Конспект урока по обществознанию на тему Семья и брак (11 класс)


Федеральное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2»
город Кировград Свердловская область
Конспект урока по обществознанию на тему
«Семья и брак»
Подготовила и разработала: Николаева Юлия Анатольевна,
учитель первой квалификационной категории
Тема урока: Семья и брак.
Тип. Изучение нового материала.
Цели: 
 деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, развитие умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;
содержательная: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов – семья, брак, функции семьи, обязанности членов семьи;
воспитательная: способность к определению своей позиции по определению понятия семьи.
Задачи: 
личностные – формирование умений применять знания по обществознанию для осмысления сущности современных общественных явлений,  в общении с другими людьми в современном обществе;
метапредметные – владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией, анализировать, делать выводы, находить общие понятия, использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
предметные – способность применять понятийный аппарат исторического и обществоведческого  знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности понятий.
Основные понятия: семья, брак.
Ход
Орг. момент. Мотивация учащихся.
Формулировка темы и постановка целей урока.
В русском языке есть такие слова, которые показывают количество букв в слове. Это, например,
сорокА, стоЛ, стоН, триО, стоГ.
Но это не все слова. И вот одно из них вы сможете назвать, посмотрев и прослушав фрагменты мультфильма, песни и прочитав небольшую притчу.
Итак, задание: определите, какое слово объединяет все эти ролики. Это и будет тема нашего сегодняшнего урока.
Просмотр отрывка из «Сказка о царе Салтане», песня «Счастливая семья», чтение притчи.
Один человек, святой, жил в маленькой хижине. Ночью в его комнате бегало много крыс, что сильно раздражало его. Тогда он купил кошку, чтобы избавиться от крыс. Без сомнения, он избавился от крыс, но теперь вынужден был заботиться о кошке, так как ей требовалось молоко.
В то время он жил в лесу и негде было купить молоко. Так он обзавёлся коровой. Теперь молока стало много, гораздо больше, чем требовалось кошке и ему самому, и он подумал: «Если бы здесь была хозяйка, она могла бы служить мне, по-настоящему заботиться обо всём — как о корове, так и о молоке».
Итак, он обзавелся хозяйкой. А раз появилась хозяйка, появились и дети.
Таким образом, с избавления от крыс началась игра, которой не было конца. И эта игра называется…..
семьЯ.
Изучение нового материала.
План:
Понятия «семья», «брак».
Этапы становления брачно – семейных отношений.
Состав семьи.
Распределение обязанностей между мужем и женой.
Взаимоотношения в семье.
Эпиграф к уроку: “Жениться совсем не трудно, трудно быть женатым”.
                                                                                                Унамуно
“Жениться – это значит наполовину уменьшить свои права и  вдвое увеличить свои обязанности”.
                                                                                                                                     Шопенгауэр
Учитель. 
Работа с понятиями «семья» и «брак», « добрачное поведение».
Семья, конечно же, оказывает огромное влияние на становление личности и развитие общества.
Работа с понятиями.
Вопрос классу. А как вы понимаете, что такое семья и что такое брак?
Под браком в социологии понимается форма отношений между мужчиной и женщиной, реализующих естественную потребность людей в продолжении рода.
Семья исследуется социологами в двух аспектах: как малая группа, объединяющая, в первую очередь, детей и родителей, и, как социальный институт. В последнем случае подразумевается неразрывная взаимосвязь семьи и общества.
А какие стадии должны пройти люди до образования семьи?
Просмотр видеоролика, на основании которого уч-ся делают выводы о добрачном поведении?
Слово «семья». Что такое семь Я? Значит, много, много Я.
Давайте определим, кто относится к понятию семья.
Задание: распределите родственников по степени родства.
Семья

Близкие родственники Дальние родственники
Муж, бабушка, тетя, двоюродный брат, племянник, жена, родной брат, родная сестра, дедушка, дядя, Вывод: Слово семья включает в себя как близких, так и дальних родственников. И это все равно семья, так как их объединяет или родственные отношения, связанные между собой личными неимущественными и имущественными правами и обязанностями, взаимной моральной ответственностью, воспитанием детей и в некоторых случаях ведением общего хозяйства.
Определение функции семьи.
С одной стороны, общество морально поддерживает и закрепляет в праве супружеские и родительские отношения, оказывает государственную поддержку семье. Вместе с тем семья выполняет важные общественные функции. Давайте, основываясь на своем опыте и опыте своих родителей, попробуем определить Функции семьи:
* репродуктивная
*хозяйственная
* воспитательная
* эмоциональная
*первичный социальный контроль
*духовное общение и досуг
* экономическая
Задание на закрепление: определите, О каких функциях семьи идет речь?
