Рабочая программа Литература. 8 класс. УМК Школа 2100



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ЛИТЕРАТУРА» (для 8 «Г» класса)
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и обеспечена УМК для 8 класса авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой.
I. Пояснительная записка
Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования, признающего приоритетной духовно-нравственную ценность литературы для школьника – будущего гражданина своей страны, любящего свой народ, язык и культуру и уважающего традиции и культуру других народов. Главная отличительная особенность программы в том, что изучение литературы как эстетического и национально-исторического явления рассматривается не столько как цель преподавания, сколько как средство развития личности.
В основу программы положены психолого-педагогические и дидактические принципы развивающего образования, изложенные в концепции образовательной программы «Школа 2100».
А. Личностно ориентированные принципы: принцип адаптивности; принцип развития; принцип комфортности.
Б. Культурно ориентированные принципы: принцип картины мира; принцип целостности содержания образования; принцип систематичности; принцип смыслового отношения к миру; принцип ориентировочной функции знаний; принцип опоры на культуру как мировоззрение и как культурный стереотип.
В. Деятельностно ориентированные принципы: принцип обучения деятельности; принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации; принцип перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности учащегося (зона ближайшего развития); принцип опоры на процессы спонтанного развития; принцип формирования потребности в творчестве и умений творчества.
Цель литературного образования в начальной, основной и старшей школе определяется как воспитание грамотного компетентного читателя, человека, имеющего стойкую привычку к чтению и потребность в нём как средстве познания мира и самого себя, человека с высоким уровнем языковой культуры, культуры чувств и мышления.
Компетентность читателя предполагает:
– способность к полноценному восприятию литературных произведений в контексте духовных ценностей национальной и мировой художественной культуры;
– готовность к самостоятельному общению с литературным произведением, к диалогу с автором через текст;
– овладение системой знаний, умений и навыков по предмету; развитие речевых, интеллектуальных и творческих способностей;
– освоение через предмет литературы представлений о мире, способствующих успешной социальной адаптации учащихся.
В соответствии с поставленной целью под литературным образованием понимается освоение литературы в процессе творческой читательской деятельности.
Цель литературного образования определяет его задачи:
1. Поддерживать интерес к чтению, сложившийся в начальной школе, формировать духовную и интеллектуальную потребность читать.
2. Обеспечивать общее и литературное развитие школьника, глубокое понимание художественных произведений различного уровня сложности.
3. Сохранять и обогащать опыт разнообразных читательских переживаний, развивать эмоциональную культуру читателя-школьника.
4. Обеспечивать осмысление литературы как словесного вида искусства, учить приобретать и систематизировать знания о литературе, писателях, их произведениях.
5. Обеспечивать освоение основных эстетических и теоретико-литературных понятий как условий полноценного восприятия, интерпретации художественного текста.
6. Развивать эстетический вкус учащихся как основу читательской самостоятельной деятельности, как ориентир нрав-ственного выбора.
7. Развивать функциональную грамотность (способность учащихся свободно использовать навыки чтения и письма для получения текстовой информации, умения пользоваться различными видами чтения).
8. Развивать чувство языка, умения и навыки связной речи, речевую культуру.








Общая характеристика учебного
предмета «Литература»
Данная программа является продолжением программы для начальной школы «Литературное чтение» (авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева) и составляет вместе с ней описание непрерывного курса.
В программе для 8-го класса выделяются произведения для текстуального изучения и для обзорного изучения. Такой подход позволяет при сохранении большого «авторского круга» избежать перегрузок учащихся, использовать на практике личностно ориентированный принцип минимакса (при максимуме, предложенном авторами, учащийся обязан освоить определенный минимум). При определении подходов к изучению учитывались значимость конкретного произведения для раскрытия основной идеи раздела, курса в целом, его художественная и эстетическая ценность для учащихся данного возраста. Предполагается, что произведения для текстуального изучения рассматриваются многопланово, в разных аспектах (содержательном, литературоведческом, культурологическом и др.). Произведения для обзорного изучения читаются и обсуждаются прежде всего в содержательном аспекте в соответствии с запросами и возможностями учащихся. Важно, что текст, прочитанный под определенным углом зрения, в дальнейшем может быть проанализирован с иной позиции.
Учитель вправе выбрать текст для обзорного изучения в соответствии с возможностями и интересами учащихся, соб-ственными читательскими предпочтениями.
Настоящая программа предусматривает и организацию самостоятельного домашнего (внеклассного) чтения учащихся. Рекомендации для домашнего чтения даются в учебниках. Главная особенность самостоятельного чтения заключается в том, что учащиеся 5–8-го классов читают новые произведения авторов данного раздела, другие главы текстов, изученных обзорно
·, что позволяет реализовать принцип целостного восприятия художественного произведения. Кроме этого, для домашнего самостоятельного чтения предлагаются и произведения других авторов, объединенные общей темой, жанром, проблемой. При работе с произведениями для домашнего чтения выбор автора, объема чтения остается за учащимися. Тексты, выносимые на домашнее чтение, необязательны для прочтения каждым учащимся, возможно их обсуждение на уроках. В данной программе не предусмотрены специальные часы для уроков внеклассного чтения, поскольку программа и учебники предлагают достаточный объём произведений, обеспечивающих расширение читательского кругозора учащихся. Вместе с тем учитель вправе выделить часы на проведение уроков внеклассного чтения (из расчета один урок после изучения произведений определенного раздела).

