План-конспект открытого интегрированного урока на тему Путешествие чисел в страну Имя числительное


Интегрированный урок русского языка,
татарского языка и математики для 5, 6 и 7 классов
«Путешествие Чисел в страну «Имя числительное»
Цель урока:
Систематизировать и обобщить изученный материал по теме: «Имя числительное», «Сан», «Числа»;
Развить представление о взаимосвязи математики, русского и татарского языка, в рамках культурологического метапредметного урока;
Закрепить правила склонения числительных при решении математических заданий.
Тип урока: интегрированный
Вид урока: урок - закрепление

Ход урока:
Организационный момент (Урок начинается с эмоционального слова учителей):
Учитель русского языка:
Добрый день, дорогие ученики и уважаемые гости! Мы рады видеть вас у нас в гостях!
Друзья мои! Мы очень рады
Войти в приветливый ваш класс,
И для нас уже награда
Вниманье ваших умных глаз!
Мы знаем: каждый в классе – гений!
Но без труда талант не впрок,
Скрестите шпаги ваших мнений,
Мы вместе сочиним урок!
Давайте поприветствуем друг друга (учащиеся подают в приветствии «пять» партнёру по лицу, по плечу)!
- Сегодня на уроке мы с вами будем работать под девизом: «Ум и сердце в работу вложи, каждой минутой в труде дорожи».
- Итак, по методу ТИМ ЧИР произнесём наш девиз (учащиеся произносят девиз).
Учитель математики:
Наши соавторы и судьи,
Оценкой вас не накажут,
За странный слог не обессудьте!
А дальше прозой мы расскажем!
Актуализация
Учитель татарского языка:
- Безнең бүгенге дәресебез гади дәрескенә түгел, ә дәрес-сәяхәт! Кая баруыбызны, без ребусны чишкәч, белербез. Карагыз әле тактага, монда нинди сүз качып ята икән? (слайд 1 с ребусом).
- Нинди сүз килеп чыкты? (“Сан” сүзе)
- Димәк, безнең бүгенге сәяхәтебез саннар иленә булачак. (слайд 2)
Учитель русского языка:
- В некотором царстве, в некотором государстве, морфологическо-математическом, жили-были имена числительные и числа. Жили они дружно-предружно. Семья их состояла из порядковых и количественных числительных. Ох, и любили они считать, на путь истинный наставлять. Итак, ребята, наше сегодняшнее путешествие будет в страну имён числительных. А чтобы начать путешествие, вы должны будете ответить на некоторые вопросы (слайд 3).
Учитель татарского языка:
- Ә хәзер татарча сорауларга да җавап бирик (слайд 4).
Учитель математики:
- Ребята, скажите, пожалуйста, какие числа вы знаете? Приведите примеры этих чисел? (простые и составные, целые и натуральные, чётные и нечётные, взамно простые). Молодцы, ребята! Вы очень хорошо справились со всеми заданиями!
Основная часть урока
Учитель русского языка:
Как обойтись бы без числа
Наука точная могла?
Расчёт во всяком деле нужен.
Ты с числительным будь дружен.
- Отправляемся в путешествие по нашей необычной стране. У вас на партах лежат карты путешествия (слайд 5), посмотрите на них: станции «Поисковая», «Математическая», «Орфографическая», «Финальная». От станции к станции мы будем «отправляться» под этот звук гудка поезда (вкл. гудок поезда).
Учитель татарского языка:
- Сәяхәтебезне башлыйбыз. Беренче тукталыш «Эзләнү»-«Поисковая» (вкл. гудок поезда). Саннарны беләсезме икән? Тикшереп карыйк әле! Сезгә әлеге биремдә саннарны сүзләр белән алыштырырга кирәк булачак.
(слайд 6, на каждом столе лежит карточка с этим заданием. Работа проводится по обучающей структуре «Think – Write – Round Robin» Финк – Райт - Раунд Робин. Даётся 2,5 минуты). - Тикшерәбез (слайд 7 и 8)! Молодцы!
