Актуальные проблемы воспитания подростков (на материале романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка» и повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»)


Бахмурнова Елена.Анатольевна, учитель МБОУ СОШ № 24 г. Новосибирска
Актуальные проблемы воспитания подростков (на материале романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка» и повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»)
Говоря современным языком, русская литература - эта совершенная поисковая система, которая никогда не дает сбоя. Какой бы вопрос ни стоял на повестке, можно запрашивать классиков и ожидать исчерпывающего ответа.
В рамках художественной системы писателя открывается видение пути человека, народа, государства. Любая ситуация, оказывается, была описана давно, и давно даны безошибочные ориентиры.
Вот «Тарас Бульба» Гоголя. Сцена убийства Тарасом сына Андрия всегда потрясает детей. Как же так? Согласно одной из традиционных трактовок, перед нами неразрешимая коллизия: выбор между любовью и Родиной.
Андрия влечет красота полячки. Но не только. Его глазами дается описание прекрасного храма и дома в осажденном Дубне. Прекрасная архитектура, прекрасная музыка, прекрасная полячка, прекрасные польские паны, что смотрят сверху вниз на осаждающее город казачье войско. По контрасту – жалкая мать Андрия, простая беленая хата Тараса, отнюдь не блестящий вид козаков. Андрий выбирает красоту. «Красота - страшная сила» - так называлась исследовательская работа одной из моих учениц по «Тарасу Бульбе». У Гоголя она страшна, потому что это великое искушение. Рядом с «Тарасом» стоит у него «Вий», где обнаружена дьявольская сущность соблазна, что раскалывает душу человека, а потом и вовсе губит его.
Дети сейчас увлекаются жанром фэнтэзи, и чем же не ЧУЖОЙ Андрий, который произносит чудовищные слова: «А что мне отец, товарищи и отчизна?.. Кто сказал, что моя отчизна Украйна?.. Отчизна моя – ты!.. И все, что ни есть, продам, отдам, погублю за такую отчизну!» В традициях русского православия вера христианская, и родина, и воинское братство – это главные ценности. Андрий отрекся от рода, народа, Родины. «И погиб козак!»-пишет Гоголь раньше, чем Тарас убивает сына.
А теперь ситуация, что в свое время обошла СМИ: девушка на майдане с плакатом «Хочу кружевные трусики и в ЕС». Красота – страшная сила. Красота архитектуры, красота музыки, красота мужчин и женщин, красота трусиков, в конце концов. Красивая жизнь в широком смысле слова - и «Кто сказал, что моя родина Украина?»
Известно, что Гоголь в свое время не избежал соблазнов: был увлечен красотами Рима и красотой католического богослужения и всегда боялся попасть под власть женщин. Так что писал он со знанием дела. И повесть «Тарас Бульба в том числе про то, что так актуально сейчас: внешнее не должно заслонять сущностное. Чтобы менять свое на чужое, надо понимать, что за ценности ты размениваешь.
Красота польских красных кафтанов и золотых доспехов, которые горят на солнце – это одна сторона. С другой стороны: в бедной хате Тараса богатыми были только трофеи, конская упряжь и оружие – все то, что отличает героя как хорошего воина. Не до золотых доспехов запорожцам, потому что делают они дело «великого поту, великой козацкой доблести». И жены казаков не Прекрасные Дамы, потому что и время, и доля их тяжелы: мужчины большую часть жизни проводили в походах и там часто погибали. Но женщины смиренно несли свой крест, сохраняли дом, были нежными, заботливыми матерями.
Думал ли Андрий об этом? У Гоголя он замирает, остолбеневает при появлении полячки - этот паралич личности лишает его сознания, критичного отношения к происходящему. Конфликта между любовью и долгом, на наш взгляд и не было, Андрий был сразу покорен и потому сделался покорным. Можно вести речь не только о гибели Андрия как казака, но и о его гибели как человека, отдающего свою субъектность во «внешнее управление». Это проблема очень широкая, и касается она и некоторых людей, и целых государств.
