Рабочая программа Детского объединения дополнительного образования Юный исследователь

Рабочая программа детского объединения дополнительного образования «Юный исследователь»

Пояснительная записка

Программа детского объединения по химии «Юный исследователь» рассчитана на 34 часа для учащихся 8-9 классов, изучающих курс химии по программе средней школы, содержание материалов соответствует государственным стандартам. В данной программе детского объединения дополнительного образования реализуется принцип «самостоятельного добывания знаний учащимися», т. е. деятельностный подход, поэтому учащиеся в процессе изучения строения вещества имеют возможность понять сущность химических процессов с помощью химического эксперимента. При наличии демонстраций тех химических опытов, которые опасны для здоровья детей, например, опыты с ядовитыми веществами, применяются электронные ресурсы, в т.ч. химическая виртуальная школа.
Школа в сотрудничестве с семьёй может выявить тех, кто интересуется различными областями науки и помочь наиболее полно раскрыть свои способности и реализовать свои жизненные планы.
Исследовательская деятельность – это один из способов творческого потенциала личности, деятельность, направленная на самостоятельное приобретение новых знаний и умений, значимых на данном этапе развития. Это путь знакомства учащихся с методами научного познания, важное средство формирования у них научного мировоззрения, развития мышления и познавательной самостоятельности.
Исследовательская деятельность целесообразна в учебно-воспитательном процессе только тогда, когда учащиеся достаточно свободно могут ориентироваться в определённой системе знаний, поэтому он должен быть реально выполним, и вызывать у детей позитивное отношение.
Для написания исследовательских работ требуется применения знаний по химии, биологии, географии, истории, информатике и другим предметам. Учащиеся при подготовке к занятиям и написанию исследовательских работ могут использовать дополнительные источники знаний, в том числе, Интернет. При этом они узнают много нового о роли химии в жизни человека, о связи её с другими науками, пополняют свои знания по химии и другим предметам сведениями из различных дополнительных источников. Смежные предметы становятся учащимся опорой для подготовки и проведения исследовательских работ. Современная наука не стоит на месте, и для описания какого-либо явления или объекта используются комплексный подход.
Основными направлениями работы детского объединения являются: пропаганда здорового образа жизни; развитие активизации познавательного интереса; приобщение к научной и исследовательской деятельности.
В условиях внедрения нового федерального государственного стандарта реально возросла социальная значимость знаний о здоровом образе жизни, которая становится всё актуальнее год от года.
Сохранение здоровья учащихся является наиболее актуальной задачей для системы образования, так как. от состояния здоровья во многом зависит и качество обучения.
Цель детского объединения по химии «Юный исследователь»:
Формирование деятельности школьного детского объединения «Юный исследователь» не только с удовлетворением потребностей детей в дополнительном образовании, но и с возможностью комплексно охватить проблему здорового образа жизни как важнейшей ценности каждого человека.
Задачи детского объединения по химии «Юный исследователь»:
1. Формировать и укреплять здоровый образ жизни и сохранять экологически чистой среду обитания.
2. Выявлять одаренных детей и искать пути реализации их способностей.
3.Формировать исследовательские навыки и умения, способы реализации научных проектов.
4. Развивать интересы и наклонности учащихся к научной и поисковой деятельности.
Важную роль в формировании деятельности детского коллектива играет воспитание познавательного интереса; создание положительной мотивации учения и образования; формирование глубоких, прочных и действенных знаний; развитие интеллектуальной сферы личности; формирование умений и навыков самообразования; формирование способов активной познавательной деятельности; развитие познавательной активности и самостоятельности.
Школьное объединение включает учащихся, которых отличает креативность мышления, способность к выявлению проблем, к поиску решения в условиях неопределённости. Именно эти качества, в первую очередь, выявляются и реализуются в ходе исследовательской деятельности. Исследовательская деятельность целесообразна в учебно-воспитательном процессе только тогда, когда учащиеся достаточно свободно могут ориентироваться в определённой системе знаний, поэтому он должен быть реально выполним, и вызывать у детей позитивное отношение.
В качестве ценностных ориентиров химического образования выступают объекты, изучаемые в курсе химии, к которым у обучающихся формируется ценностное отношение. При этом ведущую роль играют познавательные ценности, т.к. данный учебный предмет входит в группу предметов познавательного цикла, главная цель которого заключается в изучении природы.
Основу познавательных ценностей составляют научные знания, научные методы познания. Познавательные ценностные ориентации, формируемые в процессе занятий в детском объединении дополнительного образования, проявляются в признании: ценности научного знания, его практической значимости, достоверности; ценности химических методов исследования живой и неживой природы.
развитие познавательных ценностных ориентаций позволяет сформировать:
уважительное отношение к созидательной, творческой деятельности; понимание необходимости здорового образа жизни; потребность в безусловном выполнении правил безопасного использования веществ в повседневной жизни;
