Конспект урока по обществознанию на тему Брак и семья (11 класс)

Конспект
открытого урока обществознания в 11 классе
Тема урока «Брак и семья»

Цели и задачи урока:
Познавательные:
раскрыть значение понятий «брак» и «семья»
познакомить учащихся с основными положениями Семейного кодекса РФ
Развивающая: подвести учащихся к пониманию правовых основ семейно-брачных отношений
Воспитательная: помочь учащимся осознать роль семьи в жизни человека.

Тип урока: комбинированный

Вид урока: проблемный урок с творческим применением знаний и умений

Технологии: технология «аквариума», информационные технологии

Методы и приемы, используемые на уроке:
прием «открытой этики»
метод «от обратного»

Словарь урока: брак, семья, ЗАГС, венчание, развод

Необходимое оборудование и материалы:
Магнитофон, аудиозапись «Марш Мендельсона»
Мультимедийный проектор
Манекены жениха и невесты
Основные статьи Семейного кодекса РФ
Диаграммы, графики (статистика)

Структура урока
Самоопределение учащимися темы урока.
Сообщение цели и темы урока. Постановка проблемы урока
Повторение опорных знаний.
Усвоение новых знаний.
Формирование элементарных навыков и применение их в жизненных ситуациях.
Формирование творческого применения знаний, навыков и умений.
Итоги урока.
Домашнее задание.


Ход урока
Самоопределение учащимися темы урока.

Здравствуйте, садитесь. Я рада видеть вас сегодня на уроке. Несмотря на ваш прекрасный юношеский возраст, начнём мы урок с мультфильма (с детской классики). Просмотр сюжета «Сказка о царе Салтане»

Вопрос: почему царь сделал именно такой выбор (мнение юношей, мнение девушек, мнение взрослых)? Всё сказанное вами имеет место быть. Действительно, причины разные, а цель одна – создание семьи. И тема нашего урока «Семья и брак».
2. Сообщение цели и темы урока. Постановка проблемы урока.
Сегодня мы с вами не случайно разделились на две группы: юношей и девушек, будущих мужей и жен, отцов и матерей, для того, чтобы обсудить, каковы правовые основы семейно-брачных отношений и какова роль семьи в жизни человека с точки зрения разных членов семьи.

Ещё Лев Николаевич Толстой писал: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома». И действительно, где мы проводим большую часть своей жизни? Конечно же, в семье! Я не думаю, что Лев Толстой был абсолютно счастливым человеком, но исходя из его цитаты, я точно уверена, что он знал тропинку, которая ведёт нас к счастью! У каждого она своя. И для её поиска необходимо опереться на многовековой опыт жизни человека в семье. А что же такое семья?
3. Повторение опорных знаний.
А каково значение слов «брак» и «семья»? Что такое «брак»?
(Ответы учащихся: союз двух людей и т.д.)
Давайте обратимся к словарю ( слайд «Брак – 1») от старославянского глагола бьрати - «брать в жены»

Как вы думаете, почему слова «брак» и «семья» оказались рядом?
(Ответы учащихся: из брака-семья)

Что же такое «семья»?
(Ответы учащихся: люди, живущие вместе)
Слайд «Семья» (два значения):
это группа живущих вместе родственников (муж и жена, родители с детьми)
единство, объединение людей, сплоченных общими интересами»

4. Усвоение новых знаний.
Существует выражение: «Браки заключаются не только на земле, но и на небесах». Давайте обратимся к первой части этого выражения:
Что значит « заключение брака на земле»? Где происходит эта процедура?
(Ответы учащихся: регистрация брака в ЗАГСе)

Что такое ЗАГС?
Слайд «ЗАГС – это запись актов гражданского состояния»
Именно этот орган дает юридическую силу браку с выдачей официального документа – свидетельства о заключении брака. Вернемся к нашему выражению, вернее, ко второй его части:
Что же обозначает «заключение брака на небесах»?
(Ответ: венчание) Фрагмент фильма «Венчание»

Как вы понимаете слово «венчание»?
(Ответы: это благословение Бога на брак)
Слайд «Венчание – это от старо-славянского «надевать венец», сочетать браком по церковному обряду»)
Для многих сейчас – это просто красивое действие, которое разнообразит и украсит свадьбу, однако, нельзя относиться к этому так: для церкви брак свят, на брак людей должен благословлять БОГ, иначе не будет мира в их семье. Поэтому брак, соединенный церковью, не может быть расторгнут.
В наше время церковный брак не имеет гражданской юридической силы, поэтому венчают, как правило, супругов уже зарегистрировавших брак в ЗАГСе.
А теперь давайте обратим внимание на наших молчаливых жениха и невесту, на их свадебный наряд: что символизирует белый цвет платья невесты?
(Ответ: ее чистоту и целомудрие)

А для чего невесте фата?
(Ответ: это не просто украшение, но и защита от злых
духов и нечистой силы)

Итак, образовалась новая семья. Теперь он и она должны решать многие вопросы совместно. Их отношения регулируются нормами семейного права, зафиксированными в Семейном кодексе РФ, вступившим в действие с 1 марта 1996 г.
Слайд «Семейный кодекс»
Именно в этом документе каждая семья может найти ответ на проблемные вопросы их брачных отношений (на фоне Семейного кодекса появляются основные принципы семейного законодательства:

Добровольность брака
Равенство прав супругов и родителей
Разрешение внутрисемейных вопросов по взаимному согласию
Приоритет семейного воспитания детей, забота и защита их прав и интересов)

Основные статьи Семейного кодекса представлены на ваших столах в информационных листах, к которым мы сейчас ознакомимся (2-3 мин).

