Программа летнего оздоровительного лагеря Полёт на воздушном шаре


Отдел образования Ленинского района Управления образованияАдминистрации города ЕкатеринбургаМуниципальное бюджетное общеобразовательное учреждениеСредняя образовательная школа № 55
УТВЕРЖДЕНО
на заседании районной
оздоровительной комиссии
Заместитель Главы Администрации
Ленинского района,
председатель районной
оздоровительной комиссии
______________Э.З. Беруашвили«___» ________ 2016 г.
УТВЕРЖДАЮ
Начальник оздоровительного
лагеря с дневным пребыванием детей
при МБОУ СОШ № 55
________________ Т.В. Пушкарёва
«___» ___________ 2016 г.
«Полёт на воздушном шаре»
ПРОГРАММА
организации отдыха и оздоровления детей и подростковлетнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детейна базе муниципального бюджетного образовательного учреждениясредней образовательной школы № 55«СТРАНА ДЕТСТВА»
(общеразвивающая программа для детей 6,5-17 лет)
center-24844Составители программы:
Пушкарёва Т.В. начальник лагеряЦарегородцева Н.В. зам. начальника лагеря
Екатеринбург, 2016 г
Структура программы:
Информационная карта программы 3
Пояснительная записка 6
Цели, задачи, ожидаемые результаты 9
Содержание программы, модель, механизмы, этапы её реализации 10
Ресурсное обеспечение программы 25
Система контроля и оценивания результатов 28
Возможные риски и их преодоление 28
Список литературы и интернет-ресурсов 29
Приложения 30
Информационная карта программы
Название и направленность программы Общеразвивающая оздоровительная программа «Полёт на воздушном шаре» для лагеря с дневным пребыванием детей при МБОУ-СОШ № 55
Направленность программы - социально-педагогическая
Наименование объекта РФ Свердловская область
Наименование организации, адрес Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение — средняя образовательная школа № 55г. Екатеринбург, ул. Городская, 2-б
ФИО, должность разработчика Царегородцева Наталья Владимировна, зам. начальника лагеря тел. 8(908)9158341, e-mail: natal.ural@yandex.ru
Краткая аннотация программы Ребята, посмотрев серию м/ф о полёте Незнайки и его друзей на воздушном шаре, решают этим летом отправиться в путь на аэростатах. Разбившись на команды, друзья «надувают» свой шар и, согласно прогнозу метеорологов, вылетают по заданному направлению и снимают фильм о своём увлекательном путешествии.
Целевая группа Количество детей — 110, возраст 6,5 -17 лет
Цели и задачи программы Цель - личностный рост ребёнка и осознание ценности жизни в коллективе. Задачи: развивать творческий потенциал и коммуникативные способности ребенка, укреплять здоровье.
Ожидаемый результат Дети смогут узнать о своих потенциальных возможностях, получить знания организации жизнедеятельности в досуге, научиться работать в группе, физически окрепнуть.
Этапы реализации программы Подготовительный: разработка программы, подбор кадровОрганизационный: встреча детей, знакомство, запуск программы
Основной: развитие основного сюжета игры на данном этапе, вовлечение детей в коллективные дела
Заключительный: подведение итогов, награждения, мониторинг (анкетирование)
Сроки реализации 1 смена: 1.06.2016г - 27.06. 2016 г.
Ресурсное обеспечение программы ГОЛ с дневным пребыванием детей «Страна Детства» организован на базе МБОУ СОШ № 55, расположен в экологически чистом районе города и является естественным оздоровительным условием. Прилегающие объекты культурного назначения - библиотека им. Решетникова и ДК «Совхозный». Лагерь располагается на 1, 2 этажах школы. Для полноценного отдыха детей в лагере оборудовано 6 спален на 13-14 человек каждая. Для проведения массовых мероприятий используются актовый и спортивный залы, кабинеты для творческих мастерских, школьный двор, футбольное поле. Деятельность воспитанников во время смены осуществляется в 5 отрядах по 20-25 человек.
Механизм оценки
результативности Личностный рост — звёзды на парашютах разного цвета в зависимости от вида деятельности.
Коллективный рост — высота полёта аэростата и накопление символов тел и явлений природы на дугах радуги (эко-наград).
Новизна и актуальность Новизна: Работа детей в познавательной мастерской (клуб знатоков кино), проектная деятельность, создание блога лагеря на сайте школы. Актуальность: Год российского кино и полёта человека в космос определили тему смены - Полёт на ВШ, а также ведение кинолетописи путешествия.
Кадровое обеспечение Работники смены — это коллектив сотрудников школы, имеющих опыт работы в летнем лагере. Подготовка кадров осуществляется посредством участия в районных, городских и областных семинарах, показа презентаций о предстоящей работе (игре) и обмена опытом.
