Описание педагогического опыта: Кейс-технология в практике школьного образования


Описание педагогического опыта
«Кейс – технология» в практике школьного образования
В эпоху бурного развития экономики, применения нанотехнологий в различных областях науки и техники знания быстро устаревают или оказываются недостаточными. С этим и связаны нововведения - изменения, которые вносят новые элементы для обновления системы образования. При этом инновационными являются только те изменения, которые дают положительный результат при решении актуальных проблем.
В образовании основной целью инноваций является не только приобретение знаний, но и воспитание личности обучаемого, его развитие. При таком подходе от человека требуется умение ориентироваться в информационных потоках, осваивать новые технологии, искать, а затем и использовать знания. Основной целью стратегии модернизации российского образования является достижение нового качества образования, которое будет соответствовать социально-экономической ситуации в России, а также основным направлениям мирового развития. Одним из ключевых факторов успеха является деятельность профессионально и информационно компетентного учителя, опирающаяся на знание человеческой природы, использование инновационных методов и подходов в обучении, научно-исследовательскую деятельность, ответственность и инициативу, способность адаптироваться к быстро меняющейся ситуации, новый тип грамотности.
Так как знания по физике востребованы практически в любой специальности, то необходимо усиление физического образования, которое должно происходить на основе системного обновления содержания и технологий обучения физике, совершенствования методики обучения физике в российской школе.
С ведением стандартов второго поколения, учителю приходиться перестраивать урок для активизации самостоятельной познавательной деятельности, формирования метапредметных знаний и умений обучающихся. Всего этого можно достигнуть, используя активные методы и формы обучения на уроках. В своей работе я использую активные методы и формы обучения, в том числе кейс–технологию.
Кейс–технология – это общее название технологий обучения, представляющих собой методы анализа. При использовании кейс–технологии главной задачей учителя становится мотивирование обучающихся на проявление инициативы и самостоятельности. Он должен организовать самостоятельную деятельность учащихся, в которой каждый мог бы реализовать свои способности и интересы. Фактически он создает условия, «развивающую среду», в которой происходит развитие познавательной деятельности и формирование компетенций обучающихся.
Родиной метода case - study являются Соединенные Штаты Америки, а именно Школа бизнеса Гарвардского университета. В 1910 году декан Гарвардской школы бизнеса посоветовал преподавателям ввести в учебный процесс помимо традиционных уроков— дополнительные, проводимые в форме дискуссии со студентами.
Первые публикации об этом методе вышли в 1920 годах и в основном этим методом пользовались для обучения студентов бизнесу и праву. Об этом методе было известно и в России ещё в 20-х годах прошлого столетия как о методе, с помощью которого можно обучить практическим навыкам. Этот метод стал особенно популярен в конце прошлого века, поскольку возникла острая необходимость связать теорию со знаниями. Сейчас бытует мнение, что наше образование, которое существует сейчас, несколько оторвано от реальности. А образование в Америке, Западной Европе считается более приближенным к практике. И как мне кажется, метод кейсов – это одно из связующих звеньев между практикой и теорией.
Кейс-метод - это метод активного обучения на основе реальных ситуаций - в России принято говорить метод ситуативного анализа. Суть метода case заключается в использовании в обучении конкретных учебных ситуаций, ориентирующих обучающихся на формулирование проблемы и поиск вариантов ее решения с последующим разбором на учебных занятиях. Цель кейс-технологии - помочь каждому учащемуся определить собственный уникальный путь освоения знания, который ему более всего необходим. Таким образом, наблюдается выход в самообразование обучающегося, что соответствует требованиям к образованию сегодня.
Кейс-технология – современная образовательная технология, в основе которой лежит анализ какой-то проблемной ситуации. Она объединяет в себе одновременно и ролевые игры, и метод проектов, и ситуативный анализ.
Кейс-технология – это не повторение за учителем, не пересказ параграфа или статьи, не ответ на вопрос преподавателя, это анализ конкретной ситуации, который заставляет поднять пласт полученных знаний и применить их на практике.
Обучающиеся должны исследовать ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможные решения и выбрать лучшее их них. Кейсы основываются на реальном фактическом материале или же приближены к реальной ситуации.
Этот метод имеет широкое применение, потому что любую дисциплину, даже гуманитарную, можно связать с реальной жизнью.
