Конспект урока в 6 классе. Тема Натуральные волокна животного происхождения


План- конспект занятия.
Дата: 15 неделя
Класс: 6 класс
Тема: «Натуральные волокна животного происхождения»
Цели занятия
- Обучающая:  ознакомить учащихся с натуральными волокнами животного происхождения; научить различать волокна по своему составу; научить определять ткани из натуральных шерстяных и шелковых волокон;
- Развивающая: развить пространственное представление, логическое мышление, исполнительские умения;
- Воспитательная: воспитывать эстетический вкус и внимательность, дисциплинированность; прививать навыки аккуратности;
Оборудование: таблица "Волокна", коллекция образцов тканей, ножницы, клей, нитки, игла, учебник, инструкционные карты для учеников, рабочая тетрадь.
Наглядные пособия: презентация «Натуральные волокна животного происхождения»
Время: 90 минут
Ход урока
№ Этап Время, методы
1 Организация учащихся
-впустить в кабинет
- рассадить по местам
- проверить присутствующих
-проверить готовность к занятию 2 минуты, принять рапорт от дежурного
2 Проверка знаний учащихся
Устный опрос учащихся по темам "Общие правила техники безопасности", "Натуральные ткани растительного происхождения"(5класс)
Вопросы для повторения:
1.Каковы правила поведения учащихся в кабинете "Технология"?
2.Что надо помнить учащимся во время работы?
3.Что должны сделать учащиеся по окончании работы?
4.С какими натуральными волокнами мы познакомились в прошлом году?5 минут, опрос
3 Сообщение темы и цели занятия
Тема нашего занятия «Натуральные волокна животного происхождения» 1 минута, рассказ
4 Объяснение нового теоретического материала
С первых дней появления на свет человек сталкивается с различными тканями. Если выдернуть ниточку из ткани, расщепить ее, то можно увидеть, что она состоит из крошечных тонких и коротких волосков-волокон. Из волокон получают нити, а из нитей и пряжи - ткань.
В 5 классе мы с вами познакомились с волокнами натуральными растительного происхождения.
Сегодня мы с вами изучим волокна натуральные животного происхождения-шерстяные и шелковые. Ткани из этих волокон являются экологически чистыми и поэтому представляют определенную ценность для человека и положительно влияют на его здоровье.
Шерсть - издавна известна людям. Это волосяной покров животных: овец, коз, верблюдов. Основную массу шерсти(95%) дают овцы. Шерстяной покров снимают с овец специальными ножницами или машинками. Длина шерстяных волокон от 20 до 500мм. Состригают почти цельной неразрывной массой, которая называется руном.
Кроме овец, использовали шерсть и других животных. В Америке это были кролики, ламы, опоссумы, бизоны, в Азии-верблюды и козы. Из тонкого волоса верблюда производили мягкие и красивые ткани, а и грубого волоса делали приводные ремни, долго считавшиеся самыми прочными. Древние греки для изготовления одежды применяли мягкие, прекрасно драпирующиеся ткани из шерсти.
Виды шерстяных волокон - это волос и шерсть, они длинные и прямые, и пух - он более мягкий и извитый.
Перед отправлением на текстильные фабрики шерсть подвергают первичной обработке: сортируют, т.е. подбирают волокна по качеству; треплют - разрыхляют и удаляют засоряющие примеси; промывают горячей водой с мылом и содой; сушат в сушильных машинах. Затем изготавливают пряжу, а из нее на текстильных фабриках-ткань. В отделочном производстве ткани красят в различные цвета или наносят на ткани различные рисунки. Ткани из шерсти вырабатываются гладкоокрашенными, пестроткаными и напечатанными.
Шерстяные волокна имеют следующие свойства: обладают высокой гигроскопичностью, т.е. хорошо впитывают в себя влагу, стойкие к воздействию солнца. Шерсть считается самым "теплым" волокном. Шерстяные ткани мало пачкаются и не слишком мнутся. Они обладают хорошими гигиеническими свойствами, в одежде из таких тканей комфортно, тело "дышит".
Из шерстяных волокон изготавливают платьевые, костюмные, пальтовые ткани. В продажу шерстяные ткани поступают под такими названиями: драп, сукно, габардин, кашемир и др.