Структура и содержание курса
Ориентация разделов программы для 8-го кл. в первую очередь на возрастные читательские интересы и возможности учащихся объясняет её значительное обновление по сравнению с другими действующими программами.
В соответствии с целями и задачами курса нами выделены основные содержательно-целевые направления (линии) развития учащихся средствами предмета «Литература».
Линии, общие с курсом «Русский язык».
1. Овладение функциональной грамотностью (различными видами чтения: изучающим, ознакомительным, просмотровым; гибким чтением; умениями извлекать, преобразовывать и использовать текстовую информацию).
2. Овладение навыками и умениями понимания и анализа текстов разных видов, среди которых наиболее актуально умение адекватного восприятия художественного текста.
3. Овладение продуктивными умениями различных видов устной и письменной речи.
Линии, специфические для курса «Литература».
4. Определение и объяснение собственной интерпретации прочитанного (истолкования и эмоционально-оценочного отношения).
5. Восприятие и характеристика текста как произведения искусства.
6. Приобретение, систематизация и использование сведений по истории и теории литературы.
В основу отбора текстов для чтения и осмысления положены следующие общие критерии:
– соответствие высоким духовным и эстетическим стандартам гуманитарного образования;
– эмоциональная ценность произведения;
– опора на читательский опыт учащихся, на достижения предыдущего этапа литературного развития.
Кроме того, при отборе текстов учитывался один из следующих критериев:
– национальная педагогическая традиция обращения к данному произведению;
– способность произведения апеллировать к жизненному опыту учащихся;
– психологические и интеллектуальные возможности, интересы и проблемы учащихся определенной возрастной группы.
Выделяются следующие этапы литературного образования школьников :
7–8-й классы – период развития читательской культуры учащихся: расширяется и углубляется их жизненный и художественный опыт; знакомство с многообразием жизненного содержания литературы и биографиями писателей способствует постижению содержания литературы и форм его отображения, воздействует на развитие личности, способствует эмоциональному восприятию художественного произведения, которое изучается как словесный вид искусства. Меняется круг чтения: в центре программы – произведения нравственно-этической тематики, поднимающие актуальные для подростка проблемы. Изучаются сведения по теории литературы, объясняющие учащимся, как может изображаться человек в художественной литературе. Основные учебные цели: 1) развитие умения интерпретировать художественный текст на основе личностного восприятия произведения; 2) осмысление специфики произведения литературы как словесного вида искусства.
8-й класс – «Дом без стен»;
Теоретико-литературные понятия включены в аннотации к темам на этапе первоначального знакомства с ними. Динамика их дальнейшего изучения определяется в соответствии с возможностями учащихся и художественными задачами рассматриваемых произведений. Обращаем внимание педагогов: теоретико-литературные понятия рассматриваются как инструмент, способствующий постижению художественного произведения, что не предполагает их системного изучения. Работа по теории литературы положена в основу «Тетрадей по литературе». Основные сведения вводятся до начала изучения систематического курса в 9-м классе.
В программе выделяется раздел «Развитие речи учащихся», обозначено основное содержание работы по развитию речи в каждом классе.
Линия речевого развития учащихся одновременно реализуется во всей Образовательной системе «Школа 2100» (курсы русского языка, литературы, риторики).
Задача развития речи в курсе русского языка – овладение всеми видами речевой деятельности с опорой на изучаемый языковой материал; в курсе риторики – обучение эффективному и результативному общению и освоение речевых жанров; в курсе литературы – обучение восприятию чужого высказывания, переложению авторского текста и составлению собственного в устной и письменной форме. В программе каждого класса в разделе «Развитие речи» виды работ указаны по четырём линиям: 1) переложение авторского текста; 2) читательская интерпретация художественного текста (в устной и письменной форме); 3) устные развернутые высказывания и сочинения на литературную и морально-этическую тему; 4) письменные творческие работы в разных жанрах.
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования программа ориентирована на освоение учащимися следующих умений:
– видеть нравственную и эстетическую ценность художественного произведения;
– определять этическую, нравственно-философскую, социально-историческую проблематику произведения;
– воспринимать на смысловом и эмоциональном уровне произведения различного уровня сложности;
– воспринимать и характеризовать текст как произведение искусства, как художественное целое, с учётом его специфики;
– давать интерпретацию прочитанного на основе личностного восприятия; отбирать произведения для чтения;
– использовать сведения по истории и теории литературы при истолковании и оценке изученного художественного произведения;
– выразительно читать художественные произведения (с листа и наизусть);
– грамотно строить развернутые аргументированные высказывания различных форм и жанров, владеть всеми видами пересказов;
– выполнять письменные работы различного характера, писать сочинения разных жанров;
– работать со справочным аппаратом книги, различными источниками информации, владеть основными способами обработки и представления информации.


Описание места учебного предмета
«Литература» в учебном плане
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования предмет «Литература» изучается с 5-го по 9-й класс. Общее количество уроков в неделю 8-й класс – 2 часа









8 классы
Личностными результатами изучения предмета «Литература» являются следующие умения и качества:
– чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
– любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
– устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении.
– осознание и освоение литературы как части общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;
– ориентация в системе моральных норм и ценностей, их присвоение;
– эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности; уважение и принятие других народов России и мира, межэтническая толерантность;
– потребность в самовыражении через слово;
– устойчивый познавательный интерес, потребность в чтении.
Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.
Метапредметными результатами изучения курса «Литература» является формирование универсальных учебных дей-ствий (УУД).
Регулятивные УУД:
– самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;
– самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;
– самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;
– работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;
– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
– самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;
– пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
– извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
– владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
– перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
– излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;
– пользоваться словарями, справочниками;
– осуществлять анализ и синтез;
– устанавливать причинно-следственные связи;
– строить рассуждения.
Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.


