Конспект урока русского языка на тему Закрепление орфографических и грамматических навыков


Урок по русскому языку 2 класс УМК «Гармония»
Тема: Закрепление орфографических и грамматических навыков.
Цель: - создать условия для закрепления умений решать орфографические задачи в корне слов;
-развивать умения составлять текст по данным словам;
- развитие интереса к урокам русского языка.
Формулируемые УУД:
Личностные: 1.Положительное отношение к учению, готовность преодолеть школьные затруднения. 2. Интерес к урокам русского языка, к самому языку, уважение, понимание его богатства, желание им умело пользоваться. 3. Развитие эстетических чувств: чувство точного, яркого слова, стремление к аккуратному, красивому письму.
Регулятивные:1. Понимать, принимать и сохранять учебную задачу. 2.Действовать по плану и планировать свои действия. 3.Контролировать процесс и оценивать результаты.
Познавательные: 1. Осознавать познавательную задачу. 2 Проводить анализ, классификацию слов по орфограммам.
Коммуникативные: 1.Умение задавать и отвечать на вопросы, поддерживать беседу .2 .Вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность. 3. Допускать возможность различных точек зрения, высказывать и аргументировать свою.
Ход урока
Организационный момент
Слайд 2.
- С добрым утром начат день
Первым делом гоним лень
На уроке не зевать,
А работать и писать.
Начинаем урок!
II Актуализация опорных знаний.1 – Запишите число и слова «Классная работа» в тетрадях.
Восемнадцатое апреля.
Классная работа.
У. Выделите орфограммы.
1 ученик у доски.



II. Тема и цель урока.
- Сейчас мы с вами будем разгадывать загадки, а из первых букв отгадок составим слово – это и будет темой и целью нашего урока:
На доске:
Дети по 1 записывают слова на доске.
З - бывает беляк и русак (заяц)
А - самая крупная ягода (арбуз)
К - главная часть слова (корень)
Р - у неё есть исток (река)
Е - ленная ягода, похожа на малину, но не малина (ежевика)
П - на ней путешествовал Емеля (печка)
Л – спутник Земли (Луна)
Е - этими иголками не шьют рубашки (еловыми)
Н – последний месяц осени (ноябрь)
И - высушенный виноград (изюм)
Е - полоскун (енот)
Проверка выполнения задания.
- Какое слово у вас получилось?
ЗАКРЕПЛЕНИЕ (учитель открывает слово на доске)
На уроке каждый должен работать так, что бы с уверенностью сказать:
Слайд 3.
ТЕПЕРЬ Я ЗНАЮ И УМЕЮ!
Дети записывают в тетради тему урока.
Слайд 4.
(эти слова были отгадками загадок)
заяц
арбуз
корень
река
ежевика
печка
Луна
еловыми
ноябрь
изюм
енот
- Посмотрите внимательно на эти слова.
На какие группы вы можете их распределить?
По каким признакам это можно сделать?
По орфограммам.
По вопросам.
Если разделить слова по вопросам, какие группы вы получите?
НАЗВАНИЯ ПРЕДМЕТОВ НАЗВАНИЯ ПРИЗНАКОВ (еловыми – о чём так говорилось в загадке?)
Какие группы вы ещё знаете?
НАЗВАНИЯ ДЕЙСТВИЙ
СЛОВА ПОМОЩНИКИ
СЛОВА УКАЗАТЕЛИ
- А если разделить слова по орфограммам?
- Что такое орфограмма?
Орфограмма (от греч.orthos – правильный и gramma – письмо), написание, соответствующее правилам орфографии, требующее применения этих правил.
Орфография (от греч. orthos – правильный и gratho – пишу), правописание – система правил, определяющих единообразие способов передачи речи (слов, их форм и значимых частей) на письме.
- Какая орфограмма чаще других вызывает у вас затруднения? (буква безударного гласного)
- Какие орфограммы, изученные нами, встретились в этих словах?
- Какие мы умеем проверять?
- Как это показать в работе? (подчёркиванием)
Могу доказать - одной чертой
Не могу - ставлю точку
Непроверяемые написания – тремя линиями (нужно запомнить)
1. БЕЗУДАРНЫЙ ГЛАСНЫЙ (НЕПРОВЕРЯЕМЫЙ): заяц, арбуз, ноябрь, изюм
2. БЕЗУДАРНЫЙ ГЛАСНЫЙ (ПРОВЕРЯЕМЫЙ): река, корень
3. ПАРНЫЕ СОГЛАСНЫЕ: арбуз
4. ЗАГЛАВНАЯ БУКВА В ИМЕНАХ СОБСТВЕННЫХ: Луна
5. ЧК, ЧН: печка
6. Ь - ПОКАЗАТЕЛЬ МЯГКОСТИ СОГЛАСНОГО ЗВУКА: корень, ноябрь
III .Самостоятельное применение знаний.
Словарная работа
У. – Сначала закрепим и проверим знания по правописанию непроверяемых орфограмм.
2 чел за доской.
Взаимопроверка.
1 вариант 2 вариант
береза мороз
корзина деревня
ребята весело
кефир корзина
сметана сосиска
Москва Россия
- Поменяйтесь листочками. Возьмите в руки карандаш, проверьте работы.
- Проверенные работы верните.
- Встаньте те, у кого ошибок нет.
- Поднимите руку те, кто допустил одну ошибку.
- Возьмите светофоры. Проверим ребят у доски.
Упражнение в умении находить и исправлять ошибки.
Разве можно без улыбки
Видеть Кузины ошибки.
Пишет Кузя - первоклассник
У детей карточки с текстом.
« Код пушок бальшой проказник,
Он опять забрался в банку,
Сел у бабушки сметану.»« Я хадил сегодня в лез,
Там на дериво залес,
А потом спускался вниз
Да нечяянно повиз.»
Быстро Кузе помогайте,
Все ошибки исправляйте!
1 ученик за доской
Взаимопроверка с доской.
У. – Чтобы определить, знания по какой теме мы будем закреплять дальше, выполните задание
Слайд 5
(фронтальная работа, учитель на доске собирает части слова после ответа детей).
У. – Приставку возьмите из слова «Содружество» (СО);
- Корень из слова «подставка» (СТАВ);
- У второго слова корень как в слове «словарь» (СЛОВ);
- Окончание как в слове «школа» (А).
На доске словосоставленное из карточек:
СОСТАВ СЛОВА
Слайд 6
- Вам нужно записать слова в столбик и разобрать их по составу.
2 ученика за доской.
Слайд 7.
1 вариант 2 вариант
покраска походка
голодная холодная
полёт забег
снежок ледок
слоны стрижи
Проверка со светофорами.
Однокоренные слова.
Слайд 8
Выпишите только родственные слова и выделите в них корень.
Лес, леска, лесник, лесок.
Гора, гореть, горка, пригорок.
Матрос, море, моряк, морской.
Гусь, гусыня, гусёнок, гусеница.
Водить, вода, водица, водная.
Рисунок, рис, рисую, зарисовка.
Проверка.
Игра словесный конструктор.
Слайд 9
Итог урока.
- Над чем мы сегодня работали на уроке? Какие знания закрепляли?
- Покажите какое у вас настроение в конце урока.
- Рефлексия. (вееры с цифрами)
Слайд 10.
Спасибо за работу! Слайд 11.