РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: кружок Я познаю мир (4 класс)


КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ ГОРОД АПШЕРОНСК
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение лицей №1
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
тематическая
кружок «Я познаю мир»
срок реализации программы 1 год
программа предназначена для учащихся 4 классов
Разработана
учителем начальных классов
МАОУЛ № 1 г. Апшеронска
Коваленко Т.В.
Я ПОЗНАЮ МИР
1.Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Я познаю мир» социальной направленности предназначена для учащихся четвёртых классов и рассчитана на 34 часа; 1 раз в неделю. Программа интегрированного курса кружкового занятия дополняет образовательные программы по предметам «Окружающий мир», «Технология», «Кубановедение», в связи с тем, что на эти предметы в учебном плане отводится 1 час в неделю.
Программа представлена 3разделами:
№ Раздел Кол-во часов
1 Мир вокруг нас. 15
2 Я, здоровье и безопасность. 9
3 Мастерская добрых дел. 10
Итого 34
Программа направлена на приобретение опыта актуализации деятельности в социальном пространстве, опыта самоорганизации и организации совместной деятельности с другими школьниками, опыта управления другими людьми и принятия на себя ответственности за других.
Архиважным становится воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Внеурочная деятельность в виде работы над проектами – адекватная модель успешного поведения в современной жизни, предполагающая инициативу, предприимчивость и ответственность за начатое дело и вовлеченных в него людей. Многие школьники могут встать во главе какого-либо дела (проекта), отвечать за него и довести его до успешного завершения. Такой подход позволяет многим детям попробовать на практике свои шаблоны поведения в разных ролях по отношению к выполнению реального дела – проекта.
В основу программы положены следующие принципы:
непрерывное дополнительное образование как механизм обеспечения полноты и цельности образовании в целом;
развитие индивидуальности каждого ребёнка в процессе социального самоопределения в процессе внеурочной деятельности;
единство и целостность партнёрских отношений всех субъектов дополнительного образования;
системная организация учебно-воспитательного процесса.
Цель программы: формирование у обучающихся способности и готовности к социально преобразующей деятельности, воспитание творческого , гуманного, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к своему здоровью, к окружающей среде.
Задачи:
формирование целостной картины мира и осознание места в ней человека;
развитие чувства сопричастности к жизни природы и общества;
воспитание любви к своему городу, краю, стране, уважительное отношение к людям разных национальностей, чувства гордости за свой народ;
формирование опыта экологически и этически осознанного поведения в природной и социальной среде;
осуществление подготовки к изучению естественных и обществоведческих дисциплин в основной школе;
приобретение знаний о структуре проектной деятельности; способах поиска необходимой для исследования информации; о способах обработки результатов и их презентации;
овладение способами деятельности: учебно-познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной;
приобретение школьниками нового опыта, на основе которого они смогли бы в будущем выстраивать собственное социальное поведение.
2. Содержание программы кружка.
№ Раздел Содержание Кол – вочасов
1 Мир вокруг нас. Проектная работа по теме «Земля и человечество». Работа над проектом. Защита проектов. Подготовка к олимпиаде по окружающему миру. Разведка прекрасного и удивительного в природе. Проектная работа по теме «Страницы истории». По всей земле ищу России имена. Подготовка к НПК. Подготовка к игровому конкурсу Человек и природа». 15
2 Я, здоровье и безопасность. Твёрдо запомни правила эти! О дружбе, доброте и отзывчивости. Заговор злых сил против людей. Будь внимательным! Умей сказать: «Нет!».Школа хорошего тона. Познай самого себя. Будь нетерпимым к грубости и черствости. Я могу волшебником быть! 9
3 Мастерская добрых дел. Уборка территории школьного двора. Подарок маме. Письмо любимой маме. Работа в «Мастерской Деда Мороза». Новогодние игрушки. Украшение класса и школы к новогоднему празднику. Добрая зима. Изготовление кормушек для птиц. Подарок любимой маме, бабушке, сестре. Спасибо тебе, солдат! Подарок ветерану. Чтобы дольше жили книжки. 10
3. Ожидаемые воспитательные результаты:
Результаты первого уровня: приобретение школьником знаний о правилах ведения социально приемлемого образа жизни, о принятых в обществе нормах взаимоотношений, рисках и угрозах нарушения этих норм; о правилах конструктивной групповой работы; об основах разработки социальных проектов и организации коллективно-творческой деятельности; о способах организации взаимодействия людей и общностей; о способах самостоятельного поиска нахождения и обработки информации.Результаты второго уровня: развитие ценностных отношений к другим людям; стремление к коллективной творческой деятельности.
Результаты третьего уровня: приобретение опыта актуализации деятельности в социальном пространстве, опыта волонтёрской деятельности, опыта и самоорганизации совместной деятельности с другими школьниками, опыта управления другими людьми и принятия на себя ответственности за других.
В процессе деятельности формируются УУД:
1.Регулятивные учебные действия:
умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;
умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи;
умение планировать этапы деятельности и прогнозировать результат;
умение корректировать и контролировать результат деятельности;
самореализация как умение мобилизовать силы.
2.Познавательные учебные действия:
умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;
умение самостоятельно найти необходимую информацию в информационном поле или запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, родителей, специалиста);
умение выдвигать гипотезы, устанавливать причинно-следственные связи, формулировать проблему и находить способы её решения.