сознательный выбор будущей профессиональной деятельности.
Детское объединение дополнительного образования обладает возможностями для формирования коммуникативных ценностей, основу которых составляют процесс общения, грамотная речь.
Коммуникативные ценностные ориентации курса способствуют:
правильному использованию химической терминологии и символики;
развитию потребности вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии; развитию умения открыто выражать, и аргументировано отстаивать свою точку зрения.
Объединение носит межпредметный характер, требующий применения знаний по химии, биологии, географии, истории, информатике и другим предметам. Члены объединения узнают много нового о роли химии в жизни человека, о связи её с другими науками, пополняют свои знания по химии и другим предметам сведениями из различных дополнительных источников.
Занятия проводятся в различных формах:
проблемно-поисковые беседы, тесты, презентации, химический эксперимент, практические работы и лабораторные практикумы, лекции, написание доклада (исследования) и т. д.
Члены детского объединения готовят материал для выступлений перед учащимися других классов школы на классных часах, химических праздниках, днях науки, научно-практических конференциях, различных конкурсах. Результаты своей деятельности юные исследователи представляют на конференциях и семинарах различного уровня.
Учащиеся могут использовать дополнительные источники знаний, занимательный материал по предметам естественно-научного цикла, художественную и научно-популярную литературу, и, в том числе, Интернет.
При выборе тематики занятий, предложенных для выступлений на классных часах и мероприятиях учащиеся проявляют интерес к работе со специальной литературой, приобретают навыки работы в группах, что способствует развитию творческих способностей и познавательного интереса. Темы для выступлений учащиеся каждой из группы подбирают самостоятельно или выбирают из предложенных вариантов. Темы, формы занятий, методика химического эксперимента обсуждаются с учащимися.
Занятия проводятся по возрастной группе учащихся 8-х и 9-х классов. Тематику для выступлений учащиеся каждой из группы подбирают самостоятельно или выбирают из предложенных вариантов. Темы, формы занятий, методика химического эксперимента обсуждается учащимися на занятиях объединения под руководством учителя. Результаты своей деятельности юные исследователи представляют на конференциях и семинарах различного уровня.
Практическая значимость детского объединения по химии «Юный исследователь» состоит в том, что учащиеся будут включены в исследовательскую деятельность, а архив будет пополняться диагностическими методиками исследовательских работ, которые можно применять в школе.
Учащиеся, проявляющие такие качества, как способности к выявлению проблем, к поиску решения в условиях неопределённости, выявляются именно в ходе исследовательской деятельности. Бернар Шоу по этому поводу сказал: «Гораздо труднее увидеть проблему, чем найти её решение. Для первого требуется воображение, а для второго только умение».
Исследовательская деятельность играет важную роль в подготовке школьников к олимпиадам. Соединение теории и практики даёт прочные знания. Члены детского объединения в будущем планируют сами составлять занимательные задачи для проведения школьных олимпиад для детей младших классов, в которые будут включены задания практической части в виде проблемного химического эксперимента.
Ожидаемые результаты:
Личностные результаты:
Воспитание российской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, за российскую химическую науку; формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, а также социальному, культурному, языковому и духовному многообразию современного мира; формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору профильного образования на основе информации о существующих профессиях и личных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учётом устойчивых познавательных интересов;
формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;
формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий;
формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
развитие готовности к решению творческих задач, умения находить неадекватные способы поведения и взаимодействия с партнёрами во время учебной и внеучебной деятельности, способности оценивать проблемные ситуации и оперативно принимать ответственные решения в различных продуктивных видах деятельности (учебная поисково-исследовательская, клубная, проектная, кружковая и т. п.).
Метапредметные результаты:
Овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиска средств его осуществления;
умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения, выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ, осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;
умение понимать проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезу, давать определения понятиям, классифицировать, структурировать материал, проводить эксперименты, аргументировать собственную позицию, формулировать выводы и заключения;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
формирование и развитие компетентности в области использования инструментов и технических средств информационных технологий (компьютеров и программного обеспечения) как инструментальной основы развития коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
