Презентация на тему Использование современных образовательных технологий в развитии речи учащихся начальной школы на уроках русского языка в условиях реализации ФГОС


учитель начальных классовстаж работы 22 года первая категория Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Роговская средняя образовательная школа Из …всех знаний и умений самым важным, самым необходимым для жизненной деятельности является, конечно, умения ясно, понятно, красиво говорить на своем языке» В.И.Чернышёв Актуальность темы исследования определяется социальной значимостью проблематики, обусловливающей важность повышения речевой грамотности и речевой культуры учащихся начальных классов. Проблему исследования определяет противоречие между требованиями, предъявляемыми школьной программой, и реальным уровнем развития речи младших школьников. В связи с утверждением и введением в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в соответствии с пунктом 5.2.8 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2004 г. Я определила приоритетной задачей в обучении русскому языку - развитие речи учащихся. Цель: Совершенствовать методы и технологии, позволяющие наиболее эффективно развивать речевую деятельность в условиях образовательного пространства. Задачи: Определить наиболее эффективные приемы, методы и технологии развития у обучающихся речевой деятельности;Повысить интерес к русскому языку и литературе и развивать мотивацию учебной деятельности;Повысить результативность обученияВключить обучающихся в исследовательскую и проектную работу, создание презентаций;Активизировать творческую деятельность - - желание участвовать в различных творческих конкурсах. ссылка Таким образом, для современного этапа развития школьного образованияхарактерен переход от экстенсивного обучения к интенсивному. Актуальнымистановятся проблемы развития интуитивного, образного мышления, коммуникации, атакже способности мыслить творчески. В практике обучения русскому языку внастоящее время привлекает огромный развивающий и образовательный потенциалуроков речевого развития. Большое внимание следует уделить развитию коммуникативной компетенциишкольников, поскольку она не только вооружает школьников новым средствомобщения и идеализации опыта, но и обуславливает перевод психических процессов наболее высокий уровень функционирования – осознанности и произвольности. Признание того факта, что речь является своеобразной деятельностью человека,и научный анализ соответствующего понятия положили начало новому подходу кработе по развитию речи – с позиций теории речевой деятельности. Вследствие этогоцелью обучения, традиционно именуемого развитием речи, стало совершенствованиеу детей основных видов речевой деятельности: говорения, слушания, письма и чтения. Проблема эффективной речи особенно важна сегодня, когда растёт значениеправильного, убедительного слова. Современная школа должна подготовить человекадумающего и чувствующего, который не только имеет знания, но и умеетиспользовать эти знания в жизни, который умеет общаться и обладает внутреннейкультурой. Цель не в том, чтобы ученик знал как можно больше, а в том, чтобы онумел действовать и решать проблемы в любых ситуациях. Приоритетные средства дляэтого – культура речи и культура общения. Овладение языком, речью – необходимоеусловие формирования социально активной личности. Научиться ясно играмматически правильно говорить, обладать хорошо поставленным голосом, излагатьсобственные мысли в свободной творческой интерпретации в устной и письменнойформе, уметь выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами,соблюдать речевую культуру и развивать умение общаться необходимо каждому.