Статья «Повышение эффективности и качества процесса обучения и воспитания младших школьников посредством использования качественно новых информационных ресурсов и коммуникационных технологий»


СПРАВКА
о работе над собственным педагогическим исследованием
учителя начальных классов МБОУ СОШ №5 г. Михайловска
Калуцкой Надежды Вениаминовны
по теме «Повышение эффективности и качества процесса обучения и воспитания младших школьников посредством использования качественно новых информационных ресурсов и коммуникационных технологий»
Актуальность исследования
Сегодня, когда информация становится стратегическим ресурсом развития общества, становится очевидным, что современное образование - это непрерывный процесс. Для начальной школы это означает смену приоритетов в расстановке целей образования: одним из результатов обучения и воспитания в школе первой ступени должна стать готовность детей к овладению современными компьютерными технологиями и способность актуализировать полученную с их помощью информацию для дальнейшего самообразования. Для реализации этих целей возникает необходимость применения в практике работы учителя начальных классов разных стратегий обучения младших школьников и, в первую очередь, использование информационно - коммуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе. Поэтому я выбрала тему по самообразованию «Повышение эффективности и качества процесса обучения и воспитания младших школьников посредством использования качественно новых информационных ресурсов и коммуникационных технологий». Я прошла подготовку на курсах, изучила литературу по этой теме и стала использовать ИКТ, как на уроках, так и во внеурочной деятельности.
Цели и задачи, решаемые в исследованиПедагогическая цель, которую я поставила перед собой, заключается в следующем:
совершенствование методики проведения уроков по различным областям знаний с применением ИКТ;
обеспечение дифференцированного подхода к учащимся в образовательном процессе;
обеспечение условий для адаптации ребят в современном информационном обществе.
Задачи:
-активизация познавательной деятельности, повышение качества успеваемости школьников;
-достижению целей обучения с помощью современных электронных учебных материалов, предназначенных для использования на уроках;
- развитие навыков самообразования и  самоконтроля у младших школьников;
- повышение уровня комфортности обучения;
- снижение дидактических затруднений у учащихся;
- повышение активности и инициативности младших школьников на уроке;
- развитие информационного мышления школьников, формирование информационно-коммуникативной компетенции;
- приобретение учащимися навыков работы на компьютере с соблюдением правил безопасности.
Технология исследования
Основными направлениями использования информационных ресурсов и коммуникационных технологий в моей педагогической деятельности являются:
ИКТ на уроке
Уроки на основе компьютерных презентаций.
Работа на интерактивной доске.
Детские презентации на уроке.
Мультимедиа-уроки, которые проводятся на основе компьютерных обучающих программ.
Уроки по курсу «Информатика и ИКТ. Мой инструмент компьютер».
ИКТ во внеурочной деятельности
ИКТ на уроке
ИКТ технологии использую на любом этапе урока:
1. Для обозначения темы урока.
2. В начале урока с помощью вопросов по изучаемой теме, создавая проблемную ситуацию.
3. Как сопровождение объяснения учителя (презентации, формулы, схемы, рисунки, видеофрагменты и т.д.)
4. Для контроля учащихся. Подготовка подобных уроков требует еще более тщательной подготовки, чем в обычном режиме. Составляя урок с использованием ИКТ, я продумываю последовательность технологических операций, формы и способы подачи информации на большой экран. Степень и время мультимедийной поддержки урока различные - от нескольких минут до полного цикла.
Как писал великий педагог К.Д.Ушинский: «Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова, начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно…». Со времён Ушинского картинки явно изменились, но смысл этого выражения не стареет. Да и мы с Вами можем сказать, что урок, включающий слайды презентации, данные электронной энциклопедии вызывают у детей эмоциональный отклик, в том числе и самых инфантильных или расторможенных. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе склассом.
Уроки на основе компьютерных презентаций
Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к урокам считаю создание мультимедийных презентаций. "Презентация” - переводится с английского как "представление”. Мультимедийные презентации - это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка.
По данным диагностического исследования каналов восприятия в моём классе 16 учащихся – визуалы, 5 учащихся – кинестетики, 7- аудиалы. Учеными доказано, что человек запоминает 20% услышанного и 30% увиденного, и более 50% того, что он видит и слышит одновременно. Таким образом, облегчение процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов - это основа любой создаваемой мною презентации. Более того, презентация дает возможность мне самостоятельно скомпоновать учебный материал исходя из особенностей моего класса, темы, предмета, что позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта. Я использую созданные мною презентации на различных уроках:
• На уроке математики по теме «Величины. Длина» детям были предложены слайды, на которых с помощью зрительных образов они познакомились с понятиями «сажень», «локоть» и др. Ребята смогли отправиться в путешествие по странам, в которых были придуманы различные единицы измерения длины.