А сейчас давайте обратимся к семейным ситуациям и попробуем разобраться в правовых отношениях, руководствуясь Семейным кодексом. Представьте, что сейчас вы не просто юноши и девушки, а будущие жены и мужья. Подумайте, каких ошибок вы бы не совершили, будучи в роли наших героев фильма.
(Просмотр фильма «Ситуации в браке + сценка») 3-4 ситуации
Обсуждение в группах. (2-3 мин)
Ответы учащихся:
Вопросы по фильму:

Следствием этих ошибок является развод. Здесь уместно сказать о втором значении слова «брак», которое является синонимом к слову «развод» - это дефект изделия, а в нашем случае отношений, которые не сложились между супругами.
Некоторые причины разводов вами уже были названы, а что же говорит статистика? (данные статистики – слайд). Нами был проведен экспресс – опрос среди жителей города Ишима, результаты которого вы видите на экране (слайд – диаграмма). Среди причин развода наиболее частыми являются следующие:
Отсутствие общих взглядов и интересов
Несходство характеров
Любовь к другому человеку
Супружеская неверность
Алкоголизм и связанные с ним грубость и побои
Отсутствие нормальных жилищных и материальных условий
Вмешательство родителей в семейные дела супругов

Сегодняшняя обстановка в нашем районе и в целом в стране свидетельствует о том, что количество ранних браков уменьшается, как и количество разводов (слайд «диаграмма браков по районам»). Сохранение благополучия в семье – одна из главных задач государства. Доказательством тому является разработка национальных проектов в области социальной сферы: доступное жилье для молодых семей и доступное образование.

Задание: "Семейный очаг"
Разделиться на две подгруппы, встать лицом друг к другу. Первая группа играет роль сторонников семейного образа жизни. Их задача - убедить своего партнера в том, что без семьи человек не может быть счастливым и здоровым, чаще совершают преступления и т.д. но чтобы убедить в этом своего партнера нужны не только слова, но и серьезные доводы и аргументы, в том числе на примере своей семьи. Вторая группа - сторонники одинокого образа жизни. Их задача- отвечая на все доводы и аргументы сторонников семейных уз- отстоять свою точку зрения. Время - 3 минуты на подготовку.
Функции семьи
Специфические неспецифические
* репродуктивная *хозяйственная
* воспитательная * эмоциональная
*первичный социальный
контроль
*духовное общение и досуг
* экономическая

О каких функциях семьи идет речь?

А. Мать с отцом распределили в семье обязанности, связанные с повседневным обслуживанием: приготовление пищи, стирка белья, уборка, приобретение продуктов и т.д.______________________________

Б. В зимние выходные дни вся семья выходит на лыжные прогулки._____________________________

В. Отец много времени проводит в гараже с машиной: меняет масло, подкачивает колеса, заменяет вышедшие из строя детали новыми Дети сначала просто наблюдали за его работой, потом понемногу стали помогать._________________________________

Г. В семье родился третий ребенок. Мать с отцом убеждены, что это не предел.________________________

Из каждых 10 детей, находящихся сегодня в детдомах, лишь двое не имеют родителей. О чем свидетельствуют эти цифры?

Рассказываю притчу. «В знак благодарности за исцеление шах предложил лекарю одну из своих трёх жён. Прежде чем сделать выбор доктор решил задать девушкам простой вопрос: «Сколько будет дважды два?» Первая ответила: - Четыре. - Умная, с такой не пропадёшь, - подумал лекарь. - Пять, - сказала вторая. - Щедрая, и это прекрасно, - промелькнула мысль у доктора. - Три, - третья ответила. - Экономная, и это тоже нужно».
Как вы думаете, какую из трёх девушек выбрал себе в жёны доктор? (выслушиваем разные ответы учеников) - А выбрал он красивую.
Затем «выплывают» слова «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома». Мои заключительные слова: Желаю вам счастья и не забывать, ставшее крылатым выражение Л. Толстого «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома».

И закончить урок мне хотелось бы стихотворением Что может быть семьи дороже? Теплом встречает отчий дом, Здесь ждут тебя всегда с любовью, И провожают в путь с добром! Отец и мать, и дети дружно Сидят за праздничным столом, И вместе им совсем не скучно, А интересно впятером. Малыш для старших как любимец, Родители - во всем мудрей, Любимый папа - друг, кормилец, А мама ближе всех, родней. Любите! И цените счастье! Оно рождается в семье, Что может быть ее дороже На этой сказочной земле!