Авторская программа элективного курса по физике Законы сохранения (9 класс)

Авторская программа элективного курса по физике «ЗАКОНЫ СОХРАНЕНИЯ.»


Пояснительная записка.
Образовательная область: физика

Возрастная группа: 9 класс

Вид элективного курса: предпрофильный.

Тип элективного курса: элективные курсы, в которых углубленно изучаются отдельные разделы основного курса.
Предлагаемая программа предпрофильного курса «Законы сохранения» предназначена для формирования и развития профильной компетентности учащихся 9-х классов и составлена в соответствии с «Концепцией модернизации российского образования на период до 2010г», Федеральным базисным учебным планом, а также учебными планами, используемыми учителем. Одна из проблем профилизации большинства общеобразовательных школ – недостаточное число учащихся для комплектования профильных классов. Данный элективный курс предназначен для того, чтобы удовлетворить запросы учащихся, собирающихся продолжить обучение в 10-11 классе, а затем в вузах и нуждающихся в изучении физики на повышенном уровне.
В курсе физики основной школы изучаются законы сохранения энергии для механических, тепловых процессах, закон сохранения импульса, но на обычных уроках довольно сложно во всей мере показать между ними взаимосвязь и отработать навыки решения сложных задач. Изучение в средней школе законов сохранения имеет огромное познавательное и мировоззренческое значение. В законах сохранения отражаются принцип материи и движения, взаимосвязь и взаимные превращения различных форм движения материи. Основные результаты ОГЭ по физике выпускников общеобразовательных учреждений Камчатского края в 2014году показывает, что уровень усвоения тем «Законы сохранения энергии и импульса» из раздела «Механические явления» находится на сомом низком уровне.
Законы сохранения принадлежат к наиболее общим законам природы. В отличие, например, от закона Паскаля, который справедлив лишь для жидкостей и газов, закона Ома, также имеющего ограниченную область применения, и других подобных законов, законы сохранения энергии и импульса выполняются во всех известных на сегодня физических процессах.
Поэтому изучение законов сохранения в курсе физики позволяет устанавливать внутрипредметные связи.

Цель курсаУглубление и некоторое расширение программы общеобразовательной школы, решение большого числа задач повышенного уровня сложности и выполнение творческих заданий для самостоятельного применения полученных знаний.
Задачи курса:
- создать условия, обеспечивающие выявление и развитие одаренных детей, реализации их потенциальных возможностей,
- углубить и расширить знания по вопросам курса,
-сформировать элементы научного и политехнического стиля мышления,
- привить вкус школьников к серьезной творческой работе, требующей от ребенка придумывания, самостоятельного выдвижения идей, прогнозирования результата
- расширить кругозор, вызывающий повышенный интерес у школьников и усиливающему их мотивацию к обучению на повышенном уровне, к выполнению творческих заданий.
- предоставить учащимся возможности уточнить собственную готовность и способность осваивать в дальнейшем программу физики на повышенном уровне и профориентационному самоопределению,
Методические особенности изучения курса - курс опирается на знания, полученные при изучении базового курса физики. Основное средство и цель его освоения – решение задач. Лекции предназначены не для сообщения новых знаний, а для повторения теоретических основ, необходимых для выполнения практических заданий, поэтому носят обзорный характер при минимальном объеме математических выкладок. Ввиду предельно ограниченного времени, отводимого на прохождение курса, его эффективность будет определяться именно самостоятельной работой ученика, для которой потребуется не менее 2 часов в неделю. Программа рассчитана на 20 часов занятий, включает в себя 3 темы. В конце изучения каждой темы проводится зачетная работа в виде представления презентаций по защите мини-проектов «Оценка рациональности питания».
Результаты :
Личностные результаты:
формировании единой физической картины мира, познавательного интереса к изучению законов сохранения как к основным законам, отражающим взаимосвязь и взаимопревращения движения материи, формировании единой физической картины мира
сознание ценности научных исследований, роль физики в расширении представлений об окружающем мире и ее вклад в улучшение качества жизни.
Использование знаний о законах сохранения в повседневной жизни для обеспечения безопасности и сохранения здоровья
Самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений.
Создавать собственные письменные и устные сообщения о проведенных исследованиях, сопровождать выступление презентацией.
Начальное формирование сознательного самоопределения учащихся относительно профиля дальнейшего обучения;
Метапредметные результаты:
Овладение навыками самостоятельного приобретения знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля.
Понимание различия между теоретическими моделями (аболютно- упругий и не упругий удар, замкнутая и не замктнутая системы тел)
Приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников информации и новых информационных технологий для решения познавательных задач.
Предметные результаты:
Знание основных понятий, связанных с законами сохранения импульса и полной механической энергии;
Понимание смысла законов сохранения импульса и полной механической энергии и использование его для абсолютно упругого и не упругого ударов, для замкнутых и незамкнутых систем, для тепловых и электрических процессов.
Умение определять количество теплоты излучаемое собственным телом, силу трения ручки о стол, рассчитывать энергетическую ценность питания, работать над проектом, решать задачи повышенной сложности с использованием законов сохранения импульса и полной механической энергии для абсолютно упругого и не упругого ударов, для замкнутых и незамкнутых систем, для тепловых и электрических процессов