Пояснительная записка
А мы летим туда, где свежий ветерТугие надувает паруса.А мы летим своей мечте навстречуИ радугой раскрасим небеса.
А. Кириллов
Летние каникулы составляют значительную часть свободного времени детей. Этот период как нельзя более благоприятен для развития их творческого потенциала, совершенствования личностных возможностей, приобщения к ценностям культуры, вхождения в систему социальных связей, воплощения собственных планов, удовлетворения индивидуальных интересов в личностно значимых сферах деятельности.
Система образования остается главным организатором отдыха и оздоровления детей. Летний лагерь в городских условиях – это не только социальная защита, это ещё и полигон для творческого развития потенциала детей, обогащения духовного мира и интеллекта.
Пребывание в лагере для каждого ребенка – это идеальное время для развития творческих способностей заложенных природой, для формирования коммуникативных навыков, приобретения новых знаний и жизненного опыта.
В условиях летнего пришкольного лагеря отдых детей уникален. Именно здесь ребенок заполняет свое свободное время полезными делами. В лагере все дети кроме отдыха и оздоровления могут получить дополнительные знания, что возможно благодаря продуманной организованной системе планирования лагерной смены. Отдых, предлагаемый детям в летнем лагере, предполагает не только быть активным, насыщенным и познавательным, но и остаться незабываемым моментом в жизни наших маленьких путешественников.
2016 год объявлен в России Годом Российского Кино, что является логическим продолжением Года литературы в России.
Год кино направлен на повышение интереса к фильмам российского производства и на пропаганду российского кино. В этом году школьникам всех возрастов демонстрируются фильмы советского и российского кинематографа, одобренные Министерством культуры. Следуя этому решению, тематикой программы лагеря с дневным пребыванием детей на базе МБОУ СОШ № 55 решено выбрать путешествие на воздушном шаре, во время которого дети будут встречаться с персонажами отечественных мультфильмов и кинолент и знакомиться с лучшими фильмами нашей страны.
Данная программа «Полёт на воздушном шаре» является перспективным началом среднесрочного проекта, в котором жители Страны Детства отправляются бороздить просторы воздушного океана на современном и самом необычном виде транспорта. Во всем мире полёт на воздушном шаре считается эксклюзивным видом роскошного отдыха, в чём и предстоит удостовериться ребятам в период летней смены.
Участники программы и сроки ее реализации
С целью организации летнего отдыха детей на базе МБОУ-СОШ № 55 микрорайона «Совхозный» организуется детский городской оздоровительный лагерь с дневным пребыванием детей «Страна Детства». Предполагается за одну смену оздоровить 130 детей: 110 детей на площадке школы и 20 детей на площадке ДК «Совхозный». Возраст детей от 6 лет 6 месяцев до 17 лет включительно. Продолжительность смены 18 дней.
Из будущих первоклассников и учеников нашей школы будут созданы 5 отрядов по традиционному возрастному принципу, а также сформирован профильный отряд на базе театральной студии ДК «Совхозный».
Лагерь оборудован спальнями, столовой, игровыми комнатами, спортивной и игровой площадками, спортзалом, творческими мастерскими, актовым залом.
При разработке программы мы предусмотрели, чтобы каждый ребенок активно участвовал в жизни лагеря, отряда; строил свои отношения со сверстниками, детьми и взрослыми на основе взаимопонимания и творчества приобретал новые знания и практические навыки, развивал физическую подготовку. Сюжетно-ролевая игра поможет максимально раскрыть творческие резервы личности, способствует развитию самостоятельности, смелости, ответственности, настойчивости, самоконтроля, умений действовать вместе сообща, в интересах коллектива.
Путешествие нацеливает на развлечения, чувства радостного времяпрепровождения и достижения успеха в начатом деле. Тематика носит познавательный характер и учитывает возрастные особенности детского коллектива, их интеллектуальное развитие.
583560532080Визитка лагеря:
Цели и задачи программы
Целью данной программы является личностный рост ребёнка (подростка) и осознание ценности межличностного общения в условиях воспитательного пространства детского лагеря, через активизацию его творческих потенциалов, социальную адаптацию и самореализацию в различных видах деятельности.
По результатам программы дети смогут:
попробовать себя в различных видах социальной деятельности по своему выбору;
узнать о своих потенциальных возможностях, о своем «Я» на пути к успеху;
получить знания и умения организации интересной жизнедеятельности в досуге;
научиться работать в группе, принимать решения, улаживать разногласия и конфликты, договариваться, разрабатывать и выполнять взятые на себя обязанности, отвечать за принятые на себя обязательства;
оздоровиться и физически окрепнуть.