Шелк, а точнее, шелковая нить - это продукт деятельности тутового шелкопряда, насекомого, известного в Китае с незапамятных времен (по мнению Конфуция, с 3 тысячелетия до нашей эры).
Легенда гласит, что китайская императрица Xен-Линг-Чи (2600 лет до н.э.) первая открыла это замечательное волокно. Она случайно уронила кокон в горячую воду и увидела, что из размягченного кокона отделились шелковые нити. Императрице пришла в голову мысль о том, что нить, которой гусеница обматывает себя, можно размотать и соткать из нее полотно. Что она и сделала. Ткань получилась на славу тонкая, легкая практичная, красивая. Так родилась древнейшая культура шелководства, основанная на жизнедеятельности тутового шелкопряда, питающегося листьями белой шелковицы (тутовник).
Любовь древних к шелку вызвана его исключительными природными и техническими особенностями. При помощи шелка покупали мир, заключали союзы, шелк посылали с посольствами правителям далеких стран.
Таким образом, шелк играл очень важную роль, как в древности, так и в средневековье.
В Китае было под страхом смертной казни запрещено вывозить гусениц шелкопряда или их личинки за пределы страны.
Цена шелковой нити была равна весу золота, поэтому шелк был доступен очень богатым вельможам. Более 3тыс. лет Китаю удавалось сохранять тайну разведения шелкопряда.
В 555 году двум монахам удалось вывезти несколько личинок к византийскому царю. Благодаря этим личинкам, а также, знаниям, приобретённым монахами в Китае о разведении шелкопрядов, производство шёлка стало возможным и вне Китая.
Самка бабочки откладывает 500-700 яиц и спустя 18-20 дней погибает. Развитие яиц продолжается 10-12 дней, за это время яйца становятся из белых серо-фиолетовыми и из них появляются гусеницы длиной около 3мм., которые начинают питаться свежими листьями тутового дерева. Через 25 дней гусеница увеличивается в массе и размере (становится длиною с палец, массу увеличивает в 10000 раз), Созревшие гусеницы перестают, есть и обматывает себя шелковой нитью, образуя коконы. В коконе гусеница за 3-4 дня развивается в куколку, а затем через 10дней в бабочку.
Шелк прекрасно "холодит" в жару. Как ни странно, это свойство вытекает из его способности держать тепло. Не менее ценно и то, что шелковое волокно, не становясь влажным на ощупь, способно впитывать влагу до 50% от собственного веса! Катышков, основных врагов прочих видов пряжи, на шелковой ткани практически не образуется. Шелковая нить очень крепка, но в некоторых случаях требует особо бережного обращения: изделия из шелка можно стирать только мягкими моющими средствами и нельзя сушить на солнце. Существует много сортов шелка (штоф, муслин, газ и т.д.) 35 минут, объяснение, демонстрация
5 Практическая работа: Распознавание волокон шерсти и натурального шелка"
Практическая работа выполняется в рабочей тетради. (Каждый ученик получает карточку-задание и набор образцов тканей. Сравнивают образцы и записывают свои наблюдения в рабочую тетрадь)
Во время выполнения практической работы учитель обходит рабочие места, контролирует технику безопасности, правильно ли организовано рабочее место, комментирует встречающиеся ошибки, пути их исправления. 30 минут, объяснение, показ трудовых действий, самостоятель-ная работа учащихся.
6 Подведение итогов занятия (заключительный инструктаж и выдача домашнего задания)
Заключительный инструктаж, включающий в себя демонстрацию выполненной работы, общую характеристику работы, анализ допускаемых ошибок, оценку работы каждого ученика.
Критерии оценок:
«5» - ткань определена верно, все признаки точно определены.
«4» - ткань определена верно, есть недочеты в определении признаков
«3» - ткань определена верно, много ошибок в определении признаков
«2» - ткань определена неверно.
Фронтальная беседа с учащимися:
Что нового узнали на уроке?
Что научились делать на уроке?
Что мы узнали о свойствах шелковых тканях?
Что узнали о свойствах шерстяных тканей?
Проанализировать урок, сделать необходимые замечания, проверить выполненную работу, выставить оценки.
10 минут, беседа.
7 Уборка рабочих мест 2 минуты