Конспект урока русского языка в 5 классе по теме Фонетический разбор


Учебный предмет Русский язык
Класс 5
Тема урока Фонетический разбор слова.
Цель деятельности учителя
Выявить степень владения учащимися теоретическими знаниями и учениями по изучаемому материалу; развивать мышление учащихся; формировать у них умение анализировать свои учебные действия, выделять главное.
Тип урокаЗакрепления знаний и способов деятельности
Планируемые образовательные результаты
предметные - расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов; познакомить с порядком фонетического разбора слова; совершенствовать навык фонетического разбора;
личностные – самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация;
формирование УУД:
метапредметных: коммуникативных – планирование учебного сотрудничества, овладение различными видами речевой деятельности, формирование умения выражать свои мыслив соответствии с задачами и условиями коммуникации;
регулятивных – целеполагание, прогнозирование, контроль, саморегуляция, поиск путей решения проблемы;
познавательных – формирование устойчивой учебно – познавательной мотивации к предмету; формирование умения составлять алгоритм действий и работать по нему; выработка умения анализировать, сравнивать, устанавливать связи.
Методы и формы обучения Наблюдение за языком, создание проблемных ситуаций; индивидуальная, групповая, фронтальная.
Вступительное слово.
Вслушайтесь в звучание стихотворения «Весенняя гроза» Ф.И. Тютчева.
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.
Гремят раскаты молодые...
-Какие звуки передают грохот, раскаты грома? (г, р)
-Такой приём в художественной литературе называют звукописью.
-Звукопись – передача слуховых впечатлений словами, напоминающими звучание природных явлений или звуки издаваемые животными.
-Этот приём часто используют в поэзии. И мы с вами в этом убедимся на уроках литературы.
Сегодня у нас необычное занятие — урок погружения в разнообразный мир звуков, окружающий нас со всех сторон. Звуки «живут» и внутри нас самих. Давайте же погрузимся в этот мир и попробуем в нем разобраться.
-Какой раздел науки о языке изучает звуки? Фонетика.
Прежде, чем перейти к теме урока, давайте проверим полученные вами ранее знания.
ОТВЕТЫ НА ДОСКЕ
Лингвистическая задача.
1 группа Разделите слова на слоги
Ки-ло-метр, ма-га-зин, пред-мет, муз-ей
2 группа Прочитайте слова в транскрипции и запишите орфографически правильно:
[баица] [ваз'м'ом] [л'охк'ий'] [сй'эст] [сонцэ] [вышыфка] [скаска]
Боится, возьмем, легкий, съесть , солнце, вышивка, сказка.
3 группа
Запишите в три колонки слова, распределив их по принципу:
1) звуков больше букв;
2) звуков меньше букв;
3) звуков = букв.
Пьеса, звёздный, объём, льдины, ёжик, каюта.
Звуков больше Звуков меньше Звуков= букв
Ежик
Каюта Звездный
Льдины Пьеса
Объем
-Отлично! Для чего нужно изучать фонетику?
(Для правильного произношения в устной речи, для грамотного письма, так как многие орфографические правила основаны на знании фонетики)
-Что мы называем словом транскрипция? (Запись слова, как мы его слышим)
-Как вы думаете, достаточно ли владеть только подобным видом разбора для того, чтобы уметь давать полную фонетическую характеристику слову?
Сформулируйте тему урока.
Запись числа и темы урока.
Что мы понимаем под словосочетанием «фонетический разбор»? (Определение признаков всех звуков, из которых состоит слово)
Что необходимо для выполнения любого разбора? (план, алгоритм)
Найдите в учебнике план фонетического разбора.
СТРАНИЦА……Прочитайте.
Загадка.
Под соснами, под ёлками лежит мешок с иголками.
Ёжик. Совместно.
Ёжик ё-жик, 2 слога [й'ожык]Ё [й'] - согласный, звонкий, мягкий, сонорный[о] - гласный, ударный;Ж [ж] - согласный, звонкий, твёрдый;И [ы] - гласный, безударный;К [к] - согласный, глухой, твёрдый______4 буквы, 5 звуковЗагадка. Самостоятельная работа.
Что же это за девица,
Ни швея, ни мастерица,
Ничего сама не шьёт,
А в иголках круглый год?
Ель
Первый сделавший –на оценку.
ФИЗМИНУТКА
- Вышла мышка как-то раз (ходьба на месте). Поглядеть который час (повороты влево, вправо, пальцы «трубочкой» перед глазами).
- Мышки дернули за гири (руки вверх и приседание с опусканием рук). Раз, два, три, четыре (хлопки над головой).
- Вдруг раздался страшный звон (хлопки перед собой).
- Убежали мышки вон (бег на месте).
Запишем предложения.
Объяснительный диктант.
Стоял жаркий июльский день. Косыми жаркими лучами солнце жгло сухую землю. Густая пыль поднималась по дороге и наполняла воздух. Облака объединялись в большую тучу. Прогремел дальний гром.
Произвести фонетический разбор слова ГУСТАЯПРОВЕРКА- поменяйтесь тетрадями РАЗДАТКА С ПРАВЕЛЬНЫМ ОТВЕТОМ
Домашнее задание:
1.Контрольные вопросы на стр.147
2.Найдите строки стихотворения, в которых используется приём звукописи.(Ромашов, Меркулова, Ткачева, Полякова)
Рефлексия.
-Что нового узнали на уроке?
-Какие трудности у вас появлялись в процессе работы?
-Как вы их преодолевали?
-Понравилось ли вам на уроке?
- Какое настроение у вас сейчас?