Краткосрочное планирование урока русского языка для 6 класса Образование имён прилагательных с помощью суффиксов -Н- и -НН-.


СОГЛАСОВАНО Подольская Ирина Александровна
завуч по УВР учитель русского языка и литературы
____________ КГУ СОШ №4 г.Семей ВКО РК
2015 – 2016 учебный год
КРАТКОСРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 6 КЛАССЕ «Б»
ТЕМА Цель урока Ключевые идеи Результаты обучения ФОРМА организации урока Используемые МОДУЛИ ОЦЕНИВАНИЕ РЕСУРС
Правописание
н и нн в прилагательных. Научить правильному написаниюН и НН в суффиксах прилагательных
Формирование логического мышления, умение применять полученные знания на практике Знают правило написания Н и НН в суффиксах прилагательных, умеют применять алгоритм распознавания написания
-н- и -нн- Работа в группе, паре Новые подходы в обучении, критическое мышление, использование ИКТ, оценивание для обучения Взаимооценивание
самооценивание. ИКТ, фломастеры, стикеры, листы ответов, учебник
ПРЕДМЕТ КЛАСС К-ВО УЧАЩИХСЯ ДАТА УРОК ВРЕМЯ урок № 56 по КП
урок № 7 по ССП
русский язык 6 «Б» всего: на уроке Ссылка Госстандарт, календарное планирование, среднесрочное планирование
УЧЕБНЫЕ ПРОГРАММЫ по предметам образовательной области «Язык и литература» уровня основного среднего образования (5-9 классы) – Астана, 2013.- 183с.
Планирование составлено на основе Государственного общеобязательного стандарта начального, основного среднего, общего среднего образования РК, утвержденного постановлением Правительства РК от 23 августа 2012 года № 1080, и по учебным программам для средней школы, утвержденным приказом Министра образования и науки РК №115 от 3 апреля 2013 года.Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан № 8424 от 10 апреля 2013 года.
Источники
учебники и учебные пособия Русский язык: Учебник для 6 класса общеобразовательной школы /Кондубаева М.Р., Джусупов М.Д., Кажигалиева Г.А., Тусеева С.Т., Бекишева У.М. 2-е изд., переработ. - Алматы: Атамұра, 2006. – 272 с.
Русский язык. Сборник диктантов и тестов для изложений: Для учителей 6 класса общеобразовательной школы. 2-е изд. Абжанова Т.А., Брулева Ф.Г., Кажигалиева Г.А., Марюхина Т.М., Тусеева С.Т. – Алматы: Атамұра, 2006. – 128с.
Раздел учебной программы Грамматика. Морфология. Имя прилагательное.
Тема урока Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных §46 , с. 139-140
Тип урока Комбинированный урок
Ученик должен ЗНАТЬ УМЕТЬ ВЛАДЕТЬ КОМПЕТЕНЦИЯМИ
морфологические особенности прилагательных;
правописание одной и двух букв -н-. уметь формулировать высказывание, понимать причины успеха; определять род, падеж, склонение; изменять имя прилагательное по падежам. владеть навыками работы с различными источниками информации;
самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, готовить монологический ответ на грамматическую тему.
Общие цели Повторение правописание не с самостоятельными частями речи
Цель урока Повторение понятия о разграничении суффиксов -ан, -ян, -ин
Задачи урока Образовательный аспект: закрепить знания об имени прилагательном как части речи; повторить суффиксальный способ образования имен прилагательных;
Развивающий аспект: продолжить работу над орфографической зоркостью, закрепить навыки правописания суффиксов -н- и -нн-, умение учащихся пользоваться сложными конструкциями в своей речи; способствовать формированию компонентов информационной культуры.
Воспитательный аспект: создать у учащихся положительную мотивацию к уроку русского языка путём вовлечения каждого в активную деятельность на уроке.
Ключевые идеи Использование стратегий КМ, УиЛ позволит учащимся развить навыки самостоятельного обучения через поисковую деятельность, работу в паре и группе, самостоятельную работу.
