Презентация на тему Формирование орфографических навыков младших школьников


МКОУ «Болотниковская ООШ»Лямбирского муниципального района Республики МордовияИз опыта работы учителя начальных Семёновой С.А.Формирование и совершенствование орфографических и речевых умений и навыков младших школьников Одной из важнейших целей, стоящих перед начальной школой, является изучение родного языка. В свою очередь, формирование орфографической грамотности − главнейшая задача обучения русскому языку младших школьников. Орфографическая грамотность обеспечивает точность выражения мыслей и взаимопонимания в письменном общении.Орфографическая грамотность – это составная часть общей языковой культуры, залог точности выражения мысли и взаимопонимания. Ее основы закладываются в начальных классах. Актуальность выбранной проблемы Хорошо развитые речевые навыки, точная и грамотная устная речь в различных ситуациях общения, грамотное письмо воспринимают как признак воспитанности и образованности личности и в значительной мере определяют общественную и профессиональную активность человека. «Грамотное письмо – не просто движение пишущей руки, а особая речевая деятельность. Чем развитее ребёнок, чем богаче его словарь и синтаксис, чем правильнее его произношение, тем легче даётся ему правописание». Н.С. Рождественский Орфографическая зоркость - это умение замечать орфограммы, то есть те случаи при письме, где при едином произношении возможен выбор написания. это способность, умение быстро обнаруживать в тексте, в словах и их сочетаниях орфограммы, а также определять их типы.Орфографическая зоркость формируетсяв процессе языкового анализа и синтеза, выделения звуков и букв, морфем при чтении, при письме диктантов, просто списывании.Орфографическая зоркость Факторы формирования орфографической зоркостиЗрительный факторСлуховой фактор. Рукодвигательный фактор. Проговаривание. Этапы решения орфографической задачи по М.Р.Львову увидеть орфограмму в слове; определить ее вид: проверяемая она или нет, если да, то к какой грамматико-орфографической теме относится, вспомнить правило; определить способ решения задачи в зависимости от типа (вида) орфограммы; определить «шаги», ступени решения и их последовательность, т. е. составить алгоритм решения задачи; решить задачу, т. е. выполнить последовательные действия по алгоритму;написать слово в соответствии с решением задачи и осуществить. Упражнения, способствующие формированию орфографической зоркостисписываниеПисьмо по памятиПисьмо с пропуском орфограммСкоростное списываниеПисьмо с проговариваниемКомментируемое письмо Правила в стихотворной формеМягкий знак и твердый знакБыло “сели”,Стало “съели”,Догадаться вы сумели,Почему случилось так?Кто виновник?– Твердый знак.Твердый знак нам нужен тожеБез него писать не сможем:Съезд, съедобный, объявление,И подъезд, и объяснение.ЧК----ЧНКозочка, горочка, 33 пригорочкаОй! ЧК, ЧК, ЧК!Кочка, почка, звездочкаРечка, ночка, строчка,Точка, кочка, дочка,Строчный, булочный, ночной,Точный, шуточный, речной.Знаем мы наверняка,Где ЧН, а где ЧК! Стихи-опоры и рифмы-подсказки ПЛАТЬЕ ЗАКАТ Пальто, платье и платок Запах, запад и закат Буквой «А» пиши, дружок! Пишем, дети, с буквой «А». Не забудь про сапоги! «А» да «О» им не враги!   А вы знаете, что СО? Что за «ЛИ»? А вы знаете, что БА? Что за «МОН»? А вы знаете, что КИ? В звуках нету смысла. Что СОБАКИ-пустолайки Но едва шепнут: Научилися летать? - ЛИМОН…- Д. Хармс Сразу станет кисло. Г. Сапгир Орфограммы в загадкахДва березовых коняПо снегам несут меня.Кони эти рыжи ,А зовут их лыжи Ночь .Но если захочу Щелкну раз и день включу. (выключатель) Упражнения с использованием пословиц Упражнения с использованием пословиц Словарно-орфографическаяработаРабота со словарными словами может быть проведена на любом этапе урока: - в начале урока с целью проверки домашнего задания, уточнения и конкретизации знаний учащихся, а также с целью активизации знаний школьников; - в середине урока по ходу объяснения нового материала, введения очередных словарных слов из общего программного минимума; - в конце урока при отработке навыков, при выполнении практической работы, объяснении домашнего задания.. Основные этапы в работе со словарным словом.I этап. Знакомство с новым словарным словом.Способы предъявления нового слова:а) чтение загадки, отгадывание её учащимися;б) прослушивание грамзаписи и определение предмета, о котором идёт речь;в) рассматривание предметной картинки; г) описание признаков предмета или предъявление слова-синонима, слова-антонима.II этап. Работа над слуховым образом словарного слова.III этап. Запись слова с «окошком»: м дведь.IV этап. Работа над зрительным образом словарного слова. Этимологическая справка  ДЕРЕВНЯ – небольшое поселение людей. В старину, чтобы основать такой посёлок, построить дома, распахать землю, люди должны были расчистить место от леса. Для этого выкорчёвывали, дёргали с корнем деревья. С тех пор то место, на котором корчевали, дёргали с корнем деревья , а потом строили дома, распахивали пашню, стали называть деревней.ДЕРЕВНЯ – ДЕРЕВО = место, очищенное от деревьев.ДЕРЕВО – ДЕРУ = то, что дёргают из земли, очищая её. Места не хватало, приходилось расчищать участки леса – вырубать, драть целину. Так возникли деревни. (По М. Рабиновичу) Словарная работа написание орфограммы по аналогии с внешним видом предмета составление ребусов Приём замены развёрнутого определения одним словомОтветить письменно одним словом:комната для занятий в школе (класс);дорога с рядами деревьев по обеим сторонам (аллея);учащийся средней школы (ученик);длинная коробочка для ручек, карандашей (пенал) и т. д. Словообразовательные упражнения со словарными словамиИгра «Собери слово». Узнайте слово, которое задумано.Задуманное слово, однокоренное со словом «КРАСИВЫЙ».Приставка, как в слове «ПОШЁЛ».Суффикс, как в слове «БЕРЁЗКА».Окончание, как в слове «ПЕЧКА».  Ответ: ПОКРАСКА Упражнения лексического характераВыпиши из словаря слова на заданную тему: «Птицы», «Овощи», «Домашние животные» и т. д. Игра «Найди лишнее слово». В каждой строке найдите лишнее слово. Подчеркните его.По какому принципу отобраны слова? Капуста, помидор, огурец, яблоко. Четверг, вторник, октябрь, суббота. Корова, сорока, молоко, воробей. Ошибки в письменной речи приводят к ошибкам в поступках и действиях, так как небрежное отношение к языку порождает небрежное отношение ко всему, что окружает маленького человека. Спасибо за внимание!