Поэтому одной из наиболее важных задач на современном этапе обучения учащихсясчитаю развитие речевой деятельности. Актуальность проблемы, её практическая значимость обусловили выбор объекта и предмета исследования. АУДИРОВАНИЕ ЧЕТЫРЕ УРОВНЯ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ссылка ссылка Виды словарной работы Игровые упражнения 2 блок. Текст – основная дидактическая единица Использование текста как основы создания на уроках русского языка развивающей речевой среды, обеспечивающей воспитание общечеловеческих ценностей, реализацию практической направленности обучения. На уроке использую множество разнообразных текстов, как основные дидактические единицы. Целенаправленный отбор текстов способствует созданию на уроках развивающей речевой среды, что благоприятно влияет на совершенствование чувства языка, языковой интуиции. Стараюсь не только познакомить ученика с яркими текстами, но и учу понимать их, видеть и слышать изображенное в них, запоминать непроизвольно образцовые тексты, уметь легко воспроизводить их, а затем использовать элементы, фразы из них в своей речи. Использование текста при изучении лексики, морфологии, синтаксиса позволяет создавать условия для интеграции курса русского языка для усиления работы по воспитанию, духовно-нравственному развитию учащихся, для повышения их творческой активности. Учащиеся в процессе работы над текстом анализируют лексические средства связи, проводят наблюдения над значением словообразовательных элементов, грамматических форм, словосочетаний, синтаксических конструкций. Знакомятся с типами текста: повествование, описание, рассуждение. Наиболее результативными являются следующие формы и методы организации работы на уроке с текстом:комплексная работа с текстом; тематические (речевые) уроки; «самодиктанты»; редактирование текста; различные виды диктантов; интеллектуально-лингвистические упражнения; работа с текстами-миниатюрами;сравнение 2-х текстов; коммуникативные и игровые ситуации. Примерный план анализа текста любого типа речи: выразительное чтение текста, словарная работа, тема текста, идея текста, тип текста, стиль текста, выразительные средства речи и их роль. Развитию творческих способностей содействуют дидактические игры на уроке. Например:1. «Диктор». Прочитайте текст орфоэпически правильно.2. «Редактор». Исправьте речевые ошибки.3. «Переводчик». Замени иноязычное слово русским.4. «Перевертыши». Замените в словосочетании главное слово так, чтобыполучилась метафора.5. «Лингвист». Исследуйте текст. Работа с текстом 3 блок. Развитие речи в работе по написанию изложений и сочинений. Формирование речевых умений происходит и в процессе обучения младших школьников написанию изложений. Работа с текстом-образцом помогает учащимся осознавать особенности построения текста и способствует развитию умения строить связные тексты. В учебниках много упражнений, предлагающих создание собственныхречевых высказываний, что позволяет развивать не только устную, но и письменную речь учащихся. Начинаю работу над изложениями с устного, а затем письменного пересказа простых по сюжету рассказов, постепенно переходя к сжатым и творческим изложениям. Хочется особо отметить, что изложение, как никакое другое упражнение, приобщает детей к лучшим образцам языка. Высоко художественные тексты, написанные выдающимися мастерами слова и затем письменно пересказанные детьми, способствуют формированию правильных речевых навыков, очищают речь, повышаютеё культуру, прививают детям художественный вкус, развивают речевое чутьё. В начальных классах дети пишут изложения следующих типов: подробные, близкие к тексту; сжатые, сокращённые; с творческими и грамматическими заданиями. Они бывают разными по объёму: от 10-15 минутных работ во втором полугодии первогокласса до часовых обучающих и проверочных изложений в четвёртом классе. Сочинение представляет собой один из наиболее сложных видов работы. Сочинение – это творческая работа, оно требует самостоятельной мысли ребенка, активности, увлечённости, внесения чего-то своего, личного в составляемый текст. Выбор слов, оборотов речи и предложений, обдумывание композиции, отборматериала, установление логических связей, проверка орфографии – весь этот сложный комплекс действий требует от ребёнка высокого напряжения всех его творческих сил. Сочинение при правильной постановке дела является эффективным средством воспитания. Оно возбуждает эмоции, приучает детей осмысливать иоценивать пережитое, развивает наблюдательность, учит сопоставлять и сравнивать, делать выводы. Учащиеся овладевают знаниями и умениями, последовательно продвигаясь от простейших знаний к более сложным, устанавливая связи между ними. Именно осознание связей и зависимости между фактами, событиями, явлениями развивает мышление человека. В педагогическом процессе успех может быть обеспечен лишьтогда, когда любое упражнение, каждое новое умение представляют собой необходимое звено в общей системе знаний. Понимая цель и смысл каждого сочинения, учитель создаёт систему в работе над сочинениями, охватывающуюзначительные отрезки времени. 