Русская грамота СОГЛАСНЫЕ ЗВОНКИЕ ЗВУКИ [д], [д’]


Тема урока: СОГЛАСНЫЕ ЗВОНКИЕ ЗВУКИ [д], [д’],
Цели: познакомить учащихся со звонкими звуками [д], [д’]; упражнять в чтении слогов, слов и текстов с буквой «д»; закреплять понимание смыслоразличительной функции фонем на примере сравнения минимальных пар слов; закреплять знание условного обозначения звонкого, глухого, твердого и мягкого согласных звуков; учить акцентированному произнесению согласных звуков на основе одноуровневых моделей слов; раскрыть технологию перекодирования звуковой формы слова в буквенную на основе двухуровневых моделей слов; учить читать слова по слогам и орфоэпически; формировать умение читать предложения как относительно законченные по смыслу структурные единицы; закреплять прием воспроизведения слова вслух на основе его звуковой модели; развивать фонематический слух и культуру звукопроизношения; формировать умение воспринимать на слух и образно представлять стихотворный текст и корректировать его содержание; воспитывать трудолюбие.
Оборудование: рисунки к игре «Прятки»; загадки.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы урока.
Учитель проводит игру «Прятки».
– Впишите в клеточки (по порядку) первые буквы названий того, что изображено на картинке, и вы узнаете, какое слово «спряталось» в клеточках.