Содержание и формы реализации программы
Реализация целей и задач смены осуществляется в организации сюжетно-ролевой игры-путешествия по программе «Полёт на воздушном шаре». Неописуемое ощущение свободного полета поможет в буквальном смысле подняться над повседневной суетой и подарит участникам незабываемые эмоции...
Игровая модель
Лето – пора отдыха, новых знакомств, интересных путешествий и приключений, свежих впечатлений и встреч с невероятными чудесами. В этом году первый день в лагере совпал с Днём Защиты Детей, и по такому поводу все ребята собрались в актовом зале, чтобы принять поздравления от старших друзей – воспитателей и побеседовать об увлечениях в период летних каникул. Как выясняется, летом можно плавать, кататься на велосипедах, посещать разные страны или просто получать удовольствие от телевизионных программ... Вот здесь-то и разгорелся спор, какие фильмы интересней — зарубежные или российские, какие мультфильмы поучительней и добрее — наши, отечественные, или заграничные.
Чтобы положить конец спорам, было решено этим летом посмотреть фильмы российской кинематографии и убедить сомневающихся в том, что наши фильмы лучше! Ну, давайте начнём хотя бы с мультика про Незнайку! Ребята расселись у экрана и с интересом начали смотреть серию про шалуна Незнайку и его друзей, смастеривших воздушный шар и отправившихся в полёт дружной и весёлой командой коротышек... И вдруг кто-то мечтательно произнёс: «А вот бы нам полететь на воздушном шаре... Далеко-далеко... высоко-высоко...»
А в чём проблема? В нашей Стране Детства возможно всё! Стоит только включить фантазию отпустить свои мечты в волшебный полёт...
Только представьте, как мы сплетём корзины, надуем разноцветные шары и отправимся в воздушное плавание по небесным просторам, подгоняемые порывами проказника-ветра... Воздушный шар будет плавно менять высоту, каждый раз открывая взгляду необычную красоту сменяющихся пейзажей.
А чтобы оставить память об этом полёте, наши фото- и видеорепортёры запечатлеют лучшие кадры, чтобы затем смонтировать фильм о нашем путешествии... Ну что, согласны? Тогда — ура, ура, в путь!

Все дети перевоплотятся в юных воздухоплавателей, вожатые — в командиров, а воспитатели – в пилотов воздушных судов. Желающие возьмут на себя ответственность за фото- и видеосъёмку и приобретут статус репортёров.
Поскольку флаг Страны Детства имеет лучи цвета радуги, то и аэростаты, взмывающие в небо, также будут разноцветными.
Виртуально побывать участником игры и отправиться с нами «в путешествие» сможет любой желающий, отслеживая наш маршрут день за днем на блоге лагеря http://balloons55.blogspot.ru/245159101516


Каждая корзина, прикрепленная к шару, очень компактна, но в ней есть самое необходимое: отделения для игр и отдыха, а также парашютный отсек, где хранится спасательный инвентарь. Во время пути на парашюты прикрепляются звёзды, которые можно хватать прямо с неба. Кому какого цвета достанется, зависит от успехов воздухоплавателей.
Конечно же, приятно лететь в уютной корзинке под огромным шаром! Поэтому первая задача для команд – красиво и оригинально оформить свой аэростат, дать ему название, придумать девиз и эмблему. Утомившись от полёта, можно будет остановиться на лёгком облачке и сделать небольшую передышку. Во время путешествия с воздушных судов почтовыми голубями отправляются письма с информацией о полёте. Таким образом, в Стране Детства голубиная почта будет информировать родителей о событиях во время пути. Узнать же о предстоящем направлении полёта аэростата и возможных изменениях маршрута во время пути можно из метеосводки в телепрограмме для взрослых (стенд-«телеэкран» для родителей в фойе Страны).
Запуск аэростатов будет производиться со «стартовой площадки» прямо перед входом в Страну Детства. И каждый шар с написанным на нём названием, взмывший в небо, будет оповещать о том, какая команда отправилась в путь...
9010681623060В пути нам встретятся такие же фантазёры и любители приключений, как Незнайка и его друзья, которые, подружившись с путешественниками, посетят Страну Детства, заглянут в наши мастерские и дадут мастер-классы. Трудовая, творческая, спортивная и музыкальная мастерские приобретут названия в честь новых друзей - Тюбика, Гусли, Винтика, Шпунтика и других.
Фото- и кинорепортёры будут снимать фильм о полётах, чтобы в конце пути смонтировать «сериал» о 18 днях маленькой летней жизни любителей приключений...
