Анализ текста учебника Тема 5. Координация и регуляция (13 ч) 11 5.1 Гуморальная регуляция. Эндокринный аппарат человека, его особенности Обобщение 1 Анализ текста учебника. 12 5.2 Роль гормонов в обменных процессах. нервно – гуморальная регуляция, ее нарушения Беседа 1
Участие в эвристической беседе, заслушивание сообщений учащихся 13 5.3 Зачетный урок по темам « Общий обзор организма человека». «Гуморальная регуляция. Эндокринный аппарат человека, его особенности». Обобщение 1
Тестирование 14 5.4 Нервная регуляция. Строение и значение нервной системы. Беседа 1
Составление опорной схемы, анализ содержания рисунков 15 5.5 Спиной мозг. Беседа 1 Обсуждение прочитанного текста учебника, анализ рисунков и таблицы 16
5.6 Cтроение и функции головного мозга. Повторение 1
Описать рисунки учебника 17 5.7 Лабораторная работа№3 «Изучение головного мозга человека по муляжам» Объяснение 1 Выполнение задания из рубрики «Подумайте» 18 5.8 Полушария головного мозга Объяснение 1 Участие в беседе, сообщения о Сеченове, описание рисунка, анализ текста учебника. 19 5.9 Контрольное тестирование по темам « Нервно- гуморальная регуляция физиологических процессов», « Организм человека и его строение» Тестирование 1
Тестирование 20 5.10 Анализаторы, их строение и функции. .Зрительный анализатор. Практическая работа № 1. «Изучение изменения размера зрачка» Беседа, демонстрация 1 Практическая работа № 1. «Изучение изменения размера зрачка» 21 5.11 Анализаторы слуха и равновесия Объяснение, демонстрация 1 Описание содержания рисунка. Составление таблицы « Строение и функции органов слуха» 22 5.12 Кожно - мышечная чувствительность. Обоняние и вкус. Объяснение, демонстрация 1
участие в беседе, описание содержания рисунка; самостоятельная работа с учебникам в группах. 23 5.13 Чувствительность анализаторов. Взаимодействие анализаторов, их взаимодействие. обобщение знаний об органах чувств и анализаторов. Беседа 1 Работа с опорным конспектом Тема 6. Опора и движение. (8 ч)
24 6.1 Аппарат опоры и движения, его функции. Скелет человека, его значение и строение Объяснение, демонстрация 1
Описывание рисунков учебника 25 6.2 Строение, свойства костей, типы их соединений. Практическая работа № 2 «Изучение внешнего вида отдельных костей» Практическое занятие 1
Практическая работа № 2 «Изучение внешнего вида отдельных костей» 26 6.3 Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей Урок практикум 1
Практические действия 27 6.4 Мышцы, их строение и функции. Объяснение, демонстрация 1 28 6.5 Основные группы мышц. Объяснение, демонстрация 1 29 6.6 Работа мышц. 1 Работа с учебником 30 6.7 Значение физических упражнений для формирования аппарата опоры и движения. Обобщение 1 Работа с рисунками учебника . 31 6.8 Взаимосвязь строения и функций опорном – двигательного аппарата. Роль двигательной активности в развитии аппарата опоры и движения человека Контрольное тестирование по теме « Опорно – двигательная система» Промежуточная аттестация 1
Тестирование Тема 7. Внутренняя среда организма (4 ч) 32 7.1 Внутренняя среда организма и ее значение. Кровь. Объяснение, демонстрация 1
Работа учебником 33 7.2 Плазма крови, ее состав. Форменные элементы крови (эритроциты, лейкоциты, тромбоциты), их строение и функции Лабораторная работа №4 «Изучение микроскопического строения крови (микропрепараты крови человека и лягушки)» Практическое занятие 1 Лабораторная работа №3 «Изучение микроскопического строения крови (микропрепараты крови человека и лягушки)» 34 7.3 Иммунитет. Объяснение 1 Сообщение 35. 7.4 Группы крови. Переливание крови. Донорство. Резус-фактор. Объяснение, демонстрация 1
Сообщение учащихся на тему «Защитные свойства крови» Тема 8. Транспорт веществ (4 ч)
36 8.1 Движение крови и лимфы в организме. Органы кровообращения Объяснение, демонстрация 1
Работа учащихся с текстом и рисунками учебника на стр.126 37 8.2 Работа сердца Практическая работа № 3 «Подсчет пульса в разных условиях» Практическое занятие 1
Практическая работа № 3 «Подсчет пульса в разных условиях» 38 8.3 Лимфатическая система и движение лимфы по сосудам Объяснение 1
39 8.4 Контрольное тестирование по темам «Транспорт веществ», « Внутренняя среда организма» Тстирование 1
Тестирование Тема 9. Дыхание (4 ч)
40 9.1 Потребность организма человека в кислороде. Строение органов дыхания. Практическая работа №4 «Определение частоты дыхания» Практическое занятие 1
Практическая работа №4 «Определение частоты дыхания» 41 9.2 Газообмен в легких и тканях. Дыхательные движения и их регуляция Объяснение 1
Заслушивание сообщения «Как надо дышать?». «Гигиена дыхания» 42 9.3 Заболевания органов дыхания, их предупреждения. Первая помощь при нарушении дыхания и кровообращения Беседа 1
Выступления учащихся сообщениями о болезни органов дыхания 43 9.4 Контрольное тестирование по теме « Дыхание» Тестирование 1
Тестирование Тема 10. Пищеварение (6 ч)
44 10.1 Пищевые продукты и питательные вещества Беседа Работа в рабочих тетрадях 45
10.22. Пищеварение в ротовой полости Объяснение 1
Задания в раб. тетради 46
10.3 Пищеварение в ротовой полости Лабораторная работа №5 « Действие ферментов слюны на крахмал» Практическое занятие 1
Лабораторная работа №4 « Действие ферментов слюны на крахмал» 47 10.4 Пищеварение в желудке и двенадцатиперстной кишке Беседа 1 Работа с текстом учебника 48 10.5 Функции тонкого и толстого кишечника. Всасывание. Гигиена питания. Беседа 1 Работа с текстом учебника 49 10.6 Итоговое тестирование по теме « Пищеварительная система» Обобщение 1 тестирование Тема 11. Обмен веществ и энергии. Витамины (2 ч.)