А. Мать с отцом распределили в семье обязанности, связанные с повседневным обслуживанием: приготовление пищи, стирка белья, уборка, приобретение продуктов и т.д.______________________________
Б. В зимние выходные дни вся семья выходит на лыжные прогулки._____________________________
В. Отец много времени проводит в гараже с машиной: меняет масло, подкачивает колеса, заменяет вышедшие из строя детали новыми… Дети сначала просто наблюдали за его работой, потом понемногу стали помогать._________________________________
Г. В семье родился третий ребенок. Мать с отцом убеждены, что это не предел.________________________
Вывод: Значит, семья выполняет очень важные функции как для развития личности, так и для общества в целом.
Мы определили, что муж и жена – это семья. А вот какие функции они должны выполнять? Социальные роли мужем и женой могут трактоваться по-разному. Мало оказаться в определенной роли, надо еще внутренне принять ее, усвоить алгоритм соответствующего отношения и поведения. Несомненно, семья чаще всего ориентирована на равноправное распределение прав и обязанностей, а также на равное участие в решении всех семейных проблем. Но так ли это на самом деле?
        Сейчас нам предстоит заполнить таблицу, чтобы получить представление о разделении обязанностей между супругами.
        Попробуйте самостоятельно определить, какие обязанности принадлежат жене, какие – мужу, а что они должны делать вместе, кто данную обязанность, по-вашему мнению, должен выполнять в семье.
Разделение обязанностей между супругами.
Жена Муж Вместе
Мытье посуды Домашний ремонт Приборка дома Покупка продуктов приготовление еды заработок воспитание детей ведение домашней бухгалтерии Вывод:  Равномерное распределение обязанностей по дому поможет избежать ненужных размолвок и тем самым упрочит семейные взаимоотношения.
Мы выяснили с вами понятие семьи, функции ее, поговорили о том, кто входит в понятие, какими обязанностями наделены муж и жена. Я хочу предложить вам последнюю работу, чтобы выяснить, а какая должна быть семья.
Цитата – «Для любящих, как и для птиц, необходимо не только гнездышко, но и небо».Вопрос: Как вы думаете, что он имел в виду?
Вопрос: Какую бы хотели видеть идеальную семью в будущем.
Какие семейные ценности могут укрепить брак? Попробуйте создать словарь семейных ценностей. Для этого предлагаю воспользоваться следующими притчами. Прослушайте притчи и запишите, о каких семейных ценностях идет речь.
В одном китайском селе жила семья из 100 человек. В ней царила особая атмосфера мира, согласия и взаимопонимания. Никогда здесь не ссорились, не ругались. Этот слух дошел до правителя страны. Решил он проверить, так ли это на самом деле. Приехал владыка в село, нашел главу семьи и спросил, как ему удается сохранять гармонию между близкими людьми. Старик взял лист бумаги, долго на нем писал, а потом вручил его правителю. На бумаге было начертано три слова: "Любовь", "Терпение" и "Прощение". «И это все?» - удивился правитель. На что старик ответил: «Да! Это основа не только хорошей семьи, но и мира в целом…».
Родители и дети
В далекой стране жил один старик. Было у него много детей. Не все его одинаково любили. Пожилой отец обижался на это и в один прекрасный день решил уйти из дома. Он пошел в незнакомую страну. Пробыв там некоторое время, старец почувствовал тоску по дому. Он решил путешествовать, чтобы отвлечься, но ноги все равно привели его на родину.
И тут он увидел, что дети его счастливые, они прекрасно живут и возделывают цветущие сады. Отец обиделся и на это и решил поселиться подальше от семьи. К нему не раз прибегали внуки, но он не радовался им, а демонстрировал свою обиду. Когда старик умер, к нему пришли дети, похоронили его, а на могиле возвели красивый сад, выразив этим свою любовь и почтение отцу.
Заслушивание ответов учащихся.
Рефлексия.
Что понравилось, что получилось? Что узнали нового?
Итог урока.
Сегодняшний урок я бы хотела закончить небольшим отрывком из стихотворения.
Что может быть семьи дороже?Теплом встречает отчий дом,Здесь ждут тебя всегда с любовью,И провожают в путь с добром!
Звучит песня из мультфильма «Маша и медведь».