Коммуникативные УУД:
– учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
– уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
– уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;
– уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
– уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
– уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
– осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра;
– оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;
– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога;
– высказывать и обосновывать свою точку зрения;
– слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
– выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;
– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
– задавать вопросы.
Предметными результатами изучения курса «Литература» является сформированность следующих умений:
На необходимом (базовом) уровне:
– осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и её интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);
– выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале народа, для формирования представлений о русском национальном характере;
– видеть черты русского национального характера в героях русских сказок и былин, видеть черты национального характера других народов в героях народного эпоса;
– выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;
– использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;
– выразительно читать сказки и былины, соблюдая соответствующую интонацию «устного высказывания»;
– пересказывать сказки, используя в своей речи художественные приёмы, характерные для народных сказок;
– выявлять в сказках характерные художественные приемы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки, отличать литературную сказку от фольклорной;
– осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания;
– адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ, интерпретировать прочитанное, отбирать произведения для чтения;
– воспринимать художественный текст как произведение искусства;
– определять для себя цели чтения художественной литературы, выбирать произведения для самостоятельного чтения;
– выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определять своё отношение к ней, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;
– определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;
– создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;
– сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;
На повышенном уровне:
– сравнивать сказки, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского и своего народов);
– сочинять сказку (в том числе и по пословице), былину и/или придумывать сюжетные линии;
– сравнивать произведения героического эпоса разных народов, определять черты национального характера;
– выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;
– устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия);
– выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;
– видеть элементы поэтики художественного текста, их художественную и смысловую функцию;

– сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументированно оценивать их;
– оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;
– сопоставлять произведения русской и мировой литературы, самостоятельно (или под руководством учителя) определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;
– осуществлять самостоятельную проектно-исследователь-скую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).


















Содержание учебного предмета «Литература»
8-й класс (68 ч.)
Введение
Главный предмет познания в литературе. Человек как основной объект изображения в литературе. Художественный образ и образность в литературе. Образное отражение жизни в искусстве. Связь художественного образа с развитием литературного процесса.
I. Человек толпы – человек в толпе
Реалистический взгляд художника на мир. Общество и личность, социальные отношения как объект искусства. Субъективность автора и читателя в оценке литературного героя.
Для текстуального изучения.
Н.В. Гоголь «Шинель» (в сокращении). Протест против социального неравенства и несправедливости. Типический характер Башмачкина.
«Ревизор». Система образов в комедии. Мастерство сатирического изображения действительности.
Ж.-Б. Мольер «Мещанин во дворянстве». Образ Журдена. Жизненная позиция героя. Авторские приемы создания образа.
М.А. Булгаков «Собачье сердце». Проблема нравственного сознания личности. Разрушительная сила воинствующего невежества.
Теория литературы.
Тип литературного героя, типический характер, художественный образ, «маленький человек» в литературе. Юмор, ирония, сатира, сарказм как средства выражения авторской позиции и как способ создания характера героя. Комедия как драматургический жанр.
II. Человек размышляющий...
Вечный поиск смысла жизни литературными героями. Идеал и действительность в литературе.
Для текстуального изучения.
В. Шекспир «Гамлет». Мыслящие герои. Мечты и их крушение.
Осмысление героем бренности и скоротечности человеческой жизни.
А.П. Чехов «Крыжовник». Ответственность героя за выбор жизненной философии.
Для обзорного изучения.
Т.Н. Толстая «Река Оккервиль». Столкновение выдуманного мира героя с реальной жизнью.
Теория литературы. Трагедия как драматургический жанр. Драматургический конфликт. Рассказ как эпический жанр.
III. Человек чувствующий...
Мир чувств литературного героя. Глубина человеческих чувств и способы их выражения в литературе.
Для текстуального изучения.
Н.М. Карамзин «Бедная Лиза». Изображение чувств героев в повести. Глубокое проникновение в человеческую душу.
И.С. Тургенев «Стихотворения в прозе» как лирическая исповедь автора. «Русский язык». Любовь к родине, способ ее выражения в стихотворении.
Стихи о родине: Ф. Тютчев «Умом Россию не понять...», А. Блок «Россия», Е. Евтушенко «Идут белые снеги», А. Галич «Когда я вернусь...». Тема Отчизны в лирике. Родина в системе ценностей героев.
Для обзорного изучения.
Ф. Саган «Здравствуй, грусть» (главы). Сложность и противоречивость внутреннего мира героев. Необходимость бережного отношения к чувствам других.
С.Д. Довлатов «Наши» (в сокращении). Герой и обстоятельства. Развитие внутреннего мира героя. Проблема отношения человека к родине. Тема эмиграции. Судьбы людей и страны.
Теория литературы. Психологизм как способ изображения внутреннего мира героев. Стихотворение в прозе как жанр.
IV. Человек действующий...
Идеалы свободы и справедливости в литературе. Герои-борцы. Героический характер. Субъективное и объективное начала в изображении героев. Подвиг как нравственная категория.
Для текстуального изучения.
М.Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Герои-личности в «Песне...». Калашников и Кирибеевич. Борьба Калашникова за честь семьи и справедливость. Субъективное и объективное в изображении исторических персонажей.
«Мцыри». Романтический герой поэмы. Противопоставление мечты и действительности. Образ Мцыри в поэме.
Н.В. Гоголь «Тарас Бульба» (в сокращении). Вольный мир Запорожской Сечи в изображении Гоголя. Остап и Андрий. Прием контраста в изображении героев. Героический характер Тараса Бульбы.
Н.А. Некрасов «Мороз, Красный нос», «Русские женщины» (в сокращении). Самоотверженность героинь поэм. Поступок героя как способ создания характера.
Л.Н. Толстой «Кавказский пленник». Герой пассивный и герой действующий: Костылин и Жилин. Современное прочтение рассказа.
Для обзорного изучения.
М. Сервантес «Дон Кихот» (главы). Дон Кихот – борец с несправедливостью или пародия на рыцаря?
К.Ф. Рылеев «Иван Сусанин». Национальный русский характер, героическое начало в думе.
Б. Васильев «Завтра была война» (главы). Борьба героев за справедливость и человеческое достоинство. Жажда личного подвига.
Дж. Олдридж «Последний дюйм» (в сокращении). Преодоление героем собственного страха и бессилия.
Теория литературы.
Героический характер в литературе. Приём контраста как способ создания характера. Способы создания характера литературного героя (обобщение). Соединение субъективного и объективного как основа создания художественного образа.
V. Большой «маленький человек»
Человек как главная ценность в мире и в литературе. Гуманистический характер художественной литературы.
Для текстуального изучения.
М. Горький «Симплонский туннель» (из «Сказок об Италии»). Великая сила маленького человека.
Э. Хемингуэй «Старик и море» (в сокращении). Философский смысл повести. Сила характера старика.
Для обзорного изучения.
В. Шаламов «Последний бой майора Пугачева». Бой героя за свое человеческое «Я».
Теория литературы. Развитие жанра сказки в литературе. Многообразие типов литературных героев. Герой – характер – образ (соотношение понятий).