4 блок. Творческая, проектная деятельность учащихся Творчество не всплеск эмоций, оно неотделимо от знаний и умений. Способность и готовность к творчеству становятся чертой личности человека, креативностью (от латинского – «со-творение»). Поэтому в деле воспитания,образования понятие «творчество» обычно связывают с понятиями «способности», «развитие», «одаренность». В творчестве осуществляется самоуважение, самораскрытие личности ребенка (или взрослого человека), акт не всегда вполне сознаваемый, но всегда характеризующийся высоким накалом положительных эмоций, подъемомнравственных и физических сил, мобилизацией всех необходимых знаний, усвоенных ранее, стремлением отдать любимому делу самое ценное, на что он способен, – даже тогда, когда самому автору мнится, будто он действует только для себя. Творчество можно разделить на несколько уровней – этапов.1. Подготовительный – (элементы творчества в обычной исполнительскойдеятельности, например, игры) проходит чаще всего в 1 - 2–х классах.2. Исследовательский (творчество в изучении языка, например, составлениесловарей) проходит во 2 - 3-х классах.3. Самовыражение через различные виды деятельности (например, написаниесочинений) -3-4-й класс. Творческое развитие доступно каждому ребенку. Каковы же условия? Свободная атмосфера в школе и в классе, без авторитарности. Доверие и уважение к ученикам со стороны учителя, помощь, по возможности неявная, наводящая.Высокий уровень познавательных интересов среди учащихся, игровые методики учителя, решение субъективно-творческих задач при изучении различных тем. Внимание к интересам каждого ученика, к его склонностям, здоровью, к егоспособностям. Атмосфера общей культуры в школе. Учитель может достичь желаемого результата лишь в том случае, если он сам как личность не чужд творчеству, созиданию, постоянному поиску. Творческие задания стараюсь давать систематически, т. к. нельзя «завести» детей на какую-то интересную работу, а потом все взять и бросить. Сначала даю задания на сугубо добровольных началах. После первых работ, видя, как это интересно, красочно, какую похвалу можно заслужить, начинают в работу втягиваться все. В тоже время необходимо помнить, что перегружать заданиями нельзя – это отобьет интерес к ним. Значит, к количеству и объему работ надо подходить очень продуманно. Привить интерес к школьному курсу «Русский язык», раскрыть секреты его «оживления», ввести детей в мир науки о языке, ощутить его как стройную, гармоничную систему, приобщить ребят к искусству слова, помочь им понять ипочувствовать эстетическую ценность русского языка – вот главные задачи и вопросы, которые встают перед учителем.Результатом такой работы стало «Словарь- помощник», творческого проекта учащихся «Осень», презентации к урокам русского языка. Проекты Проект «Месяцы зимы» Познавательно – творческий проект Осень золото роняет 2013 - 2015 Проект « Осень золото роняет» Многие исследования и опыт применения педагогической диагностики показали, что именно чтение и письмо как два наиболее совершенных вида речи мыслительной деятельности обладают естественными признаками, поддающимися объективному измерению. В ходе проводимого исследования создана система контроля над уровнем развития речевой деятельности младших школьников, разработаны критерии оценки уровней сформированности речевой деятельности, разработаны тесты по всем основным темам программы. Критерии и показатель уровня развития речи, по котором проводилосьдиагностической обследование представлено в