Ожидаемые результаты Учащиеся научатся применять алгоритм правописания одной и двух н в суффиксах прилагательного
Результаты обучения Развитие умения самостоятельно изучать новую грамматическую тему: анализировать и систематизировать полученную новую информацию.
Умение формативно оценивать результаты, проводить рефлексию своей деятельности и деятельность группы, всего класса.
Тип урока комбинированный
Модули НПО, УиЛ, ТиО, ИКТ, ВО, ОдО, КМ
Методические приемы Повторение изученного, объяснения учителя, работа с таблицами, тренировочные упражнения.
Формы контроля и оценка результатов деятельности Формативное и суммативное оценивание
Взаимопроверка, самопроверка.
Пирамида собственной деятельности.
Необходимые предварительные знания и уменияОпорные знания ОРФОГРАММЫ
О-Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных;
О-А в корне -лож-/-лаг; -раст-/-ращ-/-рос-;
Е-И в приставках пре-/при-;
И-Ы после приставок на согласный.
ПУНКТОГРАММЫ
запятая при однородных членах предложения;
запятая в сложном предложении
Культура речи Правильное употребление самостоятельных частей речи. Целесообразное использование синонимов в собственных высказываниях школьников. Расширение речевой компетентности.
Развитие речи Обогащение словарного запаса учащихся; роль определений в речи; составление алгоритма запоминания правила; составление монологического выступления на грамматическую тему.
Внутри-предметные связи Морфология – орфография – орфоэпия – культура речи – развитие речи
Синтез Русский язык – литература – информатика
Домашнее задание  §46, с.139-141, упражнение № 396, с.142.
 Подобрать стихотворение или пословицы (3-4) на изученное правило.
 Подготовить монологический ответ на грамматическую тему.
 Выучить словарные слова. Записать эти слова в словарь-справочник.
Дополнительные задания Составить «3 толстых и 3 тонких вопроса» с ответами по изучаемому материалу, используя программу PowerPoint. Составить словарный диктант в программе Microsoft Office Excel.
ПРОГРАММНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ и ДИДАКТИЧЕСОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ средства обучения
Оборудование Оборудование SMART: компьютер, монитор, проектор, интерактивная доска
Программное обеспечение Компьютерные программы
Дидактическое обеспечение SMART Презентация
словари-справочники
Дидактические материалы таблица «Имя прилагательное. Постоянные признаки», «Правописание -Н- и -НН-»; «Правописание суффиксов -к- и -ск-». РДМ – карточки с заданием, слова для запоминания
Оснащение маркеры, бумага формата А4, фломастер
Список литературы, используемой для разработки занятия Журавлева Л.И. Русский язык в алгоритмах. – Челябинск: Юж.-Урал. Н. Изд-во, 1996. – 128с. (Практикум).
Иссерс О.С., Кузьмина Н.А. Интенсивный курс русского языка: пособие для подготовки к тестированию и сочинению в правилах, алгоритмах и шпаргалках. М. Центр тестирования, 2002 164 с. ; с.40
Каменова С.К. Грамматика русского языка в таблицах и схемах для старших классов. – Изд. 2-е испр. – М.: Лист Нью. 2007. – 96с.
Орлова Л.А. Русский язык для 5-8 классов (основные правила, образцы разбора, словарные слова, сведения о частях речи и др.). Волгоград -2001. – 88с.
Штоль А. Русский язык в таблицах. Учебное пособие по орфографии. 2-е изд. Испр. : Сиб. Унив. Изд-во, 1995. – 59с.
ПЛАН УРОКА
ЭТАПЫ УРОКА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ РЕСУРС
ВЫЗОВ
3 мин. Организационный момент.
Приветствует учеников, проверяет готовность к уроку, желает  успеха. Ученики осмысливают поставленную цель. Мяч
3 мин. II. Проверка домашней работы. С помощью метода «Толстые и тонкие вопросы» учитель осуществляет проверку домашней работы. Ученики отвечают на вопросы учителя.- Самостоятельная часть речи…. Орфоэпическая пятиминутка Мнемонические пары.
