Рабочая программа по химии 10 класс УМК Габриелян

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №85»


РАССМОТРЕНО И ОДОБРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
на заседании ШМО учителей Заместитель директора по УВР Директор школы
естественно-научного цикла
Протокол №___________
От «__»_________ 2012г
Руководитель ШМО _____________/Лезина С.В./ ___________/Селезнёв М.Ю.
___________/ Емелина И.Н./ «___» ___________ 2012г «___» ___________ 2012г






Рабочая программа учебного курса «Химия»
для 10 класса на 2012-2013 учебный год


Учитель химии второй категории Носкова И.А.
Рабочая программа разработана на основе авторской программы О.С. Габриеляна, соответствующей Федеральному компоненту Государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и наукиРоссийской Федерации (О.С.Габриелян .Программа курса химии для 8-11классов общеобразовательных учреждений – 2изд.,перераб. и доп.- М.. Дрофа, 2012.). Авторской программе соответствует учебник: «Химия 10 класс(базовый уровень)» О.С. Габриелян – рекомендовано Министерством образования и науки РФ. /-М.:Дрофа, 2012. (можно использовать учебники О.С. Габриеляна 2010-2011гг изд.)




Ульяновск 2012-2013г.
10 класс
Пояснительная записка

Изучение химии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на изучение следующих целей:
освоение знаний о химической составляющей естественнонаучной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;
овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;
развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;
воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;
применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Исходными документами для составления рабочей программы явились: - Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1089 от 09.03.2004; - Федеральный базисный учебный план для среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 05.03. 2004; - Распоряжение Министерства образования Ульяновской области от 15.03.2012 №929-р « Об утверждении регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов образовательных учреждений Ульяновской области, реализующих программы общего образования»
Рабочая программа разработана на основе авторской программы О.С. Габриеляна, соответствующей Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации. (Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений /О.С. Габриелян. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Дрофа, 2012.).
В авторскую программу внесены следующие изменения:
Уменьшено число часов на изучение тем:
- № 1 «Теория строения органических соединений» до 5 вместо 6 часов. Высвободившийся час перенесен во Введение и используется для актуализации знаний по органической химии, полученных в 9 классе основной школы.
- № 5 «Биологически активные органические соединения» до 5 часов вместо 8, так как эта тема в Обязательном минимуме содержания
прописана курсивом, а значит, не внесена в Требования к уровню подготовки выпускников.
- № 6 «Искусственные и синтетические органические соединения» с 7часов до 6 за счет исключения Практической работы № 2 «Распознавание пластмасс и волокон». Высвободившиеся часы по темам № 5 и № 6 отводятся на подготовку к контрольным работам и обобщению и систематизации знаний по курсу органической химии.

2. Заменена Практическая работа № 2 «Распознавание пластмасс и волокон» на более безопасную при выполнении и значимую работу «Обнаружение витаминов».

В результате изучения химии на базовом уровне ученик должен
проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
- определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
- экологически грамотного поведения в окружающей среде;
- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
- безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
- приготовление растворов заданной концентрации в быту и на производстве;
- критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.
Требования к уровню подготовки  
В результате изучения химии на базовом уровне ученик должен:
Знать/понимать
Важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень   окисления , моль, молярная масса, молярный объём, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;
Основные теории химии: химической связи, строения органических соединений;
Важнейшие вещества и материалы:  метан, этилен, ацетилен, бензол, этанол, жиры, глюкоза, сахароза, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы;
Уметь
Называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре;
Определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, принадлежность веществ к различным классам органических соединений;
Характеризовать: общие химические свойства органических соединений; строение и свойства изученных органических соединений;
Объяснять: зависимость свойств веществ от их  состава и строения;
Выполнять химический эксперимент по распознанию важнейших органических веществ;

Минимум содержания образования по разделам,
базовый уровень (2 ч в неделю, всего 68ч.) УМК О.С. Габриеляна