Кейс-метод предполагает получение знаний на основе ситуаций близких к жизни, либо практически дословно описывающих жизненную ситуацию.
Главное в кейс-технологии - связать теоретические знания с реальной жизнью. Это один из уникальных методов, которые позволяют приблизить учащихся к жизни и понять, зачем изучать тот или иной предмет, как это связано с жизнью.
При создании кейса учителю нужно хорошо поработать: придумать легенду, предложить несколько путей её решения. Ученики обсуждая различные варианты решения должны выбрать только один, который, по их мнению, считается самым правильным и доказать это.
В кейсе есть проблема. Чем же кейс-метод отличается от проблемного обучения? В проблемном обучении учащиеся сами ищут способ решения проблемы, а в кейсах - решение проблемы предлагает учитель, а задача учащихся совместить критерии проблемы с теми вариантами проблемы, которые предлагает учитель, выбрать одно решение и аргументированно его доказать.
Актуальность использования кейс-технологий в практике школьного образования: формирование личности современного человека возможно лишь в том случае, если опыт проявления инициативы в решении посильных для конкретного возраста проблем развивать с детских лет.
Суть кейс-технологии: учащимся предлагают осмыслить и найти решение для ситуации, имеющей отношение к реальным жизненным проблемам и описание которой отражает какую-либо практическую задачу; создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни, сама проблема не имеет однозначных решений.
Цель использования кейс-технологии – формирование и развитие навыков, умений и опыта.
Навыки, умения, опыт Содержание
Выявление, отбор и решение проблем Развитие навыков анализа и критического мышления; формирование готовности решать сложные вопросы.
Работа с информацией Осмысление значения деталей, описанных в ситуации;
анализ и синтез информации и аргументов;
работа с предположениями и заключениями, оценка альтернатив.
Принятие решений, персональная ответственность Самостоятельность мышления, оригинальность, уверенность в себе, самоконтроль.
Навыки общения Умение слушать и понимать других людей, вести доказательную полемику, умение принимать различные позиции и точки зрения.
Основные преимущества кейс-технологии:
Активная учебно-познавательная деятельность учащихся.
Возможность работы группы на едином проблемном поле.
Возможность выработки навыков простейших обобщений; возможность знакомства с реальной жизнью.
Акцент обучения переносится не на обладание готовыми знаниями, а на его выработку.
Данная технология позволяет применить свои знания в реальной жизни.
Недостатки кейс-технологии: чрезмерное увлечение ситуационным анализом может привести к тому, что все знания будут сводиться к знанию множества ситуаций без определённой системы. Используя данную технологию, мы несколько теряем глубину и широту знаний. Да, хорошо использовать кейс-технологии, но время от времени, поскольку глобальные знания никто не отменял. Работая только с кейсами можно получить или дать знания только по какой-то узкой ситуации. А нам важно, чтобы учащиеся могли применять глыбу знаний на разных ситуациях. И только системные знания дают эту возможность.
Кейс-технологии можно использовать либо на этапе знакомства с определёнными знаниями, либо уже на завершающем этапе работы над какой-то темой.
Технологические особенности кейс-технологии:
- включает в себя операции исследовательского процесса;
- работа в группе и взаимный обмен информацией;
- формирование эффекта умножения знаний;
- формирование многообразных личностных качеств обучаемых;
- разновидность проектной технологии;
- элементы технологии «создания успеха»;
- элементы технологии проблемного обучения.
Методические особенности кейс-технологии – это сложная система, она интегрирует в себе следующие методы:
- моделирование (построение ситуации);
- анализ (формирует системные представления);
- синтез (сведение в единое целое данных, добытых анализом);
- метод проблемного обучения;
- дискуссия (учащиеся обмениваются взглядами по поводу проблемы и путей её решения);
- мозговая атака (генерируется решение проблем и идей относительно ситуации);
- мысленный эксперимент (позволяет получить знания о ситуации посредством мысленного преобразования);
- наглядно-практический метод;
- эвристический метод;
- метод контроля и самоконтроля.
Классификация кейсов:
практические, которые отражают реальные жизненные ситуации;
обучающие кейсы – его основная задача – обучение;
научно-исследовательские кейсы – ориентированы на осуществление исследовательской деятельности.