• На уроках русского языка презентации помогают мне провести словарную работу, составить алгоритм правописания различных орфограмм. При изучении различных тем предлагаю детям вставить пропущенные буквы, а во время проверки эти буквы раскрываются. На этапе проверки знаний предлагаю ребятам тест, в котором они должны выбрать правильный ответ, а затем сразу же проверить их выбор. Правильный ответ выделяю другим цветом, или подчеркиваю.
• На уроке окружающего мира во время изучения темы «Средние века» на этапе проверки домашнего задания использовала в презентации видео-ресерсы, с помощью которых ребята показали знание исторических памятников Древнего мира. Потом работали по карте «Эпоха Средних веков», по «реке» времени, рассматривали слайды с иллюстрациями изобретений Средневековья и др. Все это повышает интерес к изучению предмета.
• На уроках изобразительного искусства и технологии с помощью презентаций знакомлю детей с картинами знаменитых художников, со скульптурами и т.п. Также презентации позволяют показать детям различные технологические таблицы, последовательность изготовления каких-либо поделок и др.
Вывод: Презентации позволяют учителю: • наглядно представлять материал; • интенсифицировать процесс объяснения нового материала; • регулировать объем и скорость выводимой информации посредством анимации;
• повышать познавательную активность обучающихся.
Работа на интерактивной доске
Использование интерактивных технологий становится привычным явлением в российском образовании. Интерактивное оборудование, такое как интерактивные доски, создают устойчивую мотивацию учащихся к получению знаний и помогают творчески решать учебные задачи, тем самым, развивая образное мышление учащихся. С помощью интерактивной доски я демонстрирую презентации, создаю модели, активно вовлекаю учащихся в процесс освоения материала, вследствие чего улучшатся темп и течение занятия. Электронная доска помогает детям преодолеть страх и стеснение у доски, легко вовлекать их в учебный процесс. В классе не остаётся равнодушных. За счет большой наглядности, использование интерактивной доски позволяет мне привлечь внимание детей к процессу обучения, повышает мотивацию. Все, что есть на компьютере, демонстрируется и на интерактивной доске. На ней учащиеся передвигают объекты и надписи, добавляют комментарии к текстам, рисункам и диаграммам, выделяют ключевые области и добавляют цвета. С появлением интерактивной доски в классе у меня появилась возможность моделировать свой урок вместе с учениками в режиме мозгового штурма, демонстрировать учебный материал, делать письменные комментарии поверх изображения на экране, записывать идеи учащихся и таким образом создавать вместе с учащимися общий конспект с учебным материалом. Во время работы на интерактивных досках улучшается концентрация внимания учащихся, быстрее усваивается учебный материал, и в результате повышается успеваемость каждого из учеников, что качественно повышает уровень качества обучения.
При работе с интерактивной доской возникают некоторые трудности: • Наличие чисто технических проблем (скачки напряжения или отказ доски по различным причинам).
•Временные затраты на подготовку урока очень велики. • Необходимость временного ограничения работы с интерактивной доской на уроке из-за необходимости соблюдать санитарные нормы. Несмотря на все сложности, которые возможно решить, новые технологии открывают мне более широкие возможности для творчества.
Использование детских презентаций на уроке
С первых дней появления в классе компьютера дети особенно интересовались презентациями PowerPoint. Наконец, нашлись желающие узнать «как там все само двигается». Приносили заготовки из дома, что-то доделывали в классе, обменивались секретами. Самые первые работы были сделаны с помощью взрослых: родителей и учителя. Кроме работы над проектами (а к концу третьего класса подготовка презентаций к защите учебных проектов стала обычным делом), ребята стали принимать участие в подготовке презентаций к уроку. Обычно в конце урока я сообщаю следующую тему и предлагаю желающим подобрать интересные материалы, подготовить небольшое выступление. Использование детских презентаций на уроке многократно повышает мотивацию детей, особенно самих авторов материалов. В этом случае ученик выполняет роль учителя, комментируя не только содержание собственной презентации, но и объясняя, аргументируя использование тех или иных возможностей PowerPoint. После просмотра ребята задают уточняющие вопросы по содержанию, дают советы по оформлению и использованию эффектов анимации. Это помогает ребятам не только усвоить материал урока, но и научиться разрабатывать простейшие мультимедийные продукты. Таким образом, мы постепенно выходим к такой модели обучения, когда каждый обучает каждого.