умение извлекать информацию из различных источников (включая средств информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы интернета), свободно пользоваться справочной литературой, в т.ч. на электронных носителях, соблюдать нормы информационной избирательности, этики;
Умение на практике пользоваться основными логическими приёмами, методами наблюдения, моделирования, объяснения, решения проблем, прогнозирования и др.;
умение организовать свою жизнь в соответствии с представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия, культуры и социального взаимодействия;
умение выполнять познавательные и практические задания, в т.ч. проектные;
умение самостоятельно и аргументировано оценивать свои действия и действия одноклассников, содержательно обосновывая правильность или ошибочность результата и способа действия, адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи, а также свои возможности в достижении цели определённой сложности;
умение работать в группе – эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности; слушать партнёра, формулировать и аргументировать своё мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать её с позицией партнёра, в т.ч. в ситуации столкновения интересов; продуктивно разрешить конфликты на основе учёта интересов и позиций всех его участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов.
Предметные результаты:
Формирование первоначальных систематизированных представлений о веществах, их превращениях и практическом применении; овладение понятийным аппаратом и символическим языком химии;
Осознание объективной значимости основ химической науки как области естествознания, химических превращений неорганических и органических веществ как основы многих явлений живой и неживой природы, углубление представлений о материальном единстве мира;
Овладение основами химической грамотности: способностью анализировать и объективно оценивать жизненные ситуации, связанные с химией, навыками безопасного обращения с веществами, используемыми в повседневной жизни; умением анализировать и планировать экологически безопасное поведение в целях сбережения здоровья и окружающей среды;
Формирование умений устанавливать связи между реально наблюдаемыми химическими явлениями и процессами, происходящими в микромире, объяснять причины многообразия веществ, зависимость их свойств от состава и строения, а также зависимость применения веществ от их свойств;
приобретение опыта использования различных методов изучения веществ; наблюдения за превращениями при проведении несложных химических экспериментов с использованием лабораторного оборудования и приборов;
умение оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием;
Овладение приёмами работы с информацией химического содержания, представленной в разной форме (в виде текста, формул, графиков, табличных данных, схем, фотографий и др.)
Создание основы для формирования интереса к расширению и углублению химических знаний и выбора химии как профильного предмета при переходе на ступень среднего (полного) общего образования. А в дальнейшем и в качестве сферы своей профессиональной деятельности;
Формирование представлений о значении химической науки в решении современных экологических проблем, в т.ч. в предотвращении техногенных и экологических катастроф.
Учащиеся должны знать аспекты здоровья и здорового образа жизни и правила организации исследовательской работы по проблемам здоровьесбережения.
Учащиеся должны уметь находить информацию для решения проблем, используя различные информационные ресурсы, а также ставить цели, задачи исследования, составлять тезисы, презентации.
В настоящее время современные образовательные технологии направлены на развитие личности, её подготовки к жизни. В процессе обновления образования приоритет отводится деятельностному подходу в обучении, основанному на активизации познавательной деятельности учащихся. В данном аспекте наиболее приемлемыми представляются исследовательская и проектная технологии.
И пусть ребята, занимаясь исследовательской работой, не сделают новых открытий, но они не останутся равнодушными, смогут раскрыть себя, почувствовать свою значимость, т.к. именно исследовательский подход в обучении делает учащихся творческими участниками процесса познания, а не пассивными потре
·бителями готовой информации.
Таким образом, целью исследования в школе является развитие личности учащегося, а не получение объективно нового результата, как в «большой науке». Наука занимается производством новых знаний, а образование приобретением навыков исследования и развитием способности к исследовательскому типу мышления. Каждый ребёнок стремится к успеху, ради которого он готов трудиться над самым трудным проектом, чтобы закрепить и повторить даже самый маленький успех. Поэтому дети, которые испытали чувство победы, будут стремиться повторить его.
В ходе развития исследовательского подхода в обучении решаются задачи воспитания познавательного интереса; создание положительной мотивации учения и образования; а также формирование умений и навыков самообразования; способов активной познавательной деятельности; развитие познавательной активности и самостоятельности.
Организация исследовательской деятельности учащихся в процессе изучения химии позволяет развить не только их химическую смекалку, но и выявить наиболее одарённых детей.
Следуя программе модернизации Российского образования, стратегия-инициатива Президента РФ в рамках программы «Новая школа» такова:
«Необходимо развивать творческую среду для выявления особо одарённых ребят в каждой общеобразовательной школе.
Одновременно следует развивать систему поддержки сформировавшихся талантливых детей»





