Конспект урока по русскому языку на тему Дательный падеж имен существительных


Упражнение для коррекции слухового восприятия.
Опора на содержание субъективного опыта учащихся.
Актуализация опорных знаний учащихся.
Тема: Дательный падеж имен существительных.
Тип урока: изучение нового материала.
Цель: познакомить учащихся с дательным падежом имен существительных, его признаках;
сформировать представление об имени существительном в дательном падеже и умение определять имена существительные в дательном падеже.
Задачи:
Образовательные: продолжить формирование представлений о падежах.
Коррекционные: развитие внимания и мыслительных процессов на основе упражнений на анализ, сравнение.
Воспитательные: воспитание интереса к урокам русского языка.
Оборудование: таблица падежей, игрушка, плакат с вопросами и вспомогательным словом дательного падежа, иллюстрации к существительным (окно, девочка, солнце, собака), дифференцированные карточки.
Ход урока:
I. Организационный момент:
Для концентрации внимания учащихся учитель предлагает сесть детям 1-го ряда, если они услышат одушевленное существительное (учитель называет существительные: солнце, арбуз, собака). Второй ряд садится, если услышит неодушевленное существительное (учитель называет существительные: девочка, медведь, окно).
II. Повторение пройденного материала.
1. Вопросы классу по теме: «Имя существительное».

- Какую часть речи мы изучаем? (имя существительное)
- Что обозначает имя существительное? (предмет)
- Имена существительные, к которым можно поставить слова она, моя, какого рода? (женского)
- Ребята, сидящие на первом ряду, я вам называла в начале урока слова – солнце, арбуз, собака. Назовите здесь существительное женского рода (собака).
- Имена существительные, к которым можно поставить слова он, мой, какого рода? (мужского)
- Ребята, сидящие на втором ряду, я вам называла в начале урока слова – девочка, медведь, окно. Назовите здесь существительное мужского рода (медведь).
- Какого рода слова «солнце» и «окно»? (среднего)
- Почему? (к ним можно поставить слова оно, моё)
- Как изменяются имена существительные? (по числам и падежам)
2. Работа с таблицей.

