Интегрированный урок химия+ математика Растворы

Интегрированный урок в 8 классе химия + математика
«Смеси и растворы»
Цель урока: показать универсальный характер понятия "процент" и применение его в математике и химии.
Задачи:
закрепить полученные ранее знания о таких теоретических понятиях, как "процент", "массовая доля растворенного вещества";
отработать умения производить расчеты по химическим формулам и с помощью алгебраических уравнений;
продолжить формирование расчетных умений по использованию указанных выше понятий;
сориентировать обучающихся на применение новых знаний в системе междисциплинарных понятий;
раскрыть важность использования понятия "процент" в повседневной жизни;
научиться работать собранно, внимательно с различными источниками знаний, индивидуально и в группах, используя коммуникативные навыки;
cформировать навыки самоконтроля, взаимоконтроля, самооценки.
Девиз урока:
«Ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать знание на деле» Аристотель.
I. Эмоциональное погружение в тему
Учитель химии приветствует гостей и обучающихся, объявляет тему, цель и задачи урока
II. Разминка: соотнесите части формул:
Математика: Химия:
ах2 + bх + с = 0
· = m/М = V/Vm = N/NА
D = b2- 4ас
·(в) = (m(в)/m(р-ра))·100%
х1,2 = -b ±
·D
·(в-ва) +
·(р-ля) = 100 %

·(Э) =(Аr(Э)/Мr(в-ва))·100%
х1,2 = -b/ 2а
III. Актуализация знаний, умений и навыков путем решения задач
Учитель химии: Сегодня мы будем решать задачи с экологическим содержанием, т.е. задачи о местных природных ресурсах.
Учитель математики: вы все знаете, что у нас в АО есть Аксарайское газоконденсатное месторождение, одним из продуктов газоперерабатывающего завода является бензин. Известно, что средняя молярная масса бензина равна 105 г/моль, вычислите температуру кипения данной смеси углеводородов, если известна формула:
М= 0,001t2 + 0,3t + 60 0,001t2 + 0,3t + 60 = 105
Перед вами квадратное уравнение, правда не совсем привычное на вид. Как нам его решить?
Решение:
0,001t2 + 0,3t + 60 = 105
0,001t2 + 0,3t - 45 = 0
Д = 0,27,
·0,27 = 0,52
t1 = 110, t2 = - 410
IV. Учитель химии: процесс испарения воды из солевого раствора издавна используется при добыче соли.
Одним из видов задач на смеси является экспериментальное разделение компонентов смеси.
Практическая работа «Получение соли (выпариванием) и расчет ее содержания в воде озера Баскунчак»
Лабораторный опыт: получение очищенной поваренной соли.
Учитель математики Задача. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] озера Баскунчак около 300 г/л. Определить % содержания соли в воде озера. (Решаем устно, проверка на экране). 1. Рассчитаем массу соли в 1000 г озерной воды.
2. Находим массовую долю соли в растворе:
·= (300 г/ 1000 г)·100% = 30 %
Ответ: 30 %.
В озере Баскунчак очень чистая соль с массовой долей примесей 0,02%. А какую соль можно использовать в пищу?
V. Формирование навыков самоконтроля, самооценки.
I этап. Самостоятельное решение обучающимися задач по вариантам на определение массовой доли соли (в %) в морской воде Каспийского моря в разных районах. (Средняя соленость в северном Каспии колеблется от 6 до 11 % и уменьшает до 3% в устье Волги). А в озере Тинаки соленость воды колеблется в пределах 127-310 г на литр воды.
Вариант 1
Соленость воды Северного Каспия составляет 11 %, сколько соли можно получить из 500 г такой воды?
Решение: m (соли) = (500 г Ч11%):100 %= 55 г
Вариант 2
Соленость воды Каспийского моря в устье Волги составляет 3 %, сколько соли можно получить из 700 г такой воды?
Решение: m (соли) = (700 г Ч3%): 100%= 21 г
Вариант 3.
Вычислить массовую долю соли в озере Тинаки, если средняя соленость воды составляет 282 г на литр воды.
Решение:
·(соли) = (m(в)/m(р-ра))·100%
·(соли) = (282 г/1000г)·100% = 28,2 г
II этап. Проверка решения задач каждого варианта демонстрируется на экране с помощью слайд-шоу.
А какую воду для получения соли рациональнее использовать, судя по полученным вами данных?
Какими научными терминами и понятиями вы пользовались при выполнении самостоятельной работы?
III этап. Составление схемы соответствия и взаимосвязи процентов в математике и химии.


VI. Закрепление материала – тест незаконченных предложений:
Химия:
Смесь - это
Массовая доля компонента в смеси – это
К методам разделения смесей относят
Раствор – это
Растворитель – это
Растворы бывают
Математика:
Квадратным уравнением называется
Уравнение вида ах2 = d, где d > 0, имеет корни х1=... , х2= .
Если ах2 + bх + с = 0 – квадратное уравнение, то а, b, с называются
Квадратное уравнение ах2 + bх + с = 0 имеет два равных действительных корня, если b2- 4ас
Корни квадратного уравнения ах2 + bх + с = 0, при D > 0, вычисляют по формуле х1,2=
Уравнение ах2 + bх = 0 называется
VII. Минута релаксации. А где еще используются понятия % и смесь?
А знаете ли вы, что
Для засолки грибов необходимо приготовить 12 %-ный солевой раствор.
А желаете отведать ароматный, сочный шашлычок? Нужно приготовить маринад с содержанием уксусной кислоты 9 %.
Витаминный, ягодный или фруктовый компот особенно хорош зимой. Для этого его необходимо заготовить заранее и сварить в 30 %-ном сахарном сиропе.
В каждой домашней аптечке есть: раствор аммиака 10% - ный, спиртовой раствор йода 5% - ный, спиртовой раствор бриллиантового зеленого 1% - ный, спиртовой раствор борной кислоты 3% - ный.
Вода - одно из самых важных для организма человека веществ. Организм, его ткани - кровь, мозг, жировая ткань больше чем наполовину (65 %) состоят из воды. А в некоторых растительных и животных организмах ее количество достигает 90 % (некоторые виды морских медуз).
В 1 кг сочных овощей и фруктов (помидоров, огурцов, слив, апельсинов и т.д.) может содержаться до 800 мл воды! А это - 80 %.
Учитель химии: Сегодня на уроке мы выполнили большую работу:
Установили связь между двумя науками, изучающими одно понятие - "процент".
Увидели, как широко применяется это понятие в жизнедеятельности человека: в быту, в решении расчетных задач.
Провели опыт по выпариванию и получению сухой соли из раствора воды соленого озера, определили её массовую долю в растворе.
Научились решать задачи на проценты.
Проверили свои знания по изучаемой теме.
VIII. Домашние задание: Самостоятельно составить и решить задачу на проценты по изученному материалу на уроке. Оформить в виде буклета.

Рисунок 1015