Рабочая программа
№ п/п
Наименование темы
Всего
час
Форма занятия


·
Наша жизнь в опасности без техники безопасности

2


1.1.
Введение. Организационное занятие.

1
Беседа

1.2
О правилах по технике безопасности и в шутку и всерьёз Занимательно о технике безопасности
1
Проблемно-поисковая беседа


·
·
Вещество привычное и необычное
5


2.1.
«Паспортные данные» питьевой и морской воды.


1
Практическая работа

2.2.
Химический эксперимент
«Чудеса кристаллизации».

1
Практическая работа

2.3.
Ролевая игра
«Сказка о рыбаке и рыбке».
1
Инсценировка с демонстрацией химических опытов

2.4.
Химический иллюзион «Чудеса своими руками»
1
Проблемно-поисковая беседа

2.5.
Интеллектуальная игра
«Вода остаётся прозрачной»
1
интеллектуальный марш-бросок


·
·
·
Спасёт ли мир красота?

3


3.1
Ролевая игра «Косметическая» красота
1
Презентация с демонстрацией химического эксперимента

3.2.
Химический эксперимент «Химия и стирка»

1
Практическая работа

3.3.
Домашняя химчистка
1
Химический эксперимент


·V

Химия на страже здоровья
6


4.1.
Исследовательская работа учащихся
«Осторожно: еда!»
1
Беседа, презентация, химический эксперимент

4.2.
Исследовательская работа учащихся
«Пища, которую мы едим»
1
Беседа, презентация с элементами химического эксперимента

4.3.
Сценарий конференции
«Правильное питание-залог долголетия»
1
Ролевая игра, тест, презентация

4.4.
Устный журнал «Пиво пенное и ритмы современные»
1
Презентация

4.5.
Сценарий внеклассного мероприятия
«Знакомьтесь: чай!»


2
Беседа, работа в группах
Практическая работа

V.
Химия и медицина
3


5.1.
Внеклассное мероприятие
«Что скрывается за приставкой «нано»?»
1
Презентация, тест

5.2.
Домашний лекарь «Помоги себе сам»
1
Практическая работа

5.3.
Внеклассное мероприятие
«Химия запахов. Ароматерапия».
1
Химический эксперимент.

VІ.
Химия за здоровый образ жизни.
4


6.1.
Устный журнал «Диалог химии и медицины»

1
Конкурсные задания, инсценировка, викторина

6.2.
Ролевая игра «Похититель рассудка – алкоголь»
1
Беседа с демонстрацией химического эксперимента

6.3.
Ролевая игра «Суд над табаком»
1
с демонстрацией химического эксперимента

6.4.
Научно-практическая конференция
«Химия. Питание. Здоровье»
1
Рефераты учащихся, демонстрация химических экспериментов

6.5.
Устный журнал
«Скорая медицинская помощь»
1
Беседа с элементами инсценировка

6.6.
Внеклассное мероприятие
Влияние тяжёлых металлов на здоровье человека
1
Работа в группах, элементы химического эксперимента

VІІІ.

Научно-исследовательские работы
5


8.1.
Виды исследовательских работ. Оформление исследовательских работ.
Этапы работы над научным проектом.
1
Лекция

8.2.
Научно-исследовательская работа к знаменательной дате со дня рождения В.И.Вернадского «Вклад В.И.Вернадского в развитие химических наук»
1
Выступление учащихся, презентация

8.3.
Научно-исследовательская работа к знаменательной дате присуждения Нобелевской премии М. Склодовской Кюри «Быть первой и единственной»
1
Реферат, презентация, видеофильм

8.4
Научно-исследовательская работа к знаменательной дате со дня рождения Д.И.Менделеева»
Наука и промышленность – вот мои мечты
1
Презентация, выступление учащихся

8.5.
Научно-исследовательская работа к знаменательной дате со дня рождения М.В.Ломоносова
«Путешествие на яхте «Михайло Ломоносов»
1
Презентация, реферат

ІХ.
Химия на военной службе
2


9.1
Устный журнал
«Учёные-химики во имя Великой Победы»