Типология кейсов:
Тип Содержание Цель создания Основная обучающая образовательная задача
Практический кейс Жизненные ситуации Познание, понимание жизни Тренинг поведения, закрепление знаний, умений и навыков
Обучающий кейс Учебные (условные) ситуации Понимание типичных характеристик ситуации Анализ, осмысление
Научно-исследовательский кейс Исследовательские ситуации Создание моделей ситуации Исследование
Информационные источники содержания кейсов:
- художественная и публицистическая литература;
- анализ научных статей, монографий и научных отчётов;
- статистические материалы;
- интернет-ресурсы.
Основные требования, предъявляемые к кейсу:
соответствовать чётко поставленной цели создания;
иметь уровень трудности в соответствии с возможностями учащихся;
быть актуальным на сегодняшний день;
быть ориентированным на коллективную выработку решений;
иметь несколько решений, много альтернативных решений, чтобы провоцировать дискуссию и обмен знаниями.
Привлекательность кейс-технологии составляют:
- понятность и точность языка изложения (для составления ситуации);
- чёткость деления на параграфы, можно использовать таблицы;
- использование интересной завязки в легенде ситуации;
- наличие примеров и живых иллюстраций.
При работе над кейсом необходимо обратить внимание на описание следующих моментов: контекста – окружающие внешние факторы должны быть значимы для жизни учащихся; очень важно назвать увлекательно и красиво кейс. Место действия кейса должно быть интересным для учащихся и реальным. Нужно обратить внимание на имена, должности всех персонажей кейса – это и есть описание критериев легенды кейса.
Проблема может носить открытый характер, а может быть и скрыта – её нужно выяснить. Факты в кейсах использовать лучше объективные. Для создания легенды можно использовать художественную литературу, фото и видео изображения, мультимедиа из интернет-источников.
Обратите внимание на представленные материалы для решения проблемы кейса. Эта часть кейса должна быть вариативной.
Структура кейса:
предисловие (вводная часть, введение) даёт общую информацию о кейсе;основная часть – контекст, случай, проблема, факты и решения;
послесловие (материалы для решения) – завершающая часть кейса, имеет вариативный характер.
Как я создаю кейс?
Технологическая схема создания кейса:
Определение того раздела курса, которому посвящена ситуация, описывающая проблему.
Этот этап характерен для любого метода, который мы используем для того, чтобы сделать нашу профессиональную практику более разнообразной. Когда в начале учебного года, я знакомлюсь с материалом, который мне нужно изучить в определённом классе, составляю себе небольшой план – схему по темам: какой-бы там интересный метод можно использовать для того, чтобы и мне и моим ученикам было интересно. При изучении одной темы уместен метод проектов, при изучении другой – проблемное обучение, а в третьей теме – кейс-технологии. Это всё творчество. Да, это занимает время, которого всегда нам не хватает. Но это мне помогает иметь представление, что я буду делать в течение года в каких классах и по каким темам.
Формирование образовательных целей и задач, решаемых в процессе работы над кейсом. Здесь можно определить знания, умения и навыки, которые вы будите развивать, формировать, обогащать в работе над кейсом.
Определение проблемы ситуации и создание обобщённой модели. Обобщённую модель, я чаще всего набрасываю в начале учебного года, Потом корректирую, это мне помогает иметь определённый ориентир.
Поиск аналога обобщённой модели ситуации в реальной жизни, образовании или науке. То есть, нужно совместить модель с реальной жизнью.
Определение источников и методов сбора информации.
Выбор техники работы с кейсом.
Определение желаемого результата по работе учащихся с данным кейсом.
Создание заданной модели.
Апробация в процессе обучения.
Я бы не сказала, что кейс создавать сложно, скорее всего, создание кейса занимает время.
Всегда ли удаётся создать интересный кейс? Бываю и ошибки. Не ошибается тот, кто ничего не делает. Когда я вижу, что кейс не идёт, чаще всего это бывает, когда легенда и критерии легенды не соответствуют тем способам решения проблем, которые я предложила. Обычно, учащиеся своей работой над кейсом указывают мне на это, за что я им благодарна. И уже в следующий раз, используя этот кейс, я вношу в него коррективы.
Как я работаю над кейсом?
