Методическая разработка внеклассного мероприятия Осторожно, поезд!


Методическая разработка мероприятия
«Осторожно, поезд!» 9 класс
Цель: Изучить правила безопасности на железной дороге.
Задачи:
Формирование знания детей о железной дороге, железнодорожном транспорте, о правилах безопасности на железной дороге.
Познакомить учащихся с возможными аварийными ситуациями в железнодорожном транспорте
Познакомить учащихся с правилами поведения в аварийных ситуациях.

Ход мероприятия:
Железная дорога - это удобный и востребованный вид транспорта, которым пользуются миллионы людей каждый день. Однако железная дорога – всегда была и остается зоной повышенной опасности. Для безопасного пользования железнодорожным транспортом в ОАО «РЖД» создаются все необходимые условия: сооружаются путепроводы, пешеходные мосты, пешеходные переходы, устанавливается предупреждающая сигнализация, ограждаются места массового нахождения граждан вблизи железнодорожного полотна. Но, несмотря на это, ежегодно на объектах инфраструктуры происходят случаи травмирования граждан, в том числе и несовершеннолетних. С этой целью ежегодно разрабатывается комплекс мероприятий по предупреждению происшествий с несовершеннолетними детьми в зоне движения поездов. Одним из таких мероприятий является разъяснительная работа в учебных и дошкольных учреждениях. Из 1686 школ Саратовской, Астраханской и Волгоградской областей, территориально расположенных на полигоне Приволжской железной дороги, в непосредственной близости от железной дороги находятся 90 школ, из них 52 школы находятся на территории Волгоградского региона. Все они закреплены за предприятиями Приволжской магистрали. За последние 5 лет (с 2011-2015 г.г.) и текущий период 2016 года в Волгоградском регионе травмировано 23 несовершеннолетних гражданина, из которых 7 (30%) со смертельным исходом. Из 23 травмированных детей, 16 (70%) обучались в школах, расположенных в непосредственной близости от железной дороги. Поэтому акцент работы по профилактике детского травматизма мы делаем именно на эти школы. Причинами травмирования детей на железной дороге, как правило, являются незнание элементарных правил безопасного поведения на объектах железнодорожного транспорта, нарушения правил безопасного поведения пострадавшими, переход железнодорожных путей в неустановленных местах, а также отсутствие контроля со стороны родителей за местонахождением несовершеннолетних детей. Основной причиной травмирования 14 детей (61%) из 23 это воздействие электрического тока, 7 детей (30%) травмировано подвижным составом, 2 (9%) травмировано при спрыгивании по ходу поезда.Все травмированные дети школьного возраста, причем большинство 12 (52%) из 23, в возрасте от 11 до 14 лет, 7 детей (31%) более старшего возраста от 15 до 17 лет и 4 (17%) в возрасте от 7 до 10 лет. При этом наибольшее количество случаев травмирования произошло в период времени, когда учебный процесс закончен, т.е. после школы, когда дети предоставлены сами себе - это 8 случаев (42%) в период с 13.00 до 18.00, 6 случаев (32%) с 18.00 до 22.00, 3 (16%) случая в период с 22.00 до 08.00 и 2 случая (10%) с 08.00 до 13.00; 6 (31%) случаев травмирования произошло весной (в конце учебного года), когда погода благоприятствует прогулкам на свежем воздухе, летом и осенью по 5 (26%) случаев травмирования и 3 (15%) зимой. С учетом количества случаев травмирования наиболее травмоопасными участками считаются - Волгоградский железнодорожный узел, случаи травмирования произошли на станциях: Волгоград-1, Волгоград-2, на перегоне Волгоград-2-Садовая, Разгуляевка, Краснооктябрьская. Вопросы:
-Какие виды поездов вы знаете? (пассажирский, грузовой)
-Где люди ждут электричку или поезд? (на перроне)
-Для чего нужен стоп-кран? (срочно остановить поезд)
-При помощи чего движется электровоз, паровоз, тепловоз? (электричества, пара, тепла)
-Как называются люди, которые едут в поезде?  (пассажиры)
-Железнодорожный путь из двух параллельных рельсов? (колея)
-Железнодорожный путь, соединяющийся с другими путями только одним концом? (тупик)
-Сооружение для перехода, переезда через реку, овраг, железнодорожный путь и т.п. (мост)
Наша страна тоже покрыта сетью железных дорог, на сегодня шний день железнодорожный транспорт остаётся самым распространённым видом передвижения, самым безопасным. Но, как и на общественном транспорте, на нем, имеются зоны повышенной опасности.
Опасные зоны:
вокзалы,
посадочные платформы,
вагон, в котором пассажиры совершают поездку,
железнодорожные пути
переезды
Мы приготовили буклеты с основными правилами безопасности на железнодорожном транспорте и прилегающей территории.
