Внеурочная работа Человек и книга



Пояснительная записка.

Одним из главных изобретений человечества является книга. Ни для кого не секрет, что сегодня все больше детей вырастает, так и не полюбив книгу. Чаще всего дети читают хрестоматии, комиксы, смотрят видеофильмы, кино, играют в компьютерные игры, а художественная книга остается для них нереализованным источником знаний. Усилить воздействие книги как средства познания окружающего мира, источника знаний и эмоциональных впечатлений, развивать познавательный интерес школьников – задача уроков классного, а особенно внеклассного чтения. Внеурочная воспитательная работа обладает некоторыми преимуществами по сравнению с учебной, так как организуется на добровольных началах и имеет большие возможности для организации различных видов деятельности, позволяя использовать в оптимальном сочетании традиционные и инновационные формы и методы работы.
Внеурочная деятельность «Человек и книга» способствует расширению читательского пространства, развитию индивидуальных возможностей каждого ребенка, воспитанию ученика – читателя. Занятия внеурочной деятельности помогут решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребенка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребенка – и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.
Занятия с детьми целесообразно проводить один раз в неделю. Каждое занятие включает работу по формированию читательских умений и расширению читательского кругозора ребенка. Кроме того, у детей формируется нравственные знания и чувства: любовь, сопереживание, жалость и др. Для того чтобы занятия были интересны и не утомляли детей, предусмотрены разные виды деятельности: игровая, творческая, исследовательская, проектная. Активизации деятельности школьников способствует разнообразие форм и методов работы: коллективные творческие дела, выставки, конкурсы, викторины, праздники, устные журналы, встречи с интересными людьми. Успех работы по данной программе в значительной степени зависит от умелого использования средств воздействия на эмоциональную сферу школьников произведениями классиков русской и зарубежной литературы, гениальными творениями композиторов и живописцев.

Главные цели:
- создание на практике условий для развития читательских умений и интереса к чтению книг;
- расширение литературно-образовательного пространства учащихся;
- формирование личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных учебных умений.
Преемственность внеурочной деятельности с основным курсом литературы позволяет от класса к классу проводить системную работу по интеллектуальному развитию и обогащению читательского опыта школьника. Программа способствует овладению детьми универсальными учебными действиями (познавательными, коммуникативными, регулятивными, личностными) и читательскими умениями. Формы организации могут быть различными: литературные игры, конкурсы-кроссворды, библиотечные уроки, путешествия по страницам книг, проекты, встречи с писателями своего края, уроки-спектакли и т. д.
Содержание внеурочной деятельности создает условия для углубления знаний, полученных на уроках литературы, и применения их в самостоятельной читательской деятельности. На факультативных занятиях предполагается практическая работа с разными типами книг, периодическими и электронными изданиями.



Задачи содержания внеурочной деятельности «Человек и книга»
Содержание программы внеурочной деятельности создает возможность для:
- воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран.
- ученик-читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности.
- в процессе общения с книгой развиваются память, внимание, воображение.
Программа внеурочной деятельности – это создание условий для использования полученных знаний и умений на уроках литературы, для самостоятельного чтения и работы с книгой. Содержание внеурочной деятельности поможет школьнику общаться с книгами: рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге.
В программу включены занятия библиографического характера, которые познакомят начинающего читателя с авторами книг, обогатят его читательский опыт и эрудицию.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы внеурочной деятельности
В результате освоения программы внеурочной деятельности «Человек и книга» формируются следующие предметные умения, соответствующие требованиям государственного образовательного стандарта основного общего образования:
- осознавать значимость чтения для личного развития;
- формировать потребность в систематическом чтении;
- использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
- уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
- пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации;
- уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
- уметь самостоятельно работать с новым произведением;
-уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;
- уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
- прогнозировать содержание книги  до чтения, используя информацию из аппарата книги;
- отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
- ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);
- составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
- пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.
Коммуникативные учебные умения:
- участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать свое мнение и аргументировать свою точку зрения;
- оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;
- высказывать свое суждение об оформлении и структуре книги
- участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;
- соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т. д.
Универсальные учебные действия:
- находить книгу в открытом библиотечном фонде;
- выбирать нужную книгу по теме, жанру и авторской принадлежности;
- сравнивать книги одного автора разных лет издания по оформлению;
- формулировать и высказывать свое впечатление о прочитанной книге и героях;
- характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на заданную тему;
- сравнивать книгу-сборник с книгой – произведением;
- слушать и читать книгу, понимать прочитанное;
- пользоваться аппаратом книги;
- овладевать правилами поведения в общественных местах (библиотеке);
- систематизировать по темам детские книги в домашней библиотеке.

