Развитие речи.
1) Изложение на основе литературно-художественных текстов.
2) Дневник читателя. Выписки из книги.
3) Сочинениие-характеристика образа героя. Сочинение-обобщающая характеристика группы героев.
4) Сочинение стихотворения в прозе. Сочинение-монолог литературного героя. Сочинение дискуссионного характера. Сопоставление различных редакций, переводов одного и того же произведения.








Содержание тем


Раздел. Тема. Количество часов.
Элементы содержания


Введение (1 ч).
Главный предмет познания в литературе. Человек как основной объект изображения в литературе. Художественный образ и образность в литературе. Образное отражение жизни в искусстве. Связь художественного образа с развитием литературного процесса.
Переход от курса 7 класса к курсу 8 класса, знакомство со структурой учебника, определение задач обучения


Человек толпы – человек в толпе (15 ч).
Реалистический взгляд художника на мир. Общество и личность, социальные отношения как объект искусства. Субъективность автора и читателя в оценке литературного героя.
Общая установка на изучение литературы, отражение двух противоположных точек зрения на человека


Н.В. Гоголь «Шинель». Протест против социального неравенства и несправедливости.
Знакомство с личностью писателя, анализ художественного текста


Типический характер Башмачкина. Образ «маленького человека», «маленький человек» в литературе
Определение проблемы «маленького человека»


А.П.Чехов «Душечка» «Она постоянно любила кого-нибудь»
Анализ текста


М.А. Булгаков «Собачье сердце». Проблема нравственного сознания личности.
Булгаков-продолжатель традиций Н.В.Гоголя и А.П.Чехова


М.А. Булгаков «Собачье сердце». Разрушительная сила воинствующего невежества.
Отработка навыков анализа художественного текста


М.Веллер. Смена точки отсчета.
Обобщение изученного материала, знакомство с темами сочинения


Р/р. Остановись и подумай (подготовка к сочинению)
Составление плана, редактирование черновиков, написание сочинения


Р/р. Сочинение по разделу 1
Сочинение по произведению


Н.В.Гоголь. «Ревизор».
Характер героя, образ, комедия



Система образов в комедии. Тип литературного героя, типический характер, художественный образ
Система образов в комедии. Тип литературного героя, типический характер, художественный образ


Мастерство сатирического изображения действительности. Хлестаков и хлестаковщина.
Сатирическое изображение действительности


Город Н в комедии и петербургские миражи героев. Юмор, ирония, сатира, сарказм, как средства выражения авторской позиции и как способ создания характера героя. Комедия как драматургический жанр.
. Юмор, ирония, сатира, сарказм, как средства выражения авторской позиции и как способ создания характера героя. Комедия как драматургический жанр.


Практическая работа по комедии Гоголя «Ревизор»
Анализ произведения


Ж.-Б. Мольер «Мещанин во дворянстве». Образ Журдена. Жизненная позиция героя. Авторские приемы создания образа.
Жизненная позиция героя. Авторские приемы создания образа.


II. Человек размышляющий... (10 ч).
Вечный поиск смысла жизни литературными героями. Идеал и действительность в литературе.

Идеал и действительность в литературе


В. Шекспир «Гамлет». Мыслящие герои.
Мыслящие герои. Образ героя


Мечты и их крушение. Драматургический конфликт..
Драматургический конфликт


Осмысление героем бренности и скоротечности человеческой жизни. Трагедия как драматургический жанр
Трагедия как драматургический жанр


А.П. Чехов «Крыжовник». Рассказ как эпический жанр
Рассказ как эпический жанр


Ответственность героя за выбор жизненной философии.
Жизненная философия героя


А.Платонов «Усомнившийсч Макар». Тяжелое бремя сомнений.
Характер и поступки героя


Т.Н. Толстая «Река Оккервиль». Столкновение выдуманного мира героя с реальной жизнью.
Столкновение выдуманного мира героя с реальной жизнью


Р/р.Остановись и подумай. Подготовка к сочинению
Сочинение


Сочинение по разделу 2
Сочинение


Сочинение по разделу 2
Сочинение


III. Человек чувствующий... (10 ч).
Мир чувств литературного героя. Глубина человеческих чувств и способы их выражения в литературе.
Мир чувств литературного героя. Глубина человеческих чувств и способы их выражения в литературе.


