Конспект урока по математике Площади фигур 3 класс


Технологическая карта открытого урока
Предмет Математика
Класс 3
Тема урока Площади фигур
Цель урока Продолжить знакомство с площадью фигур; со сравниванием площади фигур разными мерками.
Тип урока Урок закрепления знаний и выработки умения
методы и формы обучения Словесный, наглядный, практический методы обучения
Основные понятия Образовательные ресурсы Учебник, тетрадь, презентация
Оборудование Плакат волшебной страны, разделенный на две части, изображение замка, надпись «Страна Геометрии», геометрические фигуры зеленого, жёлтого и красного цветов, карточка со значением цветов, 3 изображения замков, раздаточный материал: круг и квадрат (18 + 1 учителю), проектор, ноутбук, экранПланируемые результаты
Предметные Метапредметные УУД Личностные УУД
 Повторить понятие площади фигур, изученные приёмы сравнивания площади фигур; научатся находить площадь фигур разными мерками; 
выполнять задания творческого и поискового характера; 
научатся находить необходимую информацию на страницах учебника; применять школьные правила. Регулятивные:учитывать правило в планировании и контроле способа решения; нацеливание на успешную деятельность.
Познавательные: расширить кругозор учащихся; строить речевое высказывание в устной и письменной форме; обнаруживать взаимосвязь в водном сообществе;
Коммуникативные:научатсяучитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Научатся принимать и осваивать социальную роль обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; формирование понимания практической значимости математики для собственной жизни; формирование навыков в проведении самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности.
Этапы урока Время (мин) Деятельность учителя Деятельность учащихся Формы организ.совзаим-яна уроке Универсальные учебные действия(УУД) Формы контроля
1 2 3 4 5 6 7
Организационный этап
2 Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, создаёт эмоциональный настрой на занятие, проводит игру
Мотивирует учащихся на работу
- Сегодня наш с вами урок будет уроком путешествия в страну Геометрия. Как вы думаете, с кем или же чем мы можем встретиться в такой стране? (Доска закрыта, на доске плакат волшебной страны, разделенный на две части, на воротах замок, надпись «Страна Геометрии»- Правильно, а ключом от ворот в страну будет небольшая разминка.
Приветствуют учителя.
Предполагаемые ответы:
с фигурами, периметром, площадью Фронтальная Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое.
Регулятивные: Нацеливание на успешную деятельность.
Коммуникативные:планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Мотивация к учебной деятельности
Дидактическая игра «Внимание» 4 (На доске различные геометрические фигуры зеленого, жёлтого и красного цветов).
- Перед вами геометрические фигуры.
- Что в них интересного?
- На какие 3 группы их можно поделить? (зелёные, красные и жёлтые)
- Посмотри внимательно на эти фигуры и постарайся запомнить их. (на 1 минуту закрываются глаза)
- Что изменилось?
- Как вы думаете, все эти цвета имеют какое-то значение на уроке?
(На доске появляется карточка со значением цветов: зеленый – побуждение интереса к учёбе, смелость и уверенность в себеЖёлтый- радостные ощущения, послушание, сосредоточенность.
Красный-раздражитель для детей, агрессия.
- Желаю сосредоточиться на уроке, слушать все указания учителя и быть уверенным в себе.
(Открывает ворота страны) - Каждая фигура (круг, квадрат, прямоугольники треугольник трёх цветовЗакрывают глаза
-Остались только фигуры зелёного и жёлтого цветов Актуализация знаний 7 - Что мы с вами видим?
-Найдите самый большой дворец или замок. Под какой цифрой самый большой замок? Самый маленький?
Из каких фигур состоят эти замки?
- Какая фигура называется прямоугольником?
-Какая фигура называется квадратом? -Большой город с замками и дворцами.
-3
-1
-Прямоугольников, треугольников, квадратов
-Четырёхугольник, у которого противоположные стороны равны
-Четырёхугольник, у которого все стороны равны Фронтальная Регулятивные:Оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности.Познавательные: Развивать операции мышления (выявлять сходство и различия объектов, классифицировать объекты по существенному признаку)
Коммуникативные:Формировать умения слушать и слышать собеседника Устный опрос
Постановка учебной задачи.
Самоопределение
к деятельности 5 -Как найти периметр прямоугольника?
- Квадрата?
- Что ты заметил? А кто из вас скажет, что такое площадь? Мы часто в жизни слышим это слово. Какая площадь может быть?- Мы можем сказать, что площадь одного замка > площади другого?
