Организация делового сотрудничества с родителями учащихся первоклассников


Интеграция воспитательных усилий школы, семьи и общества
Подготовили: классные руководители первых классов Е.Б. Сальникова Е.В. Хрусталева
ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЛОВОГО СОТРУДНИЧЕСТВА
С РОДИТЕЛЯМИ УЧАЩИХСЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ
Обществу нужны личности смелые, творческие и инициативные.
Первый учитель… Именно на него ложится главная ответственность за судьбу подрастающего поколения. А у учителя начальных классов каждые четыре года все начинается с чистого листа. Очень важным моментом является изучение личности ребенка и его семьи.
«Семья является первичным лоном человеческой культуры… Здесь пробуждаются и начинают развертываться дремлющие силы личной души; здесь ребенок научается любить, верить и жертвовать; здесь слагаются первые основы его характера; здесь открываются в душе ребенка главные источники его будущего счастья и несчастья; здесь ребенок становится маленьким человеком, из которого впоследствии развивается великая личность или, может быть, низкий проходимец».
Русский философ Иван Ильин
Как организовать деловое сотрудничество с родителями первоклассника?
Организация взаимодействия с классным коллективом требует от классного руководителя соблюдения определенных правил, общения с семьями учащихся.
1. Классный руководитель в общении с каждой семьей должен быть искренним и уважительным.
2. Общение с родителями ученика должно служить не во вред, а во благо ребенку.
3. Изучение семей учащихся должно быть тактичным и объективным.
4. Изучение семей учащихся должно предполагать дальнейшее просвещение родителей и коррекционную работу.
Изучая семьи учащихся, обращаем внимание на следующую информацию о семье ученика:
- общие сведения о родителях или людях, заменяющих их;
- жилищные условия семьи и материальная обеспеченность;
- образовательный уровень семьи, интересы родителей к школе и к жизни ребенка в классном коллективе;
- уровень педагогической культуры родителей;
- степень значимости воспитательного воздействия родителей на ребенка.
Изучение семей учащихся помогает ближе познакомиться с самим учеником, понять уклад его жизни, духовные ценности, стиль взаимоотношений родителей и детей.
Для изучения семьи используем различные методы психолого-педагогической диагностики: наблюдение, беседа, тестирование, анкетирование, деловые игры, тренинги, материалы детского творчества, интерактивные игры, проективные методики. Уже при первой встрече с родителями проводим анкетирование вида:
1. Какого мнения вы о школе и педагогическом коллективе, в котором будет учиться ваш ребенок?
2. Каким вы видите классного руководителя своего ребенка?
3. Каким вы представляете класс, в котором учиться вашему ребенку?
4. Какие традиции и обычаи, по-вашему мнению, должны развиваться в детском коллективе?
5. Чем вы могли бы помочь классному руководителю в создании детского коллектива?
6. Какие проблемы воспитания вызывают у вас серьезную тревогу и опасения?
С целью изучения качества характера учащихся, взаимоотношения в семьях ребят используем в анкетировании следующие вопросы:
1. Какие положительные качества характера своего ребенка вы можете назвать?
2. Какие отрицательные качества характера вашего ребенка мешают ему комфортно чувствовать себя в коллективе?
3. Как ведет себя ваш ребенок дома?
4. Делится ли ваш ребенок с вами впечатлениями о событиях школьной жизни, жизни класса?
5. Приглашает ли вас на классные мероприятия, хочет ли видеть вас в школе?
6. Как выдумаете, каким будет будущее вашего ребенка?
В дальнейшем для изучения отношения родителей к собственному ребенку, к перспективам его обучения и воспитания предлагаем родителям следующие вопросы:
1. С каким чувством переступает порог школы ваш сын или ваша дочь?
2. Как чувствует себя ребенок в ученическом коллективе?
3. Знаете ли вы друзей или приятелей своего ребенка в коллективе?
4. Создает ли школа, по-вашему мнению, условия для самореализации в учебной деятельности вашего ребенка?
5. Какую помощь необходимо оказать вашему ребенку для повышения результативности его учебной деятельности?
