Урок русского языка Морфемный и словообразовательный разбор слова (6 класс)


КОНСПЕКТ УРОКА
Тема урока: Морфемный и словообразовательный разбор слова. Словообразовательный словарь. Школа: ГУ «Средняя школа №7 отдела образования акимата города Костаная»
Дата: 12 неделя 3 урок, 5.12.2016 г. ФИО учителя: Фатхудинова Аймагуль Мухтарбековна
КЛАСС: 6 АКоличество присутствующих: Количество отсутствующих:
Цели обучения, которые необходимо достичь на данном уроке
-совершенствовать навык морфемного и словообразовательного разбора слов;
-дифференцировать эти виды разбора слов;
-развивать орфографическую зоркость;
- воспитывать бережное отношение к природе, умение видеть и восхищаться её красотой.
Цели обучения Все учащиеся смогут: вспомнить теорию данного раздела, производить морфемный и словообразовательный разбор, разграничивать эти два вида разбора.
Большинство учащихся будут уметь: правильно выполнять морфемный и словообразовательный разбор, грамотно и логично составлять новые слова, применять их в устной и письменной речи
Некоторые учащиеся смогут: выполнить все задания верно, самостоятельно сделать вывод, практически использовать полученные в результате анализа знания.
Языковая цель Учащиеся могут: дать определение морфемам и определение правописанию корней, применять порядок разборов при выполнении заданий.
Ключевые слова и фразы: морфемный разбор, словообразовательный разбор, разграничение, морфемика, морфемы, корень, суффикс, окончание, основа, постфикс, словообразовательная цепочка.Стиль языка, подходящий для диалога/письма в классе:
Discuss the chart that is created. Which is the most popular fruit choice? Howdoweknow?
Has every learner’s choice been recorded? Howcanwecheck?
Ask learners if they can think of other questions that we might have investigated. If ideas are not forthcoming, ‘lead’ the discussion by suggesting – what else could we have put in the basket? What other things could we try, to see if people have favourites? What other questions could we have asked about our fruit basket?
Take ideas and ask – What do you think the result might be? What would the pictogram look like?
Вопросы для обсуждения:
-
Можете ли вы сказать, почему...?
Подсказки:
Предыдущее обучение Пройдены все темы раздела «Морфемика». Это последний урок по «Словообразованию» перед контрольной работой.
План
Планируемые сроки Планируемые действия (замените записи ниже запланированными действиями) Ресурсы
Начало урока
2-5 мин 1. Организационный момент, постановка цели урока и мотивация учебной деятельности учащихся Цель: Подготовить учащихся к работе на уроке, способствовать созданию эмоционального настроя на совместную коллективную деятельность Мотивационное начало урока (дети стоят).
Звучит песня «Снег кружится». Ребята, представьте, что мы с вами снежинки. Вот пошёл сильный снег, снежинки весело кружат в воздухе, постепенно опускаясь на землю. Сначала опустились самые маленькие, хрупкие снежинки (сели девочки), затем снежинки побольше (сели мальчики). Все снежинки оказались на земле. Тихо вокруг, наступила звёздная ночь. Но с восходом зимнего солнца снежинки начали просыпаться, они обрадовались морозному утру, улыбнулись солнышку и сказали друг другу: «Доброе утро!» Вот и я рада видеть ваши лица, ваши улыбки, и, думаю, что сегодняшний урок принесёт всем нам радость общения.
Тема урока: Морфемный и словообразовательный разбор.
Актуализация знаний.
Цель: актуализировать знания учащихся по теме.
Прием «Круг»
Формативное оценивание
Фрагмент песни «Снег кружится»
Презентация
На доске
Середина урока
5-35 мин Вызов.
Цель: вспомнить порядок выполнения разборов.
На прошлых уроках мы изучили темы «Морфемика» и «Словообразование». Сегодня мы повторим эти темы, закрепим умение выполнять разные виды разбора слова.
Давайте вспомним этапы анализа слова:
У доски пишет ученик
Морфемный: часть речи
1.окончание
2.основа
3.суффикс(ы)
4.приставка
5.корень
Словообразовательный:
1.Дать толкование лекс.зн-я слова
2.сравнить состав данного слова с однокоренным, выявить ту часть, с помощью которой оно образовалось
4.определить, от чего образовано слово
5.назвать способ образования
Формативное оценивание учащихся
Осмысление
Цель: отработать навык разборов при выполнении заданий; развивать умение работать с текстом; умение отвечать на «толстые и тонкие вопросы» по тексту; развивать логическое мышление, сообразительность.
Работа с текстом.
- А сейчас мы прочитаем текст, из которого узнаем, откуда берется снег.
