Портфолио учителя как средство оптимизации деятельности педагога


Курочко Елена АлександровнаЗаместитель директора ГБОУ «Гимназия № 1636 «НИКА»
e.kyrochko@bk.ru
Портфолио учителя как средство оптимизации
деятельности педагога
Аннотация: В современных общеобразовательных учреждениях существуют различные виды и формы документов, фиксирующие информацию о педагогах. Вошло в педагогический словарь в последнее время понятие “портфолио”, пришедшее в образование и науку из политики и бизнеса. Портфолио учителя – индивидуальная папка, в которой зафиксированы его личные профессиональные достижения в образовательной деятельности, результаты обучения, воспитания и развития его учеников, вклад педагога в развитие системы образования России за определенный период времени. Автор статьи дает классификацию портфолио, обозначает цель и задачи его ведения, практическую значимость.
Ключевые слова: портфолио; досье; визитная карточка; типы, варианты портфолио; ожидаемые результаты.
В век новых технологий и информационного бума всё новые требования предъявляются к информационным потокам, движущимся в общеобразовательной организации. В изменяющемся образовательном пространстве возникает необходимость в полной информации о его деятельности для принятия тех или иных оценочных решений. В современных общеобразовательных учреждениях существуют различные виды и формы документов, фиксирующие информацию о педагогах. Очевидным становится противоречие между потребностью своевременного и объективного получения запрашиваемой информации разными участниками общеобразовательного процесса и отсутствием единой базы данных, позволяющей оперативно и качественно решать некоторые возникающие информационные проблемы.
На сегодняшний момент существует множество баз данных, позволяющих в какой-то мере разрешить данное противоречие. Но в основном они ограничиваются ведением общей информации о сотрудниках (общая информация, данные об образовании, категории, награды, контактная информация, ИНН, страховой номер и т.п.).
Вошло в педагогический словарь в последнее время понятие “портфолио”, пришедшее в образование и науку из политики и бизнеса.
Портфолио –
визитная карточка, т.е. совокупность сведений о человеке, организации
досье, т.е. собрание документов, образцов работ, фотографий, дающих представление о предлагаемых возможностях, услугах фирмы или специалиста. (Новейший словарь иностранных слов и выражений)
Известно, что как само слово “портфолио”, так и основная идея собрания работ не есть изобретение ХХ века. В прошлом веке итальянским словом “портфолио” называли альбом с фотографиями. А в эпоху Ренессанса художники и архитекторы привозили с собой “портфолио”, когда они заявляли свои претензии на место в Академии художеств или на строительный проект. При помощи представленных в портфолио документов можно было не только составить себе впечатление о качестве работы, но и о профессиональном пути претендентов. В этом смысле как идея, так и термин «портфолио» применяется до сих пор среди художников и фотографов. В области финансовой системы термин “портфолио” применяется для обозначения выставления напоказ состояния ценных бумаг предприятий или частных владельцев. Идея применений портфолио в школе происходит из Соединённых Штатов, где она возникла в 80-х годах, а в конце 80-начале 90-х годов начался настоящий бум. Применение портфолио в школах с середины 80-х годов принимает лавинообразный характер. Число публикаций и книг, посвященных идее портфолио в обучении, за короткий срок резко возросло и в настоящее время стало практически необозримым.
Портфолио педагога – индивидуальная папка, в которой зафиксированы его личные профессиональные достижения в образовательной деятельности, результаты обучения, воспитания и развития его учеников и воспитанников, вклад педагога в развитие системы образования России за определенный период времени.
Основной смысл – “показать всё, на что ты способен”.
Основная цель портфолио – проанализировать и представить значимые профессиональные результаты, достигнутые педагогом в разнообразных видах воспитательной, творческой, самообразовательной деятельности, обеспечить мониторинг профессионального роста.
Педагогическая философия портфолио предполагает:
- интеграцию количественной и качественной оценок;
- смещение акцента на достижение, успех;
- перенос акцента на самооценку.
