Статья на тему Особенности преподавания краеведения в условиях реализации ФГОС


Особенности преподавания краеведения в условиях реализации ФГОС
Современное образование в связи с изменяющимися общественными приоритетами изменило свою цель с простой передачи социального опыта от старшего поколения младшему на формирование всесторонне развитой личности, подготовленной к воспроизведению и развитию материальной и духовной культуры общества. В тоже время с позиций гуманизма ведущей целью образования выступает необходимость формирования человека как полноценного субъекта всякой деятельности, ответственного за результаты своего труда.
17 декабря 2010 г. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации утвержден федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.
Содержание подготовки школьников по истории, в том числе родного края, на ступени основного общего образования определяется с учетом деятельностного и компетентностного подходов, во взаимодействии категорий «знания», «отношения», «деятельность». Предусматривается как овладение ключевыми знаниями, умениями, способами деятельности, так и готовность применять их для решения практических задач.
Предполагается, что результатом изучения истории в основной школе станет развитие у обучающихся широкого круга компетентностей, в том числе социально-адаптивной, или гражданственной. Под важнейшими личностными результатами изучения истории в этом случае имеются ввиду осознание учеником своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, а также осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений.
Учитывая новые стандарты, традиционный урок краеведения перестает быть основным и единственным источником информации или формой краеведческого образования. Вместе с тем, ещё более актуальным становиться огромный воспитательный потенциал изучения истории родного края.
Выясним, чем же отличается преподавание краеведения в условиях реализации ФГОС.
Во-первых, реализация новых стандартов нацеливает учителя максимально вовлекать в учебно-образовательную деятельность «живые» краеведческие ресурсы в противоположность работе исключительно с учебником и текстом.
Во-вторых, в условиях реализации ФГОС педагогический процесс уверенно выходит за пределы учебного кабинета. Это происходит в ходе работы учеников над проектами, во время поисково-исследовательской деятельности, работы в архивах, при посещении выставочных экспозиций краеведческих или школьных музеев. Последний, являясь частью открытого воспитательного и образовательного пространства и микросоциума, по сути становится координатором гражданско-патриотической, военно-патриотической деятельности, связующей нитью между образовательными организациями и другими учреждениями образования и культуры.
Изучение истории края в условиях реализации системно-деятельностного подхода обязательно осуществляется с применением методов музейной педагогики. Школьный музей – это проявление деятельностной социальной практики.  Ученики-музееведы, как правило активно участвуют в поисковой работе, изучении и описании музейных предметов, создании экспозиции, проведении экскурсий, вечеров, конференций.
Одной из перспективных технологий  краеведческой  работы является метод проектов, который успешно реализует принцип личностно-ориентированного обучения, когда ученики выбирают дело по душе в соответствии со своими способностями и интересами. Выполняя проекты, школьники осваивают алгоритм проектно-преобразовательной деятельности, учатся самостоятельно искать и анализировать информацию, интегрировать и применять полученные ранее знания. Это позволяет формировать  не просто умения, а компетенции т.е. умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности.  
Поисковая, исследовательская и проектная деятельность становится важной мотивирующей составляющей в образовании. Применяя в учебном процессе краеведческий материал, учитель способствует формированию познавательной активности обучающихся, выработке эмоционально-ценностного отношения к культуре родного края, его истории.
Ценностно-смысловое и эмоциональное восприятие краеведческой информации, как правило, особенно ярко проявляется при изучении важных переломных периодов родной истории.
Краеведческий материал может составлять содержание целого (краеведческого) урока или же являться его элементом. Из содержательной части тематической экскурсии в школьном музее и урока краеведения в 9 классе на тему «Наш край в 1917 году»: «….К моменту Февральской революции 1917 года в здании школы размещались два средних учебных заведения: Кинешемское реальное училище и частная гимназия госпожи Ломжинской. После Октябрьской революции, когда были упразднены все прежние типы учебных заведений, реальное училище было преобразовано в Единую трудовую школу II ступени. Во главе ее был назначен Совет школы… Реорганизация учебных заведений шла длительное время, вплоть до 1919 года. Комплектование происходило механически: назывался класс, в него зачисляли, например, 5 реалистов, 15 гимназисток, остальные добирались из Духовного училища, Высших начальных школ…Классы впервые стали смешанными… Тогда же из фойе убрали портрет царя…» (из «Летописи школы»).
Преподавание краеведения с учетом новых требований стандарта неизбежно преобразуется в комплексную системную работу, сочетающую урочную, внеурочную и воспитательную деятельность. На практике это представляет собой, например, логическое встраивание истории родного края в курс региональной истории, использование межпредметных связей на уроках истории и краеведения, системное использование краеведческого потенциала во внеурочной и внеклассной работе.
Следует отметить, что краеведение подразумевает не только знания о местном крае, но и пути познания, поиска и распространения этих знаний. Это важная составляющая метапредметных компетентностей в образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС.
В лицее им. Д.А. Фурманова г. Кинешма осуществляется реализация ФГОС в опережающем режиме. Успешными результатами этой и краеведческой работы можно считать:
- выпуск редакцией школьной газеты «Фурмановец-ньюс» по материалам музея брошюры «Письма с фронта»;
- реализацию проекта «Музей без границ» по использованию персональных мобильных компьютеров во неурочной деятельности;
- реализацию социального проекта «Чтобы помнили», в рамках которого была установлена мемориальная доска в лицее памяти Заслуженного учителя школ РСФСР Бориса Николаевича Чихачева;
- ежегодное участие обучающихся лицея в Краеведческих чтениях и Городском слёте патриотов;
- результативную исследовательскую и проектную работу обучающихся на научно-практических конференциях «Юность науки» и др.
Литература
ФГОС: Основное общее образование.
Васильева Т.Е. Образовательно-воспитательный потенциал музейной педагогики как средство духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения /http://www.rusnauka.com
Методическая разработка экскурсии в школьном музее.