Еще одна актуальная проблема: поиск современного положительного героя. Делать жизнь подростку с кого - с брутальных суперменов западного образца?
А вот обратите внимание: Петр Гринев, «Капитанская дочка» Пушкина. Вначале – типичный недоросль. Представления о жизни, как и у многих инфантильных подростков: «Мысль о службе сливалась во мне с мыслями о свободе, об удовольствиях петербургской жизни» (выделено нами). Но мудрый батюшка решает отправить его на службу в захолустье, и начинается обряд инициации. Пушкин строит «Капитанскую дочку» во многом как сказку, потому что в основе произведения – линия инициации, т.е. испытаний героя. По сути, «Капитанская дочка» про то, как мальчик становится мужчиной. Сюжет укладывается в схему В.Я. Проппа: наказ герою, выезд из дома, обман и т.д. Но все этапы испытаний Гринева психологически очень достоверны. Первое, что он делает, выйдя из-под опеки, - сразу же нарушает наказ отца и поддается уговорам выпить и сыграть на деньги «по-взрослому». Но не это делает его взрослым.
Один из своих памфлетов Пушкин сопроводил эпиграфом: «Я вышел на арену с равными мне». Только в столкновении с трудными препятствиями и сильными врагами человек становится героем. Главным соперником Гринева Пушкин делает Пугачева.
В западных фильмах враги - это различные монстры, начиная от доисторических животных и заканчивая космическими пришельцами. Давайте посмотрим на Пугачева под этим углом зрения. Каждый раз он является Гриневу в новом обличье ( беглый казак, «царь», палач, благодетель), к тому же имеет зооморфные черты (волк, орел) - попробуй различи под этими личинами человека. Всякая встреча Гринева с Пугачевым – это разгадывание загадки, испытание не на жизнь, а на смерть, и здесь суперменские боевые приемчики не при делах. В нужный момент Гринев проявляет и мужество, и волю, и бесстрашную честность, а еще глубокое понимание ситуации, ум и гибкость. Всякий раз он находит верный ключ к душе непредсказуемого Пугача, при этом сохраняет достоинство и ни разу не изменяет себе. Вот это испытания! В итоге самый опасный враг делается другом.
Каждый раз Петр как будто бы переходит на новый уровень в компьютерной игре: только победил – начинается новый гейм, еще более сложный. В итоге, когда, казалось бы, все позади, Гринев попадает под суд по ложному доносу. И здесь – благородное молчание о своей невесте и великое смирение перед судьбой, готовность перенести ее новые тяготы.
Пушкин показывает, что источник внутренней крепости русского человека – в его нравственной цельности. Петр Гринев обрел внутреннюю опору и начал соответствовать своему имени (Петр – камень) в Белогорской крепости. В этом ему помогло семейство с говорящей фамилией - Мироновы. Эти люди противостоят всякой лжи, раздору, расколу на личностном уровне: с одной стороны – великая смута, с другой - потрясающая нравственная цельность. Тихая, смирная Маша Миронова в нужный момент оказывается верной, сильной, самостоятельной в решениях, и она, как вещая невеста в сказках, спасает жениха. Happy end, и Голливуд отдыхает.Пушкин как конкурент Голливуда? Да, поскольку современное массовое искусство эксплуатирует архетипические образы и сюжеты, заложенные в мифах и сказках. Схема та же: испытания героя в экстремальных ситуациях. Но если у западных «коллег» этот герой становится суперменом (читай: сверхчеловеком), потому что широко шагает по головам, то у Пушкина герой начинает и заканчивает другим - милосердием (заячий тулупчик и прощание с Пугачевым на лобном месте).
Одна из закономерностей: в критической ситуации нас осеняет, что пора оборачиваться назад, к «устаревшим» источникам, и мы наконец-то задаем трудные вопросы классикам. В итоге получаем возможность подумать о самом главном: об ответственном личностном выборе и о становлении человеческого в человеке.