Какие еще формы работы с детскими презентациями возможны?
Даю презентации домой  –  досматривать, пересматривать, усовершенствовать, придумывать вопросы...
К детским презентациям возвращаемся на обобщающих уроках....
Собираем в персональное портфолио ученика…
Главное условие для меня, как наставника, – презентации, подготовленные детьми, обязательно должны быть востребованы.
Использование различных обучающих программ
На своих уроках использую различные цифровые образовательные ресурсы и готовые программные продукты на компакт-дисках. Среди мультимедийных дисков в первую очередь следует отметить диск «Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия». Это увлекательное путешествие в мир знаний. Живое интересное изложение, яркое красочное оформление, доступность в использовании – все это делает ДЭКМ незаменимым помощником в познании мира маленькими «почемучками». Энциклопедия содержит множество полезных сведений об окружающем мире, о существующих и исчезнувших цивилизациях, великих эпохах и далеких мира, выдающихся деятелях прошлого и настоящего, о необычных явлениях природы, животных и растениях. Разнообразная иллюстрированная информация в игровой форме поможет пробудить в ребенке жажду открытий, доступно объяснит и познакомит с серьезными энциклопедическими знаниями, поможет освоить школьные предметы. «Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия» - это более 10000 удивительных фактов и явлений, богатейшая сокровищница знаний обо всем. Другим прекрасным цифровым ресурсом для начальной школы является «Природа. Человек. Общество». Каждую минуту у детей возникает множество невероятных вопросов об окружающем их мире. Их любознательность вполне естественна и объяснима, ведь каждый день ребята открывают для себя что-то новое. Ответы на многие свои вопросы они найдут в этом мультимедийном учебнике по окружающему миру. Он предназначен для учащихся 1-4 классов и содержит материал по основным темам школьного курса: «Времена года», «Живая и неживая природа», «Живые организмы» и другие. Яркие иллюстрации, интересные интерактивные задания, загадки и кроссворды, доступное изложение материала, тесно связанного с повседневной жизнью, делают занятия с диском интересными и эффективными.
На уроках по курсу «Основы православной культуры» для выявления уровня усвоения материала использую задания тренажёра и контроля из электронного приложения к учебнику А.В.Кураева.
. Мой инструмент компьютер»
Но, чем дальше, тем чаще я стала задавать себе вопрос: «Является ли наличие интерактивной доски в классе или проведение мультимедийных уроков условием формирования ИКТ-компетенций ученика? А учителя?» Мультимедийные уроки, безусловно, вызывают интерес ребят.  С каждым днем растет количество учителей, которые увлеклись созданием презентационного сопровождения к урокам и достигли на этом поприще значительных успехов. Все чаще звучит: «инновация». Но инновация ли это? Мы перешли от фланелеграфа к мультимедийной доске. Но, по сути, изменился лишь канал (даже не способ!) передачи информации.  Это приятно, удобно, но отнюдь не достаточно для того, чтобы сформировать у ребенка новые компетенции, потому что пока у компьютера учитель, компетенции формируются у него. И я стала искать УМК, который поможет учащимся на их уровне освоить инструментальные компьютерные среды для работы с информацией разного вида, познакомит со способами организации и поиска информации, научит создавать завершённые проекты с использованием освоенных инструментальных компьютерных сред. И я его нашла. Я познакомилась с УМК А.В.Горячева «Информатика и ИКТ. Мой инструмент компьютер» и в 3 классе стала вести этот курс в компьютерном классе.
На первом занятии – само собой! – обсудили правила поведения в компьютерном классе, затем ребята познакомились с основными устройствами компьютера и программами, управляющими работой компьютера. После блока уроков по этой теме я провела тест и практическую проверочную работу, и все ребята справились с заданиями. Следующие блоки уроков предполагали создание индивидуальных проектов с использованием освоенных инструментальных компьютерных сред. Как ребята увлеклись, какие прекрасные работы у них получились!
При создании рисунков работали с графическим редактором Paint. Кто-то был книголюбом и рисовал свой персональный экслибрис, кто-то был дизайнером витрин, кто-то рисовал иллюстрации к русским народным сказкам. Были и художники издательства, которые готовили для своего журнала страницы с рисунками-загадками, и авторы учебника, которые придумывали задачи для первоклассников. Очень интересные работы были у герольдов – ребята придумывали герб класса, герб семьи. А с каким удовольствием дети работали с конструктором мультфильмов «Мульти-Пульти»! Кто-то был режиссёром-мультипликатором и создал свой мультфильм, кто-то придумал свой рекламный ролик, а кто-то сделал мультконцерт, чтобы поздравить мам с 8 Марта. При работе над проектом «Дизайн помещений» использовалась программа «Дизайнер интерьеров. FloorPlan 3D». У ребят появилась возможность придумать план своей квартиры, выбрать любую мебель и расставить её в квартире.