Есть в русском языке слова, в произношении которых многие делают ошибки. Выучить их вам помогут рифмующиеся слова. Задание. Запишите их в словарь-справочник и запомните слова в парах и тройках:
ку'хонный - ку'хня
ксероко'пия - ко'пия
гама'ши - мама'ши
штибле'ты, -е'т, ед. -та, -ы - биле'ты
щёлка, -и, род, мн. щёлок! - пчёлок
не рекомендуется - щелка. Записывают в словарь справочник.
Запоминают ударение в словах.
Подбирают свои рифмы. словари-справочники
Подготовка к осознанному восприятию новой темы Беседа.
Что такое корень?
Что такое приставка? Суффикс?
Что такое основа слова?
Что такое окончание?
Как пишутся слова с корнем пол- и полу-? Отвечают на поставленные вопросы карточки
Усвоение новых знаний Задание. Подготовьте ответ о правописании прилагательных, образованных при помощи суффиксов
1 группа - -ан-, -ян-, -ин-.
2 группа - -Н- и -НН-.
3 группа - - К- и -СК-.
При ответе используйте материал учебника §46 с.139-141 и приведенный материал ПРИЛОЖЕНИЕ № 1.
Время на подготовку – 4 минуты.
Время защиты проекта – 1, 5 минуты.
Оценивание групп – 30 секунд. Работа в группе.
ПРИЛОЖЕНИЕ №1Ученики работают в группе.Готовят постер, алгоритм, кластер (по выбору группы).Продумывают ответ.Выбирают спикера.Слушают выступление групп.Взаимооценивание Фломастеры,
бумага, учебники, магниты
ОБОБЩЕНИЕ Раздает таблицу.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
Сформулируйте вывод по изучаемой теме.
Выводы Изучают таблицу.
Сравнивают свои ответы и ответы групп. Пополняют сделанные ранее записи.Формулируют выводы. таблица
Проверка усвоения знаний. Беседа.
- Как различить на письме суффиксы -ан-, -ян-, -ин-?
- При каких условиях в прилагательных пишется две буквы -нн-?
- Перечислите слова исключения.
- Расскажите о правописании суффиксов -к- и -ск-.
- Что вы можете сказать о правописании суффиксов –ист-, -лив-, -чив-? Отвечают на поставленные вопросы. Выборочный словарный диктант Задание.
Выпишите имена прилагательные, обозначая графически выбор написания одной и двух букв -Н-.
Учитель диктует предложение.
В музее краеведения были представлены очень интересные предметы отечественного быта: шерстяные домашней работы покрывала, глиняная и серебряная посуда, хозяйственный инвентарь, полотняная расшитая одежда, старинные монеты, каменные орудия труда, лошадиная упряжь, кожаная обувь и много всего другого.
Сформулируйте выводы. Слушают предложение.Выписывают прилагательные.Самопроверка.
Формулируют вывод. Закрепление новых знаний Задание.
Распределите слова в два столбика -Н- и –НН-
Гуси…ый, агитацио…ый, миши…ый, маши…ый, крыси…ый, инфекцио…ый, голуби…ый, орли…ый, интонацио…ый, операцио…ный, льви…ый, революцио…ый, конституаци…ый, комари…ый. Работа в группе. Самопроверка по образцу с ответами.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 3 карточка с заданием
Задание. Вставьте пропущенные буквы.
Группы получают задания.
Получают лист для самопроверки.ПРИЛОЖЕНИЕ № 4
Формулируют выводы. Работа в группе. Самопроверка.ПРИЛОЖЕНИЕ № 5
Формулируют выводы РДМкарточка с заданием
Контроль знаний Тесты № 1, 2, 3
Наблюдает за выполнением задания.
Контролирует время.
Выводы.
Ученики выберут сами тест, который выполнен в программе PowerPoint или Microsoft Office Excel. Работа в паре. Самопроверка.
Формулируют выводы. НОУТБУК
Выводы и обобщения Учитель подводит учащихся к формулированию выводов о написании -Н- и -НН- в прилагательных и именах существительных. Формулируют выводы о правописании -Н- и -НН- Словарь-справочник
РЕФЛЕКСИЯ 12039603175
Раздает листы саморефлексии
Оценивают свою деятельность на уроке. Магниты
Листы саморефлексии
Инструктаж о выполнении домашнего задания Дает домашнее задание.
