Конспект урока истории России на тему: Первые киевские князья. ФГОС

Конструктор урока № 9
в соответствии с требованиями ФГОС
Тема урока: Первые киевские князья
Класс: 6
Предмет: история
Тип урока: урок открытия нового знания
Цель урока: - создать условия для достижения образовательных результатов:
-Личностный результат –сформировать представление о политике достойном уважения и памяти потомков на примере деятельности первых русских князей.
-Метапредметный результат – Продолжить работу над развитием навыков работы с картой, учебником, письменными источниками; формировать умение характеризовать историческую личность и политического деятеля.
- Предметный результат - сформировать представления у учащихся о деятельности первых киевских князей (Олега, Игоря, Ольги, Святослава).
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
УУД

I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)
Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне


- Добрый день, ребята!


Самоопределение,
Планирование учебного сотрудничества (К)

II. Актуализация знаний
Цель этапа: «открытия нового знания», выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося


– Когда у восточных славян сформировалось государство? (IX в.)
– Что такое государство?
– Как формируется государство? (Это длительный процесс. Оно формируется как неизбежный и закономерный результат разложения родоплеменного строя).
– Назовите предпосылки создания государства на Руси.
– Откуда русский народ узнал о своей истории? (Нестор «Повесть временных лет») Происхождение слова «Русь».
– Существуют различные теории создания Древнерусского государства, назовите их.



1. Реши кроссворд.
1)Для охраны своих государств и складов купцы стали нанимать и вооружать специальных людей, которые объединялись в (дружина)
2)Как называется объезд киевским князем с дружиной своих земель для сбора дани. (полюдье)
3) Как называют тех людей которым главным занятием стала торговля. (купцы)
4)Организация жизни, при которой существует единая система управления людьми, проживающими на одной территории. (государство)
5) Первый из династии Рюриковичих (Рюрик)
6)Кто в 882 году собрал большое войско и двинулся в поход на юг.( Олег)
7)Во главе дружины стоял военачальник. (князь)


2. Используя контурную карту, определите путь «Из варяг в греки». См. приложение.

Как вы думаете, какие вопросы нам надо изучить, чтобы получить представление о том, как правили первые киевские князья?
Предположите, на что могла быть направлена деятельность первых русских князей.


Отвечают на вопросы

(Государство – это такая организация жизни, при которой существует единая система управления людьми, проживающими на одной территории; взаимоотношения между ними регулируются на основе единых законов или традиций, присутствует общая экономика, культура, религия, единый язык, осуществляется охрана границ армией)


Экономическое развитие: общественное разделение труда приводит к отделению ремесла от земледелия. Развитие торговли привело к формированию рыночных отношений и возникновению городов, кА центров торговли. Города – Новгород и Киев расположены на торговом пути «из варяг в греки».

(1. Норманнская – призвание новгородцами в 862 году 3-х братьев-варягов (Рюрика, Синеуса, Трувора). Рюрику удалось объединить племена кривичей, меря, весь, мурома вокруг Новгорода. 2. Антинорманнская (Ломоносов) – складывание государственности у славян произошло до прихода варягов).










Определяют тему и цель урока

Записать имена первых русских князей. (Рюрик, Олег, Игорь, Ольга)
Общее в деятельности князей: (записать)
Деятельность первых русских князей была подчинена двум основным целям:
1. Они стремились распространить свою власть на все восточнославянские племена.
2. Поддерживать выгодные торговые связи с другими странами, особенно с Византией.
Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения (Р)
Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)

