Статья Этапы изучения параллельных синтаксических конструкций


Этапы изучения параллельных синтаксических конструкций Т.Г. Никулина,
СГОАН, преподаватель
Сегодняшний выпускник школы должен владеть навыками осуществления эффективной коммуникации, а умения создавать выразительные письменные высказывания будут способствовать его социальной востребованности и конкурентоспособности. «Хорошее владение русским языком как средством общения – веление сегодняшнего дня: оно необходимо не только для успешной учебы в школе, но и для формирования языковой личности XXI века, личности творческой, социально зрелой, мобильной» [1, с.3].
Для решения задачи целенаправленной организации речевого развития школьников была предложена методическая модель развития мотивированной речевой деятельности старшеклассников.
При разработке и внедрении методической модели развития речетворческой деятельности старшеклассников мы основывались на одном из ведущих принципов дидактики – принципе этапности.
Основные этапы и виды учебной речетворческой деятельности старшеклассника на примере изучения параллельных синтаксических конструкций (ПСК) для наглядности представим в табл. № 1.
Таблица 1
Основные этапы и виды учебной речетворческой деятельности
Этапы учебной деятельности учащегося Теоретический минимум знаний о ПСК Семантико-стилистические особенности ПСК Речетворческая деятельность с использованием ПСК
1 этап
Репродуктивный Воспроизведение Работа по образцу Трансформация предложений с ПСК
2 этап
Репродуктивно-творческий Осмысление Сопоставление, выбор лучшего Лингвистический эксперимент, создание текстов по заданным образцам
3 этап
Творческий Преображение Замена и обоснование своего выбора Создание собственных текстов
Рассмотрим детально наполнение каждого из заявленных этапов при изучении экспрессивного синтаксиса на примере темы «Параллельные синтаксические конструкции».
І этап (репродуктивный)
Теоретические задания
С целью осмысления теоретической информации обучающимися можно использовать два пути: во-первых, рассказать на уроке об экспрессивном синтаксисе и понятиях, его характеризующих, во-вторых, предложить школьникам список терминов, суть которых должны осознать самостоятельно, получив информацию из доступных им информационных источников.
Приведем пример теоретического задания репродуктивного этапа. Учащимся предлагается выбрать термин, который раскрывает суть лингвистического синтаксического явления, продолжив утверждение.
1. Единоначатие, повтор слова или группы слов в начале некоторых стихов, строф – это: а) эпифора; б) эпитафия; в) анафора; г) антитеза.
Следующий тип заданий требует от ученика умения анализировать, критично оценивать прочитанное. Учащимся предлагается найти, в каких случаях дано неправильное определение языкового средства:
1) Эллипсис – это стилистическая фигура, состоящая в намеренном пропуске какого-либо члена предложения, который подразумевается из контекста.
2) Анафора — повторение последних слов в соседних предложениях.
3) Инверсия — единоначатие.
4) Градация — такое расположение слов (словосочетаний, частей сложного предложения), при котором каждое последующее усиливает (реже ослабляет) значение предыдущего, благодаря чему создаётся нарастание интонации и эмоционального напряжения речи.
Можно скорректировать количество вопросов на воспроизведение теоретического материала в зависимости от степени готовности школьной аудитории.
Практические задания
Цель практической работы репродуктивного этапа – осмыслить готовый языковой материал при выполнении текстовых упражнений. Приведем пример одного из таких заданий:
Обратимся к стихотворению Ф.И. Тютчева "Не рассуждай, не хлопочи!" Перепишите его, расставив знаки препинания. Какое выразительное синтаксическое средство представлено автором в выделенных предложениях?
(1)Не рассуждай не хлопочи!..
(2)Безумство ищет глупость судит.
(3)Дневные раны сном лечи
А завтра быть чему то будет.
(4)Живя умей все пережить
Печаль и радость и тревогу.
(5)Чего желать? (6)О чем тужить?
(7)День пережит ‒ и слава богу!
Выполнение подобного задания способствует развитию внимания при обнаружении языкового средства, осознанию того, какую семантическую и эстетическую функцию выполняет это средство выразительности.
ІІ этап (репродуктивно-творческий)
Учащиеся осознанно осуществляют выбор языковых средств по заданному образцу, сопоставляют языковые факты, выявляют их отличительные черты.
