РЕДСТАВЛЕНИЕ ОБОБЩЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА


Тезисы выступления
Технология проблемного обучения в начальной школе
Актуальность технологии проблемного обучения
На любом современном уроке нельзя обойтись без технологии проблемного обучения или без его элементов. В чем его актуальность? Обращение к проблематизации обучения является не новым для педагогики, но остается актуальным и на современном этапе. Характерной чертой современного образования является преобладающее значение самостоятельной работы ученика. Это значит, что часть учебного материала он должен освоить самостоятельно, пользуясь учебниками. Учитель становится помощником, гидом, зачастую и источником информации, он направляет и поддерживает учащегося в этом процессе.
В современной системе обучения учащийся не представляется, как в прошлые времена, пустым сосудом, который наполняют знаниями учителя. Наши современные дети – это творческие, любознательные и самостоятельные дети. Вместе с этим изменился и подход к обучению нашего подрастающего поколения. И с этой точки зрения важно рассмотреть особенности проблемного обучения, как одного из видов обучения, имеющего цель повысить эффективность усвоения знаний.
Как один из видов обучения, проблемное обучение не заменяет полностью традиционных методов обучения, но дополняет и обогащает их.
Что же такое проблемное обучение? Представим теперь среднестатистического ученика, который на уроке занимается самостоятельной работой, при этом делает это с большим желанием. Наличие желания, как обязательного условия, подтверждает и советский психолог и педагог Василий Васильевич Давыдов: «Ребенок усваивает какой-либо материал в форме учебной деятельности только тогда, когда у него есть внутренняя потребность и мотивация такого усвоения» .Сущность технологии проблемного обучения
Под проблемным обучением обычно понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению.
Проблемное обучение заключается в создании проблемных ситуаций.
Проблемная ситуация — это интеллектуальное затруднение человека, когда он не находит объяснения какому-то факту, явлению, процессу. Известные способы действия не обеспечивают достижения цели, и тогда человек начинает искать новые. Таким образом, проблемная ситуация — это ситуация конфликта между знаниями как прошлым опытом и незнанием того, как объяснить новые явления.
В осознании, принятии и разрешении этих ситуаций в ходе совместной деятельности обучающихся и учителя, при оптимальной самостоятельности первых и под общим направляющим руководством последнего, а также в овладении учащимися в процессе такой деятельности обобщенными знаниями и общими принципами решения проблемных задач. Принцип проблемности сближает между собой процесс обучения с процессами познания, исследования, творческого мышления.
Проблемное обучение может способствовать реализации двух целей:
сформировать у учащихся необходимую систему знаний, умений и навыков;
достигнуть высокого уровня развития школьников, развития способности к самообучению, самообразованию.
Важно отметить еще одну из важных целей проблемного обучения - сформировать особый стиль умственной деятельности, исследовательскую активность и самостоятельность учащихся.
Проблемное обучение многофункциональное и решает следующие задачи:
1. Стимулирует мотивацию учения;
2. Повышает познавательный интерес;
3. Формирует самостоятельность, ответственность, критичность и самокритичность, инициативность, нестандартность мышления;
4. Развивает творческие способности;
5. Формирует убеждения;
6. Формирует навыки исследовательской деятельности;
7. Развивает коммуникативные компетенции.
Для того чтобы проблемная задача вызывала интерес учащихся, она должна отвечать нескольким требованиям. В частности он должна:
1.содержать неизвестные параметры;
2.отражать жизненную ситуацию, т.е. наблюдаться в естественных условиях;
3.вызывать трудность;
4.быть значимой;
5.провоцировать для решения других проблемных задач.
Этапы постановки и решения проблемы
1. Постановка задания, содержащего противоречие и вызывающего проблемную ситуацию. (Учитель ставит учебную задачу и создает учебную проблемную ситуацию. Определяет соответствие проблемного задания интеллектуальным возможностям учащихся. Ученики выявляют противоречие или ранее неизвестное в предложенном задании.)2. Анализ проблемной ситуации, формулирование проблемы.( Учитель организует работу по актуализации знаний, определению области знания и незнания учащихся, подводит к формулировке проблемы. Ученики высказывают различные мнения по обнаруженному противоречию, выявляют область недостающего знания, формулируют выявленную проблему, определяют потребность в новом знании, способе действия.)3.Поиск решения проблемы (Учитель организует поисковую, исследовательскую деятельность учащихся. Ученики осуществляют отбор гипотез, выбирают метод решения проблемы).4.Решение проблемы ( Учитель координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность. Дети осуществляют решение проблемы с помощью выбранного метода, фиксируют алгоритм решения проблемы в принятой форме (буквенной, графической).
5.Первичное усвоение новых знаний, способов учебных действий. (Учитель подбирает соответствующие задания по усвоению новых знаний, способов учебных действий; осуществляет действия контроля и оценки. Учащиеся выполняют задания, направленные на усвоение новых знаний, способов действия, осуществляют самоконтроль, самооценку.)Сущность проблемного обучения сводится к тому, что в процессе обучения в корне изменяется характер и структура познавательной деятельности учащегося, приводящее к развитию творческого потенциала личности учащегося. Главным и характерным признаком проблемного обучения является проблемная ситуация. В основе ее создания лежат следующие положения современной психологии:
- процесс мышления имеет своим источником проблемную ситуацию;
- проблемное мышление осуществляется, прежде всего, как процесс решения проблемы;
- условиями развития мышления является приобретение новых знаний путем решения проблемы;
- закономерности мышления и закономерности усвоения новых знаний в значительной степени совпадают.