Проводит инструктаж по его выполнению.
Отвечает на вопросы. Записывают ДЗ.Слушают инструкцию.Задают вопросы о выполнении ДД, если возникли. дневник

этап время МОДЕЛЬ УРОКА ФОРМЫ, МЕТОДЫ, ПРИЕМЫ
1 По усмотрению учителя Организационный 469900-1122680По усмотрению учителя
2 Закрепление изученного материала 3 Подготовка учащихся к активному и осознанному восприятию новой темы 4 Усвоение новых знаний 5 Проверка усвоения новых знаний 6 Закрепление новых знаний Информация о ДЗ и инструктаж о его выполнении ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
УСВОЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ
1 группа.
Задание. Подготовьте ответ о правописании прилагательных, образованных при помощи суффиксов –ан-, -ян-, -ин-. При ответе используйте материал учебника и приведенного ниже материала.
Время на подготовку – 4 минуты.
Время защиты проекта – 1, 5 минуты.


Как отличить написание суффиксов –ан-, -ян-, -ин-.
-ин- пишутся в притяжательных прилагательных, отвечают на вопрос чей? как правило указывает на принадлежность к …:
гусиный, воробьиный, вороний, кабаний, куриный, фазаний
-ан- (-ян-) чаще всего указывает на материал, из которого сделан предмет
серебряный, кожаный, глиняный,
или на предназначение для чего-то
дровяной склад, платяной шкаф.
Надо различать прилагательные масляный – образовано от существительного масло + -ЯН-, в «значении для масла, из масла»
масляное петно, масляные краски, масляный насос
и масленый в значении «пропитанный, смазанный маслом», образованное от глагола несовершенного вида маслить
масленая каша, масленый блин, масленая неделя (масленица),
масленые глаза (перенос.знач.)
Суффиксы -ин-, -онн- обычно находятся в ударном положении, имеют соответственно оду или две буквы н.
Ветреный, ветряная. Ветреный день (но: безветреННый), ветреный человек, ветряная мельница.
Юный, зеленый, румяный, багряный, свиной ← непроизводная основа, -н- входит в корень слова.
УСВОЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ
2 группа.
Задание. Подготовьте ответ о правописании прилагательных, образованных при помощи суффиксов -НН-. При ответе используйте материал учебника и приведенного ниже материала.
Время на подготовку – 4 минуты.
Время защиты проекта – 1, 5 минуты.



сон + н + ый = сонный; лимон + н + ый = лимонный, осенний, туманный
-онн- чаще всего образованы от существительных на –ция, -сия - станци + онн + ый = станционный;
-енн- - утр + енн + ий = утренний, = лекарственный;
государственный, имущественный, качественный.

Сюда же примыкают слова с суффиксом –ственн(ый):
бедственный, величественный, дарственный, умственный…
Слова-исключения: стеклянный, оловянный, деревянный;
Слова на -ованный, -еванный:
асфальтированный, маринованный, шлифованный
УСВОЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ
3 группа.
Задание. Подготовьте ответ о правописании прилагательных, образованных при помощи суффиксов -н- и -нн-. При ответе используйте материал учебника и приведенного ниже материала.
Время на подготовку – 4 минуты.
Время защиты проекта – 1, 5 минуты.
в кратких прилагательных
Длинная дорога – дорога длинна.
Ветреный человек – девочка ветряна.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
Правописание -Н- и -НН- в суффиксах
Правописание суффиксов прилагательных (полных)
Основа на -Н- ДА НЕТ
-НН- Какая гласная в суффиксе?
пустын-н-ый
подлин-н-ый
старин-н-ый Е, О И, Я, А
-НН- -Н-
авифцио-онн-ый
солом-енн-ый гус-ин-ый
серебр-ян-ый
рж-ан-ой
исключения ветреный
ветряная НО!
