Статья на тему Как используется региональный компонент на уроках

Как используется региональный компонент на уроках учителя Е. Ю. Андреевой,
МАОУ СОШ №21, г. Магадан, 2013 год
Голубые снега да снега И без края таежные дали - Это все Колыма, Колыма, Та, которой сердца мы отдали А. Гусов
Последнее десятилетие ХХ начало ХХI веков для России – время формирования гражданского общества и правового государства, перехода к рыночной экономике, признания человека, его прав и свобод высшей ценностью. Изменения, происходящие в обществе, определяют новые требования к отечественной системе образования. Успешная самореализация личности в период обучения и после его окончания, ее социализация в обществе, активная адаптация на рынке труда являются важнейшей задачей учебно-воспитательного процесса. Усиление воспитательной функции образования, формирование гражданственности, трудолюбия, нравственности, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе рассматриваются как одно из базовых направлений государственной политики в области образования. Я, как учитель и классный руководитель, ставлю перед собой следующие цели:
формирование и развитие у младших школьников чувства патриотизма как важнейшей социальной и духовно-нравственной ценности;
формирование у детей с 1 класса чувства любви к большой и малой Родине.
Для достижения поставленных целей решаю следующие задачи:
воспитание любви к родному краю, неповторимой красоте его природы;
охрана и бережное отношение к окружающей природной среде;
осознание необходимости заботиться о сохранении редких и исчезающих видов растений и животных.
Практика показывает, что одним из эффективных средств в решении поставленных задач по нравственно-патриотическому воспитанию является реализация регионального компонента в содержании образования. Ведь для каждого большая Родина начинается с малой. От любви к понятному и близкому, реально осязаемому и дорогому с рождения приходит любовь к Отечеству – России. Чувство патриотизма становится глубже, когда дети больше узнают об истории своей малой родины, о традициях и памятных местах родной земли, о знаменитых земляках, об известных личностях, которые многократно бывали здесь, черпали силы для вдохновения, творчества, самоотверженной общественной деятельности на благо народа. Стараюсь приучать детей самостоятельно анализировать увиденное, делать обобщения, выводы. Предлагаю найти ответ в иллюстрациях, спросить у родителей и т.д. Для ребенка младшего школьного возраста характерны кратковременность интересов, неустойчивое внимание, утомляемость. Поэтому неоднократное обращение к одной и той же теме лишь способствует развитию у детей внимания и длительному сохранению интереса к одной теме. Кроме того, необходимо объединять в одну тему занятия не только по литературному чтению, но и по ознакомлению с окружающим миром, музыкой, изодеятельностью (например, "Мой город", "Магадан театральный, спортивный, игровой"). Так на уроке окружающего мира по теме «Наш город» детям был представлен ролик «Начало жизни Магадана – новый Магадан». Каждая тема должна подкрепляться различными играми, продуктивными видами деятельности (изготовление поделок, альбомов, тематическое рисование). Итоги работы над темой, объединяющей знания детей, могут быть представлены во время общих праздников, семейных развлечений, а также на стенде в классе. Думаю, немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно знакомлю ребят со своей школой, своей улицей, городом, а затем - со страной, ее столицей и символами. Младшие школьники должны знать название своего города, своей улицы, прилегающих к ней улиц, а также в честь кого они названы. Объясняю детям, что у каждого человека есть родной дом и город, где он родился и живет. Так, например, на одном из уроков использовалась презентация «Их именами названы улицы нашего города». В основу патриотического воспитания положена идея полноценного участия личности в решении общественно значимых задач общества. Она предполагает сочетание формирования навыков социальной практики с глубоким усвоением основ социальных наук. Одним из интенсивных методов социальной практики является проектирование, осуществляемое как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Проекты дают учащимся возможность связать и соотнести общие представления, полученные в ходе проведения уроков и внеклассных мероприятий, с реальной жизнью, в которую вовлечены они сами, их друзья, семьи, учителя, с общественной жизнью, с социальными и политическими событиями, происходящими в масштабах микрорайона, города, края, школы, семьи, наконец, страны в целом. В ходе реализации проектов учащиеся активно используют свои знания, общаются и сотрудничают друг с другом. Учащимися были выполнены такие, например, проекты:
«Страницы истории города Магадана»
«Мой любимый город Магадан»
«Почетные граждане города Магадана» и другие.