Запомните: - Переходить через пути нужно только по мосту или специальным настилам. - Не подлезайте под вагоны! Не перелезайте через автосцепки! - Не заскакивайте в вагон отходящего поезда. - Не выходите из вагона до полной остановки поезда. - Не играйте на платформах и путях! - Не высовывайтесь из окон на ходу. - Выходите из вагона только со стороны посадочной платформы. - Не ходите на путях. - На вокзале дети могут находиться только под наблюдением взрослых, маленьких детей нужно держать за руку. - Не переходите пути перед близко идущим поездом, если расстояние до него менее 400 метров. Поезд не может остановиться сразу! - Не подходите к рельсам ближе, чем на 5 метров. - Не переходите пути, не убедившись в отсутствии поезда противоположного направления.( памятки раздаются каждому классу)
Основными причинами аварий и катастроф на железнодорожном транспорте являются неисправности пути, подвижного состава, средств сигнализации, ошибки диспетчеров, невнимательность и халатность машинистов.
Всем, кто отправляется в поездку в железнодорожном транспорте. Нужно знать, что самые безопасные места в вагоне – это полки, расположенные в сторону движения.
Наибольшую угрозу представляют первый и последний вагоны поезда.
Рекомендации по поведению в поезде:
Не высовывайтесь из окон, не стойте на подножках и в тамбуре, дверь купе должна быть закрыта или полностью открыта;
Тщательно закрепляйте багаж на верхних полках. Тяжелые вещи лучше складывать под сидениями нижних полок;
Не стой в тамбурах и на подножках при движении поезда;
Не обходи стоящий поезд слишком близко от него – он может неожиданно тронуться;
Если отстал от поезда, не паникуй, обратиться к дежурному по станции или в отделение милиции, с тем чтобы твои близкие были оповещены о случившейся ситуации, сняли на следующей станции твои вещи;
Не срывайте стоп-кран (особенно это опасно, когда поезд находится на мосту, в тоннеле, на резком повороте, в местах с крутыми спусками);
На остановках не уходить от поезда на большое расстояние, не обходи стоящий поезд слишком близко от него;
Не выходите на сторону противоположную платформе, можно попасть под встречный поезд.
Не играй на путях и не ходи по ним;
Стой на расстоянии не менее 2-х метров от края платформы, чтобы не затянул вихревый поток;
Не пытайся перебраться на другой путь под вагонами;
Не забирайся на опоры линий электропередач, не трогай их руками (особенно в дождь)
Правила поведения при резком торможении:
Схватиться за поручни, упереться ногами в стену или сидение ногами, безопаснее всего спуститься на пол и упереться ногами в сидение.
После первого удара не расслабляйтесь
Во избежание травм следует убрать со столика острые предметы
Полностью до фиксации открыть или закрыть дверь купе
После столкновения:
Выбраться из вагона через основные выходы или запасные (в 3 и 6 купе);
Выпрыгивать на сторону, где нет путей.
Внимательно осмотреться – нет ли лежащих на земле проводов
При пожаре в вагоне:
При задымлении – закрыть органы дыхания, можно передвигаться на коленях по полу (в полупустых вагонах)
Перейти в соседний вагон, желательно в сторону движения
При обнаружении источника возгорания, сообщить проводнику вагона
При невозможности остановить поезд, выпрыгивать, одев побольше одежды, на сторону, где нет столбов.
Старайтесь приземлиться на соединенные вместе ноги, а затем перекатывайтесь и кувырками гасите скорость.
Железнодорожные путевые знаки необходимы для сигнализирования о режиме движения или расположении железнодорожных объектов для машинистов составов, нумерации и маркировки железнодорожных объектов и для сообщения о приближении к пересечению шоссе с железнодорожными путями водителям автомобилей. Железнодорожные знаки должны быть яркими и сразу бросаться в глаза, чтобы машинист или водитель автомобиля могли увидеть знаки железнодорожной безопасности в любое время суток, в условиях плохой видимости и вовремя верно сориентировать свои действия. Железнодорожные знаки изготавливаются из фиксированных, опытно установленных размеров, с применением ярких, контрастных красок и материалов фона, с использованием световозвращающей пленки для свечения в темноте в лучах осветительных фонарей.
Знаки по непроизводственному травматизму на железной дороге предназначены для обеспечения сохранности здоровья людей, пользующегося железнодорожным транспортом, и обслуживающего персонала. 
Знаки по непроизводственному травматизму привлекают внимание к возможным опасностям, предписывают выполнение тех или иных действий и запрещают опасные действия, которые могут служить причиной несчастных случаев.
Размеры: 400х600 мм и 600х800 мм
NT-01
NT-02
NT-03
NT-04
NT-05

NT-06
NT-07
NT-08
NT-09
NT-10

NT-11
NT-12
NT-13
NT-14
NT-15

NT-16
NT-17
NT-18
NT-19
NT-20

NT-21
NT-22
NT-23
NT-24
NT-25

NT-26
NT-27
NT-28
NT-29
 

  NT-30

NT-31
NT-32
NT-33
NT-34
NT-35

NT-36
NT-37
NT-38
NT-39
NT-40

NT-41
NT-42
NT-43
   
В завершении нашего мероприятия нам хочется вам сказать:
- Нет ничего важнее человеческой жизни, а детские жизни - это самое ценное. Будьте внимательны и бдительны, помните, что железная дорога - не место для игр.
- ЭТО ОПАСНО ДЛЯ ЖИЗНИ! Берегите свою жизнь и жизнь окружающих!