Содержание программы
34 часа

№ п/п
Тема
Кол-во часов
Вид занятия
Дата

1
Самые интересные книги, прочитанные летом
1
Составление читательских дневников, беседа


2
Концерт «Русские фольклорные произведения»
1
Исполнение произведений русского фольклора


3

«Осень – милая пора!»
2
Литературная викторина по произведениям русских поэтов


4
Инсценировка басен И.А.Крылова


2
Создание проектов



5
Есенинские чтения


1
Конкурс чтецов


6
Конкурс кроссвордистов по произведениям А.С.Пушкина
1
Составление кроссвордов



7
Читаем вместе
2
Чтение учащимися полюбившихся книг


8
Посещение школьной библиотеки


1
Экскурсия


9
Конкурс иллюстраций к прочитанным книгам

1
Выставка рисунков


10
Писатели – юбиляры


1
Создание проектов


11
Любимые детские газеты и журналы
1
Выставка изданий периодической литературы


12
«Литературная гостиная»

2
Знакомство с любимым писателем


13
Литературная новогодняя викторина по сказкам


1
Викторина по новогодним сказкам


14
Сочиняем сказки
1
Составление сказок по предложенному началу


15
Просмотр кинофильма «Чучело» (по произведению Ю. Железнякова)


2
Просмотр и обсуждение фильма


16
Литературная игра «Слабое звено»


1
Игра


17
Конкурс чтецов патриотических стихотворений

1
Конкурс чтецов


18
Инсценировка юмористических рассказов А.П. Чехова

1
Создание проектов


19
Презентация любимых рассказов о природе

1
Представление рассказов с использованием репродукций картин


20
Конкурс чтецов стихотворений о мамах

1
Конкурс чтецов


21
Создание сценариев к поэтическим произведениям


1
Составление сценариев


22
Просмотр кинофильма «Уроки французского» (по произведению В. Распутина)

2
Просмотр и обсуждение фильма


23
Литературная викторина по мифам Древней Греции

1
Работа в группах


24
Устный журнал «Твоя книжная полка»

1
Составление презентаций


25
Читательская конференция «Зачем нужны книги в компьютерный век?»

1
Круглый стол, доклады


26
Конкурс чтецов стихотворений о Великой Отечественной войне

1
Конкурс чтецов


27
Литературная игра «Что? Где? Когда?»

1
Игра


28
Что прочитать летом
1
Рекомендации учителя











Литература для учителя.
Русские писатели. Биогр. слов. В 2-х ч. / Ред. - сост. П.А. Николаев. - М.: Просвещение, 1990.
Русские писатели XX в. Биогр. слов. / Сост. и глав. ред. П.А. Николаев. М.: Научное изд. «Большая Российская энциклопедия», «Рандеву АМ», 2000.
Светловская Н.Н. Методика внеклассного чтения. – М.: Педагогика, 1980
Светловская Н.Н. Самостоятельное чтение. – М.: Педагогика, 1980
Сухин И.Г. Занимательные литературные кроссворды - тесты. – Ярославль, «Академия развития», 2006
Праздник - ожидаемое чудо! Внеклассные мероприятия (спектакли, утренники, юморины, викторины). – Составитель: Жиренко О.Е., Москва: «ВАКО», 2006
Щуркова Н.Е. Собрание пестрых дел. – М.: 1994
Яценко И. Ф. Поурочные разработки по внеклассному чтению.- Москва, «ВАКО», 2006



Литература для учащихся.
Русские народные сказки. /Сост. В.П. Аникин. – М.: Просвещение, 1992
Светлый мир. Произведения русских писателей. / Сост. Е.А. Копытова. Ижевск. 1998
Сборники русских народных сказок, пословиц, поговорок
Детские журналы: «Мурзилка» и др.
Книги-сборники о детях и для детей
Книги о защитниках Отечества








13PAGE 15






15