Эффективность владения и применения в практической профессиональной деятельности современных образовательных технологий и методик

Эффективность владения и применения в практической профессиональной деятельности современных образовательных технологий и методик
Основную цель моей деятельности - организация работы по овладению учащимися универсальных учебных действий - выстраиваю системно, через оптимальное сочетание традиционных и новых образовательных технологий. Учитывая возрастные и индивидуальные особенности, уровень обученности учащихся на уроке ставлю такие цели, которые могут быть реализованы в данном классе и принесут запланированные результаты, создадут мотивационное поле для дальнейшего развития ученика.. Достаточно полная реализация метапредметных и предметных целей обучения на основе компетентностного подхода, в соответствии с требованиями ФГОС и спецификой изучаемых предметов стала возможной благодаря использованию в моей педагогической деятельности гармоничного слияния традиционных и инновационных методов, средств и форм обучения.
Используя в основе работы системный подход (исследования Ю.К. Бабанского, Т.А. Ильиной), личностный подход (С.Н. Рубинштейна), проектные методики (Дж. Дьюи, С.Т. Шацкого), педагогику любви и свободы Ю.П. Азарова, новые технологии в образовательном процессе Н.Е. Щурковой, а также психологический анализ поступков ученика Э.Ш. Натанзона, постоянно стремлюсь к ориентации всей своей педагогической деятельности на создание условий для самореализации личности обучающегося.
Применяя общественно признанные авторские методики, внедряю в практику работы новые формы и методы обучения (дистанционное консультирование, электронную рассылку). Одним из эффективных методов оценивания стала альтернативная система оценки (накопительная, карта успешности), которая при подведении итогов легко переводится в традиционную систему, а в процессе обучения позволяет школьнику выбирать индивидуальную траекторию развития.
На уроках наряду с контрольными, зачетными и самостоятельными работами, индивидуальными и фронтальными опросами прочно вошли в практику самооценивание и взаимооценивание обучающихся. Широко распространены защита творческих работ и проектов, презентация продукта коллективной и индивидуальной деятельности (создание видеофильма, выпуск газеты или журнала, листовки, буклета).
Разработаны комплексы заданий для обучающихся, испытывающих затруднения в базовом изучении предмета (тренажеры, алгоритмизированные тесты, интеллектуально-лингвистические комплексы упражнений). Происходит регулярное пополнение коллекции методических материалов.
Использование технологий
Наименование технологии
Область использования (в урочной и внеурочной деятельности)
Результативность



в деятельности учителя
в деятельности обучающихся

Проектная технология
преподавание предмета «Литература», индивидуальная работа с высоко-мотивированными учащимися
предоставление ученику возможности самореализоваться, права выбора способа и пути деятельности
участие в конкурсах, научно-практических конференциях

Диалоговая технология
преподавание предмета «Литература», проведение литературных гостиных
предоставление ученику возможности самореализоваться
ученик – равноправный участник обучения

Технология развивающего обучения
преподавание предметов «Литература», «Риторика»
позволяет в системе развивать творческие и интеллектуальные способности учащихся
участие в творческих конкурсах, качественное усвоение материала

Технология использования в обучении игровых методов
преподавание предмета «Литература», во внеклассной работе по предмету
позволяет учитывать индивидуаль-ные особенности уч-ся
формируется учебно-познаватель-ная мотивация

Создание проблемных ситуаций
преподавание предметов «Литература», «Риторика»
предоставле-ние ученику права выбора способа и пути деятельности
качественное усвоение
учебного материала

Разноуровневая дифференциация
преподавание предметов «Литература», «Риторика»
снятие перегрузок в усвоении учебного материала
успешность в обучении учащихся с разными способностями






Использование современных информационно-коммуникационных технологий позволяет внедрить новейшие средства мультимедиа на каждом уроке и дают возможность для творчества, позволяют реализовать принципиально новые формы и методы обучения с применением моделирования явлений и процессов. Наглядность, быстрота доступа к информации, возможность визуализации результатов моделирования – чрезвычайно важная составляющая работы на уроке. Применяю в работе электронные учебные издания- мультимедийную энциклопедию «Русская литература», аудиокниги «Русская классика», экранизации художественных произведений, электронные образовательные ресурсы федеральных порталов [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Мною разработаны серии уроков, на которых применяю разнообразные методы обучения, сущность которых выражается в переходе от преимущественно регламентирующих, алгоритмизированных, программированных форм и методов организации процесса обучения к развивающим, проблемным, исследовательским, поисковым, обеспечивающим рождение познавательных мотивов и интересов, условий для творчества в обучении. Значение активных методов обучения определяется и тем, что они обеспечивают переход от организации учебного процесса учителем к ученической самоорганизации, и тогда вся учебная деятельность рассматривается как творчество и развитие индивидуальности.
Использование методов и приемов
Компетенции
Метод/ приемы
Задания
Тема урока
Тип урока

Личностная
Дифференцированное обучение
Подготовка эссе
«Нравственный смысл произведения И.А. Бунина «Лапти», 6 кл.
«Подготовленная и неподготовленная речь», (риторика, 8 кл.)
Урок-диалог с элементами практики

Предметная
Метод проблемного обучения; зачётная система
Подготовка эссе;
проблемное изложение
« Стихи и песни о войне поэтов XX века», 7 кл.
«Молчание-золото?» (риторика, 8 кл.)
Урок-зачет
Урок решения проблемных задач

Коммуникативная
Метод проектов;
Приёмы критического мышления
Организация имитационных игр; научная конференция; учебная игра; дебаты
«Тема родины в произведениях русских и хакасских поэтов.», (6кл),
«Пресс-конференция с С.Есениным», (7кл).
Этапная игра
Урок – круглый стол

Информационная
Метод проектов; поисковые методы
Проведение социологического опроса; ассоциация
«Образ Ивана Грозного в русской литературе», (7кл). «Мы делаем газету», (7кл)
Урок– диспут

Нравственная
Приёмы критического мышления
Аргументация; «Мозговой штурм»
Смысл рассказа А.П.Чехова «Толстый и тонкий», (5кл)
Н.В.Гоголь «Тарас Бульба», (6кл.)
Урок-семинар


Использование различных методов и приемов позволяют разнообразить уроки, способствуют развитию компетенций и универсальных учебных действий обучающихся.

15