Статья:Использование современных технологий на уроках иностранного языка, обеспечивающие формирование потребности в знаниях английского языка у обучающихся.


Н. Н.Краснова, учитель английского языка,
соискатель ученой степени кандидата педагогических наук, учитель английского языка МАОУ лицей №17 , Россия, Калининград, nadia.kras@yandex.ruИспользование современных технологий на уроках иностранного языка, обеспечивающие формирование потребности в знаниях английского языка у обучающихся.
Рассматриваются особенности изучения потребности в знаниях английского языка у обучающихся, предлагаются технологии решения данной проблемы.В течение последнего десятилетия наблюдается значительное расширение профессиональных контактов, более свободный обмен информацией, распространение научной и учебно-методической литературы, издаваемой за рубежом, что способствует взаимному обогащению специалистов разных стран, разностороннему и систематическому общению на международном уровне. Знание иностранных языков даёт возможность устанавливать образовательные, культурные и профессиональные контакты. Для того чтобы влиться в единое социокультурное пространство, требуются специалисты, владеющие иностранными языками. В связи с этим изучение иностранного языка становится приоритетным и значимым.
Овладеть способностью компетентно решать производственные вопросы в ситуациях иноязычного общения важнейшая необходимость в деятельности будущих специалистов, поскольку все больше выпускников средних учебных заведений работают в условиях международного общения.
Несмотря на необходимость знания иностранного языка будущими специалистами различных сфер деятельности и понимание его значимости, обучающиеся недостаточно мотивированы к изучению иностранного языка. Причин, объясняющих это явление, много, но одной из основных является немотивированное взаимодействие с обучающимися именно в изучении и освоении иностранного языка. В связи с этим важно развивать потребность в знаниях иностранного языка у обучающихся неязыковых специальностей. Однако следует отметить, что формирование этой потребности, несмотря на наличие исследований по данной проблеме, у обучающихся - одна из проблем обучения. Это связано с тем, что иностранный язык не рассматривается обучающимися как необходимый для будущей профессиональной деятельности, и в процессе изучения иностранного языка от года к году отмечается тенденция снижения желания изучать данный предмет.Вследствие этого возникает необходимость перехода от традиционной образовательной парадигмы к инновационной. Следует обратить внимание на актуальный вопрос: какие педагогические средства и условия способствуют формированию потребности в знаниях английского языка у выпускников средних учебных заведений (на примере МАОУ лицея №17)
Проблема мотивации является одной из фундаментальных задач как отечественной, так и зарубежной психологии. Она рассматривается в работах Б.Г. Ананьева, В.Г. Асеева, Р. Аткинсона, Л.И. Божовича, Е.П. Ильина, К.Левина, А.Н. Леонтьева, А. Маслоу, А.Б. Орлова, С.Л. Рубинштейна, П.М. Якобсона и др.. [4].
Сложность и многоаспектность проблемы мотивации обусловливает множественность подходов к пониманию её сущности, природы, структуры, а также к методам её изучения. В отечественной психологии мотивация рассматривается как сложный многоуровневый регулятор жизнедеятельности человека - его поведения, деятельности. Мотивация как сложная многоуровневая неоднородная система побудителей, включает в себя потребности, мотивы, интересы, идеалы, стремления, установки, эмоции, нормы, ценности и т.д. [2].Исследования психологов и педагогов ставят эффективность обучения в прямую зависимость от мотивации учения. Без мотивации учения деятельность учащихся не будет иметь успеха. Задача формирования мотивации учения является общей для всех учебных заведений
Мотивация выполняет несколько функций: побуждает, направляет и организует учащегося, придает учебной деятельности личностный смысл и значимость. Единство этих функций обеспечивает регулирующую роль мотивации в поведении.
Рассматривая особенности мотивации к изучению иностранного языка, особенно следует остановиться на потребности, определяемой как направленность активности, психическое состояние, создающее предпосылку к деятельности. Без потребности не пробуждается активность учащегося, не возникают мотивы, он не готов к постановке целей. Профессиональный преподаватель, прежде всего, опирается на потребность в новых впечатлениях, переходящую в познавательную, активизирует ее, делает более четкой, осознанной. Познавательная потребность создает готовность к учебной деятельности и к постановке целей. При этом под познавательной потребностью имеется в виду такая потребность, при которой раскрываемое неизвестное новое знание совпадает с целью познавательной деятельности [4]. Чтобы успешно решать проблему воспитания познавательной потребности, надо рассмотреть ее не только с позиций «что» воспитывается и «почему», но и «как» протекает процесс развития познавательной потребности.[1].Таким образом, познавательная потребность является одним из наиболее действенных мотивов учения.