Портфолио позволяет учитывать все многообразные достижения, фиксировать промежуточные и конечные результаты в самых разных видах деятельности: образовательной, творческой, социальной, коммуникативной. Потрфолио не только является современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать важные задачи:
поддерживать высокий уровень мотивации;
поощрять активность и самостоятельность;
расширять возможности обучения и самообучения;
развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности.
Портфолио обеспечивает накопление информации, необходимой для:
- повышения или подтверждения квалификационной категории, а также объявления педагогу поощрений, представления к наградам и денежным премиям по итогам учебного периода;
- своевременной фиксации реальных изменений и роста профессионального мастерства педагога.
Поскольку указанные особенности портфолио делают его перспективной формой представления индивидуальной направленности достижений конкретного субъекта, правомерно применить его и как форму представления индивидуальных достижений педагога.
Портфолио педагога обычно оформляется в папке-накопителе с файлами. Каждый отдельный материал, включенный в портфолио, должен датироваться. Состав портфолио зависит от конкретных задач, которые ставит перед собой сам педагог или администратор.
Таким образом, мониторинг профессиональной деятельности посредством портфолио позволит
Педагогу:
реально представить результаты своего труда;
увидеть свои резервы;
иметь стимул к самосовершенствованию;
освоить технологию работы с портфолио с позиции обучающегося для более качественного ведения портфолио обучающегося (или воспитанника).
Администрации:
осуществлять непрерывную диагностику результатов труда педагогов;
способствовать развитию профессиональной карьеры педагога;
развивать навыки рефлексивной деятельности педагогов;
поддерживать и стимулировать мотивацию педагогов к саморазвитию.
Типы портфолио:
а. Папка достижений;
б. Рефлексивное портфолио;
в. Проблемно-исследовательское;
г. Тематическое портфолио;
д. Портфолио-презентация.
Варианты использования портфолио:
как инструмент при обсуждении результатов деятельности;
как возможность рефлексии собственной работы;
как документ, в котором отражено развитие педагога.
Основные части портфолио: обязательные документы и дополнительные документы (вариативная часть).
Обязательная часть:
личная карточка (основные сведения о педагоге)
копия диплома (других документов об образовании)
копия аттестационного листа
копия документа о повышении квалификации
копии наградных документов
Вариативная часть:
+ результативность педагогической деятельности:
справки о результатах мониторинга качества обучения по предмету (результаты итоговой аттестации учащихся; ВШК; мониторинг регионального, общероссийского, международного уровней)
справки, подтверждающие участие в работе экспертных комиссий и жюри (олимпиад, конкурсов для обучающихся, воспитанников и педагогов) различного уровня
копии наград обучающихся и воспитанников
перечень публикаций
+ учебно-методическая работа
используемые рабочие программы и УМК
основные направления учебно-методической работы
материалы об использовании педагогических технологий
авторские разработки планирования учебных занятий и внеклассных мероприятий
дидактические материалы
+ научно-методическая работа
тема самообразования и этапы ее реализации
накопленный материал в соответствии с темой самообразования
список используемых источников информации
сведения об участии в методической работе (дата, уровень, тема, степень участия)
+ общественно-педагогическая деятельность
сведения об участии в работе общественных организаций (профсоюз, выборные комиссии, педагогические ассоциации, союзы, клубы и т.п.)
копии материалов, подтверждающих степень участия в их работе
копии наградных материалов.
Анализ материалов использования технологии “Портфолио” показал, что сегодня используются различные модели и варианты, но частотны ошибки, способные негативно повлиять на отношение к самой технологии “Портфолио” и привести к педагогическим “сбоям”.
Первая группа ошибок связана со сбором материалов портфолио.
Ошибка первая: нарушение принципа добровольности при сборе документов и формировании портфолио.
Ошибка вторая: сбор материалов вместо педагога. В данном случае сбором документов и материалов занимается не сам педагог, а администрация (например, готовя материалы к очередной аттестации).