Н.М. Карамзин «Бедная Лиза». Изображение чувств героев в повести. Глубокое проникновение в человеческую душу.
Изображение чувств героев в повести. Глубокое проникновение в человеческую душу.


И.С. Тургенев «Стихотворения в прозе» как лирическая исповедь автора.
И.С. Тургенев «Стихотворения в прозе» как лирическая исповедь автора.


«Русский язык». Любовь к родине, способ ее выражения в стихотворении. Стихотворение в прозе как жанр. Сочинение стихотворения в прозе.
Стихотворение в прозе как жанр


Стихи о родине: Ф. Тютчев «Умом Россию не понять...», А. Блок «Россия», Е. Евтушенко «Идут белые снеги», А. Галич «Когда я вернусь...». Тема Отчизны в лирике. Родина в системе ценностей героев.
Родина в системе ценностей героев


Ф. Саган «Здравствуй, грусть» (главы). Сложность и противоречивость внутреннего мира героев.
Сложность и противоречивость внутреннего мира героев


Ф. Саган «Здравствуй, грусть» Необходимость бережного отношения к чувствам других
Межличностные отношения в произведении


С.Д. Довлатов «Наши» (в сокращении). Герой и обстоятельства. Развитие внутреннего мира героя.
Психологизм как способ изображения внутреннего мира героев

Герой и обстоятельства. Развитие внутреннего мира героя.
Психологизм как способ изображения внутреннего мира героев



С.Д. Довлатов «Наши» (в сокращении). Проблема отношения человека к родине. Тема эмиграции. Судьбы людей и страны.
Проблема отношения человека к родине. Тема эмиграции. Судьбы людей и страны.


Р/р. Практическая работа по разделу 3.
Дневник читателя. Выписки из книги.
Дневник читателя


IV. Человек действующий... (26 ч).
Идеалы свободы и справедливости в литературе. Герои-борцы. Героический характер.

Идеалы свободы и справедливости в литературе. Герои-борцы. Героический характер.


Субъективное и объективное начала в изображении героев. Подвиг как нравственная категория.
Субъективное и объективное начала в изображении героев. Подвиг как нравственная категория.


М.Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Герои-личности в «Песне...».
Герои-личности


Калашников и Кирибеевич. Борьба Калашникова за честь семьи и справедливость.
Борьба за честь семьи и справедливость


Субъективное и объективное в изображении исторических персонажей.
Субъективное и объективное в изображении исторических персонажей.


«Мцыри». Романтический герой поэмы. Противопоставление мечты и действительности..
Романтический герой поэмы. Противопоставление мечты и действительности..


Образ Мцыри в поэме
Образ героя в поэме, поэма как жанр


Р/р. Практическая работа по творчеству М.Ю. Лермонтова
Практикум


Н.В. Гоголь «Тарас Бульба» (в сокращении). Вольный мир Запорожской Сечи в изображении Гоголя.
Судьба писателя и его героев


Остап и Андрей. Героический характер в литературе.
Героический характер в литературе


Прием контраста в изображении героев. Героический характер Тараса Бульбы.
Прием контраста в изображении героев


Р/р. Сочинение по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»
Сочинение


Р/р. Сочинение по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»
Сочинение


Н.А. Некрасов «Мороз, Красный нос». Поступок героя как способ создания характера
Поступок героя как способ создания характера


Н.А. Некрасов «Русские женщины» (в сокращении). Самоотверженность героинь поэм.
Самоотверженность героинь поэм


Л.Н. Толстой «Кавказский пленник». Герой пассивный и герой действующий: Костылин и Жилин.
Герой пассивный и герой действующий


Л.Н. Толстой «Кавказский пленник». Современное прочтение рассказа.
Современное прочтение рассказа


Р/р. Изложение на основе литературно-художественных текстов.
Изложение на основе литературно-художественных текстов.


М. Сервантес «Дон Кихот» (главы). Дон Кихот – борец с несправедливостью или пародия на рыцаря.
Борец с несправедливостью или пародия на рыцаря


К.Ф. Рылеев «Иван Сусанин». Национальный русский характер, героическое начало в думе.

Национальный русский характер, героическое начало в думе, дума как жанр


Б. Васильев «Завтра была война» (главы). Борьба героев за справедливость и человеческое достоинство.
Борьба героев за справедливость


Б. Васильев «Завтра была война» (главы). Жажда личного подвига.
Личный подвиг героя


Дж. Олдридж «Последний дюйм» (в сокращении). Преодоление героем собственного страха и бессилия.
Внутренний мир героя


Р/р.Остановись и подумай
Анализ прочитанного


Сочинение по разделу
Сочинение


V. Большой «маленький человек» (4 ч). Человек как главная ценность в мире и в литературе. Гуманистический характер художественной литературы.
Человек как главная ценность в мире и в литературе. Гуманистический характер художественной литературы.


М. Горький «Симплонский туннель» (из «Сказок об Италии»). Великая сила маленького человека.
Маленький человек в литературе


Развитие жанра сказки в литературе. Многообразие типов литературных героев.
Развитие жанра сказки в литературе. Многообразие типов литературных героев.