37224328081
Несомненно, подъём на такую высоту всегда полон неожиданностей! Буквально во время первого же полёта друзей настигает гроза, и их внезапно ослепляет молния - настолько яркая, что разноцветная радуга вдруг погасла... Сразу на небе стало уныло и неуютно... Как же быть? Ребята решают исправить положение, раскрасив радугу. Как? Придётся остановиться и заняться раскрашиванием дуг. Значит, остановок придётся сделать целых семь! А чтобы восстановить краски, необходимо каждому воздухоплавателю принести свою частичку, надев наряд нужного цвета или нарисовать рисунок в этих тонах. Представьте, как, например, заполыхает алым цветом дуга, на которую путешественники прилетят в красных футболках, шортах, платьицах с рисунками маков, божьих коровок или спелой земляники!
Совершив полёт и накопив массу впечатлений, воздухоплаватели с чувством гордости и радости возвратятся домой – в свою Страну Детства, выполнят рисунки о самых ярких событиях во время полёта, а, подводя итоги воздушного путешествия, просмотрят «фильм» из 18 кадров о незабываемых летних днях. Прощаясь до следующего лета, каждый из них запустит в небо шар желаний, тая в душе светлую надежду об исполнении своей заветной мечты... До новых встреч, друзья. Пусть сбудутся все ваши мечты!
center595082

Участниками игры становятся все жители лагеря: дети, педагоги, администрация. Все дети делятся на пять возрастных групп. Каждая группа планирует свою работу с учётом общелагерного плана, в соответствии с основными целями воспитательного процесса реализуя основные направления деятельности:
гражданственно-патриотическое;
интеллектуально-познавательное;
спортивно-оздоровительное;
творческое;
трудовое;
шефско-волонтерская инициатива.
Взаимодействие с учреждениями
-117363144722
Механизм реализации программы смены
Успешность воспитательной деятельности коллектива реализуется при условиях:- защита прав и интересов ребёнка,- доброжелательность,- соблюдение конфиденциальности,- сотрудничество и содействие.
Все помещения и должности в лагере переименовываются в соответствии с терминологией воздушного транспорта.
Словарь лагеря
Аэробика – утренняя зарядка Аэро-совет – орган управления, руководящий между общими сборами, входят дети-активисты, вожатые и воспитатели, тесно контактируют с ПУПАэродром – школьный стадион (спортзал)Аэростат - средство передвижения команды воздухоплавателейГолубиная почта – сообщения для родителей
Голубой Экран – экран соревнования лагеряКафе «У Пончика» - столовая Летучка – планёркаМаршрутный лист — план работы команды на текущий деньМастерские — кружки разных направлений: «У Тюбика» - творческая мастерская «У Гусли» - музыкальная мастерская «У Винтика и Шпунтика» - трудовая мастерская «У Торопыжки» - спортивная мастерская «У Знайки» - клуб знатоков киноМетеоцентр - штаб лагеря, высший орган управления всеми членами игры На воздушной волне – информационный стенд лагеря Облако – комната отдыхаПарашют – личные достижения воздухоплавателя
Пункт управления полётами (ПУП) – кабинет начальника старт-площадки Схема полётов - календарно-тематический план работы лагеря, сетка сменыСтарт-площадка - место запуска воздушных шаров (пункт ежедневного сбора всех участников проекта)«У Пилюлькина» - медпунктШар-совет – детский орган управления, под руководством воспитателей.
Штат и пассажиры:
Начальник старт-площадки – начальник лагеря 4639318-123837Метеоролог – заместитель начальника лагеряСиноптик — старший воспитательПилоты воздушных судов – воспитатели отрядовКоманда воздухоплавателей – отряд путешественниковКомандир – вожатый отрядаПомощники командиров — активные члены командыВоздухоплаватели – детиМастер – руководитель кружкаАэро-тренер – ведущий аэробики
1886403003483 Ежедневно на летучке анализируется прошедшая работа, планируется следующее дело, а пилотам выдаются маршрутные листы с планом работы команды на текущий день. Задача метеоролога, синоптика и пилотов – организация плановой работы лагерной смены. Они принимают решения по подведению итогов, проведению мероприятий, инициативы и активности команд. Стратегию участия в деле отрядов организуют пилоты и командиры совместно с активом воздухоплавателей.
Актив воздухоплавателей создаётся для решения вопросов организации, содержания деятельности лагеря, развития позитивных личностных качеств детей. В состав актива входят воспитанники лагеря, выбранные отрядами, и взрослые. Актив, как форма самоуправления детей по защите прав и интересов, действует в целях:
оказания помощи в проведении оздоровительных, культурно-массовых мероприятий и творческих дел;
создания в лагере условий для развития физического, творческого, интеллектуального потенциала детей;
содействия в создании благоприятного психологического климата.