1
Презентация, химический эксперимент

9.2
Устный журнал
Химические элементы на службе человека
1
Химический эксперимент

Х.
Химический смотр знаний
2


10.1
Химический смотр знаний «Посвящение в химики»
1
Химический праздник

10.2.
Химическая игра «Конкурс знатоков химии»
1
Презентация, викторина, конкурсы

ХІ.
Итоговое занятие
1
Подведение итогов



34









Содержание программы

·. Наша жизнь в опасности без техники безопасности
1.1. Введение. Организационное занятие.
Ознакомление с планом работы объединения. Индивидуальные средства защиты в химической лаборатории. Перечень препаратов и средств первой помощи в аптечке химического кабинета. Правила поведения в химической лаборатории перед началом работы, в аварийных ситуациях, по окончании работы.
1.2. О правилах по технике безопасности в шутку и всерьёз. Занимательно о технике безопасности.
Демонстрация. Правила по технике безопасности с аппаратом Киппа, опытов со щелочными металлами, получение «гремучего газа», получение хлора из перманганата калия с концентрированной соляной кислоты.
Занимательные задачи по технике безопасности: задача о коварном стеклянном колоколе, задача об универсальном адсорбенте, задача о лопнувшей пробирке, задача о ночном взрыве, задача о несчастье в ванной комнате.

ІІ. Вещество привычное и необычное
2.1. «Паспортные данные» питьевой и морской воды.
Проблема дефицита чистой воды. Биологически активная вода: талая, серебряная, намагниченная вода.
Практическая работа. Обнаружение в воде катионов железа, свинца, кальция и анионов сульфатов, хлоридов, фосфатов, карбонатов, нитратов.
2.2. Химический эксперимент «Чудеса кристаллизации. Инкубатор кристаллов»
Растворение веществ в воде. Значение растворов в природе, быту и на производстве. Тепловые явления при растворении. Значение кристаллогидратов и их значение. Вода как катализатор.
Демонстрация: растворение концентрированной серной кислоты в воде, растворение нитрата аммония в воде.
Обнаружение кристаллизационной воды в кристаллогидрате медного купороса. Выращивание кристаллов медного купороса.
Понятие «катализатор». Вода как катализатор.
Химический эксперимент. Опыт «Вода – катализатор» (взаимодействие йода с алюминием).
2.3. Ролевая игра «О рыбаке и рыбке»
Демонстрация химических опытов: сжигание красного фосфора, изменение цвета в реакции карбоната натрия с соляной кислотой в присутствии метилоранжа, взаимодействие соды с хлоридом кальция. Демонстрация опытов «Фараонова змея», «Операция без боли»
.
Практическая работа. Приготовление растворов соли с определённой массовой долей растворённого вещества. Приготовление растворов соли на молярную концентрацию растворённого вещества.
2.4. Химический иллюзион «Чудеса своими руками».
Понятие о растворах. Виды растворов и приготовление растворов разной концентрации.
Химический эксперимент. Изменение окраски растворов солей в различных средах.
2.5. Интеллектуальная игра «Вода остаётся прозрачной». Конкурсы, турниры, загадки, ребусы, занимательные опыты.


·
·
·. Химия на страже красоты
3.1.Ролевая игра «Косметическая» красота
Виды косметических товаров: духи, дезодоранты, кремы, пудра, лаки для волос и т.д. и их влияние на организм человека.
3.2 Практическая работа «Химия и стирка»
Важнейшие средства гигиены в жизни человека: зубные пасты, шампуни, мыло. Моющие средства. Моющие синтетические и натуральные средства. Химические основы стирки. Стиральные порошки. Мыло. Распознавание и удаление пятен с одежды. Средства бытовой химии, применяемые для выведения пятен.
Практическая работа. Влияние различных моющих средств на качество стирки белья.
3.3. Домашняя химчистка. Химический эксперимент «Домашняя химчистка» : выведение пятен с тканей от подсолнечного масла, ржавчины, смолы, жвачки, йода.