III. Проблемное объяснение нового знания
Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися знаний

Князь Игорь После Олега стал княжить Игорь, сын Рюрика. Когда умер Рюрик, Игорь был совсем маленьким и не мог сам управлять народом. За него княжил Олег, который любил и заботился о нём. После смерти Олега Игорь, который к этому времени вырос, стал русским князем.
Случилось однажды князю Игорю охотиться в Псковской земле. Это было весной, когда все кругом оживает. Изумрудная зелень и рубиновые березовые почки, запах снега и свежей земли...
Разъезжая по тихим сосновым лесам, увидел Игорь на другом берегу большой реки охотничьи угодья. Он захотел в них поохотиться, но не мог переправиться через реку, потому что у него не было лодки. И тут князь заметил юношу, плывущего в лодке по реке. Подозвав того к берегу, Игорь повелел перевезти его на ту сторону. Когда они плыли, князь присмотрелся к гребцу и увидел, что это не юноша, а прекрасная девушка. То была юная Ольга простая псковская девушка из рода Гостомыслова. И так пленила Игоря ее красота, что его сердце разгорелось любовью.
Ольга, позволь я возьму весла. Негоже молодой девушке выполнять тяжелую мужскую работу, когда рядом мужчина. Тем более такой красавице, как ты... Лучше садись со мной рядом, положи свою головку мне на плечо, и мы уплывем с тобой на край света подальше от людских взоров...
Ольга ответила ему с твердостью:
Зачем смущаешь меня, князь, нескромными речами?
Удивился Игорь ее твердости и благоразумию и не сказал больше не слова. И так, в молчании, переправились они через реку. А вскоре Игорь возвратился в Киев.
Спустя некоторое время Игорю пришла пора жениться. По обычаю, стали повсюду искать ему невесту и приводить в Киев знатных и красивых девушек дочерей бояр и князей. Но ни одна князю не полюбилась.
Тогда вспомнил Игорь девушку из Псковской земли, которая перевозила его через реку. Ее красота и гордый нрав глубоко запали ему в душу и проросли в ней семенами любви и уважения.
Вспомнив про Ольгу, князь уже больше не сомневался в своем выборе. Он тут же отправил послов в Псковскую землю. Привезли юную невесту в Киев с великими почестями. И стала Ольга женой князя Игоря, матерью князя Святослава и мудрейшей из русских правителей.
Далее просмотр отрывка из документального сериала «История государства Российского» о военных походах князя Игоря на Византию.
Обсуждение просмотренного отрывка.
- Какими качествами характера обладал князь Игорь?
Далее рассказ учителя.
- Отличался князь Игорь своей жадностью. Собирал он дань со славянского племени древлян, живших в густых лесах. Игоревы дружинники отбирали у них мёд, кожу, меха, сушёное мясо и рыбу. Но всё князю было мало.
Тогда решили древляне убить Игоря, чтобы освободиться от непосильной дани и наказать князя за жадность. Так и сделали.
О том, как развивалось русское государство дальше, вы узнаете в третьем классе. А сейчас прочитайте ещё одно предание о княгине Ольге.
Княгиня Ольга После смерти князя Игоря править славянами стала его жена Ольга. Она была женщиной решительной, умной. Но очень она сердилась на древлян за смерть мужа и решила им отомстить.
Наказав древлян, княгиня установила новую дань, но она всегда знала меру и своего сына Святослава учила, что «жадность до добра не доводит».
Князь Святослав. Летописец так рисует Святослава: Это был прирожденный воин, "рыцарь без страха и упрека", необычайно выносливый в походах, неприхотливый в быту, он мог спать под открытым небом, подложив под голову седло, был невзыскателен в пище, быстр и решителен в движениях. Святослав никогда не нападал на врага, не предупредив его: 'Иду на вы".
Опираясь на материал учебника, выделите главное во внутриполитическом и внешнеполитическом курсе князя Святослава.










Работа в тетрадях.
Деятельность Игоря (912-945гг.)
*Расширил границы Древнерусского государства, подчинив племя уличей и способствовав основанию русских поселений на Таманском полуострове.
* Отразил набеги кочевников-печенегов
*Организовал военные походы против Византии
1) 941г.- закончил неудачей
2) 944 г.- заключение взаимовыгодного договора
*Земли Киевского князя впервые назывались Русью
Деятельность Ольги (945-964гг.)
*Впервые установила четкий порядок сбора дани («полюдья») путем введения:
1)уроков- определение точных размеров дани
2)погостов- установления мест сбора дани
*Поездка в Византию (957) и принятие христианство под именем Елена
*В 968 г руководила защитой Киева от печенегов.
Деятельность Святослава (964-972 гг.)
*Инициатор и руководитель многих военных походов
*Разгром Хазарского каганата и его столицы Итиль (965)
*Походы в Дунайскую Булгарию. Войны с Византией (968-971)
*Военные столкновения с печенегами ( 969-972)
*Договор между Русью и Византией (971)
Весной 972 года отряд Святослава принял бой с печенегами. В этом бою Святослав был убит. Из черепа Святослава печенежский предводитель Куря велел сделать себе чашу и пил из нее во время празднеств.
Поиск и выделение информации; синтез как составление целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера (П) Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений (К)

IV. Первичное закрепление. Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся; провести коррекцию

Что было общего в деятельности первых русских князей?

Общим в деятельности первых русских князей было следующее:
А. Главной задачей внутриполитического курса князей было объединение разрозненных территорий под единой властью.
Б.Укрепление собственной власти в городах Киевской Руси.
В. Расширение территорий Киевской Руси.
Г. Завоевание [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Киевской Руси среди соседних государств.
Анализ объектов, подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование (П) Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К) Оценивание усваиваемого содержания (Л) Контроль, коррекция, оценка (Р)

V.Итог урока (рефлексия деятельности)
Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса


1. Какую тему урока мы изучили?
2. Что повторили сегодня на уроке?
3. Что нового узнали?

Отвечают на вопросы учителя:
1.Первые русские князья.
2. Повторили понятия: Древнерусское государство, князь, варяги.
3.  О роли первых русских князей в сложении государства на Руси. Поговорили об особенности внутриполитических преобразований каждого князя, получили представление о внешнеполитическом курсе каждого из князейПознакомились с новыми понятиями: полюдье, уроки, погосты.
Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)
Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л)
Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К)

VI Инструкция по выполнению дом. задания



Дома: прочитать параграф 5. Ответить на вопросы
Записывают дом. Задание.


1. Реши кроссворд.
1)Для охраны своих государств и складов купцы стали нанимать и вооружать специальных людей, которые объединялись в
2)Как называется объезд киевским князем с дружиной своих земель для сбора дани.
3) Как называют тех людей которым главным занятием стала торговля.
4)Организация жизни, при которой существует единая система управления людьми, проживающими на одной территории.
5) Первый из династии Рюриковичих
6)Кто в 882 году собрал большое войско и двинулся в поход на юг.
7)Во главе дружины стоял военачальник.





Используя контурную карту, определите территорию, которую занимали племенные союзы восточных славян.
Поляне – Кривичи --
Дреговичи – Радимичи --
Полочане – Вятичи --
Словене -- Уличи и тиверцы --
Северяне -- Древляне --




Рисунок 115