№№
п\п

Наименование темы
Всего,
час.
Из них

Дата




практ.
работы
контр.
работы


1
Введение
2
-
-


2
Тема 1. Теория строения органических соединений
6
-
-


3
Тема 2. Углеводороды и их природные источники
17
-
К.р.№1


4
Тема 3. Кислородсодержащие органические соединения и их нахождение в живой природе
19
Пр.р.№1
К.р.№2


5
Тема 4. Азотсодержащие органические соединения и их нахождение в живой природе
9
-
-


6
Тема 5. Биологически активные органические соединения
5
-
-


7
Тема 6. Искусственные и синтетические органические соединения
6
Пр.р.№2
-


8
Систематизация и обобщение знаний по курсу органической химии
4
-
К.р.№3



Итого
67
2
3


Поурочное планирование по химии, 10 класс, базовый уровень
(2 ч. в неделю, всего 68 ч.), УМК О.С. Габриеляна

№№
п/п
Дата
Тема урока
Тип урока
Элементы содержания
Эксперимент
Д.- демонстрац.
Л.- лабораторный
Требования к уровню подготовки выпускников
ФОПД
Формы контроля





Введение (2часа)



1 (1)

Предмет органической химии
Объяснение нового материала
Сравнение органических соединений с неорганическими. Природные, искусственные и синтетические органические соединения
Д. Коллекция органических веществ и изделий из них

Знать/понимать
-химические понятия: вещества молекулярного и немолекулярного строения
Фронтальная, индивидуальная.


2 (2)

Классификация органических веществ
Комбинированный
Функциональные группы органических веществ. Признаки классификации органических веществ (наличие кратных связей и функциональных групп)

Знать/понимать
-химические понятия: функциональная группа;
Уметь
-определять принадлежность веществ к различным классам органических соединений
Фронтальная, индивидуальная.
текущий




Тема 1. Строение органических соединений (6 часов)



1-2
(3-4)

Теория строения органических соединений

Комбинированный

Валентность. Основные положения теории строения органических соединений А.М. Бутлерова. Причины многообразия органических веществ (гомология, изомерия)
Д. Модели молекул гомологов и изомеров органических соединений
Знать/понимать
-химические понятия: валентность, изомерия, изомеры, гомология, гомологи;
-теорию строения органических соединений А.М. Бутлерова
Фронтальная, индивидуальная.
текущий

3-4 (5-6)

Понятие о гомологии и гомологах, изомерии и изомерах
Комбинированный
Химические формулы и модели молекул в органической химии. Основы номенклатуры органических соединений. Изомерия и ее виды
Л. Изготовление моделей молекул углеводородов
Уметь
-называть органические вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре
Фронтальная, индивидуальная.
фронтальный

5
(7)

Особенности строения атома углерода.Химические формулы.
Комбинированный

Электронное облако, орбиталь.
Электронные и электронно-графические формулы атома углерода в нормальном и возбужденном состоянии. Ковалентная связь и её разновидности.

Знать/понимать
- определение понятия «орбиталь»;
- формы орбиталей.
Уметь
- составлятьЭГФ атома углерода и др.
Фронтальная, индивидуальная.
фронтальный

6 (8)

Систематизация и обобщение знаний по теме № 1
Обобщающе-повто-ряющий

Л. Определение элементного состава органических соединений
Уметь
-выполнять химический эксперимент по распознаванию органических веществ
Фронтальная, индивидуальная.
текущий




Тема 2. Углеводороды и их природные источники (17часов)



1 (9)

Природный газ


Самостоятельная работа по плану
Природный газ как топливо. Преимущества природного газа перед другими видами топлива. Состав природного газа


Уметь
-использовать приобретенные знания для безопасного обращения с природным газом
Фронтальная, индивидуальная.