В 4 классе начала работу с занятий на клавиатурном тренажёре, так как без умения набирать тексты на компьютере, выполнить запланированные проекты было бы невозможно. При создании текстов в текстовом редакторе MicrosoftWord большинство моих учеников, почему-то, выбрали роли кулинаров и королей волшебной страны, одни составляли рецепты своих лучших блюд, а другие создавали правила хорошего поведения для драконов.
В MicrosoftPublisher создавали печатные публикации. Ребята в роли работников кафе составляли меню для своих друзей, завучи школы юных волшебников придумывали расписание с волшебными предметами, директора детского телеканала оформляли расписание детских телепередач.
С программой MicrosoftPowerPoint мои ученики уже были знакомы к 4 классу, но это не уменьшило их интереса к работе. Кто-то стал автором электронного учебника, кто-то составил генеалогическое дерево своей семьи. А два мальчика решили к 70-летию со Дня Победы в Великой Отечественной войне создать презентацию «Военная техника времён Великой Отечественной войны».
Занятия по этому курсу стимулируют учащихся к участию в проектной деятельности, к самостоятельной и активной работе по расширению и углублению знаний, у ребят появилась потребность дополнительно разыскивать материал по теме. Повысился уровень компьютерной грамотности, творческого мышления, памяти.
ИКТ во внеурочной деятельности
Современные информационные ресурсы и коммуникационные технологии использую и в работе с одарёнными детьми. С начала обучения дети моего класса участвуют в школьных научно-практических конференциях. В первом классе создавали миниэнциклопедии, например, «Путешествие золотой рыбки», «Динозавры», «Азбука животных», «Азбука городов» и др. Все эти работы получили сертификаты конференции.
Одно из направлений применения ИКТ в реализации воспитательной системы класса - проведение классных мероприятий, родительских собраний. Использование средств ИКТ позволяет сделать данные мероприятия более наглядными, мобильными и интересными, а самое главное позволяет привлечь к их организации большее количество учеников, их родителей.
Результативность исследованияПсихолого-педагогические исследования в моём классе показали, что использование возможностей ИКТ способствовало:
повышению мотивации к учению,
повышению эффективности образовательного процесса за счёт высокой степени наглядности,
активизации познавательной деятельности, повышению качественной успеваемости школьников,
развитие наглядно-образного, информационного мышления,
развитию навыков самообразования и самоконтроля у младших школьников,
повышению активности и инициативности младших школьников на уроке,
повышению уровня комфортности обучения.
Результаты психолого-педагогических исследований
11430064770
Уровень познавательной активности
2015-2016уч. г.495300180975
Уровень общеучебных навыков. 2015-2016 уч.год-19050200660
-228600-577215
-381000203835
Заключение
За время исследования мною и моими ребятами создано немало, но это только «вершина» возможностей, которые мне может предоставить использование ИКТ в учебной и внеучебной деятельности. В будущем планирую работу с веб-сайтами, блогами, участие в интернет-конкурсах. Это интересно мне, интересно детям, дает положительный результат, значит надо двигаться вперед. «Чем выше и дальше каждый из нас идет, тем яснее видит, что предела достижений совершенства не существует.  Дело не в том, какой высоты ты достигнешь сегодня, а в том, чтобы двигаться вперёд вместе с вечным движением жизни» (Е.И.Рерих).
Библиографический список
1. Сетевое объединение методистов http://center.fio.ru/som 2. Газета «Первое сентября» http://nsc.1september.ru/ 3. Каталог ресурсов на Российском образовательном портале http://school.edu.ru/catalog.asp
4. Сеть творческих учителей /ИКТ в начальной школе http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=5025&tmpl=com 5. Виноградова Л.П. Использование информационных технологий в начальной школе. Материалы научно-практической конференции.- 2000 г.
6. Горячев А.В. Информатика и ИКТ (Мой инструмент компьютер). Учебник для учащихся 4 класса. – М.: Баласс, 2008.
7. Современные модели и технологии обучения в образовательном учреждении как средство творческого развития личности: сборник научно-методических материалов/ науч. ред. Л.Н.Ампилогова – Ставрополь: СКИПКРО, 2007. – Вып.3.