Конспект занятия по внеурочной деятельности на тему: Я могу. Я нужен.


Я - могу
«Моя ладошка». Учащиеся обводят свою ладошку на листе бумаги. Посередине «ладошки» они должны написать «Я», а на каждом «пальчике» — что-либо хорошее о себе (качества или способности). Затем ведущий собирает детские работы, по очереди зачитывает их, а ребята определяют, кому какая «ладошка» принадлежит.
«Потерянное могу». Жил-был один мальчик, который потерял одно из своих «могу» — «Могу признавать свои ошибки». Вместо этого он перекладывал ошибки на окружающих, делал их виноватыми. По очереди представьте себя человеком, которого незаслуженно обвинили в чем-либо, и назовите свои чувства. После этого просит их представить себя мальчиком, который перекладывал на других свои ошибки, подумать о его чувствах. После того как учащиеся сделают вывод, что негативные чувства испытывали обе стороны, ведущий предлагает подумать, как разрешить ситуацию. Вместе с ведущим ребята приходят к выводу о том, что одному мальчику необходимо попросить прощения, а другому — его простить. После этого можно предложить подросткам подумать и сказать, что им труднее делать — просить прощения или прощать.
Работа со сказкой. Учащиеся слушают, обсуждают сказку, а затем выполняют иллюстрации к ней.
Фламинго (О. Горькова)
В далеких жарких странах живут прекрасные птицы, которые называются Фламинго. Днем они гуляют, гордо вышагивая по берегу реки, а вечером, когда солнце катится к горизонту, они взлетают к небу и парят под облаками. Закат окрашивает их розовые крылья в багровый цвет, и любой, кто видит это зрелище, никогда его не забудет.
Тебе интересно узнать, откуда появились Фламинго? Тогда слушай.
Жило-было маленькое Облачко. Оно, как и каждое облачко, целый день летало по небу с другими облаками туда, куда Дул ветер, и ему это нравилось. Но больше всего на свете Облачко любило смотреть на закат.
Однажды мимо Облачка пролетали маленькие цветные птички. Они были очень красивы, и Облачку захотелось полетать с ними, посмотреть на закат поближе, и оно решило поговорить с птичками.
Куда вы летите? — спросило Облачко.
Мы птички, куда хотим — туда и летим, — сказала однаиз них.
— Да, да, — сказала другая. — Мы можем летать, куда нам
хочется.
— Возьмите меня с собой, — попросило Облачко.
« — Ха-ха-ха, — засмеялись птички, — да ты же не умеешь летать, и у тебя это никогда не получится. Ты просто маленькое глупое облако, которое летит туда, куда дует ветер. — Так сказали птички и улетели прочь.
Облачку стало очень грустно. Потянулись серые дни. Оно больше ничему ие радовалось и только медленно и лениво передвигалось по небу. Оно почти ни с кем не разговаривало и все время думало: «Какое я несчастное, неуклюжее, серое облако. Я даже не умею летать». А ночью ему снилось, что маленькие разноцветные птички порхают вокруг него, смеются и дразнят: «Маленькое, глупое, неуклюжее, серое облако!»
Однажды вечером, когда приближался закат, Облачко, как всегда, летало по небу и, задумавшись, не заметило, что давно отделилось от других облаков и его гонит уже совсем другой ветер. Когда оно это заметило, то не стало сопротивляться.
«Какая разница? — подумало Облачко. — Я ведь все равно не умею летать самостоятельно, буду одиноким серым облаком».
Солнце уже окрасило небо в розово-красные тона, как вдруг невероятно сильный ветер подхватил Облачко и очень быстро понес к самой большой горе. Это был очень-очень сердитый ветер.
— Как ты посмел забраться на мою территорию?! Вы, облака, только мешаетесь нам — ветрам. За это я разобью тебя оскалу! — сказал ветер.
Облачко попыталось оправдаться, сказать, что его сюда занес какой-то случайный озорной ветерок, но сердитый ветер не хотел ничего слушать. Облачко подумало: «Ну и пусть я разобьюсь о скалу, я все равно никогда не смогу летать!»
Ветер нес его с огромной скоростью, скала была все ближе и ближе. Облачко решило последний раз посмотреть на закат. Ему показалось, что сегодня закат особенно красив.
«Неужели я его больше не увижу? — подумало Облачко и испугалось. Ему очень захотелось жить и видеть закат каждый день. — Что же мне делать? Надо попробовать улететь от ветра!»
В этот момент ветер со всей силы кинул Облачко в скалу. Облачко оттолкнулось и попыталось улететь, но ветер схватил его и опять швырнул в скалу. Облачко подумало: «Мне надо постараться, у меня обязательно получится!» Оно опять оттолкнулось и попробовало улететь. Ветер снова схватил облако, разогнался и кинул его на скалу. «У меня все получится. Я не сдамся!» — решило Облако и почувствовало себя невероятно сильным. Оно собрало все свои силы, оттолкнулось и взмыло в небо. Оно постаралось вытянуться как птица. Ветер сначала растерялся, но спустя секунду опять погнался за ним. Облако старалось лететь скорее, оно тянулось за уходящими лучами солнца. Оно подумало: «Вот бы сейчас крылья, я бы улетело прочь от ветра». И вдруг у Облачка появились крылья. Оно превратилось в прекрасную белую птицу и полетело очень быстро. Ветер не успевал за птицей, начал отставать, устал и перестал за ней гнаться. Произошло чудо, потому что Облачко столкнулось с волшебной Скалой Желаний, о которую мечты либо разбиваются, либо становятся реальностью.