50 11.1 Пластический и энергетический обмен. Объяснение 1
Лекция учителя с элементами беседы 51 11.2 Витамины Объяснение 1
Обсуждение прочитанного и сост. таблицы Тема 12. Выделение (3ч) 52 12.1 Выделение. Строение и работа почек Объяснение 1
Обсуждение прочитанного и сост. таблицы 53 12.2 Образование мочи. Объяснение, демонстрация 1 54 12.3 Заболевания почек и их предупреждение Беседа 1
Лекция с учителя с элементами беседы. сообщения учащихся Тема 13. Покровы тела (3 ч)
55 13.1 Строение и функции кожи Объяснение 1
Работа с текстом учебника, обсуждение прочитанного и сост. таблицы 56 13.2 Роль кожи в терморегуляции организма Беседа 1
Работа с текстом учебника 57 13.3 Закаливание организма. Гигиена одежды и обуви Беседа 1 Сообщения учащихся 58 13.4 Контрольное тестирование по темам «Обмен веществ. Выделение. Покровы тела» Контроль знаний
1
Тестирование Тема 14. Размножение и развитие (2 ч)
59 14.1 Половая система человека Беседа 1 60 14.2 Возрастные процессы Урок - семинар 1 Выступления с сообщениями Тема 15. Высшая нервная деятельность (5 ч)
61 15.1 Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности Урок - семинар 1
Сообщения выступления учащихся о заслугах И.М.Сеченова, И.П. Павлова 62 15.2 Поведение человека. Рефлекс - основа нервной деятельности, его виды, роль приспособлении к условиям жизни Объяснение, демонстрация 1
Работа с рисунками учебника 63 15.3 Торможение его виды и значение Беседа 1 Самост. работа с текстом учебника 64 15.4 Биологические ритмы. Сон, его значение. Гигиена сна Беседа 1
Самост. работа с текстом учебника 65 15.5 Особенности высшей нервной деятельности человека. Познавательные процессы Типы нервной деятельности. Беседа 1 Работа с текстом учебника 66 6 Тема 16.Человек и его здоровье (3ч)
16.1 Оказание первой доврачебной помощи. Практическая работа№5. « Изучение приёмов остановки капиллярного, артериального и венозного кровотечений. Практическое занятие Практическая работа№5. « Изучение приёмов остановки капиллярного, артериального и венозного кровотечений. 67 16.2 Итоговая контрольная работа по курсу « Человек и здоровье» Обобщение 1 Тестирование 68 16.3 Заключительный урок 1 Итого 68 Материально – техническое обеспечение
Перечень  оборудования
 Плакаты:
Ископаемые люди
Предшественники человека
Человеческие расы
Эпителиальные, соединительные и мышечные ткани  
Расположение внутренних органов
Железы внутренней секреции
Схема строения нервной системы
Нервная клетка и схема строения рефлекторной дуги
Образование и внешнее торможение условного рефлекса
Спинной мозг и схема коленного рефлекса
Головной мозг человека
Изучение работы пищеварительной системы по И.П.Павлову
Камера для изучения условных рефлексов
Обонятельный и вкусовой анализатор
Слуховой анализатор
Зрительный анализатор
Скелет
Череп человека  .Скелетные мышцы
Строение костей и типы их соединений
Вывихи и переломы костей
Схема кровообращения
Кровь
Сердце
Кровеносная система человека
Фазы работы сердца 2 экз.