2-3 (10-11)

Алканы
Комбинированный
Алканы: общая формула, гомологический ряд, гомологическая разность, изомерия, номенклатура. Химические свойства: горение, разложение, замещение, дегидрирование (на примере метана и этана). Применение алканов на основе их свойств
Д. Горение метана и отношение его к раствору перманганата калия и бромной воде
Л. Изготовление моделей молекул алканов
Знать/понимать
-химические понятия: углеродный скелет;
-важнейшие вещества: метан, его применение;
Уметь
-называть: алканы по международной номенклатуре
-определять: принадлежность органических веществ к классу алканов
-характеризовать: строение и химические свойства метана и этана
-объяснять: зависимость свойств метана и этана от их состава и строения
Фронтальная, индивидуальная.
Устный

4-5
(12-13)

Алкены
Комбинированный
Общая формула алкенов, гомологический ряд, структурная изомерия, номенклатура. Этилен: его получение дегидрированием этана и дегидратацией этилена, физические свойства. Химические свойства: горение, качественные реакции (обесцвечивание бромной воды и раствора перманганата калия), гидратация. Применение этилена на основе его свойств
Д. Получение этилена, горение, отношение к бромной воде и раствору перманганата калия

Л. Изготовление моделей молекул алкенов
Знать/понимать
-химические понятия: строение алкенов (наличие двойной связи);
-важнейшие вещества:
этилен, его применение;
Уметь
-называть: алкены по «тривиальной» или международной номенклатуре;
-определять: принадлежность веществ к классу алкенов
-характеризовать: строение и химические свойства этилена;
-объяснять: зависимость свойств этилена от его состава и строения
Фронтальная, индивидуальная.
Текущий

6 (14)

Полиэтилен
Объяснение нового материала
Получение полиэтилена реакцией полимеризации. Применение полиэтилена на основе его свойств
Д. Коллекция изделий из полиэтилена
Знать/понимать
-важнейшие вещества и материалы: пластмассы (полиэтилен), его применение
Фронтальная, индивидуальная.
устный

7 (15)

Алкадиены. Каучуки
Комбинированный
Понятие об алкадиенах как об углеводородах с двумя двойными связями. Химические свойства бутадиена-1,3 и изопрена: обесцвечивание бромной воды и полимеризация в каучуки.
Д. Разложение каучука при нагревании, испытание продукта разложения на наличие двойных связей.

Знать/понимать
-важнейшие вещества и материалы: каучуки, их применение
Фронтальная, индивидуальная.
текущий

8-9
(16-17)

Алкины. Ацетилен
Комбинированный
Общая формула алкинов. Ацетилен: строение молекулы, получение пиролизом метана и карбидным способом, физические свойства. Химические свойства: горение, взаимодействие с бромной водой, хлороводородом, гидратация. Применение ацетилена




Д. Получение и свойства ацетилена

Л. Изготовление модели молекулы ацетилена
Знать/понимать
строение молекулы ацетилена (наличие тройной связи);
-важнейшие вещества: ацетилен, его применение;
Уметь
-называть: ацетилен по международной номенклатуре;
-характеризовать: строение и химические свойства ацетилена;
-объяснять: зависимость свойств этина от строения
Фронтальная, индивидуальная.
текущий

10(18)

Нефть
Самостоятельная работа по плану
Состав и переработка нефти. Нефтепродукты. Бензин: понятие об октановом числе
Д. (Л.) Ознакомление с коллекцией «Нефть и продукты ее переработки»

Л. Обнаружение непредельных соединений в жидких нефтепродуктах
Знать/понимать
способы безопасного обращения с горючими и токсичными веществами
Уметь
-объяснять явления, происходящие при переработке нефти;
оценивать влияние химического загрязнения нефтью и нефтепродуктами на состояние окружающей среды
-выполнять химический эксперимент по распознаванию непредельных углеводородов
Фронтальная, индивидуальная.
фронтальны

11-12 (19-20)

Арены. Бензол
Комбинированный
Общее представление об аренах. Строение молекулы бензола. Получение бензола из гексана и ацетилена Химические свойства: горение, галогенирование, нитрование. Применение бензола на основе его свойств
Д. Отношение бензола к раствору перманганата калия и бромной воде
Знать/понимать
строение молекулы бензола;
Уметь
-характеризовать: химические свойства бензола
-объяснять зависимость свойств бензола от его состава и строения
Фронтальная, индивидуальная.
текущий

13-14
(21-22)

Решение задач на нахождение молекулярной формулы вещества
Решение задач