- Сколько всего падежей в русском

Упражнение в формировании элементов логического мышления.
языке? (6 )- Какие падежи мы уже изучили? (Именительный, Родительный) (Ученики минимально-допустимого уровня обучения читают таблицу с помощью учителя, остальные следят за ними).
- Посмотрите на таблицу и скажите – над какой темой мы будем работать сегодня? (Дательный падеж) Наша цель – запомнить вопросы и предлоги Дательного падежа, чтобы мы смогли определить существительные в Дательном падеже.
III. Работа по теме урока.
1.Динамическая пауза.
- Ребята, сегодня на урок к нам пришел мой помощник – собака по кличке Тузик.
- С какой буквы мы напишем слово «Тузик»? (C заглавной).
- Почему? (кличка животного – собственное существительное)
(Учащимся предлагается встать в круг у доски и вытянуть вперед правую руку, а левую убрать за спину).
- Мы должны передать собаку по кругу, пока она не вернется к учителю, но брать и передавать можно только правой рукой. Чтобы передать собаку мы должны сначала задать вопрос КОМУ?, затем сказать ДАЮ и назвать имя ученика, стоящего справа от вас. (- Кому? Даю Степе. – Кому? Даю Насте. И т.д. )
Когда собака возвращается в руки к учителю, задаю вопросы:
- Какой вопрос мы сейчас задавали? (Кому?) Это вопрос дательного падежа. Дательный падеж, когда родился, первое слово, которое он выучил «НА». Он очень любил со всеми делиться, раздавать все, что имел, и его назвали
ДАТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ.
- Какое слово помощник мы с вами называли? (Даю.)
- А когда мы называли имена Степе, Насте, Никите, какое окончание всегда стояло на конце? (е)
2.Тренировочные упражнения.
Первичное закрепление учебных навыков.
Далее ученики садятся за парты и открывают тетрадочки.
- Отступаем две строчки от предыдущей работы и пишем число, классная работа.
Учитель закрепляет на доске плакат с вопросами и вспомогательным словом дательного падежа.
-Сейчас мы с вами разберем словосочетания, вставим в скобки вопросы и определим падеж имени существительного.
Плыть ( … ) по реке,
Мчаться ( … ) по улице,
Написать ( …) подруге,
Обратиться ( …) к ученице.
(К доске вызываю учеников базового уровня, остальные работают в тетрадях).
Оценка учащихся. Поощрение.
3.Работа с учебником.
С.139 упр. 221
- Мы работали с отдельными словосочетаниями, а теперь поработаем со словосочетаниями в тексте стихотворения.
Упражнение на коррекцию зрительного, слухового и рече –двигательного анализаторов.
Снятие психо-эмоционального напряжения у детей через упражнение на релаксацию.
(Выполним упражнение устно с учащимися минимально-допустимого уровня)
4. Динамическая пауза.
(Гимнастика для глаз).
Он поможет не только запомнить дни недели, но и способствует профилактике глазных заболеваний.
Всю неделю по порядку,Глазки делают зарядку.В понедельник, как проснутся,Глазки солнцу улыбнутся,Вниз посмотрят на травуИ обратно в высоту.(Поднять глаза вверх; опустить их вниз, голова неподвижна)
Во вторник часики-глаза,Водят взгляд туда – сюда,Ходят влево, ходят вправоНе устанут никогда.(Повернуть глаза в правую сторону, а затем в левую, голова неподвижна)
В среду в жмурки мы играем,Крепко глазки закрываем.Раз, два, три, четыре, пять,Будем глазки открывать.Жмуримся и открываемТак игру мы продолжаем.(Плотно закрыть глаза, досчитать до пяти и широко открыть глазки)
По четвергам мы смотрим вдаль,На это времени не жаль,Что вблизи и что вдалиГлазки рассмотреть должны.(Смотреть прямо перед собой, поставить палец на расстояние 25-30 см от глаз, перевести взгляд на кончик пальца и смотреть на него, опустить руку)
В пятницу мы не зевалиГлаза по кругу побежали.Остановка, и опятьВ другую сторону бежать.(Поднять глаза вверх, вправо, вниз,  влево и вверх; и обратно: влево, вниз, вправо и снова вверх )Хоть в субботу выходной,Мы не ленимся с тобой.Ищем взглядом уголки,Чтобы бегали зрачки.(Посмотреть взглядом в верхний правый угол, затем — в нижний  левый; перевести взгляд в верхний левый угол и нижний правый )В воскресенье будем спать,А потом пойдём гулять,Чтобы глазки закалялисьНужно воздухом дышать.(Закрыть веки, массировать их с  помощью круговых движений пальцев: верхнее веко от носа к наружному краю глаз, нижнее веко от наружного края к носу, затем наоборот)
Перенос способа обработки на свое индивидуальное задание.
Комплексное развитие всех анализаторов.
5. Продолжение работы по закреплению учебных навыков.
Для учащихся базового уровня самостоятельная работа на карточках:
1.Вставь нужный вопрос и допиши словосочетание:
посвятил (…?) __________интересно (…?)__________несет (…?)_______________шли (по …?) _____________
2.Укажи падеж имени существительного и выдели окончание.
Для учащихся минимально-допустимого уровня:
дописать словосочетания, опираясь на вопрос и картинку. Определить падеж существительных, выделить окончание, назвать предлоги. Работа с орфограммами.
Повернуться (к чему?) ОКНО (картинка)
Подойти (к кому?) ДЕВОЧКА (картинка)
Улыбнуться (чему?) СОЛНЦУ (картинка)
Бросить (кому?) СОБАКА (картинка)
Проверка работы учащихся базового уровня.
Оценка работы. Поощрение.
6. Задание на дом (на карточках для базового и минимально-допустимого уровня).
Базовый уровень:
Задание: Поставьте вопросы к словам, выделите предлоги и окончания имён существительных, определите падеж имён существительных.
Образец: (От чего?) от дуба (Р.п.).
От дуба, по тропинке, к ёлке, до дороги, по небу, из дома, вокруг леса, с поля, к бабушке, у окна.Минимально-допустимый уровень:
Задание: Поставьте вопросы к словам, выделите предлоги и окончания имён существительных, определите падеж имён существительных.
Образец: (По чему?) по тропинке (Д.п.).
По тропинке, к ёлке, по дороге, к лесу, по небу, к бабушке.
IV. Итог урока.
1. Проверка усвоенного при помощи вопросов.
- С каким падежом мы сегодня работали? (С Дательным падежом)
- Какое слово-помощник мы использовали? (Даю.)
- На какие вопросы отвечают существительные в Дательном падеже? (Кому? Чему?)- С какими предлогами могут употребляться существительные в Дательном падеже? (к, по)
2. Выставление оценок.
- Ребята, каждому из вас я сейчас покажу карточку, а вы ответите, какую оценку вы получили за урок. Красная -5(поработали отлично, активно отвечали на вопросы и справились со всеми заданиями) Синяя -4 (работали хорошо, ноРазвитие цветового восприятия.
* Учащиеся по индивидуальному уровню обучения (Смирнова А., Рюмин Д.) выполняют индивидуальную работу в тетрадях по обводке, динамические паузы выполняют по мере возможностей.
недостаточно активно, можете работать лучше) Зеленая-3 (в следующий раз постарайтесь работать лучше, хорошо выполните домашнее задание и исправьте свою оценку).
Учащиеся сами озвучивают свои оценки.
4. Рефлексия.
- Добились вы поставленной цели?
- Какое у вас было настроение?
- Ребята, вы были активными на уроке, это помогло нам разобраться в новой теме. Ваша работоспособность радовала меня. Если у кого-то есть ко мне вопросы – задавайте!
Спасибо за урок!