приложении 1,2,3,4 по каждому ученику. Проблема получения качественной, объективной информации в области педагогической деятельности стала иметь чрезвычайно важное значение. Основная задача мониторинга – непрерывное отслеживание состояния учебного процесса. В процессе деятельности выясняются следующие вопросы: - достигается ли цель образовательного процесса; - существует ли положительная динамика в развитии учащегося по сравнению с результатами предыдущих исследований;- существуют ли предпосылки для совершенствования деятельности педагога;- соответствует ли уровень сложности учебного материала возможностям учащегося.Мониторинг включает в себя следующие этапы деятельности:1) оценивание выполненных работ;2) анализ полученных результатов, определение проблемных зон у учащихся,отслеживание рейтинга каждого ребенка и класса в целом;3) принятие управленческих решений, работа в проблемных зонах.  Мониторинг предполагает проведение входного, промежуточного и итогового срезов и анализа их результатов. По итогам работы определяется рейтинг каждого ученика и класса в целом. Опираясь на технологию мониторинга, я попытаюсь раскрыть свою деятельность по развитию речи на уроках родного русского языка. Оценивание проводила по следующим критериям: ссылка № Критерий. Количество баллов. махбалов. 0балов 1балл 2балла 1 Умение подбирать синонимы к словам. 2 Задание выполнено не верно Дано от 1 до 3-х правильных ответов. Всё выполнено верно. 2 Знание фразеологизмов и умение соотносить их с соответствующим толкованием 2 Задание выполнено не верно Дано от 1 до 5-ти правильных ответов. Всё выполнено верно. 3 Умение подбирать антонимы к слову. 2 Задание выполнено не верно Дано от 1 до 3-х правильных ответов. Всё выполнено верно. 4 Владение понятием текста. 2 Задание выполнено не верно Выбран текст Б или В Всё выполнено верно. (тексты Б и В) 5 Умение редактировать текст, заменяя существительные указательным словом. 2 Задание выполнено не верно Всего сделано 2 замены. Всё выполнено верно. 6 Умение правильно определять последовательность слов в предложении. 2 Задание выполнено не верно Допущена ошибка при построении 1 предложения Всё выполнено верно. 7 Умение правильно определять последовательность высказываний в связном тексте. 2 Задание выполнено не верно При записи высказывания допущена 1 ошибка. Всё выполнено верно. 8 Умение строить сюжет по отдельным эпизодам, заданными картинками. 2 Задание выполнено не верно Всё выполнено верно. Умения воспроизводить последовательность сюжета по картинкам и оформлять его на письме. 2 Задание выполнено не верно При записи высказывания допущена ошибка Всё выполнено верно. 9 Умение оформлять границы предложений 2 Задание выполнено не верно Задание выполнено не более, чем на 50% Всё выполнено верно. Умение подбирать заголовок, отражающий главную мысль текста. 2 Задание выполнено не верно Всё выполнено верно. Умение делить текст на смысловые части. 2 Задание выполнено не верно Задание выполнено не более, чем на 50% Всё выполнено верно. Умение составлять план текста в виде заголовков. 2 Задание выполнено не верно Задание выполнено не более, чем на 50% Всё выполнено верно. ссылка 1.Антонова Л.Г. Развитие речи. Уроки риторики. – Ярославль: Академия развития, 2010. – 224 с., илл.2.Есенина С.А. Как научить Вашего ребенка писать изложения. 4 класс (Пособие для начальных классов). – М.: «Грамотей», 2007. 3. Карманова Т.Б. Опыт работы над выборочным изложением // Начальная школа. – 2007. – № 1. – С. 29 – 31.4.Львов М.Р. Методика развития речи младших школьников. – М.: Просвещение, 2005. – 176с.5. Львов М.Р. и др. Методика преподавания русского языка в начальных классах. - М: Издательский центр «Академия», 2000. – 464 с.6. Львова М.Е. Взаимосвязь обучения изложениям и сочинениям // Начальная школа. – 2009. – № 3. – С. 32 – 35. 7. Морозова И.Д. Виды изложений и методика их проведения. – М.: Просвещение, 2008. – 184с.8. Новотворцева Н.В. Развитие речи детей.- Ярославль: ООО «Академия развития», 2006. – 240 с. Илл.9.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – Москва «Просвещение» 2010.