В связи с этим, очень важно продумать вопрос о содержании учебной деятельности, в которой реализуется потребность. При положительной потребности к изучению иностранному языку у обучающихся доминирует интерес к содержанию предмета и способам познания.
Вышеперечисленные условия при обучении английскому языку могут быть реализованы при использовании различных технологий. Наиболее эффективной из них для развития потребности в изучении английского языка у обучающихся является система электронных технологий, успешно применяемая на уроках английского языка в МАОУ лицее №17, которая позволяет создать факторы, положительно влияющие на формирование потребности в процессе обучения английскому языку, развивать профессиональную и познавательную мотивации. Системным дидактическим средством процесса обучения английскому языку является информационно-дидактическая среда, включающая технологию применения различных информационных сервисов, которая предполагает как аудиторную, так и внеаудиторную работу обучающихся[6].Дидактические информационно-комплексные средства обучения интегрируются индивидуальными траекториями усвоения модульного профориентированного содержания английского языка с использованием возможностей Интернета, что значительно расширяет сферу дидактических средств в этом направлении.Одним из наиболее продуктивных в этом комплексе методических средств является дистанционное обучение, занимающего все большую роль в системе модернизации образования. Дистанционное обучение может проводиться как в форме веб-занятий, так и в форме телеконференций.
Веб-занятия включают в себя дистанционные уроки, конференции, семинары, деловые игры, лабораторные работы, практикумы и другие формы учебных занятий, проводимых с помощью средств телекоммуникаций и других возможностей «Всемирной паутины».Для этих занятий используются специализированные образовательные веб-форумы — форма работы пользователей по определённой теме или проблеме с помощью записей, оставляемых на одном из сайтов с установленной на нём соответствующей программой.
Телеконференция — проводится, как правило, на основе списков рассылки с использованием электронной почты. Для учебных телеконференций характерно достижение образовательных задач. В основе такой системы заложен метод обучения, который получил название «Природный процесс обучения» (англ. Natural learning manner). Он предполагает формирование теоретических и практических навыков в процессе систематического изучения материалов и прослушивания и повторения за диктором упражнений на аудио и видеоносителях (при наличии). Программа дистанционного обучения английскому языку составляется преподавателем, которому необходимо учитывать потребности выпускников средних учебных заведений [5].
Все это позволяет осуществлять непрерывность процесса обучения английскому языку в МАОУ лицее №17 г. Калининграда .Обобщая все вышесказанное, можно констатировать, что изучение иностранного языка обучающимися имеет свои особенности, связанные со спецификой будущей профессиональной деятельности, личностными и профессиональными характеристиками, необходимыми для будущего специалиста, что необходимо учитывать, решая проблему формирования потребности у обучающихся в средних школах в процессе изучения английского языка.Литература
1.Бокарева Г.А. Воспитание потребности в знании математики у старшеклассников. Дисс.канд.пед.наук .- М.:1971.
2. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. — СПб.: Питер, 2000.- 508 с.
3. Краснова Н.Н.«Современные технологии обучения иностранному языку, обеспечивающие формирование потребности у обучающихся в профильном комплексе «морской лицей-морской вуз». // Тезисы докладов II Балтийский морской форум. 26-30 мая. Светлогорск-2014.Издательство БГАРФ, Калининград, 2014
4. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. М.: МГУ, 1985. - 38с.
5.Полат Е. С. Педагогические технологии дистанционного обучения / Е. С. Полат, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; под ред. Е. С. Полат. — М.: Академия, 2006.
6.Ступина Л.Г. Формирование иноязычной профессионально-коммуникативной компетентности морских специалистов в учебном комплексе «морской лицей – морской вуз» »: Автореф. дисс. ..канд. пед. наук.-Калининград: БГА РФ, 2012