Э. Хемингуэй «Старик и море» (в сокращении). Философский смысл повести
Философия повести


Э. Хемингуэй «Старик и море» (в сокращении). Сила характера старика.
Сила характера героя


В. Шаламов «Последний бой майора Пугачева». Бой героя за свое человеческое Я.Итоговая читательская конференция
Сила характера героя


Календарно-тематическое планирование по литературе
8 «Г» класс
2 часа в неделю (68 часов)


Тема урока
Кол-во часов
Тип урока
Характеристика деятельности учащихся
Домашнее задание

1
Введение. Входя в «Дом без стен».
1
Повторение изученного
Переход от курса 7 класса к курсу 8 класса, знакомство со структурой учебника, определение задач обучения
Выразительное чтение стихотворений с.12-15, ответить на вопросы с.15 (устно)


Пролог. «Человек толпы. Человек в толпе».
10+2р/р




2
Все мы неповторимы (В.В.Маяковский «Надоело» ; А.А.Блок «Незнакомка»)
1
Комбинированный
Общая установка на изучение литературы, отражение двух противоположных точек зрения на человека
Н.Гоголь. «Шинель», читать

3
Проблема маленького человека в повести Н.В.Гоголя «Шинель»
1
Урок усвоения новых знаний
Знакомство с личностью писателя, анализ художественного текста
Стр. 28(1, 2, 3), ответить на вопросы (письменно)

4
Акакий Акакиевич-человек толпы или человек в толпе?
1
Изучение нового
Определение проблемы «маленького человека»
Выраз. Чтение стихотворения Ю. Левитанского «Как показать зиму?»

5
Ю.Левитанский «Как показать зиму?»
1
Комбинированный
Анализ стихотворного текста
Выучить стихотворение наизусть



6
М.А.Булгаков. Последствия одного опыта.
1
Усвоение новых знаний
Булгаков-продолжатель традиций Н.В.Гоголя и А.П.Чехова
Читать «Собачье сердце»

7
«Собачье сердце». Анализ художественного текста
1
Комбинированный
Отработка навыков анализа художественного текста
Сообщение о Н.В.Гоголе

8
Н.В.Гоголь « Ревизор».
« Зачем к нам едет ревизор?»
1
Изучение нового


Изучение характеров чиновников по 1 и 2 действиям пьесы
Читать 1, 2 действие комедии «Ревизор»


9
«Маленький человек» или «творческая личность»? Образ Хлестакова
1
Изучение нового
Анализ образа Хлестакова
Читать 3, 4 действия


10
«Нам нужно бы кое-что предпринять». Анализ 4 действия
1
комбинированный
Анализ сцен, связанных с изображением чиновников, дающих взятку должностному лицу
Читать 5 действие


11
«В том-то и штука, что он не уполномоченный и не особа». Анализ 5 действия
1
Изучение нового
Анализ 5 действия
Ответить на вопросы


12
В/ч.Остановись и подумай! Маленький человек в литературе
1
Совершенствование полученных знаний
Обобщение изученного материала, знакомство с темами сочинения
Подготовиться к сочинению


13-14
р/р Сочинение по прологу «Человек толпы. Человек в толпе»
2
Контроль и оценка знаний
Составление плана, редактирование черновиков, написание сочинения
Чехов А.П. читать «Крыжовник»



«Человек размышляющий»
11+2 р/р





15
Анализ сочинений
«Я люблю сомневаться во всем»(А.П.Чехов «Крыжовник»)
1
комбинированный
Анализ рассказа «Крыжовник»; образ Ивана Ивановича-человека сомневающегося; определение авторской позиции
Читать рассказ «О любви»


16
В сомнениях, человек, воздержись!? (А.П,Чехов
«О любви»)
1
Изучение нового
Работа над проблемой: что приносят сомнения человеку, какую роль могут они сыграть в человеческой жизни?
Читать фрагменты из трагедии Шекспира «Гамлет»


17
Горечь осмысления.(В.Шекспир «Гамлет»)
1

комбинированный
Процесс осмысления принцем датским скоротечности и бренности человеческой жизни
Выучить стихотворение Тарковского «Жизнь, жизнь»


18
А.А.Тарковский «Жизнь, жизнь»
1
Изучение нового
Сопоставление настроения лирического героя А.А. Тарковского и Гамлета



19
Холодные воды реки Оккервиль (Т.Н.Толстая «Река Оккервиль»)
1
Изучение нового
Характеристика образа Симеонова, авторское отношение к мировоззрению героя
Выучит стихотворение Поля Верлена


20
Как научить осмыслению?
1
Изучение нового




Историческая основа классицизма; нравственное содержание идей и конфликтов, типичных для творчества писателей-классицистов; идейно-художественные особенности произведений классицизма
Сообщение о Мольере, читать комедию «Мещанин во дворянстве»


21
Путь исканий господина де Мольера
1
Изучение нового
Жизненный и творческий путь Мольера
Читать комедию «Мещанин во дворянстве»


22
Разумный или неразумный (Ж.Б. Мольер «Мещанин во дворянстве»)
1
Изучение нового
Показать жизненную позицию главного героя, осмысление им цели своего существования
Читать д.3, 4, 5, ответить на вопросы


23
«И я вам скажу напрямик: я не дворянин»
1
Комбинированный
Идейно-художественный анализ комедии, соблюдение автором основного принципа классицизма- принципа трех единств
Стр.180, вопр.№9


