Конспект урока на тему: Морфемный и словообразовательный разбор слова


Педагогический колледж им. Ж. Досмухамедова
«Утверждаю»
Учитель:_____Павлова И.В.
Методист:_____Джамбаева А. Б.
Выполнила: Сапиева Ж.М.
Поурочный план по русскому языку
6 «Г» класс
Тема: «Морфемный и словообразовательный разбор слова»
Уральск - 2016 г.
Поурочный план
Предмет: Русский язык
Класс: 6 «Г» класс
Время:
Тема урока: Морфемный и словообразовательный разбор слова
Цели и задачи урока по формированию компетентности:
А)Информационной
В)Коммуникативный
Б) По решению проблем Совершенствовать знание учащихся о морфемных и словообразовательных разбор слова на основе материала урока, формировать алгоритм правильного написания однокоренных слов
Развитие диалогической и монологической речи учащихся на основе устной и письменной коммуникации, обогащению их словарного запаса.
Используя технологию развивающего обучения воспитывать бережное отношение к слову , к родному языку на основе материала урока, формировать алгоритм правильного написания однокоренных слов.
Технологии: Технология развивающего обучения
Методы: Словесный, объяснительно-иллюстративный, частично- поисковый.
Межпредметные связи: Литература.
Средства обучения: Учебник, доска
Ход урока Деятельность учителя Деятельность ученика Ожидаемый результат
I. Организационный момент
Здравствуйте, ребята! Давайте поприветствуем друг друга. Посмотрите на своего соседа и улыбнитесь. Пусть ваша улыбка поднимет настроение у других. Приветствуют учителя.
Организация внимания учащихся, обеспечение полной готовности к работе , ознакомление с новым материалом.
Настроены на проведения урока. Готовы к изучению новой темы русского языка.
II. Изучение нового материала - Сегодня тема нашего урока «Морфемный и словообразовательный разбор слова» записываем число, классную работу и тему урока.
Ребята, Морфемика – это раздел языкознания, в котором изучается система морфем языка и морфемная структура слов.
Морфемы: корень, суффикс, приставка, окончание.
Корень – это обязательная часть слова.
Только из корня состоят служебные слова (но, для, если), междометия (ах, алло), многие наречия (очень, весьма), неизменяемые существительные (алоэ, кенгуру) и прилагательные (беж, макси).Приставка — словообразовательная морфема, стоящая перед корнем или другой приставкой (пере-делать, пре-хорошенький, при-морье, кое-где, пере-о-деть).
Суффикс — словообразовательная морфема, стоящая после корня (стол-ик, красн-е-ть).
В лингвистике наряду с суффиксом выделяют также постфикс — словообразовательную морфему, стоящую после окончания или формообразующего суффикса (умы-ть-ся, к-ого-либо).
Окончание — формообразующая морфема, выражающая грамматические значения рода, лица, числа и падежа (хотя бы одно из них!) и служащая для связи слов в словосочетании и предложении,
Окончание есть только у изменяемых слов. Нет окончаний у служебных слов, наречий, неизменяемых существительных и прилагательных, деепричастий, инфинитива.
План морфемного разбора слова:
1. Выделяем окончание и основу слова.
2. Выделяем корень слова, подбирая однокоренные слова.
3. Выделяем приставки и суффиксы.
Образец морфемного разбора:
Двухэтажный (окончания –ух, -ый, основа … (такая основа называется прерывистой), корни дв-, этаж-, суффикс –н-).
Переулок (окончание нулевое, основа переулок, корень –ул-, приставка пере-, суффикс –ок).
Словообразование – это процесс образования производных слов и раздел языкознания, изучающий этот процесс.
Способы словообразования:
Приставочный: делать – переделать
Суффиксальный: синий – синенький
Приставочно-суффиксальный: стакан – подстаканник
Усечение: заместитель – зам
Сложение: лес+степь – лесостепь
Сращение: вечнозеленый
Аббревиация: Московский государственный университет – МГУ, сберегательный банк – сбербанк
Смешанные способы словообразования: орден+носить = орденоносец (сложение и суффиксация)
Схема словообразовательного разбора:
1) Поставить слово в начальную форму (слушатель).
2) Дать толкование лексического значения слова (например: слушатель – это тот, кто слушает).
3) Определить, от какого слова образовано разбираемое слово и выделить в нем основу.
4) Определить, с помощью какой части слова оно образовано и выделить ее.
Пример словообразовательного разбора:
В слове «слушатель» выделяем суффикс (-тел-), а в слове слушать – основу (слуша-). Читается так: слово «слушатель» образовано от слова «слушать» с помощью суффикса -тел-
.Образец словообразовательного разбора:
1. Под-окон-ник – окно
Основа окн-
Средства словообразования: приставка под- и суффикс –ник. Способ словообразования: приставочно-суффиксальный
2. Мир(о)твор-ец – мир+творить
Основы, от которых образовано слово, - мир- и твор-
Средства словообразования: сложение основ и суффикс –ец.