В диагностике взаимоотношений родителей и учащихся используем и проективные методики. Эффективность использования этой методики в том, что методики неоконченных предложений можно использовать и для учащихся, и для родителей. Учащиеся и родители дают ответ на одни и те же вопросы, это позволяет определить причины конфликтов во взаимоотношениях детей и родителей.
Для проективного исследования мнения учащихся используем следующие вопросы:
        Школа для меня – это…
        Класс, в котором я учусь, - это ...
        Учитель для меня – это человек, который ….
        Мои одноклассники – это…
        Уроки для меня – это…
        Предметы, которые мне нравятся, – это…
        Предметы, которые мне не нравятся, - это…
Для проективного исследования мнения родителей используем следующие вопросы:
        Школа, в которой учится мой ребенок, - это…
        Класс, в котором учится мой ребенок, - это…
        Одноклассники моего ребенка – это…
        Выполнение домашнего задания для моего ребенка – это…
        Учебные предметы, нравящиеся моему ребенку, - это…
        Предметы, которые не нравятся моему ребенку, - это...
  Обработанные материалы анкет учитываем при подготовке и проведении различных мероприятий с учащимися и родителями.
В своей работе используем различные тесты. Очень результативными являются тесты, которые в своих ответах многовариативны.
Тест «Я – родитель, я – приятель?!»:
1. Вы видите в своих детях:
А) людей, равных себе;
Б) людей, копирующих вас в молодости;
В) маленьких взрослых;
Г) благодарных слушателей.
2. Если вы спорите со своим ребенком, то:
А) стараетесь ему не возражать;
Б) признаете его правоту;
В) спорите до полной победы;
Г) уходите от спора.
3. Ваш ребенок празднует день рождения:
А) вы вместе с ними за одним столом;
Б) оставляете ребят одних;
В) обслуживаете детей за столом;
Г) уходите из дома.
4. В общении со своими детьми вы:
А) откровенны;
Б) закрыты;
В) сдержанны.
Возрастные особенности учащихся начальных классов позволяют широко применять рисуночные диагностики на одну и ту же тему для родителей и детей. Даем задание детям нарисовать рисунки на темы «Выходной день в моей семье», «Наша семья», а на родительском собрании предлагаем родителям составить коллаж на эту тему.
Таким образом, проводим много различных исследований, с помощью которых можно вызвать у родителей интерес к воспитанию своих детей и желание общаться с классным руководителем.
Работу с родителями проводим в трех направлениях:
1. Психолого-педагогическое просвещение родителей.
Главными формами взаимодействия классного руководителя с семьей являются индивидуальные и групповые формы работы.
К индивидуальным формам работы можно отнести консультации, беседы, посещение на дому.
Посещение на дому – это крайняя мера. Не многие родители готовы к тому, чтобы учитель беспокоил их дома. Учитель может не только прийти и проверить наличие уголка школьника, но и поздравить с днем рождения, навестить больного ребенка вместе с его одноклассниками. Такие приемы возможны только в том случае, если они связаны с определенными обстоятельствами в жизни ученика. Каждая консультация или беседа должна тщательно анализироваться. Результаты посещения на дому фиксируются классным руководителем, они являются руководством к действию для последующих встреч с семьей.
К групповым формам работы с семьей относятся родительские собрания, конференции, круглые столы.
2. Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс (творчество детей и их родителей, открытые уроки для родителей, внеклассные мероприятия, помощь в организации и проведении внеклассных дел, укрепление материально-технической базы школы и класса).
3. Участие семей учащихся в управлении учебно-воспитательным процессом в школе (участие родителей класса в работе управляющего совета школы, родительского комитета школы и класса, попечительского совета).
Таким образом, постепенно удается наладить деловое сотрудничество с родителями первоклассников и подключить к совместной работе практически всех родителей.
Такая работа позволяет получать:
Ученику:
радость от свободного умственного труда, творчества и общения;
самостоятельность, уверенность, ответственность;
стремление к сотрудничеству.
Учителю:
изменение взгляда на ученика;
технологию развития личности учащегося, его познавательных и созидательных способностей;
расширение возможностей для творчества.
Родителям:
уверенность в успешном будущем своего ребенка.