Учитель русского языка:
Далее ребята, следуют отрывки из стихотворений и поэм - как на татарском, так и на русском языках. Вы должны в них найти имена числительные и определить их разряд (слайд 9-14, учащиеся читают и выполняют задание по очереди). Молодцы!
Учитель математики:
- Отправляемся на следующую станцию «Математическая» (вкл. гудок поезда). Вас на этой станции приветствует Царица наук «Математика» и она приготовила вам немного интересных задачек. Они для каждого из вас лежат на столах. Читаем вопрос и пишем ответы там же (слайд 15).
1) Назовите квадрат числа 2, 3, 5,10? А, скажите, пожалуйста, чему же равен квадрат номера нашей школы?
2) Назовите лишнее число: 35; -14; 71
3) Решите задачку (слайд 16). Ребята, поменяйтесь своими решениями с партнёром по плечу. Проверяем (дети проверяют).
4) (вкл. слайд 17). Ребята, посмотрите, здесь какая-то неразбериха посреди дороги.… Разберитесь, пожалуйста, в чём дело? Помогите числу «12» найти свой дом – ему надо попасть в натуральный ряд чисел. Молодцы! Счастливого пути! (вкл. гудок поезда)
Физкультминутка (включается музыка с видео «Ёлочка»)
Учитель татарского языка:
- Без хәзер сезнең белән “Орфография” тукталышына китәрбез (вкл. гудок поезда). Анда сезне яңа уен көтәчәк. Ул уенның исеме “Сүздәге хәрефне алыштыр, һәм яңа сан китереп чыгар” (слайд 18). У вас на столах лежат задания для станции “Орфографическая” (работа в группе). Проверяем (слайд 19).
Учитель русского языка:
Ну, вот мы и прибыли на станцию «Финальная» (вкл. гудок поезда).
На столах вы видите задание на этой станции (листки берёт каждый, слайд 20). Я читаю вам числительные, а вы должны их распределить по столбцам (учитель диктует числительные). Проверяем (устно: один ученик читает 1 столбик, другие сравнивают и т.д.)
Разминка про «Семёна»: один из учащихся читает стих про Семёна (слайд 21) и выполняют задание (слайд 22, ответы на слайде 23).
Заключительная часть урока
Учитель татарского языка:
-Менә безнең сәяхәт тә ахырына җитте. Без бүген дәрестә саннар белән бик күп күнегүләр эшләдек. Саннарның төркемчәләрен кабатладык.Ә хәзер сез минем сорауларга җавап бирегез әле:
-Тиздән нинди бәйрәм була? Җиңү бәйрәме.
- Җиңү көне кайчан була? 9 нчы май көнне.
-Җиңүгә ничә ел була? 70 ел була. (вкл. слайд 24)
-Бөек Ватан сугышы кайчан башланган? 1941 нче елда.
-Бөек Ватан сугышы кайчан тәмамланган? 1945 нче елда.
Учитель математики:
- Наше путешествие подходит к концу.
На уроке мы правильно писали, произносили и употребляли числительные;
Числа всюду: и в кино, и на документах…
Мы сегодня повторили несколько фрагментов:
Числа целые, корень уравнения,
Частное, квадраты… И ещё сравнение!
Учитель русского языка:
- В некотором царстве, в некотором государстве дружно жили имена числительные, …но наше путешествие и наш урок заканчиваются. С нами остаются знания и дружба, великий и могучий русский и татарский язык, и, конечно же, царица наук - математика!
Итог урока (домашнее задание, выставление оценок)
Учитель математики:
- Домашнее задание для путешественников мы приготовили необычное, различное, запишем (слайд 25). Выставление оценок – вскрывают конвертик на карте путешествия, в котором лежат «4» и «5». Учащиеся сами себе выбирают ту цифру, которая соответствует их оценке (вкл. слайд 26).
Учитель татарского языка: Всем спасибо и до новых встреч!