Ошибка третья: отказ педагогу в помощи при формировании портфолио. Восприятие администрацией процесса формирования портфолио только как сугубо личного дела самого педагога.
Ошибка четвертая: формализация и соревнование при сборе портфолио. Объяснить это можно тем, что у человека развит инстинкт “собирательства”, который и толкает (особенно при неверно понятом замысле самой идеи портфолио) на интенсивные поиски доказательства своих достижений, а не на собственное развитие и удовлетворение реальных интересов и потребностей.
Вторая группа ошибок связана с формированием объема портфолио.
Ошибка пятая: сбор в портфолио только официальных документов. При сборе информации для портфолио довольно часто его авторы-составители проявляют определенную однобокость – увлечение сбором только официальных сертифицированных документов (дипломов, сертификатов, свидетельств, удостоверений и т.д.), которые выдаются официальными органами образования и т.д. Как следствие этого увлечения, у тех, кто собирает портфолио, не хватает времени или они сознательно игнорируют творческие работы, самоотчеты, отзывы, рекомендательные письма и т.д.
Ошибка шестая: включение в портфолио всех без исключения собранных документов и материалов. На первый взгляд, такое желание не противоречит идее портфолио, которое и рассматривается как “папка достижений”, но не следует буквально воспринимать ее, представляя портфолио своеобразным сундуком, в который собирается все, что смог продемонстрировать педагог.
Ошибка седьмая: сбор материалов только за ограниченный период. Полученный за это время информации может оказаться недостаточно.
Третья группа ошибок связана с подменой идеи портфолио традиционными схемами.
Ошибка восьмая: подмена портфолио зачетной книжкой. Это довольно частая ошибка. В школе принимают решение издать и использовать зачетную книжку, где все уже заранее разграфлено и остается только вписать свои показатели. Папка личных достижений не должна становиться зачетной книжкой с пронумерованными страницами и невозможностью изъятия или замены того или иного документа.
Ошибка девятая: подмена портфолио обязательной характеристикой администрации или педагогического совета.
Ошибка десятая: подмена систематической работы над портфолио разовой акцией. Это объясняется тем, что массовая практика использования портфолио еще только начинает формироваться.
Ошибка одиннадцатая: завышенные требования к внешнему оформлению портфолио.
Четвертая группа ошибок связана с оценкой материалов портфолио.
Ошибка двенадцатая: стремление оценить баллами все материалы портфолио. В некоторых российских регионах приняли решение оценивать определенными баллами все документы и материалы портфолио. Это в корне противоречит замыслу портфолио, тем более в части оценки творческих работ.
Ошибка тринадцатая: отсутствие единства оценки материалов портфолио. Отсутствие необходимых нормативных документов, в соответствии с которыми документы и материалы портфолио оцениваются по единой шкале и признаются всеми субъектами образования.
Ожидаемые результаты:
Повышение качества школьного образования.
Позитивная динамика в изменениях отношений “учитель-ученик-родители”.
Повышение качества образовательного процесса и труда педагогического коллектива.
Повышение профессионального уровня педагогов.
Повышение уровня деятельности школы по всем направлениям.
Заключение
Анализ литературы, посвященной применению портфолио в обучении, убедительно показывает, что в идее портфолио заключены большие возможности для модернизации школьного обучения, т.е. для совершенствования процесса обучения в свете новых требований, предъявляемых в настоящее время к школе. Ценность портфолио состоит в том, что вокруг него и в связи с ним может быть выстроен такой учебный процесс, который позволяет развивать или формировать некоторые когнитивно-личностные качества (компетентности), которые выдвигаются миром образования как необходимые каждому человеку для активного участия в жизни современного общества. Хотя утверждение, что школа ХХI века – это “школа портфолио”, т.е. когда портфолио выступает как некая панацея, которая должна перевернуть всё традиционное образование, - явно преувеличено, освоение метода портфолио в российской школе может стать одним из важнейших направлений модернизации, но только при условии обеспечения его надлежащим теоретико-методологическим анализом и связанными с ним дидактико-методическими материалами.