Художественное оформление смены:
- Название смены- Режим дня- План-сетка смены- План мероприятий на текущий день- Законы и заповеди- Словарь лагеря- Герб, гимн, флаг
Вся информация об условиях участия в том или ином деле наглядно представлена на экране соревнований лагеря. Экран выполнен в виде голубого неба и летящих по нему аэростатов разного цвета с экипажами воздухоплавателей на борту. Места остановки аэростатов – семь дуг радуги, которые необходимо раскрасить. На каждом из семи этапов подведения коллективных достижений лучшей команде выдаётся определённый символ природного явления или тела (эко-награды, указаны на воздушном шарике, парящим в одной команде с аэростатами):
звезда — за творчество;
солнце — за трудолюбие;
капля — за дружелюбие;
молния— за спортивные достижения;
полумесяц — за музыкальность; облачко — за любознательность.
Аэростат, команда которого набирает на этапе наибольшее количество звёзд, поднимается выше всех, что наглядно демонстрирует дух соревнования во время полёта. В нижней части экрана соревнования – пункт отправления, старт-площадка Страны Детства.
center0
Перед отправлением в полёт непременно собираются данные о суммарном весе пассажиров на борту каждого аэростата, ведь несоблюдение требований безопасности грозит аварийной ситуацией!

Рядом с «Голубым Экраном» располагается информационный стенд - «На воздушной волне», где будут представлены «Законы» и «Заповеди» путешествия, «Правила поведения во время полёта на воздушном шаре», режим дня, словарь лагеря, штатное расписание, схема полётов и график работы всех мастерских.
Каждый участник путешествия должен соблюдать «Законы» и «Заповеди» во время пути.
Законы:
- Закон о точном времени: Время дорого у нас, береги каждый час.- Закон о творчестве: Творить всегда, творить везде, творить на радость людям.- Закон о молчании: Если человек поднимает руку, ему есть что сказать, а потому «тишина».- Закон о дружбе: Один за всех и все за одного! За друзей стой горой.- Закон о безопасности: Будь ответственным!
Заповеди:
- Мы — одна команда!- Один за всех и все за одного.- Порядок прежде всего.- Даже если трудно, доведи дело до конца.- Чистота – залог здоровья.
Соблюдение всех законов, заповедей и правил предполагает сделать путешествие безопасным, интересным, насыщенным, приносящим радость себе и другим.
Каждая команда создает свою систему жизнедеятельности, утверждает название своего аэростата и символику, живёт под своим девизом – это отрядное оформление, согласно названию каждого воздушного судна.
Оформление отрядного уголка содержит:
Название
Девиз и символику
Список воздухоплавателей
В отсеке спасательного инвентаря — индивидуальный парашют, куда прикрепляются звезды, которые «нахватал с неба» его владелец.
Мониторинг настроения – смайлики на облачках с разным выражением лица в зависимости от настроения ребёнка.
Для попутчиков с грустным и унылым настроением все дружно поют весёлую песенку или рассказывают шутку, чтобы в пути всем было комфортно и радостно.
Экран чистоты и порядка на облаке: Яркое солнышко – всё в порядке Грозовая тучка – надо постараться
-168843-51480В кафе «У Пончика» ежедневно можно угоститься «антистрессовым коктейлем» для поднятия тонуса и ликвидации чувства страха перед высотой (если таковое имеется), поэтому качество приготовления пищи, оцениваемое каждым ребёнком, будет оформлено в виде стаканчиков с напитками с пузырьками и кубиками льда разного цвета, которые приклеиваются к «Экрану подзарядки». Цветные пузырьки и кубики льда – это показатель оценивания пищевых ощущений: красные, розовые пузырьки – очень вкусно; оранжевые, желтые пузырьки – вкусно; зелёные, голубые кубики льда – можно лучше.
Система личного роста
Для команд воздухоплавателей разработана система стимулирования успешности и личностного роста. Каждый воздухоплаватель может ежедневно «хватать с неба звезды» за активное участие в жизни команды и в целом коллектива путешественников, которые прикрепляет на свой личный, именной парашют и ежедневно сдаёт его в отсек для спасательного инвентаря.
Радужный цвет звёзд распределяется по виду активности:
красная – за активную работу,
оранжевая – за художественное творчество,
жёлтая – за доброжелательное отношение к попутчикам,
зелёная – за активность в делах по защите окружающей среды,
голубая — за любознательность,
синяя – за участие в спортивных мероприятиях,
фиолетовая – за замечательное исполнение песен.
В конце смены самые активные путешественники получают в награду подарок-сюрприз, а все остальные — памятные подарки.
