План-конспект открытого урока по мокшанскому языку в 3 классе Мордовский костюм в творчестве русского художника Ф.В. Сычкова и народных мокшанских песнях

План-конспект открытого урока по мокшанскому языку
«Мордовский костюм в творчестве русского художника
Федота Сычкова и народных песнях».

Цель: Пробудить интерес к мордовской культуре и стремление к общению на мордовском языке.
Задачи урока:
Практические:
· Тренировка в устной и письменной речи лексики по теме «Элементы мокшанского костюма»;
Развивающие:
· Развитие навыков монологической речи, чтения;
· Развитие логического мышления, воображения, памяти;
Общеобразовательные:
· Знакомство и тренировка чтения;
Воспитательные:
· Повышение мотивации к изучению мокшанского языка;
· Воспитание положительного отношения к республике изучаемого языка.

Оборудование к уроку для учителя:
Учебно-методическое обеспечение:
1. А. И. Исайкина: Программы и методические рекомендации по изучению мокшанского языка во 2-4 классах школ с русским или смешанным по национальному составу контингентом обучающихся;
2. Мокшанский язык. 3 класс: Второй год обучения: учебник для русскоязычных учащихся / А. И. Исайкина, М. И. Малькина. – Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2014. – 144с.;
Оборудование для учащихся:
3. Авторский медиапродукт (наглядная презентация учебного материала);
4. Раздаточный материал: кукла (мокшанка), костюм, карточки с песней для чтения и перевода.

Учитель: Шумбратада, шабат!
Дети: Шумбратада, Дарья Викторовна!
Учитель: Озада! Кодама тячи числась, Ксюша?
Дети: Тячи Комсь вейхксоце октябрьста.
Учитель: Спасиба, Ксюша, озак.
Наш урок я начну с исторической справки:
Народный костюм сложился в глубокой древности в крестьянской среде, тогда же был наделен знаковыми чертами. Необходимая для защиты тела, одежда была приспособлена к природным климатическим условиям и соответствовала образу жизни человека. География расселения, род занятий, контакты с соседними народами все это находило отражение в ее составе и оформлении.
Национальный костюм мордвы формировался в центральной полосе европейской части России. Комплекс одежды включает нательную и верхнюю легкую одежду, набор межсезонной и зимней одежды. Составной частью в костюм входили разнообразные съемные детали и украшения. Особый интерес представляет женская одежда, в ней более устойчивы традиционные черты. Изготовленная вручную, праздничная одежда бережно хранилась и передавалась по наследству.   Мордовский народный костюм сохранил многие самобытные и архаичные черты в своем облике. Покрой одежды и головных уборов мокшанских женщин и комплекс нагрудных и набедренных украшений позволяют воспроизвести черты предшествующих современному костюму деталей. В узорах мордовских вышивок прослеживается символика, восходящая к древним верованиям народа. Народный костюм мордвы, особенно женский, очень красочен. Недаром его называют венцом декоративно-прикладного творчества мордовских женщин. 
Ребята, скажите, о чем пойдет речь на нашем сегодняшнем уроке?
Дети: Мы будем говорить о мокшанском национальном женском костюме.
Учитель: Правильно ребята, сегодня мы с вами поговорим и изучим Мордовский костюм, но изучим не только элементы костюма, но и рассмотрим его в творчестве русского художника Федота Сычкова и народных песнях.
Давайте посмотри на экран, где подробно разберем мокшанский костюм по элементам и закрепим с вами элементы мокшанского костюма:

Панчфт – цветы
Руця – платок
Кърганят – бусы
ръкава – передник
Каркс – пояс
Панар – рубаха
Понань носкат – шерстяные носки
Кямот – сапоги

А теперь давайте посмотрим на праздничный костюм мокшанки.
Ребята, предлагаю немного отдохнуть и провести нашу физкультминутку.
А для этого нам нужно вспомнить счет от 1-10, кто может посчитать: Борислав.
Ученик: Фкя, кафта, колма, ниле, веете, кота, сисем, кафкса, вейхкса, кемонь.
Учитель: Спасибо, садись.
Вместе:
Фкя, кафта – пилкнень ладяйть тяфта,
Колма, ниле, вете – кяттнень вяри кеподть.
Ниле, вете, кота – аф ламода потак,
Сисем, кафкса, вейхкса – цяпайть кяттнень вельхкссот.
Фкя, кафта – комотнеда тяфта.
Озада.

Учитель: Мокшанок и эрзянок любил рисовать
Федот Васильевич Сычков ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (1 марта по старому стилю) [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], с. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (ныне на территории [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]),  [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]  [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ],[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ])  известный российский (советский) художник, заслуженный деятель искусств Мордовской АССР (1937), [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (1950), народный художник Мордовской АССР (1955).
С 1960 года в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] размещена постоянная экспозиция его произведений (в фондах этого музея находится самая большая коллекции живописных и графических работ Сычкова  около 600 произведений, включая этюды и эскизы).
Обратите внимание на экран, здесь показаны известные картины Ф.В.Сычков.
Учитель: Следующим этапом нашего урока будет изучение мордовской песни «Луганяса, келунясь», в которой мы можем с вами познакомится с мокшанским костюмом. Давайте с вами прочтем ее и переведем, а затем прослушаем и даже споем.