Содержание курса (20 часов , 1 час в неделю) :

Тема 1. Теплота.
Тепловые процессы: нагревание, охлаждение, плавление, кристаллизация, кипение, конденсация, горение топлива; удельные величины, графики процессов, формулы расчета количества теплоты; уравнение теплового баланса, первый закон термодинамики в применении к механическим явлениям и электрическим явлениям, виды механической энергии, механическая работа, КПД.
Практическая работа «Определение количества теплоты, отдаваемого вашим организмом в окружающую среду».
Мини- проект «Оценка рациональности питания».

Тема 2. Элементы Динамики. Полное описание сил. Движение тел под действием нескольких сил. Законы Ньютона, их применение при решении задач.
Практическая работа « Трение между ручкой и столом»

Тема 3. Энергия и Импульс. Закон сохранения импульса. Абсолютно упругий удар, не упругий удар, замкнутая система тел, не замкнутая система тел. Закон сохранения энергии. Задачи на движение. Применение для решения задач одновременно и закона сохранения энергии, и закона сохранения импульса.

Отбор содержания основан на принципах научности, доступности, преемственности, практической направленности, учитывает возрастные особенности учащихся. Данный курс опирается на знания, полученные при изучении базового курса физики. Лекции предназначены не для сообщения новых знаний, а для повторения теоретических основ, необходимых для выполнения практических заданий, поэтому носят обзорный характер при минимальном объеме математических выкладок. Ввиду предельно ограниченного времени, отводимого на прохождение курса, его эффективность будет определяться именно самостоятельной работой ученика, для которой потребуется не менее 2 часов в неделю.
Практические занятия будут направлены на решение расчетных и практических задач. Создание мини-проекта предполагает знакомство с технологией ведения проектной деятельности. На занятиях элективного курса ученик будет попробовать себя в специфических видах деятельности, присущих физике (планирование, проведение эксперимента и обработка полученных результатов, решение более сложных расчетных, экспериментальных и качественных задач).
Изложение учебного материала не должно ориентировать учителя на чтение лекций, т.е. его основная функция предоставить учащемуся информацию для занятий в классе (тексты, материалы для обсуждения, вопросы для дискуссий), самостоятельной работы по освоению курса, для выполнения домашних заданий, подготовки творческих проектов.
При организации занятий данного элективного курса предусматривается использование следующих методов и видов обучения:
1. словесный метод выражается в разъяснениях заданий, непонятных моментов, в рассказах о примерах проявлений изучаемых явлений в нашей жизни и практике, в небольших лекциях по углублению уже полученных знаний, в дискуссиях по вопросам занятий;
2. наглядный метод в демонстрации тепловых процессов, сил и т.д.;
3. практический метод реализуется через проведение экспериментов и решение задач различного уровня сложности начиная от простых и заканчивая олимпиадными заданиями;
4. частично-поисковый, исследовательский метод- через выполнение мини- проекта и выполнения практических задания.
Примерное тематическое планирование (20 ч)
Основное содержание по темам
Характеристика основных видов деятельности ученика

Тема 1. Теплота. 6 часов


Тепловые процессы: нагревание, охлаждение, плавление, кристаллизация, кипение, конденсация, горение топлива; удельные величины, графики процессов, формулы расчета количества теплоты; уравнение теплового баланса, первый закон термодинамики в применении к механическим явлениям и электрическим явлениям, виды механической энергии, механическая работа, КПД.
Практическая работа «Определение количества теплоты, отдаваемого вашим организмом в окружающую среду».
Мини- проект «Оценка рациональности питания».


