Е. Пермяк «Для чего руки нужны?»


Тема урока Е. Пермяк «Для чего руки нужны?»
Цель урока: ориентировать обучающихся на уважительное отношение к труду людей, показать значение трудовой деятельности в жизни человека
Задачи урока:
Образовательные:
знакомить с творчеством Е. Пермяка,
учить оценивать поступки героев,
систематизировать знания по разделу «О труде и трудолюбии»;
Развивающие:
развивать умение анализировать текст,
учить вступать в беседу на уроке,
прививать умения сравнивать и группировать слова, в зависимости от смысла;
Воспитательные:
воспитывать уважение к профессиям, к людям труда,
формировать умение сотрудничать с одноклассниками.
Коррекционная:
коррекция и развитие связной устной речи
коррекция и развитие личностных качеств учащихся, эмоционально-волевой сферы
Ход урока
Орг. момент
У.- Ребята, сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Повернитесь к ним и поздоровайтесь.
На меня все посмотрели,
Улыбнулись, тихо сели.
Сели правильно,
Спинки выпрямили.
Психологический настрой учащихся на урок.
Глаза смотрят и видят
Уши слушают и слышат
Сначала думаю, а потом говорю
Помню, что в классе я не один
Умею слушать мнения других.
Проверка дом. Зад.
Выразительное чтение «Всё для всех» Ю Тувим- О каких профессиях вы прочитали?
- Объясните, как вы понимаете названия стих-я?
-В каких строчках стих-я выражена эта же мысль?
Знакомство с новой темой
-Назовите раздел учебника, с которым мы работаем?
– Какие произведения вам запомнились? Почему?
-Сегодня мы познакомимся с новым писателем из этого раздела, которого зовут Е.Пермяк и его рассказом“Для чего руки нужны”. - Е.А. Пермяк писал мудрые книги для читателей всех возрастов. Хорошие люди, которым симпатизирует писатель, - это люди трудолюбивые, честные, добрые и скромные, они восхищают нас своим мастерством, умением творить добро и в большом, и в малом.Это и маленькая Машенькая, ставшая большой, когда начала трудиться для других, и Сергунька, который напоил-таки бабушку чаем с сахаром, и Митин папа, который помог сыну торопливый ножик ремеслу обучить, и моряки, дважды спасшие кота Тимку от неминуемой смерти, и многие-многие другие. Это и сам Пермяк, который загадывает «хитрые загадки» (Зачем руки нужны? Кто будет лучшей ученицей? Отчего глаза два, а язык один?..) и предупреждает: не будь выскочкой («Гусь лапчатый»), не зазнавайся («Мелкие калоши», «Скрипучая дверь»), учит дружить («Две пословицы», «Бумажный змей», «Настоящий товарищ»), будь нетерпим к лени, к попрошайничеству («Пальма»), старайся стать умелым и полезным, иначе станешь смешным, попадешь в глупое положение («Филя», «Торопливая Куница», «Миша, который хотел маму перехитрить» )Писатель говорил: “Только труд делает маленького человека большим, только труд должен приходить к детям радостным и счастливым, потому что труд становится и обязательно станет радостью человека”. (на доске)
Рассматривание детских книг с произведениями Е.Пермяка.
– Сегодня я приготовила для вас выставку книг Е.Пермяка. Рассмотрите внимательно обложки, иллюстрации к рассказам. (Дети рассматривают книги, иллюстрации, высказывают предположения о содержании книг)
– Как вы думаете, о ком писал рассказы Е.Пермяк?
– Правильно, о детях, для детей.
– Много рассказов и сказок Е.Пермяк посвятил теме труда и трудовым людям.
– После урока вы можете выбрать для себя книжку с выставки, чтобы прочитать ее дома.
– Прочитайте название рассказа, который мы будем сегодня читать.
Работа по теме урока
Чтение рассказа учителем
Послушайте внимательно рассказ
Чтение рассказа уч-ся
Физминутка «Две сестрицы, две руки…»
Беседа по содержанию.
- Главные герои
- О чём рассказ?
-Какие слова не понятны?
Учитель: Рассмотрите иллюстрацию, каким вы представили дедушку и Петю?
Характеристика Дедушка Петя
Настроение Дружеское Дружеское
Состояние души Тревожное Задумчивое
Воспоминания Мудрые Связанные с игрой
(дети заполняют таблицу вместе с учителем на доске).
Учитель: Найдите и прочитайте в основной части рассказа, как называет автор дедушку и Петю(выборочное чтение).
Ученик: Петя с дедушкой большими друзьями были.
Учитель: Какой главный вопрос задал дедушка внуку?
Ученик: А для чего, Петенька, людям руки нужны?
Учитель: Прочитайте, как ответил на вопрос внук.
Ученик: Чтобы в мячик играть, чтобы ложку держать, чтобы кошку гладить, чтобы камешки в речку бросать.
Учитель: Почему дедушка задавал один и тот же вопрос внуку? Что хотел услышать дедушка?
Ответы детей о роли труда в жизни каждого человека.
Учитель: Можем ли мы придумать продолжение разговора Пети и дедушки?
Ученик: Дети придумывают продолжение разговора (работа в парах).
Учитель: Давайте послушаем, что у вас получилось.
(Слушание детей).
Чтение заключительной части рассказа (самостоятельное, вслух).
“…Весь вечер отвечал Петя дедушке. Правильно отвечал. Только по своим рукам обо всех других судил, а не по трудовым, рабочим рукам, которыми вся жизнь, весь белый свет держится...”
Учитель: Вернемся к характеристике героев. Какое состояние души было у дедушки, когда он говорил с внуком? Какое у Петеньки?
Ученик: У дедушки было тревожное, потому что он испугался, что его внук – лентяй.
Ученик: Петя задумался, потому что понял, что руки нужны не только для игры, но и для чего-то большего, нужного, что может помочь себе и другому человеку. Без труда не будешь учиться отлично и не станешь хорошим человеком.
Размышление «На трудовых руках весь белый свет держится»
Перечитывание рассказа с заданием, работа в парах.
Чтение по ролям (2 раза)
Гимнастика для глаз
Пословицы и о труде (объяснение смысла каждой пословицы учениками)
Труд кормит и одевает.
Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.
Без труда не вынешь и рыбку из пруда.
Тяжело тому жить, кто от работы бежит.
Закрепление
– С творчеством какого писателя сегодня познакомились?
– О ком и о чем писал в своих книжках Е.Пермяк?
–Почему рассказ назван «Для чего руки нужны?»
-Чему учит этот рассказ?
Подведение итогов.
Притча «всё в твоих руках»(видео)(приложение 1)
Релаксация (приложение2).
Вывод: Помните, что многое в жизни находиться в Ваших руках.
Домашнее задание
Стр 68-69, чтение по ролям
Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии Коробчеевская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа - интернат VIII вида
Конспект урока чтения
Е. Пермяк «Для чего руки нужны?»


подготовила
учитель начальных классов
Тарасова Ольга Сергеевна