Урок по ОМ Откуда пошла Русь? 4 класс

Урок по ознакомлению с окружающим миром
4 класс
программа «Гармония»

Тема: «Откуда пошла Русь»

Цель
Познакомить учащихся с историей возникновения Руси.

Задачи:
познакомить учащихся с племенами, образовавшими Древнюю Русь;
закрепить понятия: род, старейшина, племя, вождь;
развивать интерес к прошлому своего Отечества; продолжить развитие умения пользоваться исторической картой, выявлять причины и следствия исторических событий; развить познавательный интерес к истории своего государства;
воспитывать уважительное отношение к прошлому России.

Используемое оборудование и материалы: мультимедийный проектор, экран, компьютер; карточки со словами «род», «племя», «старейшина», «вождь»; раздаточный материал для каждого уч-ся.

Ход урока
Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Меня зовут Татьяна Владимировна. Мы с вами проведём урок ознакомления с окружающим миром.
Постановка проблемного вопроса и сообщение темы и задач урока.
Так как я сегодня пришла к вам в гости, а в гости с пустыми руками не ходят, посмотрите, что я вам принесла (украшение). Как вы думаете, кому оно могло принадлежать? Конечно же девушке, женщине. Это украшение передаётся в моей семье из поколения в поколение. Может ли быть у этой вещи своя история? У этого предмета есть своя история и она очень длинная. Мы сегодня отправимся в то время, когда такие украшения были актуальны.
Ребята, сколько вам лет?
А у вас есть своя история? А у России есть история?
Сегодня мы с вами поговорим о том, как зародилась земля русская. Мы увидим территорию, которую занимала Русь. Узнаем, кто жил на той территории, чем занимались, как защищались люди.
С чего же начинается история России? Оказывается, наши предки, которых называли славяне появились в 4 – 5 веке.
Ребята, посмотрите, эта лента истории. Вот наше время, а нам надо попасть вот сюда. Сколько веков назад надо отсчитать? (ответы детей)
В то время письменности ещё не было. Так как же люди узнали: «Откуда пошла Русь».
Открываем тетради. Записываем число и тему: «Откуда пошла Русь».

III. Изучение нового материала.
1. Кто были наши предки.
Из поколения в поколение передавались легенды, былины, обряды, рисунки. И люди жили этой историей. В 8 веке Нестор – монах Киево-Печёрского монастыря, а вы знаете, кто такой монах?
Монах – человек, который ведёт строгий образ жизни с отказом от жизненных благ и удовольствий, так вот, Нестор стал создавать свои записи. Он их создавал по годам, из года в год, из лета в лето. Так появилась первая русская летопись «Повесть временных лет». У нас есть уникальная возможность попасть в виртуальный мир и познакомится с Нестором.
В монастырской келье узкой,
В четырёх глухих стенах
О земле о древнерусской
Быль записывал монах.
Он писал зимой и летом,
Озарённый тусклым светом.
Он писал из года в год
Про великий наш народ.
Ребята, чтоб вам были понятны все слова в его рассказе, давайте вспомним, что такое род, и узнаем значение новых слов племя, старейшина, вождь, община. Новые слова запишите в тетрадь.
Рассказ Нестора.
2. Работа по учебнику.
Откройте учебники на стр. 36 и прочитаем, что об этом рассказывает нам автор нашего учебника.

IV. Закрепление изученного.
Предлагаю игру. Мы побываем в образе наших предков. Нам надо разделиться на племена. Ребята сидящие за первыми партами поворачиваются к ребятам за вторыми партами, а ребята сидящие за третьими поворачиваются к ребятам за четвёртыми столами. За 20 секунд каждому племени надо выбрать вождя. Теперь у племен есть вожди. Уважаемые вожди, вам надо представиться, встаёте и говорите: «Я вождь».
Вы можете предположить, что это?(показ заданий на узелках) Мы уже говорили, что в 4-5 веке люди не могли писать и поэтому задания они оставили нам завязав его узелками. Каждый узелок, что-то обозначает. Давайте узнаем, какие же задания оставил нам монах.
Вожди, возьмите задания для своих племён.
Первое задание читает племя
Задание № 1: Определите территорию, где поселилось ваше племя. Назовите реку, которая протекает вблизи вашего поселения и город.
У вас на столах есть карты, найдите территорию, которую занимает ваше племя. Через 20 секунд от каждого племени выходит представитель и показывает всем племенам, где расположилось его племя, при этом надо назвать город и реку. (Работа детей)
Задание № 2: Предположи, как могли произойти названия славянских племён.
Ребята, а с чем связаны названия племён? (Выделяют признаки названия племён)
Задание № 3: Расскажите, пользуясь картинками, чем занимались славяне.
Рассмотрите первую картинку и составьте рассказ 2 – 3 предложения. Время на обдумывание 30 секунд.
(Рассказ детей по двум картинкам)
А теперь послушайте, что ещё расскажет вам Нестор.
(Рассказ)
Задание № 4: За 1 минуту каждому племени надо построить поселение.
На столах у вас мозаика. Время работы 1 минута. Какое племя справится быстрее?
Задание № 5: на стр. 38 прочитать сообщение «Как защищались наши предки».
Вожди в племенах у вас есть, чем занимаетесь – знаете, дома построили. Пора поговорить о защите.
Чтение текста детьми.
V. Итог урока.
Как же жили славяне? (родами) Кто возглавлял род? (старейшина) Как появились племена? ( рода объединялись в общины, а общины в племена) Где селились наши предки? (на высоких берегах широких рек, в дремучих лесах, на холмах, окружённых непроходимыми болотами) В наших племенах есть вожди. Они нам скажут, почему племя выбрало именно их? Кто становился вождём? (самые опытные и талантливые воины).
В начале урока я вам показала украшение. Это одно из украшений восточных славян. И пришло оно к нам из какого века? Так, когда зародилась Русь? Как назывались племена восточных славян?
VI. Д/з
К словарным словам записать определения. В учебнике стр. 36-39, подготовиться к пересказу.
Рефлексия.



15