Теоретические задания
Школьникам предлагается указать фигуры, определения которых даны ниже, и определить, по какому принципу они (фигуры) построены:
А) Стилистическая фигура, при которой в сопоставляемых отрезках речи члены предложений расположены в одинаковом порядке ‒
Б) Повтор слова или группы слов в начале нескольких стихов, строф, фраз ‒
В) Повтор слова или группы слов в конце нескольких стихов, строф, фраз ‒
Г) Фигура синтаксического параллелизма в смежных стихах, у которых а) одинаковые начало и конец при разной середине и б) наоборот, — разные начало и конец при одинаковой середине ‒Интенсивная мыслительная работа с упражнениями этого типа способствует развитию внутренней, а значит, и внешней речи.
Практические задания
На этом этапе обучения предлагаем школьниками составить предложения из заданных элементов с учётом указанных условий.
1. Продолжите предложения:
Первому всегда труднее, потому что...
Второму проще, потому что...
2. Закончите пословицы и поговорки, построенные по принципу синтаксического параллелизма. Заполните таблицу восстановленными примерами.
анафора эпифора изоколон
1) Не спрашивай старого, а …. 2) Война питается деньгами, …. 3) Денежка рубль бережет,…. 4) Кого милует Бог,…. 5) Гора с горой не сойдется, а….
6) Гость на двор, и….
Справка: война увеселяется кровью, спрашивай бывалого, беда на двор, человек с человеком сойдется, рубль голову стережет, того жалует царь.
На этом этапе акцент в заданиях делаем на точности и выразительности речи, наблюдаем за тем, какими способами и средствами это достигается у классиков русской литературы.
ІІІ этап (творческий)
Учащиеся используют языковые средства в связи с созданием ими словосочетаний, предложений, текстов в ходе осуществления частично-поисковой, поисковой и речетворческой деятельности.
Теоретические задания
Приведем примерные теоретические задания данного этапа обучения.
1. Составьте вопросник по изученному теоретическому материалу.
2. Докажите, используя данный пример и подобранные самостоятельно, что есть семантические и стилистические различия между предложениями:
А) В синем небе звезды блещут; В синем море волны хлещут… (А.С. Пушкин)
Б) В синем море блещут звезды и волны хлещут.
Практические задания
Основной вид деятельности на этом этапе экспериментального обучения – создание собственных текстов с максимальным и вместе с тем целесообразным использованием изученного языкового явления.
Эти задания могут иметь вид ролевой игры на различные темы: «Экскурсия по улицам любимого города», «В магазине» и т.д. Учащимся предлагается представить себя продавцом, экскурсоводом и т.д., составить текст, используя изученный грамматический материал.
Сочинение по заданной теме – наиболее целесообразная форма индивидуальной творческой работы. Учащимся предлагается написать небольшой рассказ на определённую тему «Характер человека – это …», «Настоящая любовь (дружба) – это …». Подобная тематика носит личностно ориентированный характер, поможет старшеклассникам эмоциональнее обдумать содержание, серьезнее отнестись к выбору языковых средств.
Большой интерес вызывает у старшеклассников работа с афоризмами: продолжите афоризм, построив его на основе синтаксического параллелизма, сравните свой вариант с авторским, обоснуйте правомерность своего варианта. В качестве афоризмов можно предложить следующие: «Друзья, льстя, развращают, а враги, браня, исправляют» (Август Аврелий), «Дружба разбивается от зависти и ненависти, дружба …».
Представленные упражнения, развивая у учащихся умение соотносить содержание и форму высказываний с речевой ситуацией, дисциплинируют мышление, оттачивают чувство языка, приучают гибко пользоваться им, имеют большое воспитательное значение, так как повышают речевую культуру и культуру мышления в целом.
Список литературы
1. Садыкова Г. Ш. Развитие навыков речетворческой деятельности у учащихся лицейских классов: автореф. … дис. канд. пед. наук. Казань, 2009. 22 с.
2. Додонов Б. И. Структура и динамика мотивов деятельности // Вопросы психологии. – 1984. – № 4. – С. 126–130.
3. Никулина Т.Г. Развитие речетворческой деятельности старшеклассников средствами экспрессивного синтаксиса (на материале параллельных и синонимических синтаксических конструкций: дис. … канд. пед. наук: 13.00.02. – М., 2015. – 232 с.