24
В/ч. Размышляем, размышляем(Ф.И. Тютчев. «Когда дряхлеющие ..»; А.А,Ахматова «Нам свежесть слов и чувства простоту»)
1
Вн/чтение
изучение нового
Анализ стихотворений, тема старости души человеческой, лирический герой и его место в толпе
Прочитать стихотворение Е.Евтушенко «Людей неинтересных в мире нет»


25
Остановись и подумай
1
комбинированный
Подведение итогов работы по разделу «Человек размышляющий»
Подготовится к сочинению


26-27
р/р Сочинение по разделу «Человек размышляющий»
2
Контроль и оценка знаний
Определение темы, идеи сочинения, составление плана, редактирование, написание сочинения
Познакомиться с повестью Карамзина «Бедная Лиза»



«Человек чувствующий»
12






Н.М.Карамзин. «Бедная Лиза»
4





28
Сентиментализм и творчество Н.М.Карамзина
1
Урок усвоения новых знаний
Знакомство с жизнью и творчеством Н.М.Карамзина; сентиментализм как литературное направление
Стр.268-269, выучить стихотворение Тютчева « О, как убийственно мы любим!»


29
Ах, матушка! Ах, Эраст!
1
Изучение нового

Роль рассказчика в повести
Стр.196, №5


30
Ах, бедная, бедная Лиза!
1
Комбинированный

Развитее образа Лизы-главной героини повести
Стр.196, №7, 11


31
Ах, вечно прекрасная природа!
1
Изучение нового
Роль природы в повести
Чтение повести Ф.Саган «Здравствуй, грусть!»


32-33
«Прощай же, грусть!»(Ф.Саган «Здравствуй, грусть»
2
Изучение нового
Знакомство с главами из повести Ф.Саган «Здравствуй, грусть»
Выучить стихотворение М. Лермонтова «Пророк»


34
Горькие разочарования пророков (М.Ю.Лермонтов
« Пророк»)
1
Комбинированный
Сопоставление стихотворения М.Ю.Лермонтова с одноименным стихотворением А.С.Пушкина
Читать главы повести Довлатова «Наши», Евтушенко «Итальянские слезы»


35
Разочарованные странники (С.Д.Довлатов «Наши»; ЕА..Евтушенко «Итальянские слезы»
1
комбинированный
Обзорное рассмотрение глав из повести С.Д.Довлатова , определение общего мотива со стихотворением А.Е.Евтушенко
Выучить стихотворение Тютчева «Умом Россию не понять»


36
Что такое любовь к родине? Е.А.Евтушенко « Идут белые снеги», А.А.Блок «Русь моя, жизнь моя»
1
Изучение нового
Сопоставительный анализ стихотворений
Выучить стихотворение Тургенева «Русский язык»


37
В/ч. «Нет, не забыть тебя сердцу вовек» (С.А.Есенин « Шаганэ ты моя, Шаганэ..»; О.Э.Мандельштам «Я вернулся в мой город, знакомый до слез.»;А.А.Ахматова «Мне голос был»
1
Вн/чт
повторение изученного
Определение внутренней связи стихотворений, объединенных темой родины
Читать отрывок из повести Ю Бондарева «Выбор»


38
«Когда я вернусь» (А.А.Галич «Когда я вернусь»,
Ю. Бондарев «Выбор»)
1
Изучение нового
Анализ стихотворения, выявление отношения лирического героя и героев повести Ю. Бондарева к покинутой родине
Ответить на вопросы стр.264


39
Остановись и подумай
1
Совершенствование новых знаний
Подведение итогов по разделу «Человек чувствующий»
Домашнее сочинение



«Человек действующий»
21+2 р/р





40
Храните гордое терпенье»(А.С.Пушкин « Во глубине сибирских руд»
1
комбинированный
Знакомство со свободолюбивой лирикой А.С.Пушкина
Читать поэму Лермонтова «Мцыри»


41-42
Романтизм и романтическая поэма(М.Ю.Лермонтов «Мцыри»)
2
комбинированный
Знакомство с романтизмом как направлением в искусстве, текстуальное изучение поэмы
Читать «Песню про царя Ивана Васильевича»


43
М.Ю.Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»
1
комбинированный
Текстуальное изучение поэмы с опорой на знания учащихся истории родины
Выучит описание Ивана Грозного


44
Борьба опричника Кирибеевича
1
Изучение новго
Выявление мотивов поступков Кирибеевича
Письменный ответ на вопрос.№5


45
Борьба купца Калашникова
1
Изучение нового

Выучить фрагмент из 2 части


46
Э.Хемингуэй. Жизненный и творческий путь.
1
Изучение нового
Знакомство с жизнью и творчеством писателя,
Прочитать повесть «Старик и море»


47
«Человека можно уничтожить, но его нельзя победить» (Э.Хемингуэй «Старик и море»)
1
комбинированный
В процессе анализа повести раскрыть философию и миропонимание автора
Выучить стихотворение Б.Пастернака «Во всем мне хочется дойти до самой сути»


48
Противоречивый путь самосоздания (Б.Л.Пастернак «Во всем мне хочется дойти до самой сути»
1
Изучение нового
Анализ стихотворения, образ лирического героя
Читать фрагмент из повести Б.Васильева «Завтра была война»


49
«Если потуже затянуться ремнем» (Б.Л.Васильев «Завтра была война»)
1
комбинированный
Облик эпохи, изображенной писателем, смысл названия повести, цель автора
Стр.80, вопр.№7, прочитать фрагмент из трагедии В.Шекспира»Отелло»