Успешность детей в различных мероприятиях повысит социальную активность, даст уверенность в своих силах и талантах. Для этого предусмотрен личный рост ребят (звания):
4111563-633585 звезд – новичок, член команды, знающий законы путешествия и допущенный к полёту (набрать в первые два дня лагеря, до первого старта) 10 звезд – активист, первым приходит на помощь друзьям и привлекает всех к различным акциям15 звезд – затейник, выдумщик и разработчик игр, идей20 звезд – знайка, знаток героев российских кинолент25 звезд – звездочёт, координирует действия команды и подсчитывает звёзды на парашютах, будущий помощник командира.
В ходе совместной деятельности (общение, игра и т.д.) ребята смогут проявить свои интеллектуальные, физические и творческие возможности, собрать портфолио творческих работ, одержать свои личные победы и принести победу своей команде – Победа одна на всех!
Система дополнительной оценки и стимулирования деятельности
В качестве дополнительного стимулирования предполагается награждение путешественников звездами «За особые заслуги» золотого цвета с прикреплением фото отличившихся ребят на отрядные уголки.
2231995128875
За время работы летнего лагеря у нас сложились определенные традиции:
Организация жизнедеятельности ГОЛ школы № 55 в условиях сюжетно-ролевой игры.
Свобода выбора каждым отдельным участником смены творческих, спортивных или прикладных занятий в предоставленных направлениях:
трудовая мастерская «У Винтика и Шпунтика»
музыкальная мастерская «У Гусли»
творческая мастерская «У Тюбика»
спортивная мастерская «У Торопыжки»
клуб знатоков кино «У Знайки»
Проведение спортивные соревнований.
Тематические мероприятия с учётом традиций нашего лагеря, посёлка, края, страны и всей планеты: открытие и закрытие лагерной смены, празднование Дня защиты детей, всемирного Дня охраны окружающей среды, международного Дня друзей, Дня России, Дня памяти и скорби (совместно с ветеранами поселка ТОС), международного Дня олимпиады.
Поздравление именинников.
Организация творческого конкурса талантов.
Приобщение ребят к трудовым делам.
Смена протекает в несколько периодов:
Подготовительный:
участие в городском совещании в комитете по образованию, посвященном подготовке к проведению летней оздоровительной компании города;
знакомство с правовыми документами нормативной базы,
проведение совещаний при директоре по подготовке школы к летнему сезону и установочного семинара для педагогов, работающих в лагере;
издание приказа по школе о проведении летней кампании;
разработка программы деятельности пришкольного летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей;
отбор кадров для работы в пришкольном летнем оздоровительном лагере;
составление необходимой документации для деятельности лагеря (план-сетка, положение, должностные обязанности, инструкции т.д.)
создание рабочей группы по подготовке методического материала для работников лагеря и оформлению экрана соревнования и информационного стенда;
организация помещений лагеря согласно СанПину;
обеспечение допуска сотрудников к работе с детьми.
Организационный:
встреча детей, проведение диагностики по выявлению лидерских, организаторских и творческих способностей;
запуск программы «Полёт на Воздушном шаре»;
знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря;
сборы в путешествие, оформление отрядных уголков.
Основной:
создание внутри детского коллектива благоприятных условий для проявления детских способностей;
развитие основного сюжета игры на данном этапе;
вовлечение детей в различные виды коллективно-творческих дел;
участие членов проекта в создании фильма о «полёте» и ведении блога лагеря.
Заключительный:
подведения итогов данного этапа игры;
подсчёт личных и отрядных достижений участников игры по результатам накопленных отличий на диагностических экранах;
награждение самых активных участников и отрядов;
проведение опроса, анализ анкет и результатов реализации игры.
Ресурсное обеспечение программы
Нормативно-правовое обеспечение программы
1.Закон «Об образовании РФ» (29.12.12.№273-ФЗ)
2.ОЗ «Об образовании в Свердловской области» (15.07.2013 №78-ОЗ)
3.Конвенция о правах ребенка (ООН 20.11.1989г.)
4.ФЗ РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» (24.07.1998 №124-ФЗ/ 21.12.2004 №17-ФЗ)
5.ОЗ «О защите прав ребенка» (23.10.1995 №28-ОЗ/ 19.05.2008 ред.)