Использую региональный компонент во внеурочной деятельности школьников. Провожу такие занятия, как экскурсии, прогулки, знакомства с памятными местами, уроки-путешествия, экологические викторины и т.д. Целью экскурсий является:
изучение историко-краеведческого материала;
ознакомление младших школьников с вопросами первоначального заселения Северо-востока, занятиями и орудиями труда жителей края;
знакомство с природой и животным миром нашего края.
Внеклассные мероприятия по региональной тематике всегда интересны. Ребята с удовольствием принимают участие в таких мероприятиях, активно включаются в работу по поиску интересных фактов, необычных историй из прошлого края. Так, на внеклассном мероприятии по теме: «Ты песня моя, Магадан!», ребята с интересом выполняли задание, в котором требовалось отгадать, какие здания изображены на фотографиях из прошлого нашего города. Каждая команда смогла правильно узнать на черно-белых снимках середины прошлого века современный облик зданий главпочтамта, магазина «Восход», Дворца спорта, центральный вход Городского парка и других. На классных часах часто ставлю перед детьми вопросы, которые направляют детей на самостоятельный поиск ответа, проявление наблюдательности. Например: «Какие полезные ископаемые известны в нашей местности?», «Что дает наш край стране?», «Как в нашем городе охраняют воды от загрязнения?» и другие. Размышления над такими вопросами в свою очередь не может не сказаться на развитии ценных нравственных качеств личности - самостоятельности и активности. Интересна и такая форма работы, как экологические викторины и уроки-путешествия. Приведу пример проведенных экологических викторин под названием «Береги природу родного края» и «Мы в ответе за все на планете», целью которых являлось:
привитие интереса к этнографическому прошлому Магаданской области;
воспитание любви к родной природе, народным традициям;
формирование сплоченного классного коллектива.
За несколько дней до проведения викторин формирую несколько микрогрупп, которые готовят небольшие задания. Задания могут быть следующими: подобрать информацию по темам: «Приметы народов, населяющих Магаданскую область», «Традиции народов Севера», «Редкие и исчезающие виды растений и животных Северо-востока», «Магаданский заповедник». Устраиваю конкурсы на лучший рисунок, сочинение по региональной тематике, в которых ребята принимают участие с большим удовольствием.
Планирую проведение внеклассных мероприятий по нравственно - патриотическому воспитанию на темы:
«Краски колымского лета».
Беседа «Мы школьники, а это значит...».
Классный час «Счастлив тот, кто счастлив дома».
Внеклассное мероприятие - праздник «Ты песня моя – Магадан».
Диспут «Как появилась моя семья» (участие родителей).
Конкурс-выставка рисунков «Моя дружная семья».
Классный час «Мир дому твоему».
Беседа «Заповедный мир Колымы».
Классный час «Край, в котором я живу».
Беседа-экскурсия «Боль и память Колымы».
Выставка поделок «Дары осени».
Устный журнал «Я - житель Колымы».
Выставка рисунков «Моя Россия», «Мой город Магадан».
Устный журнал «Символика России и Магаданской области».
Проектная мастерская «Город, в котором живу и мечтаю».
Беседа «Магадан – столица Колымского края».
Эвенский праздник «Хэбденек».
Классный час «Гордость земли Колымской».
Конкурсная игровая программа «Колыма – чудная планета».
Викторина «Удивительные сказки» (по сказкам народов Севера).
Игра - викторина «Эти забавные животные».
Классный час «Я вижу мир из окон Магадана».
Экскурсии на предприятии города (Магаданский хлебозавод, типография, Магаданский телецентр и др.).
Считаю, что основной источник впечатлений младших школьников – их ближайшее окружение, та общественная среда, в которой они живут. Знание детьми доступного им краеведческого материала будет основой понимания ими своеобразия других регионов. Начиная работу по воспитанию любви к родному краю, необходимо продумать, что целесообразно показать, о чем рассказать детям, особо выделить то, что характерно только для данной местности, данного края, что есть только здесь, подумать, как, через что можно показать связь родного города со всей страной.

15