(Учитель раздает всем уч-ся карточки с текстом и читает его вслух).
Где рождается снег?                                                                      
                                (По М. Гумилевской)
Что такое снег?  Это много, очень много красивых снежинок: они падают и падают с высоты на землю, на деревья, на крыши домов – чистые, хрупкие, сверкающие.
Раньше думали, что снег – это замерзшие капельки воды. Но снег никогда не родится из капелек воды. Капельки воды могут стать градинками, комочками льда. Но они никогда не превращаются в снежинки.      
Водяные пары  поднимаются очень высоко над землей, и здесь сразу же из водяных паров образуются крохотные льдинки- кристаллики. Кристаллик все время растет и становится удивительно красивой звездочкой. Снежинки медленно опускаются, собираются хлопьями  и падают на землю.
« Толстый и тонкий вопросы». Парная работа
- Из чего рождается снег?
- А что рождается из капелек воды?
- Как автор описывает снежинки?
- Объясните значение словосочетания «хрупкие снежинки».
Взаимооценка в лист успешности.
Задания:
Выписать из текста однокоренные слова и разобрать по составу.
Снег, снежинки; вода, водяные; лед, льдинки.
                - А какие еще однокоренные слова можно подобрать к этим словам?
                - Как называются части слова?
                - Какой мы произвели разбор?
Произвести словообразовательный разбор этих же слов.
                    Снежинки           снег
                     Водяные                  вода
                     Льдинки                 лед
- Каким способом образованы слова?
ФизминуткаРабота по вариантам
1в. Произведите морфемный разбор слов: зимний, снеговик, ледокол, морозец, замерзла, свежий, воздух.2 в. Произведите морфемный разбор слов, выберите слова, соответствующие схемам
Кукольный (театр) ____________________________________________________
Тонкосуконный (комбинат) ____________________________________________
Октябрьский (район) __________________________________________________
Этнографический (музей) ______________________________________________
Железнодорожный (вокзал) _____________________________________________
Универмаг «Юбилейный»
1. 2. 3.
Самопроверка по компьютеру. Самооценивание.
«Собери россыпи»
А теперь составьте словообразовательную цепочку из этих слов (слова даны вразброс)
Лед, ледниковый, доледниковый, ледник 
Разморозить, мороз, морозить, разморозиться     
   - Каким способом образованы эти  слова?
Самооценивание.
На доске ватман
У каждого ученика памятка на парте и тексты с заданиями
Словообразовательный словарь
Конец урока
35-45 мин - Чем мы занимались на уроке, что нового узнали?
- Для чего нужно знать словообразовательный и морфемный разборы?
Мы изучили темы «Морфемика» и «Словообразование». Словообразование – один из важнейших разделов русского языка, один из важнейших источников пополнения словарного запаса.
Многие орфографические правила опираются на словообразование. Поэтому, чтобы понять смысл, суть правил, надо хорошо знать состав слова, его строение, находить морфемы и точно определять границы между ними.
Рефлексия
Цель: узнать уровень усвоения
«5»• Кому на уроке было всё понятно, со всеми заданиями справлялись уверенно, повесьте на доску снежинку.
 «4»• Если вы затруднялись при выполнении заданий, чувствовали себя неуверенно, повесьте сосульку. 
«3»• Кому на уроке было очень трудно, с заданиями не справлялись, повесьте дождик.
Оценивание по листам успешности. Снежинки, сосульки, дождик.
Листы успешности
Дополнительная информация
Дифференциация.
Как вы планируете поддерживать учащихся?
Как вы планируете стимулировать способных учащихся? Оценивание.
Как вы планируете увидеть приобретенные знания учащихся? Межпредметные связисоблюдение СанПиН
ИКТ компетентностьСвязи с ценностями
учащиеся с высоким уровнем мотивации
учащиеся с высоким уровнем мотивации
групповая работа
парная работа
работа по вариантам наблюдение учителя
результаты работы в тетради
качество ответов учащегося
самооцениваниевзаимооцениваниеформативное оценивание русский язык
информатика
ИЗО
Рефлексия
Были ли цели обучения реалистичными?
Что учащиеся сегодня изучили?
На что была направлено обучение?
Хорошо ли сработала запланированная дифференциация?
Выдерживалось ли время обучения?
Какие изменения из данного плана я реализовал и почему?
Используйте пространство ниже, чтобы подвести итоги урока. Ответьте на самые актуальные вопросы об уроке из блока слева.
Итоговая оценка
Какие два аспекта в обучении прошли очень хорошо (с учетом преподавания и учения)?
1:
2:
Какие два обстоятельства могли бы улучшить урок (с учетом преподавания и учения)?
1:
2:
Что узнал об учениках в целом или отдельных лицах?