6.Кодекс законов о труде
7.«Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений» (приказ МОИН РФ 27.03.2006 №69, приложение «Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников ОУ»)
8.ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (30.03.1999 №52-ФЗ/25.11.2013 ред)
9.Постановление Главного государственного санитарного врача РФ «Об утверждении СанПиН 2.4.4.2599-10» (19.04.2010 № 25)
10.ОЗ «Об организации и обеспечении отдыха и оздоровления детей в Свердловской области» (15.06.2011.№38-ОЗ)
11.ПП Свердловской области «О концепции развития отдыха и оздоровления детей в Свердловской области до 2020 года» (21.12.2012 №1484-ПП)
12.ПП Свердловской области «О мерах по организации и обеспечению отдыха и оздоровления детей в Свердловской области в 2015-2017 годах» (09.04.2015 №245-ПП)
13.П Администрации города Екатеринбурга «О внесении изменений в П Администрации города Екатеринбурга от 02.07.2012 №2824 «Об утверждении Административного регламента предоставления муниципальной услуги…» (11.02.2016 №284)
14.П Администрации города Екатеринбурга «Об организации оздоровления, труда и отдыха детей и подростков в 2016 году» (23.03.2016 №595)
15.Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей (приказ МОИН РФ 26.06.2012 №504)
16.Типовое положение о детском оздоровительном лагере (ПП РФ 15.04.2011 №18-2/10/1-2188)
17.Временное положение об оздоровительном лагере учащихся с дневным пребыванием (П Минобразования РСФСР 7.05.1991 №139)
18.Номенклатура дел летнего городского оздоровительного лагеря
19. Распоряжение главы администрации Ленинского района города Екатеринбурга № 175.46.65 от 05.04.2016 г. «Об организации оздоровления труда и отдыха детей и подростков в 2016 году».
Организационно – педагогические условия реализации программы
Для успешной реализации программы необходимо выполнение ряда условий:
Чёткое представление целей и постановка задач.
Конкретное планирование деятельности.
Кадровое обеспечение программы.
Методическое обеспечение программы.
Педагогические условия.
Материально-техническое обеспечение.
Кадровые условия
В соответствие со штатным расписанием в реализации программы участвуют педагоги школы (учителя начальных классов и учителя-предметники среднего и старшего звена 1 и высшей категории):
Начальник ГОЛ «Страна Детства»
Заместитель руководителя ГОЛ – выполнение программы
Завхоз
Руководители творческих объединений
Инструктор по физкультуре
Воспитатели
Методические условия предусматривают:
Инструктажи всех участников процесса с отметками в соответствующих журналах.
Проведение установочного семинара для всех работающих перед началом и в течение лагерной смены.
Подбор методических разработок в соответствии с планом работы.
Проведение ежедневных планёрок.
Разработка системы отслеживания результатов и подведения итогов.
Педагогические условия
Отбор педагогических средств с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, способствующих успешной самореализации детей.
Организация различных видов деятельности.
Добровольность включения детей в организацию жизни лагеря.
Создание ситуации успеха.
Систематическое информирование о результатах прожитого дня.
Организация различных видов стимулирования.
Особенности материально-технического обеспечения
Выбор оптимальных условий и площадок для проведения различных мероприятий (спортзал, спортплощадка, спортинвентарь; помещения для творческих объединений, актовый зал, игровая комната, игротека, библиотека).
Материалы для оформления и творчества детей.
Наличие канцелярских и письменных принадлежностей.
Аудио- и видеоаппаратура: музыкальный центр, телевизор, DVD-диски.
Компьютеры, цветной и чёрно-белый МФУ.
Методическая литература, сценарии праздников, тематических дней.
Призы и награды для стимулирования.
Система контроля и оценивания результатов
Система коллективного роста
В конце смены подводятся итоги: подсчитывается количество появившихся отличительных знаков каждой команды, оставленных на раскрашенных дугах радуги – символов природных тел и явлений (звезд, солнц, капель дождя, облаков и молний). Тем самым будет наглядно представлено, какие успехи достигнуты той или иной командой. которой присваивается звание «Лучшая команда» по номинациям:
самая музыкальная – полумесяцы
самая дружная – капли дождя
самая трудолюбивая – солнышки
самая спортивная – молнии
самая творческая – звёзды
самая любознательная – облака
Возможные риски и способы их устранения
Вполне возможно, в течение смены не оправдается прогноз погоды и нашим путешественникам вместо полёта придётся найти дело по душе в Стране детства. Здесь они смогут заняться чтением книг, просмотром фильмов, подготовкой к творческому конкурсу «Звездопад» либо устроить соревнования по настольным играм в уютной игротеке...Список литературы и интернет-ресурсов
Титов С.В. Ура, каникулы. М.,ТЦ Сфера, 2002
Савченко Е.В., Жиренко О.Е., Лобачёва С.И., Гончарова Е.И. Летний лагерь на базе школы – М., ВАКО, 2007.
Григоренко Ю.Н., Пушкина М.А. Здравствуй, наш лагерь! – М.,2003.