Ответ: дом.
– Как дудят в дудочку? (Ду-ду-ду.)
– Какой звук слышится, когда звенит колокольчик? (Динь-динь-динь.)
– Какие звуки слышим в начале этих слов?
– Что вы можете сказать об этих звуках?
– Назовите тему урока.
III. Звуковой анализ слов на основе одноуровневых моделей(с. 46).
– Рассмотрите иллюстрации в учебнике в верхнем ряду.
– Что изображено слева? (Дыня.)
– Прочитайте слово «дыня» по слогам и орфоэпически.
– Произнесите первый звук в слове «дыня».
– Дайте характеристику звуку [д]. (Звук согласный звонкий твердый.)
– Объясните, почему звук [д] произносится твердо? (За буквой «д» в слове стоит гласная буква «ы».)
– Кто изображен справа? (Девочка.)
– Проанализируйте схему-модель слова и определите, как зовут девочку. (Дина.)
– Прочитайте слово «Дина» по слогам и орфоэпически.
– Произнесите первый звук в слове «Дина».
– Дайте характеристику звуку [д’]. (Звук согласный звонкий мягкий.)
– Объясните, почему звук [д’] произносится мягко? (За буквой «д» в слове стоит гласная буква «и».)
IV. Конструирование большой и малой букв Д, д.
Учитель просит детей рассмотреть образцы печатных букв «Д», «д».
Вот стоит, дымок пуская,
Буква «Д» – труба печная.
В. Степанов
– Из каких элементов-шаблонов они состоят?
Далее учитель раздает учащимся в конвертах необходимые шаблоны и просит сконструировать из них буквы «Д», «д».
Один из учащихся выполняет задание на магнитной доске.
Физкультминутка
Учащиеся выполняют упражнения за учителем.
По дорожке Дарья шла,
Клубок ниточек нашла.
Клубок маленький,
Нитки аленькие,
Клубок катится,
Нитка тянется.
Клубок дале, дале, дале,
Нитка доле, доле, доле.
Я за ниточку взяла,
Потянула, порвала.
V. Знакомство с обозначением изученных звуков с помощью малой печатной буквы в квадратных скобках и правилом соотношения буквы «д» и звуков [д], [д’].
Буква «д» обозначает два согласных звука: твердый звонкий [д] и мягкий звонкий [д’].
VI. Сравнение звуковой и буквенной форм слов на основе двухуровневой модели.
– Рассмотрите иллюстрации в книге. Что здесь изображено? (Дом, дым, Дима.)
– Прочитайте слово «дом» по слогам и орфоэпически.
– Сколько в слове слогов? Назовите ударный слог.
– На каком месте в слове «дом» стоит буква «д»?
– Какой звук обозначает буква «д» в слове «дом»?
– Дайте характеристику звуку [д]. (Звук согласный звонкий твердый.)
– Объясните, почему звук [д] произносится твердо? (За буквой «д» в слове стоит гласная буква «о».)
– Прочитайте слово «дым» по слогам и орфоэпически.
– Сколько в слове слогов? Назовите ударный слог.
– Произнесите первый звук в слове «дым».
– Дайте характеристику звуку [д]. (Звук согласный звонкий твердый.)
– Объясните, почему звук [д] произносится твердо? (За буквой «д» в слове стоит гласная буква «ы».)
– Прочитайте слово «Дима» по слогам и орфоэпически.
– Сколько в слове слогов? Назовите ударный слог.
– На каком месте в слове «Дима» стоит буква «д»?
– Какой звук обозначает буква «д» в слове «Дима»?
– Дайте характеристику звуку [д’]. (Звук согласный звонкий мягкий.)
– Объясните, почему звук [д’] произносится мягко? (За буквой «д» в слове стоит гласная буква «и».)
– Назовите гласные, которые обозначают мягкость предыдущего согласного звука. (Буквы «е», «ё», «и», «я», «ю».)
VII. Чтение слогов по заданным схемам.
После чтения учащиеся анализируют слоги каждого столбика.
– Чем похожи слоги в каждом столбике?
– Чем отличаются слоги в отдельных столбиках? (В первом столбике стоят слоги, которые начинаются с гласного звука. Во втором – слоги начинаются со звука [д]. В третьем – слоги начинаются со звука [д’].)VIII. Чтение слогов и слов (с. 47). Чтение рассказа «Данила».
После чтения учащиеся делят слова на группы: слова-предметы, слова-признаки, слова-действия. У каждого слова учащиеся выкладывают фишки: прямоугольники розового цвета обозначают слова-предметы, прямоугольники желтого цвета – слова-признаки, прямоугольники голубого цвета – слова-действия.
Далее учитель проводит словарную работу.
Домино – настольная игра в пластинки, на которые нанесены очки в виде точек.
Наудил – наловил много рыбы.
Надымил – напустил много дыма.
– Прочитайте текст «Данила».
– Объясните значение слов «лён», «лодырь».
Лён – травянистое растение, из стеблей которого получают прядильное волокно, а из семени – масло.
– Отгадайте загадку.
В чистом поле – не в лесу
Хворостинок припасу:
Чтоб семья оделась,
Чтобы вкусно елось,
Чтобы хата грелась.
(Лён.)
Слово «лён» является родственным латинскому «линия», «нитка». Уже само название растения «намекает» на то, что оно используется для ткачества.
Лён – первое прядильное растение, которое узнал человек. Культуре льна около 9 тысяч лет. Из Индии это растение перешло в Ассирию и Вавилон, а затем в Египет. Древние египтяне стали запеленывать мумии узкими полосками не шерстяной, а льняной ткани за 3 тысячи лет до н. э. Одежду фараонов и высших жрецов шили из тончайших льняных тканей, сквозь пять слоев которых просвечивало тело. Позднее льняные ткани русских мастериц тоже славились своей тонкостью и красотой, их звали «северным шелком». Нигде лён так не прижился, как в России. Даже и представить себе трудно, что не было когда-то у нас голубых льняных полей.
Лодырь – лентяй, бездельник. Это слово пришло к нам из немецкого языка.
– Найдите и прочитайте слова с твердым звуком [д]. (Данила, рад, лодырь, дуда.)
– Найдите слова с мягким звуком [д’]. (Дудел, дело, делал.)
IX. Чтение минимальных пар слов (на розовом фоне), которые отличаются одним звуком и имеют различное значение.
Учащиеся читают пары слов, объясняют их значение, указывают, какими звуками отличаются данные пары слов.
Физкультминутка
X. Задания на развитие внимания.
1. Игра «Звук заблудился».
Мама с бочками (дочками) пошла
По дороге вдоль села.
На поляне весной
Вырос зуб (дуб) молодой.
Сели в ложку (лодку) и – айда!
По реке туда-сюда.
2. Игра «Кто больше запомнит слов со звуками [д], [д’].
Деревенские дети дружно делали дом. Деревянный. Дощечка да дощечка. Дырочка – дверь.
Дострогали, допилили, докрасили. Добротный дом. Домик для дворняжки.
Л. Яхнин
3. Загадки.
Учащиеся отгадывают загадки и делят слова на слоги.
Кто в дни болезней всех полезней
И лечит нас от всех болезней?

На улице столбом,
А в избе скатертью.

Лежит – ниже коня,
Встанет – выше коня.

Она идет между сел и полей,
А люди все идут по ней.

Он по-рабочему одет –
Удобно, просто, ловко.
На нем малиновый берет
И пестрая спецовка.

Его весной и летом
Мы видели одетым,
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки.

XI. Итог урока.
– Что нового узнали на уроке?
– Какие звуки обозначает буква «д»?