Облачко думало: «Это же настоящее чудо: я — птица, я могу летать, я могу летать, я могу полететь к самому солнцу!!!» Ему было легко, хорошо и очень весело. Оно никогда не видело закат так близко. Вечернее солнце окрасило его перья в розовый цвет. Маленькие цветные птички, увидев его, сказали: «Какая красивая птица, и как хорошо она летит!»
Маленькое серое облако превратилось в прекрасную розовую птицу, которую люди назвали — Фламинго.
Вопросы для обсуждения
Почему грустило Облачко в начале сказке?
Что оно думало о себе?
~ Какие мысли помогли ему победить ветер?
— Что бы вы загадали, если бы встретились со СкалойЖеланий?
Я нужен!
«Что нужно школьнику?» Учащимся предлагается вспомнить, какие предметы необходимы школьнику (тетрадь, карандаш, ручка и т.п.), затем загадать один из этих предметов и показать группе, не произнося ни слова.
«Кто нужен школьнику?» Ведущий говорит о том, что учебные вещи, конечно, важны, но без многих людей школа просто не могла бы существовать. Он раздает ребятам карточки, на которых указаны профессии людей, работающих в школе (учитель, повар, директор, гардеробщица, уборщица, дворник и т.п.). Они по очереди «одушевляют» свои карточки, изображая деятельность невербально; группа определяет, что за профессия была написана на карточке.
«Закончи предложение». Учащимся предлагается закончить предложения
«Дома я нужен...»
«В классе мне нужны...»
«В классе я нужен...»
Работа со сказкой. Учащиеся слушают, обсуждают, pисуют.
Повесть о настоящем ... цвете (Г. Аркадьев)
Давным-давно в сказочной стране Акварелии жили краски. Природа Акварелии была яркой и красочной: огромные пурпурные дворцы разрезали золотое небо над бескрайними зелеными лугами. Сотканный древним художником-творцом мир Акварелии жил размеренной жизнью, каждый день принося жителям наслаждения.
Тюбики краски целый день занимались лишь тем, что создавали яркие и красивые здания. Это искусство было возведено в ранг главной государственной деятельности. А раз в год в Акварелии устраивался турнир красок, на котором Художник- творец определял лучший цвет.
В преддверии праздника часто можно было увидеть жителей страны, горячо спорящих о достоинствах того или иного цвета. Каждый считал себя самым лучшим и самым красивым, а самое главное — нужным. «Я нужен, чтобы изобразить свежие розы и развевающиеся флаги», — говорил Красный. «Меня выбирают, чтобы изобразить молодость природы и плодородие земли», — отвечал Зеленый. «Я создаю на холсте Творца богатство и роскошь, а главное — солнечную теплоту», — вставлял свое меткое слово Золотисто-желтый.
Лишь один тюбик не мог похвастаться своими достоинствами. Бледно-голубой привык думать о себе с презрением. Он был чуть темнее цвета белого холста и потому еще никогда не избирался Творцом. В обычные дни Бледно-голубой мог еще хоть как-то забыть о своей беде, рассматривая работу своих более удачливых собратьев, но перед турниром он старался спрятаться от их жестоких насмешек в самых удаленных уголках Акварелии.
Так было и на этот раз. Заслушавшись спором красок, Бледно-голубой забыл обо всякой осторожности, и поэтому, когда краски вышли из себя от злости, пытаясь переспорить других, он попался им под горячую руку. Град злых насмешек обрушился на маленького и беззащитного Бледно-голубого. Спасаясь бегством, тюбик много раз спотыкался и больно падал. Наконец преследователи отстали, и он, отдышавшись, спрятался в дальнем и темном углу. «Полежу здесь, пока турнир не закончится», — решил Бледно-голубой и принялся разглядывать из своего убежища, как шли приготовления к празднику. Сон застал малыша именно за этим занятием.
Утром, когда Бледно-голубой проснулся, он сразу понял: что-то не так — праздничное настроение исчезло. Все бегали в панике, кричали нечто непонятное и совсем не обращали на него внимания. Бледно-голубой набрался смелости и, остановив пробегавший мимо тюбик, спросил, в чем дело. Оказалось, что ночью Черный цвет решил помешать выиграть остальным и окрасил собой все кисти, поэтому утром Творца ожидал ужасный сюрприз. Когда Художник прикоснется кистью к холсту, турнир будет сорван!
Бледно-голубой бросился на центральную площадь. На пло-Щади хранились кисти. Он несся быстрее ветра, не в силах поверить в коварство Черного. На площади царило смятение,
никто не знал, что делать! Краски были очень расстроены. И тогда малыш принял очень смелое решение — он сорвал с себя крышку и выплеснул свой почти белый цвет на кисти. Скоро он почувствовал, что силы покидают его, но все равно продолжал окрашивать кисти в свой бледный цвет, пока не потерял сознание.
В этот момент рука Художника коснулась толстой кисти, и он сделал первый мазок. Краски замерли в ожидании. Казалось, вся Акварелия смотрела сейчас на холст Творца. «Хм, — произнес Художник — Замечальный цвет. Он-то мне и был нужен — река выйдет превосходно!»
Очнулся Бледно-голубой героем, настоящим героем. Но сам он об этом еще не знал. Не знал он еще, что победил на турнире, не знал, что был провозглашен королем Акварелии, не знал, что спас всю страну и самого Творца от мрака.... Знал он лишь одно, что в следующий раз он гордо скажет: «Я -нужен! Я необходим, чтобы нарисовать глубокую бурную реку и бесконечное небо!»
Вопросы для обсуждения Как и почему думал о себе Бледно-голубой в начале сказ-ки?
Что помогло ему изменить мнение о себе?
Почему для человека так важно быть нужным окружаю-щим людям?
Адаптировано на основании: О.В. Хухлаева. «Тропинка к своему Я» Уроки психологии в средней школе (5-6 классы) Москва 2006 год.