50
«Если потуже затянуться ремнем» (Б.Л.Васильев «Завтра была война»)
1
Изучение нового
Анализ фрагмента из трагедии «Отелло», который поможет понять, что такое затмение человеческого разума и каковы могут быть его последствия
Прочитать рассказ Б.Лавренева «Сорок первый»


51
«Грохот погибающей планеты»(Б.А.Лавренев « Сорок первый»)
1
Изучение нового
Изображение эпохи Гражданской войны как эпохи всеобщего затмения
Письменно ответить на вопрос, прочитать рассказ В.Шаламова «Последний бой майора Пугачева»


52
Блуждания среди света и тьмы(В.Т,Шаламов «Последний бой майора Пугачева»)
1
Изучение нового
Показать, что бой майора Пугачева-это бой за свое человеческое «я»; трагизм финала и оптимизм автора
Выучить стихотворение А.С.Пушкина «Анчар»


53
Горькая философия поэтов (А.С.Пушкин « Анчар», В.С.Высоцкий «Притча о правде и лжи»)
1
Изучение нового
Нахождение общего в философии прочитанных стихотворений
Стр.143, вопр.№7


54
«Противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие» (В.В.Маяковский « Мама и убитый немцами вечер»,
1
Изучение нового
Метафоричность В.В.Маяковского в изображении Гражданской войны
Стр.143, вопр.№5, прочитать 1 часть поэмы Некрасова «Русские женщины»


55
«Пускай горька моя судьба-я буду ей верна!» (Н.А.Некрасов «Русские женщины»)
1
комбинированный
Текстуальное изучение поэмы, понятие подвига, образ княгини Трубецкой
Прочитать 2 часть поэмы «Русские женщины»


56
«И душу мою наполнило чувство святое» (Н.А.Некрасов «Русские женщины»)
1
комбинированный
Суть подвига княгини Волконской
Стр.!68, вопр.№6, письменный ответ


57
«Кто русский по сердцу, тот бодро и смело гибнет за правое дело» (К.Ф.Рылеев « Иван Сусанин»)
1
комбинированный
Отражение в литературе национального героического русского характера
Прочитать повесть Д.Олдриджа «Последний дюйм»


58
В/ч. «Все дело в последнем дюйме»(Д.Олдридж. «Последний дюйм»
1
Вн/чт изучение нового
Символическое значение название, проявление героизма в повседневной, но опасной работе
Выучить стихотворение К.Симонова «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины?»


59
Трагические строки о подвиге (К.М.Симонов « Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины?»
1
комбинированный
Анализ стихотворения. Что такое родина для лирического героя?
Повторить материал раздела «Человек действующий»


60
Остановись и подумай
1
Совершенствование новых знаний
Подведение итогов работы над разделом «Человек действующий»
Составить тезисы к плану сочинения


61-62
р/р Сочинение по разделу «Человек действующий»
2
Оценка и контроль знаний
Обсуждение рабочих материалов, написание сочинения
Выучить стихотворение А.С.Пушкина «Поэту»


63
«Дорогою свободной иди, куда влечет тебя свободный ум»(А.С.Пушкин «Поэту»)
1
Повторение изученного
Что превращает «маленького» человека в «большого», требования, предъявляемые Пушкиным к поэтическому труду
Читать фрагменты из повести Стругацких «Понедельник начинается в субботу»


64
А.и.Б. Стругацкие «Понедельник начинается в субботу»
1
Систематизация знаний

Выявление связи между идеями повести братьев Стругацких и размышлениями А.С.Пушкина
Читать «Сказки об Италии» М.Горького


65-66
«Маленький человек, когда он хочет работать, -непобедимая сила!» (М.Горький « Сказки об Италии»)
2
Изучение нового
Общности идеи пушкинского стихотворения «Поэту» и «Сказок об Италии»
Выучить стихотворение Ю.Левитанско «Каждый выбирает для себя»; прочитать авторское «Письмо к читателям»


67-68
Оглянемся назад(заключение)
2
Закрепление, совершенствование полученных знаний
Подведение итогов работы за год, список литературы на лето








Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса по предмету «Литература».
Для реализации целей и задач обучения литературе по данной программе используется УМК по литературе Образовательной системы «Школа 2100» (издательство «Баласс»)
Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева «Литература». Учебники в 2-х частях для 5-го («Шаг за горизонт»), 6-го («Год после детства»), 7-го «Путь к станции “Я”»), 8-го («Дом без стен») классов.
Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Чиндилова «Литература». Учебник для 9-го класса в 2-х частях («История твоей литературы»).
Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Чиндилова «Тетради по литературе» для 5, 6, 7-го классов.
Е.С. Барова и др. Методические рекомендации по литературе к учебникам 5, 6, 7, 8-го классов.
К техническим средствам обучения, которые могут эффективно использоваться на уроках литературы, относятся DVD-плеер, компьютер, телевизор.
При использовании компьютера учащиеся применяют полученные на уроках информатики инструментальные знания (например, умения работать с текстовыми, графическими редакторами, искать информацию и т.д.), тем самым у них формируется готовность и привычка к практическому применению новых информационных технологий.
Технические средства на уроках русского языка широко привлекаются также при создании классных газет и журналов (компьютер).

















Приложения

Темы рефератов

Горькие разочарования пророков (М.Ю.Лермонтов и А.С.Пушкин)
Приемы создания характера литературного героя
Художественно-изобразительные средства языка в стихотворении
Биография писателя. Понятные и непонятные страницы
Мир моей литературы
Что читают школьники сегодня?
Выбор героя в произведении и другие...







































13 PAGE 142915



15