Открытый урок в 3 классе по ИЗО Жостовские подносы. УМК Планета знаний


Тема: Жостовские подносы.
Цели:
Обучающие.
Познакомить учащихся с историей появления жостовских подносов и искусством росписи подносов
Рассказать о разнообразии форм подносов и композиционных схемах.
3. Продолжать формирование навыков работы с художественными материалами.
Развивающие.
1.Развитие творческой и познавательной активности, фантазии, наблюдательности, художественного вкуса.
Развитие образных представлений.
Воспитывающие.
1.Воспитывать любовь и интерес к родной культуре, её истории и традициям.
2. Воспитывать коллективистские качества, взаимную вежливость, дисциплину.
3. Прививать аккуратность.
Планируемые результаты.
Знать работы жостовских мастеров.
Уметь последовательно выполнять роспись жостовских подносов.
Межпредметные связи - изобразительное искусство, литературное чтение, музыка.
Ресурсы.
Жостовские подносы и иллюстрации с их изображениями; художественные материалы, баночки для воды, палитра, тряпочка. Мультимедийное оборудование.
Музыкальный ряд. – П.И.Чайковский «Вальс цветов», народная музыка.
Форма работы – фронтальная, индивидуальная,
Тип урока – комбинированный.
Методы и приёмы – словесный(беседа, пояснения, художественное слово); практический(самостоятельное выполнение уч-ся элементов жостовской росписи); проблемно – мотивационный; частично – поисковый; наглядный.
Технологическая карта урока
№ Ход урока Деятельность учителя Деятельность учащихся 1 Организационный этап – готовность к уроку, быстрое включение учащихся в деловой ритм. Итак, друзья, внимание-
Ведь прозвенел звонок
Садитесь поудобнее,
Начнём скорей урок.
Готовит эмоциональный настрой на урок. Включаются в
деловой ритм. 2 Определение темы урока.
Задача: подключить уч-ся к определению темы урока. - А урок мы начнём с игры.
Игра «Назови лишний предмет»
-Из данного ряда убрать лишней предмет (иллюстрации с жостовскими подносами и хохломской росписью).
- Почему вы так считаете?

- Вот мы и подошли к теме нашего урока.
(открывается на доске запись темы )Подводит детей к определению темы урока.
Открывает на доске название темы.
«Жостовские подносы» Анализируют каждый вид росписи и находят лишний предмет, определяют общий признак и называют тему урока.
-Мы будем говорить о жостовских подносах. 3 Постановка задачи урока – создать условия для постановки задач.
- С чем же мы сегодня познакомимся?
- И чему научимся на этом уроке?
С помощью наводящих вопросов подводит к определению задач урока и делает обобщение.
Называют задачи урока.
- Мы познакомимся с жостовскими подносами, с их росписью и будем сами учиться их расписывать. 4 Изучение нового материала – познакомить с работами жостовских мастеров, рассказать о разнообразии форм подносов и последовательностью выполнения жостовской росписи.
1)Чтобы каждому из вас расписать свой поднос, нужно знать как расписываются жостовские подносы.
- Сразу возникает проблема.
Постановка проблемы.
Какие особенности характерны для жостовской росписи?
2. Чтобы справиться с проблемой, давайте полюбуемся красотой жостовских подносов. (презентация)

3.-Ребята, а вы знаете, как появились жостовские подносы и где?
4.Давайте послушаем ребят
(выступление детей)
А) Недалеко от Москвы в живописном месте находится село Жостово. Село прославилось не только в нашей стране, но и за рубежом.
А знаменито оно тем, что никто лучше жостовских умельцев не может рисовать цветы на железных подносах.
Б) В 21 веке на Руси широкое распространение получает заморский напиток - чай. Тульские мастера принялись за изготовление самоваров. Вместе с самоваром на стол ставился поднос, который стал участником русского чаепития.
В) И вот в 1825 году местный крестьянин Филипп Вишняков с сыном открыл мастерскую по изготовлению металлических подносов.
- А теперь давайте посмотрим, как их делают.
(просмотр фильма)
5. Ответив на вопросы, вы решите часть поставленной проблемы.
- Из какого материала делают подносы?
- Какой цвет фона жостовских подносов?
- Основной мотив,сюжет жостовских подносов?
- Как расположены цветы на подносе?
- Как наносят узор на поднос?

(ЧТЕНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ)
На жостовском подносе
В зеркальной глади лака
Ржаная медь колосьев,
Степной румянец мака.
Багрянец поздних листьев,
Лесной подснежник первый…
А жостовские кисти
Нежнее лёгкой вербы.(П.Синявский)
6.Физминутка «Цветы»
Наши красные цветы раскрывают лепестки,Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.Наши красные цветы закрывают лепестки,Головой качают, тихо засыпают.
7. Практическая работа
а) Этапы росписи.
1)Замалёвка – разбавленной краской художник наносит силуэты цветов и листьев.
2) Тенёжка- художник наносит цветные тени, появляется объём.
3)Бликовка- наложение бликов выявляет свет и объём, букет кажется освещённым.
4)Чертёжка- при помощи тонкой кисти художник рисует прожилки на листочках, «семенца» в центре цветов.
5)Привязка- при помощи стебельков и травинок букет оформляется в единое целое
б) Самостоятельная работа – распись трафарета жостовского подноса с использованием раздаточного материала.
8. Выставка работ уч-ся.
( выбрать лучший поднос)
Все они красивые, праздничные
Чёрные, синие, красные
Удивительно, прекрасные!
Ставит перед детьми проблему.
Показывает презентацию и предлагает обратить внимание на расположение цветов.(крупные цветы в центре подноса,а мелкие по краям; враскидку, венок, полувенок).
Даёт задание: обратить внимание на последовательность росписи подносов.
Читает наизусть слова физминутки и показывает движения
Инструктаж к самостоятельной работе(знакомит с последовательностью выполнения росписи)
Помощь советом
в подборе колорита, узора.
Анализирует работы.
Делает вывод: с проблемой все справились. Просматривают презентацию и находят особенности жостовской росписи.
(Изображение букета на чёрном лаковом фоне)
Делают сообщения о истории появления жостовских подносов.
Просматривают фильм и обращают внимание на этапы росписи жостовских подносов
Дают быстрые ответы на поставленные вопросы.
Руки поднимают вверх, пальцы собраны в кулаки Медленно разгибаем пальцы из кулачков Покачиваем кистями рук вправо влево Медленно сжимаем пальцы в кулачки , руки опускают
Под музыку П.Чайковского «Вальс цветов» выполняют роспись трафарета жостовского подноса.
Итог урока.Рефлексия – создать условия для подведение результатов работы. - Вот заканчивается урок.
И подводим мы итог.
Что интересного вы узнали на уроке? Чему научились?
Если вам урок понравился ,если вы научились расписывать подносы и других научите, то дружно похлопаем в ладоши.
. Организует обсуждение. Определяют , чему научились на этом уроке, в чём произошёл прирост. Источники.
Сокольникова Н. М., Ломов С.П. «Изобразительное искусство 3 класс» - учебник - Москва: АСТ. Астрель, 2013 г.,
Сокольникова Н. М., Ломов С.П. Рабочая тетрадь к учебнику «Изобразительное искусство». 3 класс Москва: АСТ. Астрель, 2013 г.,
Обучение в 3 классе по учебнику «Изобразительное искусство 3 класс»: Москва: Астрель.2012г.
«Изобразительное искусство 3 класс»,поурочные планы по учебнику Н.А.Горяевой, Л.А.Неменской – Волгоград: Учитель,2008г.
Бардина Р.А. «Изделия народных художественных промыслов и сувениры» - Москва: «Высшая школа»,1990г.
http://www.slavyanskaya-kultura.ru/art/trade/zhostovskaja-rospis.htmlhttp://amnesia.pavelbers.com/Russkie%20remesla%20Podnos.htmhttp://wikimapia.org/9373223/ru/
http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/izo/prezentatsiya-k-uroku-izo-v-3-klasse-risuem-zhostovskie-podnosyhttp://gertt.boscu.net/blogs/new/detskie-prezentatzii-o-jostovskih-podnosah.htmlhttp://yandex.ru/video/search?filmId=PIv0ZE0GUXI&where=all&text