ІV. Химия на страже здоровья
4.1. Исследовательская работа «Осторожно: еда!»
Химический состав пищи. Проблемы питания в современном мире. Хранение продуктов. Перспективы создания искусственной пищи.
Пищевые добавки. Вещества, улучшающие внешний вид продуктов. Консерванты. Ароматизаторы. Пищевые антиокислители. Подсластители.
Практическая работа. Исследование химического состава пищи (обнаружение жира, крахмала, глюкозы в продуктах питания)
Практическая работа. Исследование состава натурального мёда. Получение искусственного мёда.
4.2. Исследовательская работа «Пища, которую мы едим».
Понятие о витаминах и их классификация. Витамин А (ретинол), Витамин В (кальциферол), Витамин С (аскорбиновая кислота) и Витамины группы В. Применение витаминов в медицине.
Практическая работа. Качественные реакции на витамины А, С, Д.
Практическая работа. Качественное определение в яблоке витамина С.
4.3. Сценарий конференции «Правильное питание-залог долголетия»
Химические процессы, происходящие при тепловой обработке. Изменение пищевой ценности продуктов при тепловой обработке. Химия пищеварения.
Химический анализ пищевых продуктов.
Практическая работа. Исследование химического состава пищи. Обнаружение в продуктах крахмала, белка, глюкозы.
Практическая работа. Определение качества образцов мяса и рыбы. Химический анализ молока и молочных продуктов на кислотность.
4.4. Устный журнал «Пиво пенное и ритмы современные»
Что входит в состав пива. Польза и вред от употребления пива. Действие пива на организм подростка.
4.5. Сценарий внеклассного мероприятия «Знакомьтесь: чай!»
Технология производства чая. Химический состав чая. Рецепты приготовления чая. Кофеин. Танин.

Практическая работа. Получение кофеина из чая. Получение танина и опыты с ним.
Сценарий внеклассного мероприятия «За чашкой чая».

V. Химия и медицина
5.1. Внеклассное мероприятие «Что скрывается за приставкой «нано»?»
Приставка «нано». Значение наномедицины для лечения заболеваний. Механизм действия чипов, роботов.
5.2. Домашний лекарь «Помоги себе сам»
Знакомство с народным опытом оказания помощи в лечении различных недугов. Советы и рекомендации народных целителей, врачей-натуропатов по лечению травами и мёдом: лечение ожогов и обморожений, средства остановки кровотечений, ухода за кожей, устранение мозолей, бородавок и других неприятностей.
Целебные советы Ванги. Лекарственные растения фитотерапевта З.В.Коробцовой.
Практическая работа. «Лечение» ожога, обморожения питьевой содой и сырым яйцом; заживление раны листом алоэ; мозолей коркой лимона или истолченной в мелкий порошок дубовой коры; уход за кожей огуречной водой.
5.3. Внеклассное мероприятие «Химия запахов. Ароматерапия»
Сила ароматов как лечебное средство. Целебные свойства запахов. Растения ароматерапии. Ароматы с древности и до наших дней. Действие эфирных масел растений.
Химический эксперимент по приготовлению дезодоранта в домашних условиях («извлекаем аромат»)

VІ. Химия за здоровый образ жизни.
6.1. Устный журнал «Диалог химии и медицины».
Скорая химическая помощь
Исторический путь лекарственных средств. Лекарственные средства в домашней аптечке. Природные лекарственные средства – лекарственные растения.
6.2. Ролевая игра «Похититель рассудка – алкоголь».
Проблемы алкоголизма с позиций корреспондента газеты «Здоровье», историка, юриста, социолога, учителя, биолога, химика, врача-нарколога, учащегося.
Химический эксперимент. Влияние алкоголя на белок куриного яйца, проростки пшеницы.
6.3. Ролевая игра «Суд над табаком».
История приобщения европейцев к табаку. Распространение табака – быстрое привыкание и его наркотическое действие. Негативное влияние табака на потомство, лёгкие, желудок, печень, сердце, кровеносные сосуды нижних конечностей и другие органы.
Химический эксперимент. Исследование состава и свойств табачного дыма.
6.4. Научно-практическая конференция «Химия. Питание. Здоровье».
Здоровье человека связано с питанием. Забота человека о здоровье связана с точки зрения различных специалистов: стоматолога, диетолога, биохимика, нарколога, невропатолога, химика, онколога и т.д.
Химический эксперимент. 1. Опыт, доказывающий содержание глюкозы во фруктах.
2. Опыт, доказывающий наличие в кефире этилового спирта.
3. Опыт, доказывающий наличие кислот в напитках «Пепси», «Кока-кола», «Спрайт».
4. Опыт, доказывающий наличие в овощах нитратов.
6.5. Устный журнал «Скорая медицинская помощь».
Исторический путь лекарственных средств. Лекарственные средства в домашней аптечке. Значение лекарственных средств: йод, зелёнка, нашатырный спирт, пероксид водорода, витамины и др. Природные лекарственные средства
· лекарственные растения.
6.6. Влияние тяжёлых металлов на здоровье человека.
Понятие «тяжёлые металлы». Влияние тяжёлых металлов на организм человека: медь и её соединения, ртуть и её соединения, свинец и его соединения.
Опыт, доказывающий наличие свинца в спайке консервной банки при её нарушении герметичности.