(a + b) *2
а*4
Ответы детей
-Да Фронтальная Личностные :  умение работать самостоятельно, фронтально;Регулятивные:целеполагание; умение самостоятельно ставить  учебные задачи;
Познавательные: анализ с целью выделения признаков Устный опрос
Работа над новым материалом
8 - Что вы представляете себе, когда слышите слово площадь?
- Где в жизни вы встречались со словом «Площадь»?
- Что мы будем сегодня изучать на уроке?
- Тема нашего урока «Площадь. Сравнение площади фигур.»- В математике для нахождения площади геометрических фигур используют специальные формулы, в которых площадь обозначается заглавной латинской буквой. Кто знает, какой буквой записываем площадь? (Вывешивает карточку S – площадь).
1. Площадь – это часть плоскости, ограниченная замкнутой ломаной или кривой линией. (слайд)
2. Площадь – это незастроенное большое и ровное место (в городе или селе), от которого обычно расходятся в разные стороны улицы. Например, Дворцовая площадь, Красная площадь (слайд).
3. Площадь – это пространство, помещение, предназначенное для какой -нибудь цели. Например, посевная площадь или жилая площадь.
- Когда мы сравниваем площади фигур, мы выясняем, больше или меньше места занимает данная фигура на плоскости.
- Классная доска висит на стене. Можно сказать, что площадь классной доски меньше, чем площадь стены? Как мы это узнали?
- Однако сравнивать площади фигур на глаз иногда трудно. В таком случае используют другие способы. Ответы детей
- S
-Да
-Сравнили на глаз
Личностные:  умение работать самостоятельно;
Регулятивные: умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. Устный опрос
Физкультминутка
(Здоровьесбережение) 5 Фронтальная Устный опрос
Продолжение работы по теме урока 8 Второй способ – наложение.
Для этого у вас на партах лежат две фигуры: круг и квадрат. Попробуйте наложить круг на квадрат.
- Мы видим, что круг весь поместился внутри квадрата. Значит, площадь круга меньше, чем площадь квадрата, а площадь квадрата больше, чем площадь круга.
-Остался еще один вид сравнения площадей фигур - сравнение площадей заданной меркой (слайд)
- Тогда измерять площади фигур будем заданной меркой и потом сравним их. Мерка – значит «мерить», «измерять». Мерки могут быть представлены в виде различных геометрических фигур. (слайд) Это могут быть многоугольники, такие, как: квадраты, прямоугольники, треугольники. Но главное условие: мерки должны быть одинаковыми по форме и по размеру.
(Слайд) Например, меркой для сравнения этих прямоугольников будет квадрат. Мы видим, что площадь I прямоугольника 9 мерок, какова же площадь второго прямоугольника?
- Какой вывод сделаем?
- В другом случае меркой может стать прямоугольник. (слайд).
- Измерим площади фигур заданной меркой и потом сравним их. Сосчитаем количество прямоугольников. Какова площадь синей фигуры? Площадь красной фигуры? Сделайте вывод.
Работа в учебнике - Площадь квадрата больше площади треугольника
- Нет
- Сравнили на глаз
– 12 мерок
-Площадь I пр.меньше площади II
– 10 мерок
– 8 мерок
Площадь синей больше площади краснойФронтальная Личностные:  умение работать самостоятельно;
Регулятивные: умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. Устный опрос
Закрепление 3 Групповая работа
Сегодня на уроке мы узнали, что такое площадь. Площади фигур (или предметов в окружающем мире) можно сравнивать разными способами. Первый способ –сравнение на глаз (по-другому называется «глазомер»).
Если нам нужно сравнить площади (размеры), например, двух похожих вещей, мы будем аккуратно накладывать их друг на друга. Этот способ называется – наложение. Можно использовать мерки. При этом необходимо соблюдать следующие условия: 1) мерки должны быть одинаковыми по форме и по размеру; 2) они должны укладываться в фигуру целиком. Рефлексия учебной деятельности 3 - О чем захотелось рассказать дома?
Проводит синквейн- Назовите:
1. 1 имя существительное,
2. 2 имени прилагательных,
3. 3 глагола,
4. Одну фразу или одно предложение Отвечают на вопрос
Приводят примеры слов и предложений по теме урока Индивидуальная Личностные:Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности
Регулятивные:Осуществлять итоговый контроль,
Коммуникативные:Проявлять активность в деятельности, уметь оформлять мысли в устной форме Устный опрос
Итог. Домашнее задание 2 Фронтальная