Овладеть приемами и методами применения полученных знаний на практике при решении физических задач и выполнении практических заданий.
Перейти на теоретический уровень решения задач: решение по определенному плану, владение основными приемами решения, осознание деятельности по решению задач, самоконтроль, самооценка, моделирование физических явлений.
Определить количество теплоты, отдаваемое организмом в окружающую среду.
Овладеть приемами исследовательской деятельности. Оценить рациональность своего питания.

Тема 2. Элементы Динамики. 6 часов.

Полное описание сил. Движение тел под действием нескольких сил. Законы Ньютона, их применение при решении задач.
Практическая работа « Трение между ручкой и столом»

Уметь расставлять силы действующие на тело при различных видах движения, находить их проекции на оси координат. Применять законы Ньютона.
Определить силу трения между ручкой и столом.

Тема 3. Энергия и Импульс.

Закон сохранения импульса. Абсолютно упругий удар, не упругий удар, замкнутая система тел, не замкнутая система тел. Закон сохранения энергии. Задачи на движение. Применение для решения задач одновременно и закона сохранения энергии, и закона сохранения импульса
Применять законы сохранения энергии и импульса при абсолютно упругом и не упругом соударении, для замкнутых и не замкнутых систем.

Презентация мини- проектов. (1 час)
Приобрести опыт самостоятельного поиска, анализа и отбора информации.
Уметь докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации

Подведение итогов.( 1 час)



Календарно-тематическое планирование
элективного курса «Законы сохранения»

Тема занятия.
Количество часов



всего
теория
практика

Теплота. (6часов)

1.1
Количество теплоты при различных тепловых процессах. Уравнение теплового баланса.

0,5 ч
0,5 ч

1.2
Решение задач по теме «Уравнение теплового баланса», практическая работа
«Определение количества теплоты, отдаваемого вашим организмом в окружающую среду».




1.3
Превращение механической энергии в тепловую.

0,3
0,7ч

1.4
Превращение электрической энергии в тепловую.

0,3
0,7ч

1.5
Мини- проект «Оценка рациональности питания»

0,7
0,3

1.6
Зачет по теме «Теплота»




Динамика. (6 часов )

2.1
Движение тела под действием нескольких сил.




2.2
Движение тела под действием силы трения.






2.3
Практическая работа « Трение между ручкой и столом»




2.4
Движение тела под действием силы тяги.

0,2
0,8

2.5
Решение задач по теме «Движение тела под действием нескольких сил.»




2.6
Зачет по теме «Динамика»




Импульс тела. (6 часов)

3.1
Импульс тела. Закон сохранения импульса.




3.2
Закон сохранения механической энергии для инерциальных сил.

0,2
0,8

3.3
Закон сохранения механической энергии для неинерциальных сил.

0,2
0,8

3.4
Закон сохранения механической энергии и закон сохранения импульса в задачах на движение.




3.5
Решение задач по теме «Закон сохранения механической энергии и закон сохранения импульса в задачах на движение.»




3.6
Зачет по теме «Импульс тела».




Презентация мини- проектов. (1 час)

Подведение итогов.( 1 час)


Для контроля уровня достижений учащихся используются такие способы, как наблюдение активности на занятии, беседа с учащимися, родителями, экспертные оценки педагогов по другим предметам (особенно по курсам, которые направлены преимущественно на личностный рост учащихся, развитие общеучебных компетентностей), анализ творческих, исследовательских работ. Для проведения итоговой аттестации по результатам изучения курса используется 3 зачетных работы, презентация мини-проекта. Это все будет входить в портфолио ученика, т.е. совокупность самостоятельно выполненных работ (схемы, чертежи, макеты, рефераты, отчеты об исследованиях, эссе) и документально подтвержденных достижений (грамоты, дипломы). Итоговая оценка является накопительной, т. е. результаты выполнения всех предложенных заданий оцениваются в баллах, которые суммируются по окончании курса.
Результаты освоения курса оцениваются следующим образом:
3 балла выставляются за успешно сданные зачеты и выполненную творческую работу ( мини проект «Оценка рациональности питания»)
2 балла- зачеты сданы на «5»
1,5 балла- зачеты сданы на «4»
1 балл- если курс был только прослушан