Дыхание и сокращение сердца в покое
Значение тренировок сердца
Органы дыхания  
Гортань и органы полости рта при дыхании и глотании
Схема строения органов пищеварения
Зубы
Суточные нормы витаминов
Калорийность и состав пищевых продуктов
Органы выделения
Кожа
 Муляжи:
1.Скелет
2.Орган зрения
3.Орган слуха
4.Головной мозг
5. Сердце
 Оптические приборы:
 Микроскопы-15
Лупа-15
 Лабораторное оборудование:
 Предметные и покровные стекла
Чашки Петри
 Пипетки
Пробирки
Химические стаканы разного объема
Колбы разного объема
Мультимедийные учебные пособия:
Мультимедийное учебное пособие  из серии «Просвещение» «Биология. Анатомия и физиология человека. 9 класс»
Учебное электронное издание  «Лабораторный практикум. Биология  6 - 11 класс» (2CD)
Справочное пособие «1С: Репетитор. Биология»
Интегрированное интерактивное наглядное пособие «Строение и жизнедеятельность организма человека», ООО «Дрофа», 2008
Сборник интерактивных творческих заданий по биологии 7 - 9 класс, ЗАО «Новый диск», 2007
 
Мультимедийные презентации:
Зрительный анализатор
История развития знаний о строении и функциях организма человека
Клеточное строение тела человека
Место человека в системе органического мира
Биологические ритмы. Сон
Высшая нервная деятельность. Поведение человека.Рефлексы.
Строение и функции крови. Форменные элементы крови (ФЭК)
Группы крови
Живая крепость. Иммунитет
10.  Органы дыхания
11.  Газообмен в легких и тканях
12.  Дыхательные движения и их регуляция
13.  Болезни органов дыхания и их предупреждение
14.  Спинной мозг
15.  Гуморальная регуляция. Эндокринный аппарат.
16.  Мышцы человека
17.  Нарушения ОДА
18.  Обобщающе-повторительный урок «ОДА»
19.  Пищеварение
20.  Ткани
21.  Органы кровообращения
22.  Работа сердца
23.  Движение крови по сосудам
Учебно-методическое обеспечение
Основная учебно-методическая литература
Сонин Н.И. Биология. Человек. 8 класс: учеб.дляобщеобразоват. учреждений / Н.И. Сонин, М.Р. Сапин. – М.: Дрофа, 2012.
Сонин Н.И. Биология. Человек. 8 класс: Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Человек. 8 класс». – М.: Дрофа, 2012.
Сонин Н. И., Резникова В. З., Ренева Н. Б. Биология. Человек. 8 класс: Рабочая тетрадь для учителя. –  М.: Дрофа, 2013.
Козачек Т.В. Биология. 8 класс. Поурочные планы к учебнику Н.И. Сонина, М.Р. Сапина. – Волгоград: Учитель, 2013.
Дополнительная учебно-методическая литература
Абдулгамидов Ч.А., Сонин Н.И. Биология. Человек: 8 класс. Сборник заданий для тематического контроля знаний учащихся. Учебно-методическое пособие. - М.:Классик Стиль, 2003. - 104 с. (Книжная полка учителя)
Беликова Р.М. Возрастная анатомия, физиология и гигиена. Практикум. – Бийск. БГПУ им.В.М.Шукшина, 2006, -  97 с.
Биология. 8 класс: поурочные планы по учебнику Н.И.Сонина, М.Р.Сапина «Человек»/ авт.-сост. Т.В.Козачек. – Волгоград: Учитель, 2006. – 328 с.
Бодрова Н.Ф. Изучение курса «Человек и его здоровье» в 8 классе. Книга для учителя. - Воронеж: ГОУ «Воронежский государственный педагогический университет», 2002. - 196 с.
Муртазин Г.М. Активные формы и методы обучения биологии: Человек и его здоровье: Кн. для учителя: Из опыта работы. - М.: Просвещение, 1989. - 192 с.
Семенцова В.Н. Биология 8 класс. Технологические карты уроков: Метод пособие. - СПб.: «Паритет», 2003. - 240 с. (Серия «Поурочное планирование»)
Физиология человека и животных: лабораторный практикум. 2-е изд., испр./ Сост. Н.К.Гайнанова, Н.Н.Беспалова - Бийск: РИО БПГУ им. В.М.Шукшина, 2005. - 104 с.
Панина Г.Н. Биология. Диагностические работы. 6 - 9 классы (авторская линия Н.И.Сонина). - СПб.: Паритет, 2005. - 128 с.
10.  Агеева И.Д. Веселая биология на уроках и праздниках: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 352 с.
11.  Боринская С.А., Янковский Н.К. Люди и их гены: нити судьбы. - Фрязино: «Век 2», 2009. - 64 с.
12.  Вишняцкий Л.Б. История одной случайности или происхождение человека. - Фрязино: «Век 2», 2005. - 240 с.
Адреса сайтов в сети ИНТЕРНЕТ
http://www.bio.1september.ru Все для учителя биологии газета «Биология» - приложение к 1 сентябряhttp://www.km.ru/education - Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»
http://www.uchportal.ru Учительский портал
http://www.sbio.info. Первое биосообщество