1. Луганяса келунясь-2раза
Точк-мочк куман дерон келунясь
Вишке кума-кумандерон келунясь
(стоит береза на поляне)
2. Келуть алоц такорня -2раза
Точк-мочк куман дерон такорня
Вишке кума-кумандерон такорня
(под берёзой затоптанная трава)
3. Такорняса скомняня –2раза
Точк-мочк куман дерон скомняня
Вишке кума-кумандерон скомняня
(под березой лавочка)
4. Скомнясь штафкя-нардофкя -2раза
Точк-мочк куман дерон нардофкя
Вишке кума-кумандерон нардофкя
(лавочка чистая)
5.Нардафть лангса инжи стирь -2раза
Точк-мочк куман дерон инжи стирь
Вишке кума-кумандерон инжи стирь
(на лавочку пришла девушка) 6. Стирнясь мезьса наряжаф -2раза
Точк-мочк куман дерон наряжаф
Вишке кума-кумандерон наряжаф
(что на ней надето)
7. Акша паля лангсонза -2раза
Точк-мочк куман дерон лангсонза
Вишке кума-кумандерон лангсонза
(на ней белая рубаха)
8. Покай кямот пильгсонза-2раза
Точк-мочк куман дерон пильгсонза
Вишке кума-кумандерон пильгсонза
(звонкие сапоги на ногах топают)
9.Нулнай-валнай рутяса -2раза
Точк-мочк куман дерон рутяса
Вишке кума-кумандерон рутяса
(на голове платок с кистями)
10.Киге ётай од цёра -2раза
Точк-мочк куман дерон од цёра
Вишке кума-кумандерон од цёра
(по дороге к березе идет парень)
11Келу, макска инжицень- 2раза
Точк-мочк куман дерон инжицень Вишке кума-кумандерон инжицень
(березка отдай мне свою гостью)
12.Васце лувить лопанень -2раза
Точк-мочк куман дерон копанень
Вишке кума-кумандерон копанень
(сначала сосчитай мои листики)
13. Луви-луви эльбяди -2раза
Точк-мочк куман дерон эльбяди
Вишке кума-кумандерон эльбяди
(считает, а сосчитать не может)

Учитель:
На видео, на котором мы с вами просмотрели праздничный костюм, платок был повязан по особенностям с. Сузгарья, Рузаевского района, а я сейчас проведу мастер класс по особенностям завязывания платка моего родного села Левжа, такой принцип передается из поколения в поколение, и каждая бабушка и мама, учит своих детей этому. Чтобы сохранить наши мокшанские традиции и обычаи, чтобы сохранить технику подвязывания, именно нашего села.

Учитель:
Еще одним этапом нашего урока знакомство языческими богами мордвы.
Нишкепаз –
главный Бог
Вирява –
Богиня леса
Ведява –
Богиня воды
Кудава-
Богиня дома
Вармава –
Богиня ветра
Масторава –
Богиня земли

Учитель: Сейчас предлагаю Вам нарядить куклу. (Раздать дидактические материалы)

Учитель: Наш урок подходит к концу, пора подвести итоги и закрепить новую тему.
-Из каких деталей состоит костюм мокшанки?
Ученик:
Панчфт – цветы
Руця – платок
Кърганят – бусы
ръкава – передник
Каркс – пояс
Панар – рубаха
Понань носкат – шерстяные носки
Кямот – сапоги

Учитель:
-Назовите имя русского художника, который большую часть своего творчества посвятил мордовской культуре?
Ученик:
Имя русского художника, который часть своего творчества посвятил мордовской культуре Ф.В. Сычков.
Учитель:
-Как называлась песня с которой мы сегодня с вами познакомились?
Ученик:
Песня называется «Луганяса келунясь» (на лугу березка)

Учитель:
-Назовите языческих богов мордовского народа?
Ученик:
Нишкепаз –главный Бог, Вирява –Богиня леса, Ведява – Богиня воды, Кудава- Богиня дома, Вармава –Богиня ветра, Масторава –Богиня земли.

Учитель: Мне очень понравилось, что на уроке вы были активными, отвечали на мои вопросы, старались давать полные ответы, поэтому, сегодня я поставлю всем «5».
Тяни стяда. Сембонди оцю спасиба. Уледа шумбрат! Васедемозонк.
Ученики: Няемозонк, Дарья Викторовна!



















Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Приреченская средняя общеобразовательная школа»









«Мордовский костюм в творчестве русского художника
Федота Сычкова и народных песнях»



Выполнила: учитель мокшанского языка
Учватова Дарья Викторовна.





2015-2016 учебный год

План-конспект
открытого урока по мокшанскому языку