БЕЗ-ветренный, ЗА-ветренный стеклянный,
оловянный,
деревянный
юн-ый, син-ий, румян-ый, зелен-ый, багрян-ый, прян-ый, маслен-ый, маслян-ой
Правописание суффиксов причастий и отглагольных прилагательных (полных)
Задай четыре вопроса: ИСКЛЮЧЕНИЯ
ДА слово на -ованный, -ёванный Нет+ кован-ый
ДА у слова есть приставка? (кроме НЕ-) Нет+ жеван-ый
ДА у причастия есть зависимое слово? Нет+ посажен-ый отец, но: посаженный в землю
ДА причастие совершенного вида? Нет+ -НН- -Н- названый брат, но: названный по имени
печ-ён-ый картофель испеч-ённ-ый смышлёный мальчик
печ-ённ-ый в духовке реш-ённ-ый (сов.вида) ЗАПОМНИ! нежданный, негаданный, невиданный, неслыханный, желанный, читанный
ПРИЛОЖЕНИЕ №3 Контрольный лист.
-Н- -НН-
гусиный агитационный
мышиный машинный
крысиный инфекционный
голубиный интонационный
орлиный операционный
львиный революционный
петушиный реакционный
ПРИЛОЖЕНИЕ № 4 Задания для групп
1 группа
Бабка проявляла недюжи(н,нн)ые способности в приготовлении колобков. Особе(н,нн)о хороши были колобки с лимо(н,нн)ой или клюкве(н,нн)ой начинкой. Их румя(н,нн)ые бока заставляли деда хватать серебря(н,нн)ую вилку и име(н,нн)ую глиня(н,нн)ую тарелку и садиться за обеде(н,нн)ый стол. Но бабка подавала обед не раньше, чем ками(н,нн)ые часы били трижды, и кукуши(н,нн)ое окошко выпускало свою владелицу. Бесчисле(н,нн)ое множество раз дед пытался изменить стра(н,нн)ый порядок, но бабка с осли(н,нн)ым упрямством требовала начинать обед в 15.00. «Я с ю(н,нн)ости так привыкла»,- моното(н,нн)о проговаривала бабка.
2 группа
В_спита(н,нн)ица стариков Снегурочка отличалась лебеди(н,нн)ой шеей тума(н,нн)ым взглядом и свойстве(н,нн)ой только девушкам из снега белизной кожи. Родстве(н,нн)ик старухи – деревенский песе(н,нн)ик Иван – отличался ветре(н,нн)остью пока однажды в безветре(н,нн)ый вечер не увидел девушку. Естестве(н,нн)о он немедле(н,нн)о влюбился и тут же стал жертвой собстве(н,нн)ого ветре(н,нн)ого поведения (не)смотря на торжестве(н,нн)ые обещания (не)смотреть на других девушек практичная и хозяйстве(н,нн)ая Снегурочка ему так и не поверила.
3 группа
На утре(н,нн)ей з_ре на стекля(н,нн)ой в_ранде деревя(н,нн)ого дома под полотня(н,нн)ым навесом (не)накраше(н,нн)ая хозяйка дома (не)увере(н,нн)ыми дв_жениями разливала клюкве(н,нн)ый напиток в стекля(н,нн)ые стаканы с подстака(н,нн)иками. За занавеше(н,нн)ым окном послышалась разъяре(н,нн)ая речь, и пок_залось взъероше(н,нн)ое лицо это проснулся (не)ур_вновеше(н,нн)ый гость директор (не)давно разогна(н,нн)ого НИИ заслуже(н,нн)ый доктор наук Молодой-да-Ра(н,нн)ий. Это был замуче(н,нн)ый жизнью мужич_к с пр_щуре(н,нн)ыми широко расставле(н,нн)ыми глазами, заостре(н,нн)ым подб_родком, сморще(н,нн)ым носиком и изрядно п_трепа(н,нн)ой бороденкой. (Выше)указа(н,нн)ая хозяйка ставя на начище(н,нн)ый до блеска стол ник_лирова(н,нн)ый самовар и овся(н,нн)ое печенье в соломе(н,нн)ой корзиночке хорошо поставле(н,нн)ым голосом объявила начало завтрака.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 5 Контрольный лист.