VІІІ. Работа над научно-исследовательскими работами.
8.1. Виды исследовательских работ и их оформление.
Этапы работы над научным проектом.
8.2. Научно-исследовательская работа к знаменательной дате со дня рождения В.И.Вернадского «Вклад В.И.Вернадского в развитие химических наук»
8.3. Научно-исследовательская работа к знаменательной дате присуждения Нобелевской премии М. Склодовской Кюри «Быть первой и единственной»
8.4. Научно-исследовательская работа к знаменательной дате со дня рождения Д.И.Менделеева
«Наука и промышленность – вот мои мечты».
8.5. Научно-исследовательская работа к знаменательной дате со дня рождения М.В.Ломоносова
«Путешествие на яхте «Михайло Ломоносов»

ІХ. Химия на военной службе
9.1. Устный журнал «Учёные-химики во имя Великой Победы».
Вклад учёных – химиков в Победу в Великой Отечественной войне.
9.2 Устный журнал «Химические элементы на службе человека».
Использование химических веществ в военном деле: нефть – «кровь войны», напалм, пирогель, иприт, фреон и др.

Х. Химический смотр знаний
10.1 Химический смотр знаний «Посвящение в химики»
Конкурсная программа «Мы знакомы с чудесами - делать их умеем сами»
Турниры, викторины, загадки, конкурсы.
Химический эксперимент. Сценка «Операция без боли»
10.2. Химическая игра «Конкурс знатоков химии».
Конкурсная программа. Турниры, викторины, загадки, конкурсы.

ХІ. Итоговое занятие.


Используемая литература

1. Боровский Е.Э. /Вода в природе. Дефицит чистой пресной воды./ [текст] М.: Чистые пруды, 2009 (Библиотечка «Первое сентября», серия «Химия»)
2. Девяткин В.В., Ляхова Ю.М. Химия для любознательных, или О чём не узнаешь на уроке. [текст] Ярославль, :Академия развития. 2000.
3. ДенисоваВ.Г. Мастер-класс учителя химии: уроки с использованием ИКТ, лекции, семинары, игры. 8-11 классы. [текст] Методическое пособие с электронным приложением.- М.: Издательство «Глобус, 2010, выпуск 3.
4.Ицкова А.И. Наш быт глазами врача. [текст] 2-е изд., М.:Медицина, 1991.
5. Маркачев А.Е., Боровских Т.А., Чернобельская Г.М. / Учебно
· исследовательские проекты по химии: Содержание и методика реализации. [текст] М.: Чистые пруды, 2009,
6.Костенчук И.А. /Химия вне рамок урока/[текст] М.:Центрхимпресс,2008, «Химия в школе абитуриенту, учителю. Библиотека журнала»
7. Кругликова О.А. Химия в жизни человека: развивающий курс дополнительного образования, [текст] М.: Чистые пруды, 2009,
8. Курганский С.М. /Интеллектуальные игры по химии/. [текст] «5» за знания, 2006. Методическая библиотека.
9. Курганский С.М.Внеклассная работа по химии: викторины и химические вечера [текст]
·М.: «5» за знания,2006. Методическая библиотека
10. Лукьянова М.И. Организация здоровьеформирующей деятельности педагогов и учащихся; [текст] учебно-методическое пособие /под ред. М.И.Лукьяновой.
· Ульяновск
· Димитровград: УИПКПРО, 2012
11. Тяглова Е.В. Исследовательская деятельность учащихся по химии. :методология, методика, практика. [текст] М.: Глобус, 2007. (Уроки мастерства).
12 Химия. Учебно-методическая газета для учителей химии и естествознания. №3, 2011. [текст] стр.20-26
13. Ширшина Н.В. Химия для гуманитариев, 10-11 классы. [текст] Волгоград: учитель, 2005.
14. Энциклопедии для детей [текст]




































13 PAGE 141215



15