3.Личностные учебные действия:
умение устанавливать связь между целью УД и её мотивом, т.е. умение задать себе вопрос: что для меня проект и отвечать на этот вопрос;
умение коллективного планирования и взаимодействия в группе;
навыки делового партнерского общения;умение находить и исправлять свои ошибки и ошибки в работе других.
4.Коммуникативные учебные действия:
умение инициировать учебное взаимодействие – вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.;
умение вести дискуссию, разрешать конфликты;умение отстаивать свою точку зрения, умение находить компромисс;
навыки монологической речи; умение уверенно держаться во время выступления; умение отвечать на незапланированные вопросы;
умение использовать различные средства сопровождения выступления.
Считаю, что благодаря использованию метода проектов повышается вероятность творческого развития учащихся; естественным образом происходит соединение теории и практики, что делает теорию более интересной и более реальной; развивается активность учащихся, которая приводит их к большей самостоятельности; укрепляется чувство социальной ответственности, а, кроме всего прочего, дети на уроках испытывают истинную радость.
4. Описание учебно-методического и материально- технического обеспечения:
Плешаков А.А. От земли до неба: атлас- определитель для учащихся нач. кл. –М.: Просвещение, 2012-2013 г.
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция).
Компьютерные и информационно-коммуникативные средства.
Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2009 г.
Мир природы. Наглядное пособие по естествознанию для младших школьников.
Печатные пособия.
Таблицы. Окружающий мир.
Таблицы. Кубановедение.
Таблицы. ОБЖ.
Технические средства.
Компьютер
Экран
Проектор
Магнитофон
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование.
Внеурочная деятельность «Я познаю мир» - 4 класс.
Календарно – тематическое планирование.
№ Разделы Темы Кол-во часов Дата Оборудование
план факт 1 2 «Твёрдо запомните правила эти!». 1 01.09-
05.09 ЦОР, тренинг по ПДД, по правилам безопасного поведения при ЧС.
2 1 Проектная работа по теме «Земля и человечество». 1 08.09-12.09 Темы, учебник А. Плешакова «Окружающий мир» (часть 1)
3 1 Работа над проектом. 1 15.09-
19.09 План, способы работы, оформление.
4 1 Работа над проектом. 1 22.09-26.09 Оформление.
5 3 Уборка территории школьного двора. 1 29.09-
03.10 Веники, пакеты для мусора, перчатки.
6 1 Подготовка к олимпиаде по окружающему миру. 1 06.10-
10.10 Задания, тесты, карточки.
7 1 Разведка прекрасного и удивительного в природе. 1 13.10-17.10 Ватман, фото.
8 2 О дружбе, доброте и отзывчивости. 1 20.10-
24.10 ЦОР
9 1 Защита проектов. 1 27.10-
31.10 Проекты, презентации.
10 2 Заговор злых сил против людей. 1 10.11-14.11 Сказка Леона Люса «Борьба со злом», сказки-тренинги.
11 3 Подарок маме. 1 17.11-21.11 Бумага, картон, клей, ножницы.
12 3 Письмо любимой маме. 1 24.11-
28.11 Конверт
13 1 Защита проектов. 1 01.12-05.12 Проекты, презентации.
14 3 Работа в « Мастерской Деда Мороза».
Новогодние игрушки. 1 08.12-12.12 Бумага, картон, клей, ножницы.
15 3 Работа в « Мастерской Деда Мороза».
Новогодние игрушки. 1 15.12-
19.12 Бумага, картон, клей, ножницы.
16 3 Украшение класса и школы к новогоднему празднику. 1 22.12-
26.12 Поделки детей.
17 3 Добрая зима. Изготовление кормушек для птиц. 1 12.01-
16.01 Бросовый бытовой материал.
18 1 Проектная работа по теме «Страницы истории». 1 19.01-
23.01 Темы, учебник А. Плешакова «Окружающий мир» (часть 2)
19 1 Работа над проектом. 1 26.01-30.01 План, способы работы, оформление.
20 2 Умей сказать: «Нет!» 1 02.02-
06.02 Тренинг, беседа-диалог.
21 2 Будь внимательным! 1 09.02-13.02 Разучивание игр, тренинги по ПДД.
22 2 Школа хорошего тона. 1 16.02-20.02 Анкетирование, беседа с элементами театрализации
23 1 По всей Земле ищу России имена. 1 23.02-
27.02 ЦОР, книги. Викторина.
24 3 Подарок любимой маме, бабушке, сестре. 1 02.03-06.03 Бумага, картон, клей, ножницы.
25 1 Защита проектов. 1 09.03-13.03 Проекты, презентации.
26 1 Подготовка к НПК.
1 16.03-20.03 Проекты, презентации.
27 1 Подготовка к НПК.
1 30.03-03.04 Проекты, презентации.
28 2 Познай самого себя. 1 06.04-10.04 Игры, тренинги.
29
1 Подготовка к игровому конкурсу «Человек и природа». 1 13.04-17.04 Карточки, задания, тесты.
30 1 Защита проектов. 1 20.04-24.04 Проекты, презентации.
31 2 Будь нетерпимым к грубости и черствости. 1 27.04-01.05 32 3 Спасибо тебе, солдат! Подарок ветерану. 1 04.05-08.05 Бумага, картон, клей, ножницы.
33 3 Чтобы дольше жили книжки. 1 11.05-15.05 Бумага, клей, ножницы.
34 2 Я могу волшебником быть! 1 18.05-22.05 Беседа-диалог с игровыми ситуациями.
Итого 34ч