Модель деятельности в решении кейс-технологии:
- преподаватель подбирает, готовит учебную задачу, отображающую практическую ситуацию;
- преподаватель готовит кейс;
- учащиеся предварительно прочитывают и изучают кейс, привлекая к этому самые различные источники информации, анализируют материал;
- групповое обсуждение содержания кейса;
- выработка нескольких решений, а чаще нужно выбрать одно решение;
- презентация учащихся принятых решений;
- преподаватель генерирует вопросы, фиксирует ответы, поддерживает дискуссию в группе, помогает правильно оценить презентуемые решения;
- преподаватель и учащиеся подводят итоги, делают выводы, выбирают наиболее оптимальное и эффективное решение.
Получается, что нужно сделать как-бы двойной вывод. Первый вывод основывается на выборе учащихся разных групп, а потом мы должны обсудить, какой вывод является оптимальным, или можно познакомить с окончательным выводом, который был дан в реальной ситуации. Побеждает та группа, которая дала такой же вывод в этой борьбе интеллектов.
Когда учащиеся предъявляют результаты своей работы, когда они предлагают свой выбор, то нужно обратить внимание на:
определить существенные элементы, которые вы будите учитывать при анализе кейса;
вы должны быть объективны в оценивании работы каждой группы и каждого участника группы;
важна демонстрация умений осуществлять анализ, логически мыслить, предлагать альтернативы решения проблем, определённый план действий решения проблемы.
Всё это необходимо учитывать при оценке работы учащихся над кейсом.
Каковы подходы в организации образовательной деятельности при использовании кейс-технологии?
ОБУЧАЮЩИЙ КЕЙС
Создание проблемной ситуации: преподаватель задаёт, определяет ситуацию.
Подготовка кейса: педагог готовит кейс.
Содержание кейса: кейс содержит 2-3 готовых варианта решения по рассматриваемой проблеме.
Выбор (создание) итогового решения: обучающимся предлагается высказать свои мнения. В итоге педагог сам выбирает и обосновывает вариант, комментируя точку зрения обучающихся. Деятельность учащихся сводится к тому, чтобы проанализировать предлагаемые способы решения проблемы. А педагог, основываясь на этом анализе, выбирает свой способ решения проблемы.
АНАЛИТИЧЕСКИЙ КЕЙС
Создание проблемной ситуации: преподаватель задаёт, определяет проблему.
Подготовка кейса: педагог готовит кейс.
Содержание кейса: кейс содержит несколько вариантов (3-4) решения и некоторое количество информационных источников по рассматриваемой проблеме.
Выбор (создание) итогового решения: обучающиеся должны выбрать вариант решения и обосновать его, опираясь на материалы готового кейса.
ЭВРИСТИЧЕСКИЙ КЕЙС
Создание проблемной ситуации: преподаватель определяет проблему в общих чертах, обучающиеся конкретизируют проблему.Подготовка кейса: преподаватель готовит начальный кейс. Обучающиеся его дополняют при необходимости.Содержание кейса: кейс содержит некоторое количество информационных источников по рассматриваемой проблеме, может содержать некоторые варианты решений, иллюстрирующие примеры.
Выбор (создание) итогового решения: обучающиеся должны выстроить собственное обоснованное решение, опираясь на материалы готового кейса. Возможно, для обоснования свой точки зрения обучающиеся дополнят кейс новой информацией. Обосновывая свою точку зрения, они находят новый способ решения проблемы и, таким образом, этот кейс обогащается. Активность учащихся, их вовлеченность в создание кейса возрастает.
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ КЕЙС
Создание проблемной ситуации: преподаватель определяет проблемное направление, обучающиеся самостоятельно задают проблему.Подготовка кейса: преподаватель готовит начальный кейс, обучающие его дополняют.
Содержание кейса: кейс содержит некоторое количество информационных текстов по рассматриваемой проблеме.
Выбор (создание) итогового решения: обучающиеся предлагают собственное решение. Для обоснования своей точки зрения они либо дополняют готовый кейс новой информацией, либо, в зависимости от решения, готовят новый кейс.
Я считаю, что можно использовать эту типологию кейсов как ориентир в обучении работы над кейсом учащихся разных возрастных категорий. Так как для того, чтобы активно использовать исследовательский кейс необходимо провести все предшествующие этапы: обучающий кейс, аналитический кейс, эвристический кейс и дойти до исследовательского кейса. Это нужно для того, чтобы у учащихся сформировались навыки и умения работать над кейсом.