Способ словообразования: сложение и суффиксация Настроены на восприятие нового материала, знакомятся с новым правилом о морфемных и словообразовательных разбор слова
Учащиеся записывают в рабочих тетрадях план морфемного разбора слова:
1. Выделяем окончание и основу слова.
2. Выделяем корень слова, подбирая однокоренные слова.
3. Выделяем приставки и суффиксы.
Образец морфемного разбора:
Двухэтажный (окончания –ух, -ый, основа … (такая основа называется прерывистой), корни дв-, этаж-, суффикс –н-).
Переулок (окончание нулевое, основа переулок, корень –ул-, приставка пере-, суффикс –ок).
Записывают схему словообразовательного разбора:
1) Поставить слово в начальную форму (слушатель).
2) Дать толкование лексического значения слова (например: слушатель – это тот, кто слушает).
3) Определить, от какого слова образовано разбираемое слово и выделить в нем основу.
4) Определить, с помощью какой части слова оно образовано и выделить ее.
Пример словообразовательного разбора:
В слове «слушатель» выделяем суффикс (-тел-), а в слове слушать – основу (слуша-). Читается так: слово «слушатель» образовано от слова «слушать» с помощью суффикса -тел-
.Образец словообразовательного разбора:
1. Под-окон-ник – окно
Основа окн-
Средства словообразования: приставка под- и суффикс –ник. Способ словообразования: приставочно-суффиксальный
2. Мир(о)твор-ец – мир+творить
Основы, от которых образовано слово, - мир- и твор-
Средства словообразования: сложение основ и суффикс –ец.
Способ словообразования: сложение и суффиксация
Имеют представление о новом материале. Настроены на урок.
Учащиеся записывают в рабочих тетрадях план морфемного разбора слова
Умеют делать морфемный разбор слова
Записывают схему словообразовательного разбора:
Понимают и умеют делать словообразовательный разбор слова III.Закрепление нового материала.
1. Даны слова: петь, учить, одеть, знал, столик, верхом, рано, волчонок, новее, ворча. Для каких слов из перечисленных годится следующий морфемный разбор:?
Какое слово неправильно разобрано по составу?

Следующее упражнение выполним на доске
Задание: составьте словообразовательную цепочку по образцу
Образец: Красноватенький- красноватый- красный.
Слова для выполнения задания:
Доледниковый ,пересоленный,
долголетие, сверхготовность, ненаучный , раскрасавец
бесчеловечный
Следующее упражнение, выполняется аналогично предыдущему. Его вы выполните самостоятельно, а потом проверим.
Восстановите слова, которые в словообразовательном ряду находились между исходными и полученным словом по образцу.
Образец учитель записывает на доске. Лесочек - лес; лесочек – лесок – лес.
Слова для выполнения упражнения:
Болезненность приукрасить разговорчивость ,сверхзащитный
Задание 1-го уровня один ученик выполняет на доске. После которого получает отметку в журнал. Все остальные выполняют вместе с ним в тетрадях.
• Восстановите словообразовательную цепочку;
Собирательница <— ... <— Вдумчивость <—...<—
Лесничество <—... <—
Задание на словообразовательный разбор слова. Ученики по желанию комментируют порядок разбора.
Разберем слово зеленоватый
1.Зеленоватый- оттенок зеленого цвета.
2.Зеленоватый – зеленый, образовано с помощью суффикса –оват-
3.Основа зелен из слова зеленый.
4.Суффиксальный способ словообразования.
Обеспечение восприятия осмысления и первичного запоминания знаний. Выполнение заданий.
петь, верхом, рано, новее, ворча. В слове учить два суффикса, в слове одеть есть приставка, в остальных словах представлено нулевое окончание.
ОБНОВЛЕНИЕ. В этом слове следует выделить корень - новл- (чередование в/вл).
Учитель диктует слова для разбора.
. Ученики по очереди выходят и делают упражнение на доске.
Доледниковый (ледниковый, ледник);
пересоленный (соленный, соль);
долголетие (долгий);
сверхготовность (готовность);
ненаучный (научный, наука);
раскрасавец (красавец);
бесчеловечный (человечность, человек).
Учащиеся восстанавливают слова
Болезненность – боль (болезнь);
приукрасить – красить (украсить);
разговорчивость – говор(разговор);
сверхзащитный – защита (защитный
Восстанавливают словообразовательную цепочку;
Собирательница <— ... <— собирать (собиратель)
Вдумчивость <—...<— дума (вдумчивый)
Лесничество <—... <— лес (лесник).
Учащиеся вместе с учителем разбирают слово зеленоватый
1.Зеленоватый- оттенок зеленого цвета.
2.Зеленоватый – зеленый, образовано с помощью суффикса –оват-
3.Основа зелен из слова зеленый.
4.Суффиксальный способ словообразования. Развивают монологическую и диалогическую речь. Умеют выполнять задания с помощью правила.
VI. Рефлексия -Что нового вы узнали на уроке?
-Что вам больше всего понравилось?и понравилось ли?
Слушают учителя, отвечают на вопросы. Дают оценку успешности достижении цели