Носов Н.Н. Приключения Незнайки и его друзей - М., АРДИС, 2010
http://kotelruomms.ucoz.ru/load/metodicheskie_razrabotki/metodicheskie_razrabotki/novye_podkhody_k_organizacii_letnego_otdykha_detej/20-1-0-153http://spasskoe.omsu-nnov.ru/?id=27798http://summercamp.ru/index.php?title=Что_такое_сменаhttp://www.sciential.ru/technology/avio/048.htmlhttp://magicofcolour.ru/cveta-radugi-po-poryadku/http://song5.ru/text/дюма-мы-летимhttp://muzofon.com/search/Шарики%20воздушныеПриложение 1
Схема полётов 2016
51480123123
302757377281 1 июня
День
защиты детей
Совместно с ДК,
Безопасность летом и в лагере, ПДД.Знакомство.
Рисунки мелом «Дети - это мы!» 2 июня
День
сборов в дорогу
Оформ. уголков, плетение корзин, подготовка шаров и парашютов
Мастерские 3 июня
День
Старта
«вылет» в
учебный театр
(приглашение
на конкурс
«Звездопад»)
6 июня
День
сказок
Встреча с Незнайкой,
сказки Пушкина, библиотека Решетникова
7 июня
День
Природы
Презентации,
посадка цветов, побелка бордюров.
Мастерские 8 июня
Мульт-День
герои м/ф,
80 лет Союз-мультфильму
викторины, игры 9 июня
День
Дружбы
«вылет» в
кукольный т-р
Апельсиновые сказки 10 июня
День
России
презентация
Мастерские
13 июня
58859947155
выходной 14 июня
День Кино
«вылет»
в к/т СалютСиндбад и 7 штормов, м/ф 15 июня
День Театра
«вылет»
в филармонию
В стране невыуч уроков 16 июня
День Здоровья
Мастерские
17 июня
День
Музея
«вылет» 2 отр.
в музей кукол
20 июня
День
Звездопада
Конкурс «Звездопад» -
танцы, песни, стихи, сценки
«вылет» 4 отр.
в музей питания 21 июня
День Радуги
Мастерские
«вылет» 3 отр.
в дом-музей М.Сибиряка
поздравление именинников 22 июня
День
Памяти
и скорби
митинг, клуб,
рисунки на асф.
«Пусть всегда б. Солнце»
«вылет» 1 отр
в музей истории
23 июня
День
Спорта
(международн.
день олимпиады)
Чемпионат по футболу
Мастерские
24 июня
Кинофестиваль
(тем. День)
Мастер-классы,
итоги, награждения, запуск шаров
27 июня
Конец путешествия
Мастерские
Прощание с Незнайкой
Приложение 2 - РЕЖИМ ДНЯ
8.25 – 8.30 Встреча друзей
С добрым утром, детвора! Отправляться в путь пора!
8.30 – 8.45 Аэробика: Начинаем день с зарядки, Значит, будет всё в порядке!
8.45 - 9.00 Сбор на старт-площадке
Сам начальник старт даёт, Отправляет шар в полёт!
 9.00 – 9.30 Завтрак «У Пончика»
Шар воздушный вверх летит,Поднимает аппетит.
9.30 — 13.00 Общелагерные дела «На большом воздушном шаре»
В путь-дорогу ежедневно отправляемся, друзья! Ждут дела и приключенья - нам без них никак нельзя.
13.00 - 13.30 Обед «На седьмом небе»
Поел-попил - и снова в путь. Сказать «спасибо» не забудь!
 13.30-14.00 Отрядное дело - «Всё выше, выше и выше!»
Ребята занимаются, А смайлик улыбается.
 14.00 – 15.45 Тихий час «На облачке»
Ох, не так уж лёгок путь... Предлагаем отдохнуть.
15.45 - 16.00 Порядок на облачке Будь аккуратным, Попутчиком приятным.
16.00 – 16.15 Полдник «У Сиропчика»
Пончик с чаем или булка, А потом нас ждёт прогулка.
16.15 -16.30 Отлёт домой - «До новых встреч!»
Приложение 3
Анкета для родителей
Ф.И.О. ребенка
Дата рождения
Школа, класс (который закончил)
Ф.И.О. родителей
Место работы (телефон)
Домашний адрес (телефон)
Посещал ли ребенок лагерь (в какой, в каком возрасте)?
Посещает ли ребенок дополнительно кружки, секции (какие?)
Легко ли идет на контакт (со взрослыми, с детьми?)
Какие особенности здоровья у вашего ребенка (хронические, аллергия, операции )
Краткая характеристика вашего ребенка
Положительные черты
Отрицательные черты
Вредные привычки
Увлечения вашего ребенка
Пожелания родителей для воспитателей и вожатых (на что стоит обратить внимание)
Индивидуальные особенности ребенка