Вариативность кейсов достаточно широка, типология у них разная. Можно использовать разный кейс для разной темы, для разного уровня знаний, умения и навыков учащихся с учётом их возраста.
Мы знаем, что в разной возрастной категории интересы у учащихся несколько разные. Кейс-метод даёт возможность учитывать индивидуальные особенности учащихся, а так же даёт возможность учитывать их интересы, и тем самым повысить заинтересованность, замотивированность учащихся при изучении предмета. Детям будет, о чём поговорить дома: «А вы знаете, что мы делали сегодня на уроке?». Таким образом, дети делятся добытой информацией в ходе изучения предмета. Поэтому со стороны родителей вам тоже плюс.
Итак, деятельность педагога в работе над кейсом содержит в себе два этапа:
непосредственное создание кейса;
работа преподавателя в ходе работы учащихся над кейсом.
Получается, что преподаватель и тут и там активен. Поверьте, ваша активность будет вознаграждена – знаниями и интересом учащихся к вашему предмету.
При работе с кейс-техлологией у учащихся развиваются умения и навыки, способности и личностнозначимые качества:
- способность принимать решения
умение вырабатывать и принимать модель конкретных действий;
- способность к обучению
умение искать новые знания, овладение умениями и навыками самоорганизации;
- системное мышление
умение всесторонне осмыслить ситуацию, провести её системный анализ;
- самостоятельность и инициативность
умение проявлять активность в ситуациях неопределённости;
- готовность к изменениям и гибкость
умение быстро ориентироваться в изменившейся ситуации, адаптироваться к новым условиям;
- способность работать с информацией
умение, проводить её анализ, переводить её из одной формы представления в другую;
- упорство и целеустремлённость
умение отстоять свою точку зрения, пребороть притиводействие со стороны партнёров;
- коммуникативные способности
умение отстаивать свою точку зрения, владение словом, умение вступать в контакт;
- способность к межличностным контактам
умение слушать и понимать собеседника;
- проблемность мышления
умение вырабатывать модели решения проблем.
Образовательная деятельность в режиме кейс-технологии ориентирована:
на формирование и развитие информационной компетентности;
развитие навыков упорядоченного, структурированного мышления, ориентированного на умение работать с информацией;
воспитание культуры обмена мнениями, свободной от агрессивной напористости;
формирование понимания того, что существуют ситуации, когда необходим самоконтроль для достижения позитивного результата, особенно в ситуациях работы в группе.
Затратен ли метод кейс-технологии по времени? Да, но это приносит свои плоды: знания, умения и навыки, которые приближены к жизни; это благодарность учащихся, это восторг в их глазах. А так же, это вносит разнообразие в наш нелёгкий профессиональный труд.
Из своего опыта могу сказать, достаточно составить несколько раз кейс, и потом всё идёт довольно гладко. Поскольку, вы его апробировали, посмотрели, где вы чаще всего допускаете ошибки. Определиться с темой или разделом не составляет труда для составления кейса. Наиболее затратным по времени является создание легенды, критериев, а подобрать способы решения – это и есть те знания, которые у учащихся должны быть.
Таким образом, основываясь на всем вышеизложенном, можно сделать вывод о том, что применение кейс-технологий является одним из востребованных на сегодня методов обучения учащихся.
«Кейс метод позволяет демонстрировать академическую теорию с точки зрения реальных событий… Он «позволяет заинтересовать учащихся в изучении предмета, способствует активному усвоению знаний и навыков, сбора, обработки и анализа информации, характеризующей различные ситуации. «Хороший "кейс", как правило, учит искать нетривиальные подходы, поскольку не имеет единственно правильного решения. "Я особенно ценю в методе работы с "кейсами" независимость мышления, – говорит Питер Экман. - В реальном бизнесе есть пять или шесть способов решить проблему. И хотя для каждой ситуации существует классическое решение, это вовсе не значит, что именно оно будет оптимальным. Можно принять хорошее решение, а его результаты приведут к плохим последствиям. Можно принять решение, которое все вокруг считают неудачным, но именно оно приведет вас к нужным результатам".