Эссе Моя педагогическая философия


Хантемирова Татьяна Павловна,
учитель русского языка и литературы
высшей категории
МАОУ "СОШ №24
с углубленным изучением отдельных предметов"
города Асбеста Свердловской области
Эссе
«Моя педагогическая философия»
Учитель... Как часто именно учитель становится проводником в большую жизнь для своих учеников! На мой взгляд, без активной жизненной позиции самого учителя невозможно создать творческую атмосферу в коллективе, условия, в которых дети могут раскрыть себя и реализовать свой потенциал.
Я работаю со своим классом уже третий год. Сейчас они перешли в 7-й. Самое важное в человеке, считаю я, не сидеть на месте, не останавливаться на достигнутом, стремиться вперед и только вперед.
В классе я постаралась создать обстановку, при которой каждый учащийся ощущает сопричастность к решению тех задач, которые стоят перед коллективом. «Вместе мы сможем все», - говорю я. «Вместе мы – сила», - добавляют ребята.
Вместе… А значит, любое дело спорится. Поддержка необходима? Одноклассник поможет, иногда лишь советом, а может взглядом, но поможет. И тогда по плечу любое дело.
Вместе… И рядом с нами обязательно родители. Без них невозможно! Они бескорыстные и заинтересованные в успехе помощники, организаторы интересных дел, непосредственные участники мероприятий, самые активные болельщики и самое строгое жюри.
Вместе… Конечно же, не обойтись и без педагогов, без добрых волшебников, которые поддержат, посоветуют, в случае затруднений придут на помощь, убедят, помогут обрести уверенность в своих силах. К ним, знают ребята, можно прийти и с радостью, и с бедой.
Мои ребята амбициозны, но эти амбиции подкрепляются целеустремленностью, трудолюбием, увлеченностью, взаимовыручкой и взаимоподдержкой.
Победа в городской интеллектуальной игре?.. Несомненно. А призовое место во Всероссийском дистанционном турнире «Умка» на областном этапе?.. Трудно, но выполнимо. В составе команды добиться признания на традиционном танцевальном конкурсе "Стартинейджер"?.. Дело чести. Стать лучшими в городском смотре строя и песни?.. Конечно, а иначе зачем? Стихи собственного сочинения, напечатанные в газете?.. И это возможно!
Я считаю, что предназначение школы, а значит и мое главное предназначение - помогать растущему человеку осознать свою неповторимость, индивидуальность, самоценность, шагая вперед (пусть не быстро), добиться прекрасных результатов, победить страх, лень, неуверенность. «Человек, однажды победивший, будет всю жизнь черпать силы в этой победе», - так утверждал великий полководец Г. Жуков, так же считаю и я.
Вспоминаются стихи одного из моих учеников, Хромова Ивана, стихи, напечатанные на страницах газеты «Асбестовский рабочий». В них гимн родной школе:
Горжусь тобой, родная школа,
Ты мудрость наша и мечты,
К твоим дверям вернусь я снова
Чрез годы… Принесу цветы!
И вновь поздравлю с юбилеем,
И снова напишу стихи.
И я нисколько не жалею,
Что мы твои УЧЕНИКИ!!!
Огромное внимание в своей работе я уделяю книгам и чтению. Мои дети читают. Читают много. Разные книги. Я учу вдумываться и вслушиваться в слово. Традиционными в нашем классе стали уроки-концерты, на которых ученики читают стихи собственного сочинения и стихи русских и зарубежных поэтов со сцены на аудиторию. Это очень ответственно и серьезно, проникновенно и лирично.
Несколько раз в год мы всем классом бываем в театре. В сентябре этого года смотрели постановку в Екатеринбургском Камерном театре "Барышни-крестьянки" А.С. Пушкина. Отрадно видеть восторженные глаза ребят, слышать: "А когда в следующий раз поедем? А что смотреть будем?" А после просмотра - обсуждение, не сухое как на уроке, а в живой беседе, когда ребята, не боясь получить оценку, высказывают порой такие мудрые мысли, что удивляешься и... гордишься ими.
Каждое лето мы с классом отправляемся путешествовать. За два года мы побывали на родине А.С.Пушкина в Михайловском, поклонились могиле поэта в Святогорском монастыре, затаив дыхание прошли по коридорам Царскосельского Лицея, в Пскове надолго задержались у памятника А.С.Пушкину и его няне Арине Родионовне, побродили по Летнему Саду в Санкт-Петербурге, сфотографировались у памятника И.А. Крылову, побывали в Доме-музее П.П. Бажова в г.Сысерть Свердловской области, в Самаре в музее-усадьбе А.К.Толстого, автора знаменитого "Золотого ключика", а у памятника Петру и Февронии Муромским в Саратове читали отрывки из произведения Ермолая-Еразма "Повесть о Петре и Февронии Муромских"... Такие путешествия дают возможность почувствовать свою причастность к русской литературе, узнать новое.
А еще мы участвуем в различных конкурсах, активно к ним готовимся. Мои ученики считают: знаний много не бывает, а самое ценное в жизни - это одержать победу над собой. Когда объявили городской конкурс стихов собственного сочинения "Я бы в армию пошёл...", мои ребята задумались: "А сможем?" "Не попробуете - не поймете, -ответила я. - А потребуется помощь - помогу". И началась работа. Продумывали идеи, подбирали рифмы, изучали стихосложение... Результат ошеломил всех. Одна победа и четыре призовых места в разных номинациях!
Конечно, быть учителем сложно и хлопотно. Еще В. Сухомлинский писал, что «нет работы более изнурительной для сердца, чем работа педагога». Однако большое удовлетворение, большую радость приносит общение с детьми. Вспомните у Н.Асеева: «Что такое счастье? Соучастье в добрых человеческих делах!» Поэтому отказаться от школы, от своего призвания невозможно для меня. Разве можно лишить себя счастья?