Литература для учащихся

1. Трофимова Т. И. «Физика для школьников и абитуриентов. Теория. Решение задач. Лексикон», М., Образование, 2003 г.
2. Ромашевич А. И. «Физика. Механика. Учимся решать задачи. 10 класс», М., Дрофа, 2007 г.
3. Минько Н. В. «Физика: полный курс. 7-11 классы. Мультимедийный репетитор (+CD)», СПб, 2009 г.
4. Балаш В. А. «Задачи по физике и методы их решения», М., Просвещение, 1983 г.
5. Гольдфарб И. И. «Сборник вопросов и задач по физике», М., Высшая школа, 1973 г.
6. Кабардин О. Ф., Орлов В. А., Зильберман А. Р. «Задачи по физике», М, Дрофа, 2002 г.
7. Рымкевич А. Н. «Физика. Задачник. 10-11 классы» (пособие для общеобразовательных учебных заведений), М., Дрофа, 2003 г.
8. Степанова Г. Н. «Сборник задач по физике: для 10-11 классов общеобразовательных учреждений», М., просвещение, 2000 г.



ИНФОРМАЦИОННО-КОМПЬЮТЕРНАЯ ПОДДЕРЖКА

1. «1С: Репетитор. Физика 1.5. Компьютерное обучение, демонстрационные и тестирующие программы», CD-ROM, «1С».
2. «Открытая физика. 2.5. Компьютерное обучение, демонстрационные и тестирующие программы. Части 1 и 2», СD-ROM, «Физикон», 2003 г.
3. «Полный курс физики 21 века» Л. Я. Боревский (2 СD), CD-ROM, «МедиаХаус».
4. «Физика. 7-11 классы» (ваш репетитор) (2 СD), CD-ROM, «TeachPro», 2003 г.
5. «Физика. 7-11 классы» (1С: школа, библиотека наглядных пособий), CD-ROM, «1С», 2004 г.
6. «Физика. 7-11 классы», СD-ROM, «Физикон», 2005 г.
7. «Физика. 7-11 классы», СD-ROM, «Кирилл и Мефодий», 2003 г.
8. «Уроки физики Кирилла и Мефодия», СD-ROM (5 шт), 2005 г.

Литература:
С. В. Громов ,учебник физика 10 , Москва, Просвещение 2001год
Н. Е. Савченко, Задачи по физике с анализом их решения , Просвещение 2000 год.
В. А. Балаш, Задачи по физике и методы их решения , Просвещение 1974год.
А. П. Рымкевич , Сборник задач по физике 10- 11, Дрофа 2005 год.
Л.Н. Терновая, Е.Н. Бурцева , В.А. Пивень.Физика . Подготовка к ЕГЭ. 10-11 классы. Элективный курс. Москва издательство «Экзамен» 2007 год.
Государственная итоговая аттестация в новой форме 9 класс, Эксмо 2009 год
С. М. Козел и В. П. Слободянин. Физика. Всероссийские олимпиады. Выпуск 1. Москва «Просвещение» 2008
С. М. Козел и В. П. Слободянин. Физика. Всероссийские олимпиады. Выпуск 2. Москва «Просвещение» 2009
Библиотечка «Первое сентября». Серия «Физика». Выпуск 26. Москва «Чистые пруды» 200
Примерные программы по учебным предметам. Физика. 7-9 классы: проект- 2-е изд. –М. : Просвещение, 2010.
Основные результаты ОГЭ по физике выпускников общеобразовательных учреждений Камчатского края в 2014 году. Методист ГПАОУ ДОВ «Камчатский институт ПК» В.П.Шошина.



































Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1 имени М.В. Ломоносова »



Утверждаю
___________________________
Директор СОШ №1
____________20 г.
Согласовано
______________________________
Зам. директора по УВР
______________20 г.
Рассмотрено на заседании МО,
Протокол № _______________
От ____________20 г.







Элективный курс по выбору

«Законы сохранения»

для предпрофильной подготовки в 9 классе

2011-2012 учебный год



подготовила учитель физики
Иващенко Наталья Александровна
2011г.












15