Кружковая работа Юный художник.


Программа кружка
«Юный художник»


рассчитана на 34 часа в год

Пояснительная записка
Художественное образование и эстетическое воспитание школьников предполагает овладение простейшими умениями и навыками в изобразительном искусстве, самостоятельное составление композиций, ознакомление с творческим наследием известных художников прошлого и настоящего, развитие и формирование творческих способностей, художественных интересов и потребностей. Наиболее благоприятные условия для этого имеются в школах и классах с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла.
Рисунок представляет собой своеобразный стержень, на котором держится все изобразительное искусство. Об этом неоднократно говорили и писали великие мастера изобразительного искусства. К. Брюллов: «Рисовать надобно уметь прежде, нежели быть художником, потому что рисунок составляет основу искусства; механизм следует развивать от ранних лет, чтобы художник, начав размышлять и чувствовать, передал свои мысли верно и без всякого затруднения; чтобы карандаш бегал по воле мысли...»
И. Репин говорил: «Непрестанно рисовать с натуры вот школа самая высшая и верная».
Особая роль рисунка в изобразительном творчестве объясняется тем, что в процессе рисования, прежде всего рисования с натуры, можно непосредственно изучить форму, пропорции, конструктивное строение, пространственные отношения, перспективные сокращения и изменения формы, светотень, фактуру (материал, из которого сделан предмет). Любая композиция (графическая, живописная, скульптурная и т. д.) начинается с рисунка, с композиционных набросков, эскизов. Незаменим быстрый рисунок наброски, зарисовки при изображении быстро движущихся объектов, передаче плывущих по небу облаков, порыва ветра, всплеска волны и т. п.
Рисунки, наброски и зарисовки Леонардо да Винчи, Рембрандта, А. Дюрера, И. Репина, В. Сурикова, В. Серова, И. Шишкина, Ф. Васильева, А. Пластова и многих, многих других знаменитых художников это настоящее богатство, неисчерпаемый источник вдохновения.
Основные учебно-воспитательные задачи:
эстетически воспитывать школьников, формировать их духовную культуру и потребности постоянно общаться с изобразительным искусством, воспитывать уважительное отношение к труду художников;
развивать художественно-творческие способности и склонности учащихся, фантазию, зрительно-образную память, эмоционально-эстетическое отношение к предметам и явлениям действительности, формировать творческую индивидуальность;
обучать основам рисования с натуры, по памяти и по воображению, обращать особое внимание на изучение и передачу в рисунках формы, пропорций, объема, перспективы, светотени, композиции;
формировать пространственные представления, художественно-образное восприятие действительности;
познакомить с графическим наследием выдающихся художников прошлого и настоящего, ролью рисунка в их творчестве.
Содержание курса составляет рисование с натуры, по памяти и по воображению различных предметов и явлений окружающего мира, создание графических композиций на темы окружающей жизни, беседы об изобразительном искусстве. Ведущее место принадлежит рисованию с натуры.
Особое внимание уделяется индивидуальным особенностям каждого школьника, его эстетическим потребностям, склонностям и направленности художественных интересов.
Как правило, выполнению тематического рисунка предшествует целенаправленная подготовительная работа по заданию педагога предварительные наблюдения, сбор иллюстративного материала, выполнение набросков и зарисовок. Тематические рисунки выполняются самыми разнообразными художественными материалами. Для поощрения интереса, самостоятельности школьников, проявления их индивидуальности следует предоставить им как можно больше свободы в выборе конкретной художественной техники.
Во время выполнения композиций полезно демонстрировать репродукции или слайды с произведений художников на темы, аналогичные темам детских рисунков. Значительный эффект дает и сравнение композиционных приемов, используемых разными учениками.
В процессе композиционного рисования следует выделить мифологические и библейские темы, которые значительно расширяют мировоззренческие представления учащихся, будят их воображение, фантазию, обогащают духовно.
Большое внимание уделяется ознакомлению школьников с различными художественными материалами и обучению работы с ними.
Каждый материал имеет свою выразительно-изобразительную специфику, свои изобразительные возможности. Графитный карандаш, цветные мелки, фломастер, пастель, акварель, тушь, перо, сангина, соус, цветная бумага со всеми этими материалами ребята должны знакомиться с 1 класса. Постепенно они начинают предпочитать некоторые из этих материалов, у них развивается индивидуальный вкус и формируется свой индивидуальный художественно-образный язык. Однако ряд заданий должен выполняться всеми школьниками одними и теми же материалами. Это необходимо для того, чтобы на практике познакомиться со спецификой всех художественных материалов.
Все задания носят или относительно длительный характер (14 ч), или кратковременный, быстрый наброски и зарисовки (520 мин).
Для поощрения творчества детей следует как можно чаще проводить конкурсы на лучший рисунок, отчетные выставки (за полугодие, за год), а также выставки репродукций рисунков художников. Чтобы эти выставки превратились в настоящий праздник, необходимы хорошие предварительная организация и само проведение выставки. Красочное объявление, призы за лучшие рисунки, торжественное открытие и закрытие выставки, приглашение учителей других предметов, родителей все это незабываемо действует на ребят, вызывает у них неподдельный интерес.
Большой учебно-воспитательный эффект дают и вечера, лекции, посвященные творчеству художников, встречи с художниками, посещение их мастерских, экскурсии в художественные и краеведческие музеи, на выставки.
Главное разнообразить деятельность школьников, постоянно будить их мысль, чувства, воображение, вызывать желание постигать азы искусства рисования.

Тематическое планирование
Кружка «Юный художник»
34 часа (1 час в неделю)


Тема занятия
Кол-во часов

Тема: Чем работают художники.
5 часов

1
Гуашь, три основных цвета.

1

2
Пастель и цветные мелки.

1

3
Уголь или тушь, палочка.

1

4
Пластилин, стеки.

1

5
Бумага, ножницы, клей.

1

Тема: Ты изображаешь, украшаешь, строишь.
6 часов

6
Изображение и реальность

1

7
Изображение и фантазия.

1

8
Украшение и реальность.

1

9
Украшение и фантазия.

1

10
Постройка и реальность.

1

11
Постройка и фантазия.

1

Тема: О чём говорит искусство.
6 часов

12
Изображение природы в разных состояниях.

1

13
Изображение животных в разных выразительных движениях.

1

14-15
Образ человека и его характер.
2

16
Образ зданий.

1

17
Интерьер.

1

Тема: Как говорит искусство.
4 часа

18
Цвет как средство выражения.

1

19
Линия и пятно как средство выражения.

1

20
Цвет, ритм, композиция- средства выразительности.

1

21
Характер и ритм объёмов.

1

Тема: Искусство вокруг нас.
4 часа

22
Памятники архитектуры- наследие предков.

1

23-25
Эстетическое оформление твое деревни.
3

Тема: Музеи мира.
5 часов

26-30
Музеи искусства.
5

Тема: Искусство Вятского края
3 часа

31
Дымковская игрушка.

1

32
Нолинская матрёшка. Лозоплетение.

1

33
Кружева. Резьба по дереву. Соломка.

1

Оформление итоговой выставки.
1 час


15