Урок русского языка 4 класс. Разбор глагола по составу

Автор: Задачина Елена Александровна
Тема: Разбор глагола по составу
Цель: Организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и первичному закреплению алгоритма морфологического разбора глагола. Содействовать развитию у школьников умения структурировать информацию, анализировать познавательный объект, осуществлять самокоррекцию учебной деятельности; развитию наблюдательности, речи; формированию умения работать в паре и в группе.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, учебники русского языка, тесты, карточки.

Ход урока.

Организационный момент.
- Какой у нас урок?
- С каким настроением вы пришли на урок? Я очень рада. С хорошим настроением работа на уроке будет интересной и плодотворной.

Актуализация опорных знаний.
- Прочитайте предложение на доске. Запишите, по ходу объясняя пропущенные орфограммы.
Нельзя, чтоб тот себя пр_слав_л, кто грамматическ_ _ (не)зна_т правил.
- Может ли это высказывание стать девизом урока русского языка? Почему?
– Над какой частью речи мы сейчас работаем с вами, ребята? (Слайд 1)
- Что обозначает глагол? На нашем уроке мы будем выполнять действия: учиться думать, размышлять
- Назовите глаголы в этом предложении.
- В какой форме они стоят?
- Поставьте глагол «прославил» в неопределённую форму, запишите. А теперь измените его по временам.
Прославить, прославил, прославит.
- Почему нет формы настоящего времени?
- Какие виды разборов мы можем провести над глаголом?
- Какой вид разбора вам наиболее интересен?
- У кого уже очень хорошо, получается, выполнять разбор глагола по составу?
- Мы сейчас это проверим. Выполните разбор этих глаголов по составу.
(1 ученик на закрытой доске, остальные в тетрадях)
Прославить, прославил, прославит

3. Постановка проблемы.
- У всех получилось так, как у ?
- В некоторых словах ребята допустили ошибки.
( Назвать ошибки.)
- Почему разбор этих слов вызвал затруднение? У нас возникла проблема. Есть два варианта решения этой проблемы. Я могу вам сама рассказать, как её решить.
А есть другой вариант – вы сами попробуете решить эту проблему. И решите её сообща, работая в группах.
(Дети образовали группы по 4 человека. Группа, выполнившая задание, поднимает руки.)
Карточки с заданиями для групп.
- Определите по схемам, к каким частям речи относятся слова? (сущ., прил., 2 глаг.)
- Слов какой части речи на карточке больше?.
- Над какой же темой мы будем работать?
(Разбор глагола по составу) (Слайд 2)
- Что вам подсказало на схеме, что это глагол?
- Что же нужно определить, когда приступаем к разбору глагола по составу?
( После ответа ученика на экране появляется запись)
4. Решение проблемы.

– Определяем, в какой форме стоит глагол: (Слайд 3)
думать – неопр. форма
сделаем – буд. вр. 1л. мн. ч
рассказала – прош вр. ж. р.

- Выделяем суффиксы и окончания, которые не входят в основу: думать, сделаем, рассказала. (Слайд 4)

- Выделяем основу: думать, сделаем, рассказала (Слайд 5)

.
- В составе основы выделяем корень:
думать, сделаем, рассказала. (Слайд 6)

5) - Находим и выделяем приставку и глагольный суффикс: думать, сделаем, рассказала. (Слайд 7)
Образец записи:
думать - глаг. неопр. ф.
сделаем – глаг. буд. вр. 1 л. мн. ч.
рассказала – глаг. прош. вр. ж. р. ед. ч.
- Что у нас получилось? Как назовёте эту схему, эти действия по шагам? (Алгоритм, порядок.)
- Над какой проблемой будем работать? Чему учиться?
- Алгоритм разбора глагола по составу.
( На экране появляется запись) (Слайд 8)
- Объясните, почему, перед тем, как разбирать глагол по составу, нужно определить, в какой он форме.
- Почему удобнее начинать разбор глагола по составу «с конца»?
- Ребята, у вас на парте лежат памятки. Кто будет затрудняться в разборе глагола, можете пользоваться ею.
Памятка алгоритма разбора глагола по составу.
Форма глагола.
Не входит в основу.
Основа.
Корень
Приставка, суффикс.
5. Закрепление изученного.
1) Работа по учебнику.
Упражнение 293. (1 ученик 1-ый столбик.
2 ученик 2-ой столбик).
бегают – глаг. наст. вр. 3 л. мн. ч.
читали – глаг. прош. вр. мн. ч.
строить – глаг. неопр. Ф
улыбается – глаг. наст. вр. 3л. ед. ч.
идти - глаг. неопр. ф.
молчат – глаг. наст. вр. 3л. мн. ч.
( Физминутка)
Идти, шагать и улыбаться,
И повернуться, и вдохнуть.
Руки поднять и опустить, и наклоняться,
И потянуться, просто отдохнуть.
Теперь чуть-чуть присесть и встать.
Вот сколько действий помогают
Нам глаголы совершать.
6. Игра «Составь слово» (Слайд 9)
( На проекторе – таблица. Работа выполняется коллективно). Запишите полученное слово, укажите его части.
Из первого слова возьми ты приставку,
А из второго корень возьми.
Суффикс используй из третьего слова.
Теперь прочитай, твоё слово готово! (Слайд 10)

пришёл дума бегать

забег горит хватать

побежал работник играть

поход похвально сорить

- Молодцы, ребята, мне вам хочется сказать два последних, получившихся у вас слова. Вы очень хорошо поработали, и вас хочется похвалить. Умницы!
7.Самостоятельная работа.
( разноуровневые задания.) Фронтальная проверка. (Слайд 11)

Красные
Синие
Жёлтые

Подбери слова к данным схемам:




Разбери глаголы по составу:
полетела
приближаться
цветут
крутить
Определи, какой глагол подходит к схемам?



подскажешь
бегаешь
держать
уколоться
убежать


- Вам предлагаются карточки трёх цветов. На каждом цвете определённые задания. Прочитайте и выберите, какое задание вы хотели бы и смогли выполнить?
- Кто выбрал красную карточку? (1 к доске)
- Кто – синюю? (1 у доски)
- Кто - жёлтую? (1 у доски)

Тест – проверка. (Слайд 12)
- А теперь проверим знания каждого ученика, выполнив предложенный тест.

Чтобы выполнить разбор глагола по составу я сначала:
а) Определю спряжение глагола;
б) Определю, в какой форме стоит глагол;
в) Выделю основу.


Если глагол стоит в прошедшем времени, то я:
а) Выделю окончание и суффикс –л-;
б) Выделю глагольный суффикс;
в) Выделю корень.

Суффикс -ся (сь) возвратного глагола:
а) Не входит в основу глагола;
б) Входит в основу глагола;
в) Иногда входит.

( Проверка теста на экране) (1-б 2-а 3- б) (Слайд 13)

9. Итог урока.

- Назовите тему урока.
- Какую учебную задачу (проблему) ставили?
- Справились ли вы с её решением? Обоснуйте ответ.
- Какие формы работы вам были наиболее интересны?

Домашнее задание.

Выполните упражнение № 294. И так как некоторые ребята хотели сделать сегодня и другой разбор, помимо словообразовательного, можете выполнить любой вид разбора. (Слайд 14)









13 PAGE 14415