1 группа
Бабка проявляла недюжиННые способности в приготовлении колобков. ОсобеННо хороши были колобки с лимоННой или клюквеННой начинкой. Их румяНые бока заставляли деда хватать серебряНую вилку и имеННую глиняНую тарелку и садиться за обедеННый стол. Но бабка подавала обед не раньше, чем камиННые часы били трижды, и кукушиНое окошко выпускало свою владелицу. БесчислеННое множество раз дед пытался изменить страННый порядок, но бабка с ослиНым упрямством требовала начинать обед в 15.00. «Я с юНости так привыкла»,- монотоННо проговаривала бабка.
2 группа
ВоспитаННица стариков, Снегурочка, отличалась лебедиНой шеей, тумаННым взглядом и свойствеННой только девушкам из снега белизной кожи. РодствеННик старухи – деревенский песеННик Иван – отличался ветреНостью, пока однажды в безветреННый вечер не увидел девушку. ЕстествеННо, он немедлеННо влюбился и тут же стал жертвой собствеННого ветреНого поведения: не смотря на торжествеННые обещания не смотреть на других девушек, практичная и хозяйствеННая Снегурочка ему так и не поверила.
3 группа
На утреННей заре на стекляННой веранде деревяННого дома под полотняНым навесом ненакрашеННая хозяйка дома неувереННыми движениями разливала клюквеННый напиток в стекляННые стаканы с подстакаННиками. За занавешеННым окном послышалась разъяреННая речь, и показалось взъерошеННое лицо: это проснулся неуравновешеННый гость - директор недавно разогнаННого НИИ, заслужеННый доктор наук Молодой-да-РаННий. Это был замучеННый жизнью мужичок с прищуреННыми широко расставлеННыми глазами, заостреННым подбородком, сморщеННым носиком и изрядно потрепаННой бороденкой. ВышеуказаННая хозяйка, ставя на начищеННый до блеска стол никелироваННый самовар и овсяНое печенье в соломеННой корзиночке, хорошо поставлеННым голосом объявила начало завтрака.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Именинник бешено вопил, иступлено размахивая над головой рваным башмаком, стащенным второпях с ноги насмерть перепуганного соседа. Изумлённые гости и родственники в первую минуту ошеломленно застыли, но потом под градом масленых вареников, пущенных в их сторону взбешенным именинником, вынужденно отпустили к отварённым дверям. «Изменники!» подсунуть мне бесприданницу, за которую никто гроша ломанного не давал!» - отчаянно визжал он, возмущено скача на кованом сундуке, застеленном клеёнкой. «Она невоспитанна и необразованна, неслыханно глупа и невиданно уродлива, к тому же и вовсе без приданного»,- кричал он, швыряя драный башмак в недавно купленный абажур лимонного цвета. Брошенная вслед за ним палка колбасы угодила в стеклянную вазу, наполненную дистиллированной водой, и вместе с ней рухнула на коротко стриженную, крашенную под каштан голову обвиненной во всех грехах бесприданницы, с уязвленным видом жавшейся к отварённой двери.
Задание: объяснить правописание Н и НН.
Все хорошо под сиянием лунным, всюду родимую Русь узнаю… Быстро лечу я по рельсам чугунным, думаю думу свою. (Некрасов)
Скользя по утреннему снегу, друг милый, предадимся бегу нетерпеливого коня. (Пушкин.)
В песчаных степях аравийской земли три гордые пальмы высоко росли. (Лермонтов.) Зрей, наше юное племя! Путь твой широк впереди. (Никитин.)
Роняет лес багряный свой убор. (Пушкин.)
Вертясь, стеклянный шар дает удары с блеском, с громовым сходственным сверканием и треском. (Ломоносов)
Капитон только прищурил свои оловянные глазки. (Тургенев.)
Литература:
http://videotutor-rusyaz.ru/uchenikam/testy-i-upragneniya/145-pravopisaniennnvchastyahrechiupragneniyaitest.htmlhttp://znanija.com/task/839279http://festival.1september.ru/articles/629005/http://babenkoru.narod.ru/doc/prichastie.html