Статья на тему Факторы, способствующие и мешающие успешной деятельности классного руководителя


Дыманова Людмила Вадимовна, 2016 г.
Факторы, способствующие и мешающие успешной деятельности классного руководителя
Все мы помним фильм «Однажды двадцать лет спустя». Спустя 20 лет бывшие ученики собираются для того, чтобы вспомнить, кем они стали, чего добились в жизни. Хотелось бы обратить внимание на некоторые моменты реальной жизни. Например, бывает так, что класс вместе прожил несколько лет в школе, но как только они расстались, них не появилось желание собраться вместе, вспомнить школьную жизнь, смешные и грустные традиции многолетнего общения. Однако бывает и наоборот. Школьные годы, традиции и обычаи класса, теплота общения зовет их из детства, тянет, как магнитом, еще и еще встретиться и вспомнить все, чем была наполнена школьная жизнь.
Если в классе тепло и уютно каждому, если его помогали и поддерживали, радовались успеху, приветствовали инициативу и справедливость – класс будет собираться и радоваться собственному общению и через 5 лет, и через 10, и через 20. Отчего это зависит? Безусловно, от многих составляющих: личности классного руководителя, взаимоотношения всех участников общения, самих участников, их личностных качеств и т.д. Но очень во многом это зависит от тех традиций и отношений между взрослыми и учениками, которые складываются в классном коллективе на протяжении долгого времени.
Как же должно строится сотрудничество классного руководителя и учащихся, как сделать так, чтобы спустя годы учащимся снова захотелось открыть двери в свой класс и шагнуть в детство?
Одним из факторов успешной деятельности является авторитет учителя. Авторитет учителя – это авторитет старшего, более умного, более знающего, умеющего и справедливого. За работой классного руководителя следят не только ученики, но и их родители. Они замечают все: как одет, как разговаривает, как относится к разным ребятам, к отличникам, к неуспевающим. Выполняет ли свои обещания или нет, может ли признать свою неправоту или нет. Не всегда эти наблюдения осознаются, но они накапливаются и составляют представление об учителе. Наша работа становится значительно легче, если родители видят в учителе друга, единомышленника. Ни в одной профессии личность человека, его характер, убеждения, нравственность не имеют такого решающего значения, как в профессии учитель. Учитель знающий, но недобрый, может вызвать к себе негативное отношение и родителей, и учеников. Воспитательную работу в классах мы организуем через совместную деятельность учащихся и их родителей. Для изучения семей учащихся составляем социальный паспорт класса.
Во-вторых, во взаимоотношении с детьми должно быть меньше формализма, а больше человеческого общения.
В-третьих, стиль общения с детьми должен быть благожелательным и сердечным. Успешность учителя зависит от успешности учеников. А ребенок успешен, когда ему хорошо, когда его поддерживают и учитель, и родители. Немаловажную роль в деятельности классного руководителя играет хорошая осведомленность о семье, в которой растет ребенок, и тесная связь с родителями.
Еще один фактор, способствующий успешной деятельности классного руководителя – это тесная связь с учителями, работающими в классе. Мы получаем информацию по тому или иному предмету и, если потребуется, совместно с учителями разрабатываем меры воздействия на отдельных учеников.
К классным детям надо относится так, как к своим собственным. Просто надо любить классных детей.
Принимая детей, классный руководитель старается узнать о жизни каждого ученика, его увлечениях и интересах, а затем создать в классе атмосферу, которая бы позволила ребенку чувствовать себя комфортно, проявлять свои индивидуальные особенности, свою уникальность. Поэтому связь с семьей, установление партнерских отношений с родителями учеников – это важное звено в работе классного руководителя.