Открытый урок по литературному чтению Алексей Николаевич Толстой «Фофка» (3 класс)

Урок 69 Открытый урок
Тема урока: Алексей Николаевич Толстой «Фофка»
Цель урока: развитие художественного вкуса
Задачи урока: продолжить знакомство с творчеством А.Н.Толстого, познакомить с содержанием произведения, выявить жанровые особенности, расширить кругозор детей; развивать умение анализировать произведение, понимать его, развивать мышление, воображение, речь в процессе работы над произведением; воспитывать у детей нравственные качества: честность, ответственность, уважительное отношение к окружающим и умение держать свое слово.
Тип урока: комбинированный
Методы, приемы: наглядный, поисковый, репродуктивный, игровой
Оборудование: учебник, тетрадь, предметные картины, смайлики.
Ход урока
1.Организационный момент

- Начинаем наш урок!
А чтоб он пошёл вам в прок.
Постарайтесь все понять,
Учитесь думать, рассуждать.
Будьте старательны и внимательны-
И успех к вам придёт обязательно!
- Пожелайте удачи друг другу!
- Садитесь!

2. Проверка домашнего задания.

3. Подготовка к чтению Цель: отработать навык беглого и сознательного чтения.
- Прочитайте предложение.

Метели летели над лесом, гудели и пели.

-Прочитайте предложение вслух, выделяя логически каждое слово.
А теперь с восклицательной интонацией и вопросительной.
Дети рассказывают биографию автора.
4. Работа с текстом во время чтения.
1) Комментированное чтение.
- Почему маляр показался детям необыкновенным?
(Не видно лица, «пропал через черный ход».)
- Как маляр произнес «ну-ну!»?
Попробуйте сказать «не просто «ну-ну», а что-то похуже».
- Какие похожие на сказочные присказки вводит в текст автор?
(«Только его и видели», «делать нечего».)
- Какую роль в тексте они играют?
(Приближают рассказ к сказке, создают сказочную атмосферу).
- Кто из детей больший фантазер?
(Зина - она выдумщица и заводила.)
- Страшно ли звучит имя цыпленка - Фофка?
-Что изменилось бы, если бы дети лежали с открытыми глазами?
(Легче фантазировать с закрытыми глазами, тогда каждый звук становится необычным, а тени и свет лампадки пугают и волнуют, если смотреть на них сквозь щелку в одном глазу.)
- Покажите, как надо сощурить глаз, чтоб свет лампадки стал похож на мячики - шарики, прыгающие по стене.
(Глаз то приоткрывается чуть-чуть, то зажмуривается).
- Что перепуталось в детских головках?
(Собственные шалости и шалости мальчиков - озорников Макса и Морица.)
- Какое приключение Макса и Морица проиллюстрировано Бушем? (Стр. 89.)
- Как это повлияло на фантазии детей?
(Герои увидели цыпленка на обоях, вспомнили приключение, где шалили Макс и Мориц, и вспомнили что они тоже шалили, значит он пришел их наказать).
- Кого дети называют госпожой «Пчелой»?
- Много ли кнопок они купили?
(На все 30 копеек.)
- Почему они дождались, когда родители уйдут со двора?
(Взрослые бы их не поняли.)

2) Физминутка

- Нам пора передохнуть.
Начинается разминка.
Встали, выровняли спинки.
На дворе у нас мороз.
Чтобы носик не замёрз,
Надо ножками потопать
И ладошками похлопать.

(Дети хлопают себя ладонями по плечам и топают ногами.) А теперь представим лето.
Речка солнышком согрета.
Мы плывём, плывём, плывём,
Дно ногами достаём.
Плавательные движения руками.)
Мы выходим из речушки
Направляемся к опушке.
(Ходьба на месте.)
Там садимся на пенёк,
И опить у нас урок.
(Дети садятся за парты.)

3) Обобщающая беседа.
- Как же получилось, что причиной страхов стал нарисованный цыпленок с пумпушкой? (Под влиянием книги В. Буша и конкретной истории с цыпленком, которого обидели Макс и Мориц. Дети читали про приключения Макса и Морица, которые много шалили. Они что-то сделали цыпленку. Это произвело на них впечатление. Герои запутались в шалостях, которые совершали сами и о которых читали. И решили, что цыпленок пришёл им отомстить. - Продолжается ли фантазия детей? Где об этом говорится?
(Конечно, это очевидно из двух последних абзацев.)

5. Закрепление

1) Творческая работа.
- Что вы можете сказать о главных героях, как можете их охарактеризовать?
( Зина - выдумщица, фантазерка, много читает, любит брата, любит пошалить, может нагрубить. Никита – много читает, любит сестру и слушает её, любит пошалить, воображение и фантазия развиты меньше, чем у сестры)
2) Выявление жанровых особенностей.
- Что делает эту историю сказкой?
(Фантастический Фофка, особенности языка.) - Что в этой истории от рассказа?
(реальный мир, начало и конец текста, диалоги героев и др.)
- Как же соединяются в «Фофке» сказка и рассказ?

Закончите предложение:
«Фофка» - это рассказ о сказке, в которой живут ... (дети), рассказ о детских ... (фантазиях).

6. Домашнее задание.
- Дома вы тоже пофантазируете и составите рассказ о воображаемом герое.
(Кто живет у нас под ковром, за шкафом, в письменном столе и т.д.)

7. Итог.
- Какова же главная мысль этого рассказа?
(Воспитывать у детей честность, ответственность, уважительное отношение к окружающим и умение держать свое слово).
Молодцы! Я благодарю вас за хорошую работу и предлагаю оценить её с помощью карточек-самооценок.

Воспитывать у детей нравственные качества: честность, ответственность, уважительное отношение к окружающим и умение держать свое слово.


Урок прошел удачно. Мне было трудно, но я Мне было очень Я доволен собой. справился с заданиями. трудно. Мне нужна
Я вполне доволен собой. помощь.

- Спасибо! Оценки. - Урок окончен.





Список литературы, использованный при составлении плана урока:
Учебник Литература «Аматыкітап» 2010 г.
С. В. Кузнецовой, Е. В. Тимошкиной.
Начальная школа Казахстана №10 2013г.
Методическое пособие С. В. Кузнецовой, Е. В. Тимошкиной.
«Аматыкітап» 2010 г.
15